search
menu
person

NEWS AND UDATES


Новые направления в кораблестроении ВМС США (2002)

Новые направления в кораблестроении ВМС США

Капитан 1 ранга Ф. Кислов

В США ведется широкомасштабная программа исследований, направленная на значительное повышение уровня стратегической мобильности ВС и их возможностей по реагированию на кризисные ситуации в различных регионах мира. До 2010 года намечено сократить оперативные нормативы развертывания войсковых формирований различного уровня с континентальной части США в любой район комбинированным способом (по воздуху и морем). Так, переброску любого формирования бригадного уровня (численностью около 16 500 человек) со средствами усиления, поддержки и снабжения предполагается осуществить за 96 ч, экспедиционной дивизии (более 50 000 человек) - за пять дней, а пяти дивизий - за 30 дней вместо 75 в настоящее время.
Согласно оценки экспертов ВМС США, для выполнения указанных нормативов необходимо: сократить на 50 проц. (по отдельным типам - до 70 проц.) суммарную массу вооружения и военной техники (В и ВТ) и амуниции сил передового развертывания с сохранением их боевых возможностей и эффективности, на 65 проц. - срок грузообработки для контейнеровозов и на 50 проц. - для судов и кораблей других типов; увеличить в 2 раза пропускную способность морских портов и в 4 раза аэропортов; задействовать до 80 контейнеровозов для обеспечения перевозки морем не менее 1,5 млн т военных грузов - основной части В и ВТ, состоящих на вооружении механизированных и бронетанковых формирований. Так как до 90 проц. массы всех перевозимых грузов приходится на долю флота, особое внимание уделяется значительному увеличению темпов морских перевозок и, соответственно, скоростным и мореходным качествам десантно-транспортных кораблей и транспортных судов.
В связи с этим рассматривается возможность применения судов и кораблей с нетрадиционной архитектурой: катамаранов, тримаранов, а также имеющих малую площадь ватерлинии. Основными направлениями исследований, проводимых в этой области, стали: комплексная оценка эффективности применения кораблей разного архитектурно-конструктивного типа для решения возложенных на ВМС задач, определение потребностей в них флота, морской пехоты (МП) и сил специальных операций, а также формирование исходных данных для тактико-технических заданий на создание ряда перспективных кораблей.
Подтвердить высокие мореходные качества и возможности применения волнорезных катамаранов в ВС США призваны находящиеся в настоящее время в опытной эксплуатации два судна этого типа: в ВМС -десантный транспорт (ДТ) HSV-X1 «Джойнт Вентур» (рис. 1), созданный совместно американской фирмой «Болингер» и австралийской «Инкат аустал», а в составе МП - «Вестпак-Экспресс», взятый в аренду на два года у австралийской фирмы «Аустал шипе». На первом из них установлен контрольно-измерительный комплекс, включающий около 300 встроенных приборов и предназначенный для измерения величины напряжений в корпусе и изучения поведения корабля в период его эксплуатации.
В целях экономии финансовых средств и сокращения сроков работ при создании новых транспортных судов в качестве базового был принят проект австралийского катамарана «Джарвис Бей». В ходе международной миротворческой операции в Западном Тиморе были продемонстрированы его высокие технико-эксплуатационные и мореходные качества. Только с сентября по октябрь 1999 года данное судно, арендованное ВМС Австралии, выполнило девять челночных рейсов между портами Дарвин (северная Австралия) и Дили (о. Тимор), обеспечив перевозку морем 2 000 морских пехотинцев, 70 единиц автотехники и около 100 контейнеров с военными грузами.
За период с сентября 1999 года по май 2000-го использование катамарана «Джарвис Бей» позволило перебросить в общей сложности 12 000 пехотинцев со штатным оружием и средствами усиления, около 500 единиц легкой техники и до 4 000 т военных грузов. При этом судно поддерживало скорость хода до полного без ограничений по курсовым углам относительно волны при полном дедвейте и состоянии поверхности моря около 5 баллов. В одном рейсе за 10 ч преодолевалось расстояние около 1 000 км. Потери скорости хода и число страдающих морской болезнью пассажиров при высоте волны до 4 м и скорости ветра более 15 м/с не превысили 1 проц.
В соответствии с требованиями командования ВМС США и МП новые ДТ, сохраняя архитектурно-конструктивные особенности базового проекта, обеспечивают большую скорость перевозок морем пехотинцев со штатным оружием, техникой и средствами усиления, поддержки и снабжения при состоянии поверхности моря до 7 баллов, их выгрузку на необорудованный берег при волнении моря не более 5 баллов; имеют взлетно-посадочную площадку и оборудование для размещения одного вертолета массой до 15 т: обладают живучестью на уровне требований, предъявляемых к существующим кораблям этого класса; имеют вентиляционные установки и конструкцию корпуса, обеспечивающие удаление из внутренних помещений отработанных газов колесно-гусеничной техники десанта.
В отличие от базового проекта и ДТ «Джойнт Вентур» катамаран «Вестпак-Экспресс» оборудован двумя (дополнительно носовой) усовершенствованными аппарелями, что позволяет осуществлять сквозную горизонтальную грузообработку техники самоходом на необорудованный берег с использованием лихтеров и плавучих причалов, а также сход амфибийных бронемашин десанта непосредственно в воду (рис. 2). При этом погрузка-выгрузка мотопехотного батальона со средствами усиления, поддержки и обеспечения занимает не более 2 ч. Для увеличения длины транспортная палуба оборудована четырьмя гидравлическими секциями, способными по необходимости выдвигаться или убираться одновременно либо раздельно.
Для увеличения дальности плавания с 400 до 1 250 миль при полном дедвейте на транспорте оборудованы дополнительные топливные цистерны суммарной емкостью около 240 тыс. л. Это, в частности, позволило в ходе испытаний осуществить переход от о. Окинава до о. Гуам за 36 ч без дозаправки в море и сохранить 20 проц. запас топлива. Кроме того, судно оборудовано модульной системой транспортировки топлива для самоходной техники десанта и ее заправки на борту ДТ, опреснительной установкой, работающей на принципе обратного осмоса и полностью обеспечивающей потребности экипажа и десанта в пресной воде во время перехода морем.
Применение в составе главной энергетической установки (ГЭУ) катамарана «Вест-пак-Экспресс» четырех среднеоборотных дизелей серии 3618 фирмы «Катерпиллер» мощностью около 10 000 л. с. каждый с прямой передачей мощности на валы водометных движителей 125 SII шведской компании KaMeWa обеспечивает движение судна со скоростью полного хода до 41 уз при нормальном водоизмещении и состоянии поверхности моря до 5 баллов.
Особенностью данных водометных движителей является семилопастной гребной винт. Результаты проведенных испытаний и опытной эксплуатации центральных движителей этой серии на австралийском катамаране «Джарвис Бей» показали, что винт такой конструкции по сравнению с ранее применявшимся шестилопастным имеет лучшие кавитационные характеристики и его использование позволит дополнительно снизить на 25 проц. уровни вибрации и акустических шумов движителя.
В период ходовых испытаний судна было определено, что частота вращения валов дизелей при движении в диапазоне маршевых скоростей хода (при работе только бортовых движителей) и в режиме полного хода изменяется не более чем на 3,5 проц. При этом дизели работают практически с постоянной нагрузкой и не подвергаются перегрузкам. Применение поворотно-реверсивных насадок только на двух бортовых движителях обеспечивает требуемый уровень маневренности транспорта во всем диапазоне скоростей хода. Поэтому решено было отказаться от использования таких насадок на центральных движителях.
Согласно оценке экспертов ВМС США, 10-12 кораблей данного типа способны за один рейс за 10 ч перевезти морем на расстояние до 500 морских миль войсковую группу бригадного уровня со средствами усиления, поддержки и снабжения суммарной массой около 19 500 т. Для переброски воздушным путем грузов такой же массы потребовалось бы 254 военно-транспортных самолета С-17 «Гэлэкси» и в 5 - 6 раз больше денежных средств.
В настоящее время в США исследуется возможность создания десантного транспорта с большей по сравнению с катамараном «Вестпак-Экспресс» грузоподъемностью. Его десантовместимость составит около 1 700 человек со штатным оружием, 118 единиц автотехники или до 14 средних вертолетов. В целях обеспечения движения судна на скоростях полного хода (50 - 60 уз) прорабатывается возможность применения в составе его комбинированной ГЭУ газовых турбин в качестве форсажных двигателей. Повысить маневренность при плавании в закрытых акваториях портов, бухт и в узкостях намечается за счет использования носовых подруливающих устройств.
Министерство ВМС США предполагает (в зависимости от результатов опытной эксплуатации катамарана «Вестпак-Экспресс») заключить контракт с фирмой «Аустал шипе» на постройку нескольких судов этого типа или применить полученные наработки в ходе НИОКР по созданию многоцелевого корабля нового поколения «Стрит Файтер». Постройка одного катамарана оценивается в 50 - 85 млн долларов. Другим направлением исследований стала проработка концепций боевых кораблей разного предназначения и водоизмещения (от 200 - 500 т патрульных кораблей до легких авианосцев). В рамках осуществляемой в настоящее время программы DD (X) ВМС предусматривается проведение поисковых исследований по разработке специализированного корабля LCS (Littoral Combat Ship), предназначенного для действий в потенциально опасной прибрежной морской зоне и непосредственно вблизи берегов противника. В ходе флотских исследовательских учений в 1999 году была продемонстрирована концепция перспективного боевого корабля XXI века «Стрит Файтер». Для этого использовалось опытовое СМПВ «Си Шэдоу», созданное в 1983 году американской фирмой «Локхид -Мартин» совместно с управлением перспективных исследований МО США.
В инициативном порядке разработана концепция корабля и буксируемой платформы, обеспечивающих скрытную доставку и установку вдоль береговой черты комплекса из девяти автономных или дистанционно управляемых боевых модулей (5,5 х 3,3 х 2,75 м) оружия либо систем наблюдения, радио- и радиотехнической разведки, а также их охрану и оборону. В этих целях предполагается использовать катамараны волнорезного типа суммарной грузоподъемностью около 190т (рис.3). Согласно проекту, получившему название «Си Ланс», постановка боевых модулей на дежурство может осуществляться путем их сброса в воду (по аналогии с авиационными системами) при Планируемое модульно-контейнерное исполнение систем вооружения позволит производить их быструю смену в зависимости от выполняемых задач. В целях повышения боевой устойчивости рассматривается возможность оснащения перспективного корабля противокорабельными ракетами, зенитным ракетным комплексом ближнего действия «Си Рам», 30-мм артиллерийской установкой с низкопрофильной башней, а также оборудования на нем площадки для размещения одного многоцелевого вертолета или нескольких беспилотных летательных аппаратов. В состав радиоэлектронных средств намечено включить теле- и тепловизионный комплексы наблюдения, унифицированный комплекс сбора, обработки информации и целеуказания, автоматизированные быстродействующие линии обмена данными, противоминные подводные аппараты.
В качестве альтернативы катамаранам волнорезного типа рассматриваются корабли с малой площадью ватерлинии. Так, корпорацией «Локхид - Мартин» прорабатывается проект малозаметного корабля (длина около 70 м, скорость полного хода до 60 уз), предусматривающий широкое использование элементов технологии «стелт» и наработок, полученных при создании опытовых судов «Си Шэ-доу» и «Слайс» (рис. 4).
В июне 2001 года научно-исследовательское управление ВМС США заключило контракт с рядом кораблестроительных фирм стоимостью около 9,4 млн долларов на постройку такого судна водоизмещением до 500 т. Начало его натурных испытаний намечено на 2003 год.
Отличительной особенностью судна «Слайс» (водоизмещение 180 т, рис. 5) является применение четырех подводных каплеобразных корпусов-гондол вместо двух торпедообразных, как на «Си Шэдоу». При этом длина каждой из них составляет примерно 25 проц. длины погруженной гондолы с малой площадью ватерлинии аналогичного водоизмещения. В двух носовых корпусах установлены дизели, работающие напрямую на винты регулируемого шага, что позволяет при одинаковых с «Си Шэдоу» значениях числа Фруда достигать больших скоростей хода и использовать энергетическую установку меньшей мощности.
Согласно результатам испытаний применение перспективных конструктивных решений на судне «Слайс» обеспечило повышение на 20 - 35 проц. эффективности пропульсивного комплекса при движении со скоростью полного хода более 18 уз. Дополнительное повышение остойчивости достигается использованием бортовых управляемых рулей успокоителей качки, установленных на всех гондолах.
В рамках программы НИОКР по созданию кораблей с улучшенными гидродинамическими характеристиками фирма «На-ватек шипе» в инициативном порядке создала и совместно с управлением перспективных исследований МО США проводит испытания судна «Мидфойл». В конструкции его корпуса объединены технические особенности судов на подводных крыльях и с малой площадью ватерлинии. Основной из этих особенностей стало подводное крыло, размещенное в районе миделя между двумя полупогруженными корпусами (рис. 6). Применение дополнительного носового гидродинамического крыла обеспечивает повышение остойчивости судна и его устойчивости на курсе. В составе дизель-электрической энергетической установки используются два гребных электродвигателя РА57 на постоянных магнитах мощностью около 1 000 л. с. каждый.
По оценке разработчиков, различные модификации судна данного типа могут использоваться также для проведения гидрографических и океанографических работ, поисково-спасательных операций, обслуживания команд буровых платформ, обеспечения водолазных работ, выполнения задач погранично-таможенной службы при состоянии поверхности моря до 5 баллов.
Кроме того, американская сторона принимает активное участие в программах натурных испытаний британского тримарана «Тритон» и норвежского корабля на воздушной подушке скегового типа «Скьольд» и получила полный доступ к их результатам. В частности, до середины 2004 года предполагается провести мореходные испытания опытового судна «Тритон», переоснащенного разработанной в
США новой электроэнергетической установкой, а также гребными валами, выполненными из углеродного композиционного материала. Большое внимание будет уделяться исследованиям малогабаритных газотурбинных установок мощностью 8 и 1,25 МВт, системы электродвижения, в которой намечается, использовать гребные электродвигатели на постоянных магнитах и рулевое устройство с электроприводом.
Командование ВМС США планирует учесть результаты исследований судов всех типов при полномасштабной разработке корабля LCS нового поколения, к созданию которого намечено приступить в 2005 году.

ТТХ катамаранов волнорезного типа
  «Джарвис Бей» «Джойнт Вентур» «Вестпак-Экспресс»
Водоизмещение (полное), т 1 250    
Главные размерения, м:
длина (наибольшая)
длина (корпуса)
ширина
осадка

86,6

26
3,7

96

26
3,7

101
88,7
26,65
4,2
Скорость хода, уз:
экономическая
полная

19,5
43,5

19,5
41

21
36,5
Дальность плавания, миль
при скорости, уз
1000 1 110 1250
40 37 35
Десантовместимость:
пехотинцы со штатным вооружением, человек
основные боевые танки, единиц
или легкая автотехника, единиц
или военные грузы, т

500
-
125
380

365
14
17
500

970
10
251
780

 

Рис. 1. Катамаран волнорезного типа «Джойнт Вентур» ВМС США Рис. 2. Американский катамаран «Вестпак-Экспресс»
Рис. 4. Концептуальный облик корабля с малой площадью ватерлинии фирмы «Локхид - Мартин»
состоянии поверхности моря до 4 баллов.
Рис, 5. Опытовое судно «Слайс» фирмы «Локхид - Мартин»
Рис. 3. Концептулычый облик боевого катамарана «Си Ланс» Рис. 6. Опытовое судно «Мидфойл» фирмы «Наватек шипс»
Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (20.01.2003) | Автор: Капитан 1 ранга Ф. Кислов
Просмотров: 9514 | Теги: кораблестроение, НИОКР ВМС, Ф. Кислов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar