search
menu
person

NEWS AND UDATES


Морские перевозки вооруженных сил США судами коммерческих компаний (2021)

Морские перевозки вооруженных сил США судами коммерческих компаний

В. Романов

В опубликованной ранее статье1 рассматривались морские перевозки вооруженных сил США, которые транспортируют бóльшую часть объема воинских грузов в интересах проведения военных операций и обеспечения войск (сил), дислоцирующихся за пределами национальной территории. В предлагаемом материале освещаются вопросы, касающиеся задействования коммерческих судов в системе морских перевозок американских ВС.

Непосредственная организация и выполнение морских перевозок воинских грузов и личного состава в интересах всех видов американских вооруженных сил возлагается на командование морских перевозок (КМП, Military Sealift Command – MSC), которое является одним из основных в составе ВМС, а также морским компонентом объединенного командования стратегических перебросок (ОКСП) ВС США.

При этом в мирное время плановые повседневные транспортировки в интересах всестороннего обеспечения потребностей американских войск (сил) организуются командованием воинских перевозок сухопутных войск (СВ) страны посредством фрахтования линейных коммерческих судов, выполняющих рейсы по заранее известным маршрутам и в соответствии с установленным расписанием, либо бронирования части их грузовместимости. Необходимо отметить, что бóльшая часть штатного судового состава КМП, в первую очередь суда класса "Ро-Ро", находится в пониженной степени готовности к выполнению задач и может быть задействована только при острой его нехватке и увеличенном объеме перевозок. В связи с этим КМП, как правило, на долгосрочной основе фрахтует у коммерческих компаний следующие классы судов:
1. Контейнеровозы и транспорты-сухогрузы, обеспечивающие перевозку различных воинских грузов для всех видов ВС, включая материальное имущество, военную колесную, гусеничную и другую технику, а также сверхтяжелые и негабаритные грузы.
2. Танкеры, которые осуществляют транспортировку переработанных нефтепродуктов в интересах управления тыла МО США для организации централизованного снабжения войск (сил) горюче-смазочными материалами.
Кроме того, эти суда задействуются при проведении ежегодных операций по снабжению материальными средствами авиабазы ВВС США Туле (о. Гренландия) и американской научной антарктической станции Мак-Мердо2.
3. Контейнеровозы, которые используются в качестве судов-складов американских СВ и ВВС – морских компонентов систем заблаговременного складирования этих видов ВС.

Для выполнения внеплановых морских перевозок ОКСП проводит анализ имеющегося в наличии штатного судового состава КМП (как государственных, так и долгосрочно зафрахтованных коммерческих судов), находящегося в состоянии полной готовности и пригодного для оперативного выполнения стоящих задач.

В случаях, когда возможностей штатного судового состава недостаточно или его оперативное задействование в установленные сроки невозможно, КМП осуществляет фрахтование требуемого количества коммерческих судов торгового флота США. При этом привлечение дополнительных судов, находящихся в собственности государства (министерства транспорта и ВМС), с переводом их в состояние полной готовности к оперативному выполнению задач допускается только при отсутствии на чартерном рынке транспорта, пригодного для перевозок, а также американских частных судовладельческих компаний.

КМП имеет полномочия заключать договоры фрахтования судов под флагами других стран, что позволяет ему использовать иностранные рынки чартерных морских перевозок.

Наиболее крупными коммерческими операторами, осуществляющими морские перевозки в интересах ОКСП, являются компании "Маерск лайн лимитед", "Фиделио лимитед партнершип" и "Эй-Пи-Эл марин сёрвисез лимитед".

При организации морских перевозок в ходе перевода с мирного времени на военное, а также в интересах развертывания формирований войск (сил) на заокеанских ТВД под руководством ОКСП командование морских перевозок определяет потребности судового состава и при необходимости формирует запрос на ввод в строй дополнительного количества судов, в том числе коммерческих компаний.

Особое значение при выполнении морских перебросок для американских ВС, включая чрезвычайные ситуации, имеет управление судоходства и морского флота (Maritime Administration – MARAD) министерства транспорта США. Его деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с КМП.

На управление возложены задачи по руководству программами поддержания судов (в том числе коммерческих) торгового флота страны в готовности к обеспечению потребностей МО в перевозках воинских грузов, а также по их учету. В частности, ему подлежат все самоходные коммерческие суда океанского класса водоизмещением более 1 тыс. длинных тонн3 и имеющие скорость хода не менее 12 уз. Общий их перечень составляется с учетом пригодности для морских перевозок воинских грузов в соответствии с требованиями, предъявляемыми МО.

Наращивание коммерческого судового состава в интересах КМП производится с учетом складывающейся обстановки в следующем порядке:
– фрахтование дополнительных коммерческих судов торгового флота США, а также судов под флагами других стран (приоритет предоставляется судам под национальным флагом);
– задействование коммерческих судов американского торгового флота по программам "Добровольное соглашение по обеспечению воинских перевозок" и "Добровольное соглашение по танкерам", подписанным между командованием национальных ВС и руководством судовладельческих компаний;
– реквизирование для военных нужд судов, принадлежащих американским компаниям, их дочерним предприятиям или гражданам США.

Основное предназначение программы "Добровольное соглашение по обеспечению воинских перевозок" (Voluntary Intermodal Sealift Agreement – VISA) – осуществление скоординированного и плавного перевода процедур получения услуг коммерческих морских перевозок и относящейся к ним глобальной инфраструктуры и сервисов с мирного времени на военное в интересах усиления (дополнения) возможностей ВС страны по стратегическим морским перевозкам.

Следует отметить, что VISA – основная программа Пентагона, "организующая" мобилизационные ресурсы для наращивания судового состава стратегических морских перевозок с гарантированным задействованием коммерческих судов национального торгового флота. Необходимо отметить, что практически все основные американские судовладельческие компании являются ее участниками. В соответствии с данным соглашением более 90% транспортов-сухогрузов торгового флота США могут быть привлечены к перевозкам воинских грузов в чрезвычайной обстановке и в военное время. За предоставление такой возможности МО размещает контракты на воинские перевозки мирного времени преимущественно в этих же судовладельческих компаниях.

Кроме того, в рамках соглашения VISA министерством транспорта и министерством обороны США реализуется "Программа морской безопасности" (Maritime Security Program – MSP), которая предусматривает ежегодное финансирование до 60 судов частных судовладельческих компаний в размере 3 млн долларов за каждое участвующее в ней. Она рассчитана до 2025 года. Получившие финансирование судовладельческие компании обязаны по запросу МО предоставить эти суда для использования их в военное время и в условиях чрезвычайной обстановки в интересах транспортировки воинских грузов.

Суда, задействованные в программе MSP, могут обеспечить перевозку до 118 тыс. универсальных стандартных контейнеров (Twenty-foot Equivalent Unit – TEU)4. При этом общая полезная площадь палуб и трюмов, пригодная для транспортировки военной техники и других грузов, может достигать 200 тыс. м2.

Кроме того, программа VISA подразумевает не только использование части или всего судового состава судовладельческой компании (участвующей в соглашении) в интересах морских перевозок, но и относящегося к процессу транспортировки оборудования, систем для перевозки грузов различными видами транспорта, портовых терминалов, перевалочных баз, других объектов и служб глобальной транспортной инфраструктуры коммерческих морских перевозок, а также экипажей судов, укомплектованных моряками торгового флота США.

Таким образом, данное соглашение обеспечивает национальное МО гарантированной возможностью использования судового состава, экипажей и всей необходимой инфраструктуры коммерческих перевозчиков в глобальном масштабе, исключая необходимость владения ими, а также позволяет избежать лишних расходов на содержание и обслуживание этих ресурсов.

Практическая реализация мобилизационных мероприятий программы VISA состоит из трех этапов и начинается по решению командующего ОКСП с разрешения министра обороны в случаях, когда это функциональное командование испытывает нехватку судов для выполнения задач морских перевозок.
Первый этап подразумевает передачу судовладельческими компаниями, участвующими в программе, 15% совокупной грузовместимости судов для перевозок в интересах МО.

Переход на второй этап осуществляется в случаях, когда количество судовых ресурсов, полученное в рамках первого, недостаточно для решения поставленных задач. Этап также вводится по решению командующего ОКСП с разрешения министра обороны. При этом второй этап предполагает передачу в интересах морских перевозок в распоряжение национальных ВС 40% совокупной грузовместимости судов.

Переход на третий этап осуществляется по решению командующего ОКСП с разрешения министра обороны и после согласования вопросов перевода с министром транспорта, который через управление судоходства и морского флота анализирует, распределяет и выделяет необходимые судовые ресурсы. При этом оборонному ведомству может передаваться до 50% совокупной грузовместимости судов компаний. Такое пороговое значение установлено с целью минимизации потенциального ущерба, который может быть нанесен передачей судовых ресурсов национальному МО коммерческим морским перевозкам и, как следствие, международной торговой деятельности государства. Кроме того, судовладельческие компании обязаны предоставить военному ведомству 100% совокупной грузовместимости судов, субсидируемых по программе MSP.

При проведении мероприятий по практической реализации программы VISA создается совместная консультативная группа планирования (Joint Planning Advisory Group – JPAG), которая включает представителей ОКСП, командований воинских перевозок СВ и ВМС, управления судоходства и морского флота министерства транспорта США, а также транспортной отрасли страны.

Эта группа разрабатывает и обеспечивает ОКСП и его видовые компоненты рекомендациями по решению критических проблемных вопросов, связанных с транспортировкой личного состава и воинских грузов в больших объемах в кризисной обстановке и в военное время.

На начало 2021 года в программу VISA было включено 102 судна американских коммерческих судовладельческих компаний.

Всего совокупные возможности судов в рамках программы VISA (с учетом программы MSP) обеспечивают транспортировку 160 тыс. универсальных стандартных контейнеров с воинскими грузами, а общая полезная погрузочная площадь судов для перевозок колесной, гусеничной и другой военной техники составляет около 650 тыс. м2. Кроме того, ряд судов обладает совокупной грузовместимостью до 300 тыс. фрахтовых тонн5 необходимостью для перевозки сверхтяжелых грузов.

Подобный механизм передачи судов МО США разработан и также существует для танкеров. Так, "Добровольное соглашение по танкерам" (Voluntary Tanker Agreement – VTA) предусматривает передачу в распоряжение оборонного ведомства танкеров при возникновении в стране чрезвычайной обстановки.

Практическая реализация мероприятий программы VТA начинается по решению командующего ОКСП с одобрения министра обороны в случаях, когда командование испытывает нехватку судов для выполнения задач морских перевозок топлива и других горюче-смазочных материалов.

На начало 2021 года в программу включены четыре танкера американских коммерческих судовладельческих компаний.

Всего для выполнения задач морских перевозок воинских грузов пригодны 157 судов торгового флота США, в том числе 26 судов класса "Ро-Ро", 63 контейнеровоза, 13 транспортов-сухогрузов для доставки упакованных грузов, три транспорта для перевозки автомобильной техники и 52 танкера. Кроме судов национального торгового флота в случае необходимости для выполнения перевозок военного назначения могут привлекаться (путем реквизиции по указанию президента) коммерческие суда, находящиеся под "эффективным управлением США" (являющиеся собственностью американских компаний или их дочерних предприятий, зарегистрированных под флагами других государств), законодательство которых не препятствует реквизиции судов для военных нужд страны.

В ходе выполнения вышеуказанных задач оперативное управление всеми судами обеспечивает командование морских перевозок.

Таким образом, перевозки в интересах всестороннего обеспечения потребностей войск (сил) осуществляются посредством фрахтования необходимого количества коммерческих судов, в том числе и на долгосрочной основе. При этом задействование судов коммерческих компаний рассматривается как приоритетное. Привлечение к данному процессу транспортных ресурсов, находящихся в собственности государства, допускается только при отсутствии пригодных для выполнения таких задач судов американских частных судовладельческих компаний. Для наращивания судового состава американским командованием разработаны программы задействования коммерческих судов торгового флота страны, обеспечивающие усиление возможностей национальных ВС по морским перевозкам.

1 См.: Зарубежное военное обозрение. – 2021. – № 3. – С. 69–76.

2 Операции "Пэйсер Гуз" (Pacer Goose) и "Дип Фриз" (Deep Freeze) соответственно.

3 Длинная тонна (1016 кг) применяется в США, в том числе для измерения водоизмещения судов.

4 Объем 20-футового (длиной 6,1 м) контейнера стандартного размера, который может перевозиться различными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным и морским) и приспособленным для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое.

5 Единица измерения размера фрахта (платы владельцу транспортных средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов). В зависимости от вида груза во фрахтовых тоннах оценивается либо его объем, либо его вес.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №12. - С. 63-67

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (06.12.2021) | Автор: В. Романов
Просмотров: 445 | Теги: тыл, В. Романов, ВМС США, морские перевозки, КМП, транспорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar