search
menu
person

NEWS AND UDATES


Морские перевозки в вооружённых силах США (2021)

Морские перевозки в вооружённых силах США (2021)

В. Романов

Морские перевозки играют решающую роль в обеспечении стратегической мобильности вооруженных сил и являются важнейшей составляющей военной транспортной системы США. В настоящее время на них приходится не менее 95% транспортируемых воинских грузов, предназначенных для обеспечения деятельности контингентов войск (сил), дислоцирующихся в передовых зонах, а также для проведения военных операций.

Морские перевозки (Sealift) - это перемещение материальных средств и личного состава из одного района (пункта) в другой с использованием морского транспорта.

Основным достоинством морских перевозок по сравнению с другими видами транспортировки воинских грузов является возможность доставки тяжелой военной техники в значительных количествах, вооружения, других материальных средств и личного состава в интересах всех видов ВС на большие расстояния при относительно экономичной их стоимости. В то же время к недостаткам этого вида доставки следует отнести невысокую скорость судов-транспортов, ряд ограничений по использованию модернизированных портов, обеспечивающих обслуживание судов с большой осадкой, а также зависимость от состояния портовой инфраструктуры.

В мирное время, как и в ходе крупномасштабных операций по переброске воинских грузов и личного состава, силы и средства стратегических перебросок ВС США выполняют три основные задачи:
- непосредственная перевозка материальных средств и личного состава, в том числе трансокеанские перемещения войск (сил);
- задействование в качестве судов-складов в системе заблаговременного складирования материальных запасов на море;
- осуществление материального и других видов тылового обеспечения (ТО) действий войск (сил).
Кроме того, на морские перевозки приходится бóльшая часть транспортировок воинских грузов при обратной переброске контингентов национальных войск (сил) в места постоянной дислокации после выполнения задач на удаленных ТВД.
При совершении трансокеанских перевозок употребляется термин "стратегические морские перевозки" (Strategic Sealift), которые связаны с перемещением материальных средств в интересах всестороннего обеспечения деятельности войск (сил) США и их союзников на удаленных ТВД.

Для транспортировки твердых грузов задействуются суда-сухогрузы, а жидких - танкеры. В случае острой необходимости может осуществляться перемещение военнослужащих с использованием пассажирских судов.

Средства стратегических морских перевозок задействуются для транспортировки грузов одного или более видов ВС от порта погрузки до порта назначения (выгрузки) либо до определенного морского района для последующей выгрузки на необорудованное побережье в зоне проведения военной операции.

Основу средств стратегических морских перевозок составляют суда "общего пользования" (Common-user Shipping) командования морских перевозок (КМП) ВМС, не задействованные для выполнения задач по складированию материальных запасов на море, которые при необходимости могут быть дополнены судами резерва морской администрации министерства транспорта США (Maritime Administration Ready Reserve Force).*

Кроме того, к выполнению задач стратегических морских перевозок могут привлекаться суда, находящиеся в частной собственности компаний и граждан США, а также принадлежащие иностранным государствам.

Задачи материального и других видов ТО чаще всего выполняют суда торгового флота США (в большинстве случаев транспорты-контейнеровозы), которые могут перевозить большое количество грузов для непрерывного снабжения национальных войск (сил), находящихся за пределами континентальной части страны.

Эмблема командования морских перевозок ВМС США
Организационная структура командования морских перевозок ВМС США

За организацию и выполнение морских перевозок, в том числе стратегических, воинских грузов и личного состава в интересах всех видов ВС, отвечает командование морских перевозок (Military Sealift Command), которое является одним из основных командований ВМС, а также морским компонентом объединенного командования стратегических перебросок (ОКСП) ВС США.

В структуре американских ВМС КМП подчинено командованию сил флота военно-морских сил, имея статус межфлотского командования, которое отвечает за управление штатным судовым составом (эксплуатацию, ТО и ремонт, материальное обеспечение, подготовку кадров и комплектование персоналом), обеспечение повседневной деятельности и боевой подготовки сил флота (несение боевой службы и решение других задач в составе оперативных и экспедиционных формирований флота, а также морской пехоты). Оперативное управление силами и средствами КМП возложено на штаб ОКСП.

Эта структура организует как обычные (стандартные) морские перевозки воинских грузов и личного состава, так и специализированные морские перевозки (Exclusive use Sealift) материальных средств в интересах всех видов ВС в соответствии с планами ОКСП мирного и военного времени по осуществлению развертывания, боевого применения и всестороннего обеспечения американских войск (сил) в любом регионе мира.

Возглавляет КМП командующий (штатно-должностная категория "контр-адмирал"), который подчиняется:
- по вопросам всестороннего обеспечения деятельности военно-морских сил - командующему силами флота ВМС (административное управление);
- по проблемам транспортировки личного состава и воинских грузов в интересах видов ВС - командующему ОКСП (оперативное управление);
- по вопросам закупок технических средств и надзора за их техническим состоянием - помощнику министра ВМС по НИОКР и закупкам ВВТ.

Управление силами резерва командования морских перевозок (Strategic Sealift Reserve Force) обеспечивает проведение мероприятий по поддержанию мобилизационной и технической готовности судового состава, находящегося в состоянии пониженной готовности к выполнению соответствующих задач.

Основным предназначением эскадр судов-складов (Prepositioning Ship Squadrons) является обеспечение боевой деятельности экспедиционных формирований МП и поддерживающих их сил флота на удаленных ТВД.

Зональные управления морских перевозок отвечают за готовность и управление штатными и приданными судами КМП, заключение договоров о фрахтовании судов, контроль загрузки портов, выгрузку и распределение воинских грузов в зонах ответственности. Эти структуры имеют отделы и представительства, взаимодействующие с соответствующими территориальными формированиями ВС США.

Следует отметить, что весь штатный судовой состав КМП распределен по следующим основным программам, определяющим целевое предназначение судов (Program Manager - РМ):
- танкеры-заправщики (PM1, Fleet Oiler);
- суда специального назначения (PM2, Special Mission);
- транспортные суда-склады (ТРСС) и транспорты самоходной техники (ТРСТ, РМ3, Prepositioning);
- вспомогательные суда (PM4, Service Support);
- ТРСС и ТРСТ экстренного резерва КМП (РМ5, Sealift);
- транспорты боеприпасов (PM6, Fleet Ordnance and Dry Cargo);
- корабли штабные, управления и обеспечения (РМ7, Afl oat Staging Command Support);
- быстроходные военно-транспортные суда (PM8, Expeditionary Fast Transport).

По оперативному предназначению судовой состав КМП, входящий в состав каждого из зональных управлений, подразделяется на силы ТО корабельных группировок флота (Combat Logistics Force), силы обеспечения деятельности флота и решения специальных задач (Fleet Support and Special Mission), а также силы обеспечения зональных объединенных командований ВС (Combatant Command Support).

1. Основу сил и средств КМП ВМС США составляют транспорты самоходной техники и транспортные суда-склады.
ТРСТ КМП задействуются для переброски ВВТ, других материальных средств и личного состава исключительно в интересах ОКСП. Их основу составляют крупнотоннажные среднескоростные ролкеры (суда класса "ро-ро") (Large, Medium Speed, Ro-Ro - LMSR), базирующиеся на Восточном и Западном побережьях США, а также в акватории Мексиканского залива и находящиеся в пятисуточной оперативной готовности к выполнению задач (Five-day Reduced Operating Status - ROS-5). Средняя погрузочная площадь для перевозки вертолетной, тяжелой гусеничной и колесной техники каждого судна составляет около 28 тыс. м2, а полная скорость хода - до 24 уз.

Кроме того, среди судов программы РМ5 числятся контейнеровозы, сочетающие в себе возможности ролкеров. Эти суда могут перевозить как колесную и гусеничную технику, так и контейнерные грузы.

ТРСС являются компонентом системы заблаговременного складирования всех видов ВС США (Prepositioned Stocks).

Основа судового состава ТРСС - крупнотоннажные среднескоростные ролкеры, а также контейнеровозы, долгосрочно зафрахтованные у коммерческих компаний.

Один контейнеровоз способен складировать запасы военного имущества в объеме, достаточном для обеспечения боевых действий бригады американских СВ в течение 30 сут.

Эти суда находятся в частной собственности и фрахтуются на долгосрочной основе КМП.

ТРСС и ТРСТ приданы 2- и 3-й эскадрам судов-складов КМП.

2. Зафрахтованные на долгосрочной основе контейнеровозы и транспорты-сухогрузы обеспечивают перевозку различных воинских грузов, включая материальное имущество, военную колесную, гусеничную и другую технику, сверхтяжелые и негабаритные грузы, в том числе суда небольшого водоизмещения (например, патрульные катера).

3. Зафрахтованные на долгосрочной основе танкеры осуществляют транспортировку переработанных нефтепродуктов в интересах управления тыла МО США в целях организации централизованного снабжения войск (сил) горюче-смазочными материалами.

По данным на конец 2020 года, в ВМС насчитывается 32 судна обеспечения деятельности зональных объединенных командований ВС, в том числе:
- 10 крупнотоннажных среднескоростных ролкеров типов "Шугарт", "Уотсон", "Гордон" и "Боб Хоуп", а также пять контейнеровозов класса "ро-ро";
- пять крупнотоннажных среднескоростных ролкеров типа "Уотсон" и четыре контейнеровоза (системы заблаговременного складирования);
- три зафрахтованных транспорта-сухогруза и пять танкеров.

Штатный судовой состав может находиться в состоянии как полной готовности к выполнению задач (Full Operating Status), так и пониженной (Reduced Operating Status).

Кроме того, к решению задач стратегических морских перевозок американское командование может привлекать суда класса "ро-ро" - системы заблаговременного складирования (входят в программу РМ3), которые после выполнения основных задач (полной выгрузки материальных средств) при необходимости могут привлекаться к морским перевозкам в интересах командующих зональными объединенными командованиями ВС США.

ТРСС системы заблаговременного складирования - важный элемент боеготовности ВС США, предназначенный для обеспечения боевых действий войск (сил) в передовых зонах и в первую очередь формирований морской пехоты. Они необходимы для "стратегического размещения" ВВТ и других материальных средств, требующихся для снабжения войск (сил) в ключевых океанских районах при проведении военных операций на ТВД, а также при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий, гуманитарных и миротворческих миссиях. Входят в состав 2- и 3-й эскадр судов-складов КМП.

Транспортные суда-склады представлены:
- крупнотоннажными среднескоростными ролкерами;
- контейнеровозами класса "ро-ро".

Все суда-ролкеры оборудованы поворотными кормовыми и подвижными боковыми рампами, обеспечивающими погрузку (выгрузку) колесной и гусеничной техники своим ходом. Кроме того, они имеют грузовые краны для погрузки (выгрузки) материальных средств в плавучие баржи и лихтеры в портах с поврежденной или отсутствующей инфраструктурой.

По данным на конец 2020 года, общая численность судов заблаговременного складирования составляет 10 единиц, в том числе пять крупнотоннажных среднескоростных ролкеров типов "Шугарт", "Боб Хоуп" и "Уотсон", а также пять контейнеровозов класса "ро-ро" типа "Бобо".

Также следует отметить, что госпитальные суда, входящие в программу "вспомогательные суда" (РМ4), кроме медицинского обеспечения могут задействоваться при решении ряда задач морских перевозок личного состава, например эвакуации больных и раненых морем.

Особенности задействования судового состава при решении задач стратегических перевозок. В мирное время плановые повседневные перевозки в интересах всестороннего обеспечения потребностей войск (сил) организуются командованием воинских перевозок СВ США (Surface Deployment and Distribution Command) посредством фрахтования коммерческих судов, действующих по заранее известным маршрутам по установленному расписанию, либо бронированием части их тоннажа для доставки воинских грузов в интересах американских ВС.

В случае, когда имеющихся возможностей штатного судового состава недостаточно или его оперативное задействование в установленные сроки невозможно, КМП обеспечивает фрахтование дополнительного количества коммерческих судов торгового флота США. Кроме того, командование имеет полномочия заключать договоры фрахтования судов под флагами других стран, что позволяет ему использовать иностранные рынки чартерных морских перевозок.

В случае нехватки судовых ресурсов, которые могли бы обеспечить выполнение задачи по перевозкам, КМП по согласованию с управлением оперативного планирования (Operations and Plans Directorate - TCJ3) штаба ОКСП и министерством транспорта США задействует необходимое количество штатных судов из состава резервного флота национальной обороны (National Defense Reserve Fleet).

Суда экстренного резерва, организационно входящие в состав резервного флота национальной обороны, являются его важнейшим компонентом - одним из основных источников оперативного наращивания судового состава командования морских перевозок.

Большинство таких судов находятся на стоянках в портах Западного и Восточного побережий США, а также в акватории Мексиканского залива вблизи пунктов возможной загрузки и поддерживаются в состоянии пятисуточной готовности к выполнению задач (выходу в море). Полностью укомплектованные экипажами, они могут перевозить ВВТ и другие материальные средства, необходимые для развертывания и снабжения войск (сил) на передовых ТВД, проведения операций по ликвидации последствий стихийных бедствий и обеспечения мероприятий оперативной и боевой подготовки ВС США.

Основой судового состава резерва являются 27 судов-ролкеров, переоборудованных для выполнения задач стратегических морских перевозок. Кроме того, данный компонент флота национальной обороны насчитывает: восемь быстроходных транспортов класса "ро-ро"; шесть самоходных плавучих кранов; два судна, оснащенных оборудованием для погрузки (отгрузки) тяжелых грузов (Heavy-lift Ships); две плавмастерские авиации (Aviation Maintenance Ship) и один танкер (Offshore Petroleum Distribution Support Ship).

Всего на начало 2020 года в интересах усиления сил морских перевозок могло быть задействовано до 35 судов класса "ро-ро" и 11 специализированных вспомогательных судов различного назначения резерва КМП.

Штатные силы и средства КМП (в первую очередь крупнотоннажные среднескоростные ролкеры и контейнеровозы класса "ро-ро", находящиеся в пониженной степени готовности к выполнению задач) используются только при нехватке судового состава и большом объеме перевозок. Они являются наиболее доступным и универсальным средством для транспортировки значительных объемов ВВТ и других материальных средств видов американских ВС. В то же время относительно небольшой количественный состав судов данного класса может обеспечить только начальный этап развертывания войск (сил).

Кроме судов национального торгового флота в случае необходимости выполнения перевозок военного назначения могут задействоваться путем реквизиции по указанию президента США коммерческие суда, являющиеся собственностью американских компаний или их дочерних предприятий и зарегистрированные под флагами других государств, законодательство которых не препятствует реквизиции судов для военных нужд Соединенных Штатов.

При этом оперативное управление всеми судами в ходе выполнения задач стратегических морских перевозок осуществляет штаб КМП.

Таким образом, ВС США располагают развитой системой стратегических морских перевозок, позволяющей достаточно эффективно решать задачи по предназначению в мирное и военное время. Ее основу составляют 25 штатных крупнотоннажных среднескоростных ролкеров и контейнеровозов класса "ро-ро" командования морских перевозок ВМС страны.

При недостаточности для выполнения задач морских перевозок штатного судового состава КМП задействует судовые ресурсы резервного флота национальной обороны (35 судов класса "ро-ро), а также осуществляет фрахтование необходимого количества коммерческих судов торгового флота США и судов под флагами других стран.

* Предоставление услуг командованием морских перевозок МО, а также другим государственным структурам Соединенных Штатов по перемещению грузов водным транспортом на общих условиях командование ВС определяет как обычные (стандартные) морские перевозки (Common-user Sealift).

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №3. - С. 69-76

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (04.04.2021) | Автор: В. Романов
Просмотров: 1858 | Теги: КМП, тыл, транспорт, ВМС США, морские перевозки, В. Романов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar