search
menu
person

NEWS AND UDATES


Возможности вооруженных сил США для проведения операций за пределами национальной территории (2021)

Возможности вооруженных сил США для проведения операций за пределами национальной территории

Полковник Ю. Васильев

Военное присутствие за рубежом играет важнейшую роль в реализации стратегии глобального доминирования США. В соответствии со взглядами американского руководства Пентагон поддерживает постоянное передовое базирование вооруженных сил (ВС) за пределами национальной территории в целях обеспечения своевременного и эффективного противодействия любому потенциальному противнику.

Учитывая обособленное расположение Соединенных Штатов, отделенных от других континентов, стран и территорий, большая часть которых охватывает круг их глобальных национальных интересов, важной потребностью американских ВС для усиления передовых группировок или их развертывания является наличие сил и средств для обеспечения стратегических перебросок войск и военных грузов в удаленные регионы мира и ТВД во время подготовки и в ходе проведения кампаний/операций.

Такие силы и средства административно входят в состав ВВС, ВМС и сухопутных войск и оперативно подчинены объединенному командованию стратегических перебросок (ОКСП). При выполнении задач ОКСП передаются от ВВС – транспортные и транспортно-заправочные самолеты, от ВМС – морские суда, от СВ – железнодорожные вагоны, специальные платформы и суда.

Наибольшими возможностями по осуществлению быстрых стратегических перебросок войск обладает военно-транспортная и транспортно-заправочная авиация ВВС США. Многочисленный и современный парк транспортных и транспортно-заправочных самолетов (ТС и ТЗС) обеспечивает переброску войск и грузов в любой район земного шара. На вооружении ВВС США состоят стратегические (С-5В, С-17А) и тактические ТС (С-130Н), а также стратегические ТЗС (КС-10А, КС-46А, КС-135R/T).
Кроме того, для авиагрузоперевозок в интересах министерства обороны широко привлекаются коммерческие авиакомпании. На регулярной основе коммерческие перевозки по заказам Пентагона выполняются с 1951 года в рамках программы резервного самолетного парка гражданской авиации США – «Гражданский резервный воздушный флот» (Civil Reserve Air Fleet – CRAF)1. В развитие данного документа в 1987 году президент Р. Рейган издал директиву национальной безопасности «Политика в области национальных воздушных перевозок», которая действует по настоящее время. Ее цель – создание гарантированного соответствия военных и гражданских ресурсов по воздушным перевозкам с требованиями по обеспечению мобилизационной готовности государства в кризисные периоды.

В документе подчеркивается особая роль программы CRAF в вопросах наращивания и формирования дополнительной мобилизационной базы воздушных перевозок вооруженных сил в интересах министерства обороны в мирный период, в тяжелых ситуациях и в военное время (особые периоды) за счет резервного парка самолетов гражданской авиации.

Уровни мобилизационной готовности для гражданского резервного воздушного флота – участников программы CRAF

При возникновении соответствующих ситуаций командующий ОКСП с согласия министра обороны оценивает потребности военного ведомства в объемах авиаперевозок и принимает решение по введению одной из трех стадий мобилизационной готовности для гражданского резервного воздушного флота:
1. Уровень готовности I2 – ограниченные региональные кризисы и мероприятия по оказанию гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Распространяется на военные действия низкой интенсивности или операции в случаях, когда выполнение задач достигается в основном силами и средствами ВТА и небольшим количеством самолетов коммерческих авиакомпаний.
2. Уровень готовности II3 – операции на театре военных действий, требующие быстрой передислокации сил и средств. Чрезвычайное положение в отношении военно-транспортных авиагрузоперевозок (Defense Airlift Emergency) распространяется на период ведения боевых действий на главных театрах войны, во время которой требуется быстрое развертывание войск.

3. Уровень готовности III4 – общенациональная мобилизация или участие в двух больших конфликтах. Национальное чрезвычайное положение (National Emergency) планируется в период всеобщей мобилизации, предшествующий войне.
За всю историю своего существования программа CRAF официально вводилась в действие только дважды: в операции «Щит/Буря в пустыне» и в операции «Свобода Ираку».

В операции «Щит/Буря в пустыне» (уровень готовности I) на различных этапах было задействовано 76 пассажирских и 40 грузовых самолетов, принадлежащих 29 коммерческим авиакомпаниям, совершено 5 460 вылетов по дальнемагистральным маршрутам (США – Европа – Ближний Восток – страны Персидского залива – США). Перевезено 726 тыс. человек личного состава и 230 тыс. т груза, на долю гражданских эксплуатантов пришлось соответственно 60 проц. и 25 проц.

Общая стоимость контрактов, выполненных коммерческими компаниями и оплаченных командованием воздушных перебросок ВВС США, составила 1,4 млрд долларов. По оценкам национальной счетной палаты, она минимальна по сравнению с затратами на приобретение и обслуживание военно-транспортной авиационной техники, оплату и обучение летного состава и другие расходы на поддержание резервного воздушного флота в рамках только министерства обороны. Так, для обеспечения сравнимого объема авиаперевозок для операций «Щит/Буря в пустыне» ВВС США пришлось бы израсходовать от 15 до 50 млрд долларов (в зависимости от схем госзакупок) на приобретение и обслуживание дополнительных военно-транспортных самолетов.

В операции «Свобода Ираку» (уровень готовности II) в ходе различных мероприятий были задействованы 51 пассажирский и 16 грузовых самолетов, принадлежащих 27 коммерческим авиакомпаниям, совершено 1 625 вылетов по дальнемагистральным маршрутам (США – Европа – Ближний Восток – страны Персидского залива – США). Перевезено 254 тыс. человек личного состава и 11 тыс. т груза. Уровень готовности III до настоящего времени не использовался.

Гражданский резервный воздушный флот имеет три основных сегмента применения: международные и национальные авиаперевозки, аэромедицинская эвакуация. Выбор области использования самолета зависит от характера требований Пентагона и летно-технических характеристик летательного аппарата.

Наибольшее количество судов включается в программу CRAF для выполнения международных авиаперевозок, подразделяемых на дальние и ближние.

Дальние осуществляются самолетами, дальность полета которых составляет не менее 6 500 км, ближние международные – пассажирскими и грузовыми самолетами с меньшими дальностью полета и грузоподъемностью.

Национальные авиаперевозки могут выполняться гораздо меньшим составом CRAF и разделены на две категории: внутренние маршруты США (обеспечивают бóльшую их часть) и являются исключительно пассажирскими, и грузовые на Аляске (снабжают объединенное командование ВС США в Индо-Тихоокеанской зоне и осуществляют специфические для данного региона рейсы).

Самолеты аэромедицинской эвакуации (Боинг 767, переоборудованные для выполнения данных задач) осуществляют транспортировку пострадавших с территории ТВД в медицинские учреждения на континентальной части США.

В соответствии с мобилизационным планом CRAF определяет количество пассажирских и грузовых коммерческих самолетов, необходимых для поддержки различных уровней требований военного времени, и таким образом позволяет военному ведомству рассчитывать их использование при подготовке и проведении операций в мирное и военное время.

Фактический состав транспортного резервного воздушного флота может меняться ежемесячно по мере добавления/удаления авиакомпаний и лайнеров по согласованию между национальными министерствами обороны, транспорта и перевозчиками.

Кроме того, условием обеспечения участия в международном сегменте программы CRAF является обязательство авиакомпаний в мирное время поддерживать в полной эксплуатационной готовности не менее 40 проц. своего самолетного парка.

По состоянию на апрель 2020 года он включал 433 самолета, из них 396 воздушных судов приписаны к международному сегменту и 37 – национальному. На каждый самолет подготовлены и находятся в резерве по четыре экипажа. В вышеуказанной программе участвуют 25 авиационных компаний США. Им принадлежит около 1 000 воздушных судов (А.330 и 333, Боинг 747, 757, 767 и 777; DC-8, -10 и -30; L1011 и MD-11 различных модификаций) в пассажирском или транспортном вариантах, которые могут привлекаться для выполнения задач по доставке личного состава, вооружения и военной техники в интересах группировок войск (сил), действующих на удаленных ТВД. В общем случае данные машины отличаются от серийных гражданских усиленным полом грузового отсека, увеличенными размерами дверей и грузовых люков, а в ряде случаев наличием дополнительного оборудования.

После объявления командованием воздушных перебросок ВВС США мобилизационной готовности по программе CRAF время предоставления авиакомпанией самолетов к выполнению задач МО США составляет от 24 до 48 ч.

Управление и обслуживание судов в периоды мобилизационной готовности осуществляет авиакомпания, предоставившая технику, а функции контроля при выполнении авиарейсов – командование воздушных перебросок США.

При полной мобилизации до уровня готовности III самолеты, включенные в программу CRAF, смогут обеспечить до 90 проц. требуемых воздушных перевозок личного состава ВС США в зону конфликта, 40 проц. грузов и 100 проц. потребностей по медицинской эвакуации персонала. Основные средства военно-транспортной авиации национальных ВВС (С-5М, С-17 «Глоубмастер-3») в этот период будут задействованы для доставки крупно- и негабаритной военной техники, специализированного оборудования и вооружения на дальне/ближнемагистральных маршрутах. Таким образом, данная программа освобождает правительство страны от необходимости закупок дополнительных самолетов, оплаты расходов на персонал и обслуживания избыточной в мирное время военной авиационной техники.

Области применения гражданского резервного воздушного флота США

Основополагающим нормативным документом, определяющим функционирование всей системы военных авиатранспортных перевозок в США, является наставление комитета начальников штабов национальных вооруженных сил «Воздушные переброски» (Joint Publication 3-17.Air Mobility Operations) от 5 февраля 2019 года.

Структурирование парка воздушных судов в программе CRAF по уровню их мобилизационной готовности позволяет сбалансировать уровень требований к готовности самолетов, задействованных авиакомпаниями в программе и потребным уровнем ее ресурсного (финансового) обеспечения. В целях повышения заинтересованности авиакомпаний участвовать в данной программе министерство обороны оказывает им существенную финансовую поддержку через систему государственных закупок гарантированного и «рамочного» объема услуг по перевозкам:
– гарантированные платежи – это средства, уплачиваемые бюджетом авиакомпаниям независимо от степени использования их самолетов в целях государственных авиаперевозок;
– «рамочные» платежи – средства, зарезервированные в бюджете на реализацию задач CRAF.

За период с 2001 по 2015 год бюджетные средства, выделенные американским авиакомпаниям на содержание самолетного парка и подготовку летного состава, составили около 33 млрд долларов, средний уровень ежегодного их финансирования по программе CRAF в период 2001–2016 годов – около 2,2 млрд долларов в год. Субсидии, выделяемые национальными авиакомпаниям на поддержание летной годности самолетов (в абсолютном большинстве американского производства), а также на совершенствование летных навыков и материальное стимулирование значительной части пилотов, представляют собой эффективный инструмент повышения конкурентоспособности и долгосрочной финансовой поддержки отраслей гражданской авиации и самолетостроения.

Таким образом, в настоящее время наиболее полная и отработанная программа формирования и использования резерва самолетного парка гражданской авиации в интересах МО, существующая в США, – это программа CRAF.

Она обеспечивает комплексное решение общенациональных и отраслевых проблем страны как в целях поддержания высокого уровня мобилизационной готовности вооруженных сил и воздушного транспорта к решению различного объема задач в зависимости от степени критичности ситуации, так и системной и долгосрочной финансовой поддержки государством отраслей гражданской авиации и самолетостроения.

В течение последних 10 лет в рамках данной программы ежегодно задействуются до 30 американских авиакомпаний с привлечением в резервный парк гражданской авиации от 430 до 1 200 судов различного назначения и до 10 тыс. пилотов. С учетом географии полетов, структуры используемого парка самолетов (в подавляющем большинстве американского производства), организации госфинансирования гражданской авиации программа CRAF стала одним из ключевых инструментов доминирования США на рынке авиационных грузовых перевозок (контролируя не менее половины его мирового рынка), а также обеспечила загрузку мощностей отечественных авиапроизводителей.

Привлечение гражданской авиации к решению задач стратегических воздушных перебросок войск позволило ВВС США иметь самолетный парк в количественном отношении достаточный для обеспечения текущих потребностей ВС, их оперативной и боевой подготовки и решения других вновь возникающих задач без необходимости для правительства страны покупать дополнительные самолеты, оплачивать расходы на персонал и обслуживание избыточной в мирное время военной авиационной техники.

Реализация программы CRAF в кризисных ситуациях и при проведении операций на ТВД показывает ее эффективность в решении вопросов наращивания группировок ВС за пределами национальной территории, сокращения сроков и улучшения качества их перебросок на межконтинентальные расстояния, а также экономии бюджетных средств.

P. S. Материал о роли морских перевозок в обеспечении стратегической мобильности вооруженных сил США будет опубликован в следующем номере журнала.

1 Программа CRAF была учреждена совместным соглашением между министерствами обороны и торговли 15 декабря 1951 года в соответствии с законом об оборонном производстве 1950 года (Defense Production Act of 1950).

2 Вводится в действие приказом командующего объединенным командованием стратегических перебросок ВС США с разрешения министра обороны в условиях мирного времени.

3 Вводится в действие приказом министра обороны, но всеобщая мобилизация не объявляется.

4 Вводится в действие приказом министра обороны только после объявления президентом или конгрессом США чрезвычайного положения в стране.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №2. - С. 3-9

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (07.02.2021) | Автор: Полковник Ю. Васильев
Просмотров: 1256 | Теги: Ю. Васильев, гражданский флот, переброска войск, мобилизация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar