search
menu
person

NEWS AND UDATES


Финансирование и строительство АВМА типа Gerald R. Ford для ВМС США (2021)

Финансирование и строительство АВМА типа Gerald R. Ford для ВМС США

Н. Железняк,

И. Береговая

Военно-морские силы США обладают одним из самых мощных флотов в мире и в дальнейшем намерены поддерживать его количественный состав и качественный уровень в пределах, обеспечивающих защиту национальных интересов. В начале XXI века руководство Соединенных Штатов активизировало ряд широкомасштабных программ, направленных на повышение боевых возможностей ВМС страны - одного из основных видов ее вооруженных сил. Реализуемая в настоящее время долгосрочная программа строительства атомных многоцелевых авианосцев (АВМА) разрабатывается с учетом концепции создания перспективного флота, в составе которого будет около 550 кораблей (включая до 150 безэкипажных надводных и подводных платформ различных типов), а численность АВМА поддерживаться на уровне 10-11 единиц до 2051 года. В рамках данной концепции продолжается реализация дорогостоящей программы строительства для национальных ВМС серии перспективных атомных многоцелевых авианосцев типа Gerald R. Ford.

АВМА нового поколения предназначены для задействования в составе авианосных ударных групп с целью обеспечения военного присутствия в различных районах мира. Способность нести на борту большое количество самолетов и вертолетов позволяет использовать эти корабли для выполнения широкого круга задач от борьбы с надводными и наземными целями противника до проведения гуманитарных операций.

Для оценки эффективности реализации программы строительства новых авианесущих кораблей руководство ВМС особое внимание обращает на ход выполнения поставленных задач и обсуждение в конгрессе ее особенностей (наличие общего количества авианосцев в составе флота; порядок, объемы и принципы финансирования; причины увеличения стоимости разработки и строительства, а также меры по их снижению; основные конструктивные особенности, тактико-технические характеристики (ТТХ) АВМА типа Gerald R. Ford) и другие вопросы.

В соответствии с документом в составе американского флота должно быть не более 11 авианосцев. Программа строительства десяти АВМА типа Gerald R. Ford разработана в целях постепенной замены устаревших авианосцев типа "Нимитц".

В настоящее время в корабельном составе регулярных сил ВМС имеются десять АВМА данного типа, которые были введены в их состав в 1975-2009 годах.

При разработке нового авианосца учитывался опыт эксплуатации кораблей предшествующих типов. В качестве основы для выполнения проекта была взята архитектура корпуса АВМА "Нимитц" со значительными изменениями внутрикорабельной компоновки, конфигурации надстройки и полетной палубы. По своим габаритам и водоизмещению Gerald R. Ford практически не отличается от кораблей данного типа. Новые авианосцы с полным водоизмещением около 100 тыс. т имеют длину свыше 330 м и ширину палубы 78 м.

При этом внутреннее оснащение, радиоэлектронное оборудование, вооружение соответствуют современным требованиям.

Новый авианосец обладает расширенными техническими возможностями.  В частности, были разработаны новая система боевого управления, более совершенная интегрированная надстройка с новой многофункциональной РЛС, а также заменена система контроля и наблюдения на современную.

Кроме того, с учетом требований руководства ВМС увеличили взлетно-посадочную палубу, установили электромагнитные катапульты, разработали новую ядерную силовую установку и усовершенствовали электроэнергетическую систему.

Специально для авианесущих кораблей нового проекта корпорацией "Бектел марин пропалшн" разработан ядерный реактор типа A1B.

Корабельная энергетическая установка с двумя реакторами данного типа не требует перезагрузки топлива в течение всего срока службы и на 25% мощнее, чем на авианосце типа "Нимитц". При этом трудоемкость их обслуживания снижена вдвое. Запас ядерного топлива в новых реакторах рассчитан более чем на 50 лет.

Кроме того, повышается безопасность его эксплуатации, так как все радиоактивные материалы с момента их загрузки и до полного списания корабля будут находиться в герметичном контейнере.

Новый авианосец сможет размещать и обеспечивать боевую работу около 90 летательных аппаратов нескольких типов, в их числе палубные истребители-штурмовики F/A-18E/F "Супер Хорнет" и самолеты пятого поколения F-35C "Лайтнинг-2". Состав самолетов РЭБ, дальнего радиолокационного обнаружения и вертолетов различного назначения планируется сохранить прежним, также предполагается оснастить авианосец беспилотными летательными аппаратами нового поколения. Корабль оснащен электромагнитной катапультой типа EMALS. На нем используется современная система торможения самолетов. Кроме того, за счет внедрения высокой степени автоматизации уменьшена численность экипажа.

Строительство атомных многоцелевых авианосцев типа Gerald R. Ford возложено на судостроительный завод "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг" компании "Хантингтон инголлз индастриз" (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния), который является единственным предприятием США, способным строить атомные авианесущие корабли. Кроме того, к этой программе привлекаются более 100 компаний-подрядчиков.

Увеличение стоимости строительства головного авианосца Gerald R. Ford с 2008 по 2017 финансовые годы
Финансирование строительства серии новых авианосцев

Стоимость постройки авианосцев типа Gerald R. Ford

Контракт на строительство головного авианосца Gerald R. Ford (CVN-78), названного в честь 38-го президента США Джеральда Рудольфа Форда, был заключен в 2008 году. Согласно предварительным расчетам, в рамках бюджета стоимость головного корабля была определена в 10,5 млрд долларов.

Министерство ВМС заявляло, что, очевидно, на строительство данного авианосца потребуются дополнительные ассигнования. Повышение стоимости проекта является одним из главных вопросов для конгресса в рамках кораблестроительных программ. Опыт постройки предыдущих кораблей показывает, что невозможно точно оценить степень увеличения стоимости строительства до тех пор, пока тот не построят, а основные системы не будут установлены и интегрированы.

Все предварительные платежи по строительству корабля в размере свыше 3 млрд долларов были полностью проведены в установленные сроки. Данные суммы формируются за несколько лет до заключения контракта и предназначены для финансирования детального проектирования, приобретения материалов с длительным сроком изготовления, начального производства комплектующих, а также строительства наиболее сложных и трудоемких элементов конструкции, которые заказываются заранее для своевременной установки их на корабль.

В рамках бюджетов 2008-2011 финансовых годов корабль полностью профинансирован в размере около 11,6 млрд долларов. Полное финансирование покрывает оставшуюся часть финансовых обязательств в рамках контракта, подразумевающего выплату полной стоимости. Вместе с тем в связи с возросшей стоимостью строительных материалов ВМС запросили дополнительно в 2014-2016 финансовых годах еще 1,4 млрд долларов. В результате согласно военному бюджету США на 2019 финансовый год стоимость постройки головного АВМА Gerald R. Ford составила около 13 млрд долларов. Ввод его в состав ВМС США планировался в сентябре 2015 года, но в связи с отставанием от графика строительства дата его передачи флоту была перенесена сначала на 2016, а затем на 2017 год.

Основными причинами задержек при строительстве АВМА Gerald R. Ford явились технические проблемы при использовании новых технологий.

По результатам тестовых испытаний американскими военными специалистами был выявлен ряд существенных недостатков. В частности, отмечено неудовлетворительное функционирование электромагнитных катапульт, РЛС и ряда других систем и механизмов.

По завершении строительства и передачи АВМА Gerald R. Ford в состав ВМС увеличение общей стоимости контракта (по данным военного бюджета на 2019 ф. г.) составило 23,5% (на 2,47 млрд долларов).

В результате задержек увеличились сроки постройки и ввода в состав ВМС второго и третьего авианосцев "Джон Кеннеди" и "Энтерпрайз". На данный момент частично профинансирована постройка:
- АВМА "Джон Кеннеди" (CVN-79), ввод в строй 2022 год;
- АВМА "Энтерпрайз" (CVN-80), ввод в строй 2027 год;
- АВМА "Дорис Миллер" (CVN-81), ввод в строй 2032 год.

Контракт на строительство второго авианосца "Джон Кеннеди", названного в честь 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, был окончательно оформлен в 2013 финансовом году. Авансовые платежи на строительство этого корабля выполнены в 2007-2012-х, а основное финансирование проекта обеспечено в 2013-2018 финансовых годах. Согласно расчетам командования ВМС, в рамках военного бюджета на 2019 финансовый год стоимость закупки второго авианосца по предварительным расчетам составила более 11,3 млрд долларов.

Закупка третьего авианосца "Энтерпрайз" началась в 2016 финансовом году. Предварительные платежи составили 2,2 млрд долларов. Полностью профинансировать программу строительства корабля планируется в течение 2018-2023 финансовых годов в размере 12,6 млрд долларов.

На предварительную закупку четвертого авианосца в рамках бюджета 2019 финансового года выделены авансовые платежи в размере 4,5 млн долларов.

В связи с возросшей стоимостью закупок его стоимость может составить 15 млрд долларов.

Несмотря на продолжающуюся реализацию программы строительства АВМА типа Gerald R. Ford для ВМС США и применение различных стратегий ее финансирования, основными вопросами для американского конгресса продолжают оставаться причины увеличения стоимости строительства серии авианосцев и меры по ее снижению.

В целом деятельность руководства Пентагона по оснащению ВМС США новыми авианосцами типа Gerald R. Ford направлена на обеспечение необходимого уровня боеготовности национальных ВМС при одновременном повышении эффективности расходования финансовых средств на реализацию долгосрочных программ строительства новых кораблей.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №8. - С. 71-76

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (07.09.2021)
Просмотров: 891 | Теги: CVN-78, USS Gerald R. Ford, авианосец, АВМА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar