search
menu
person

NEWS AND UDATES


Планы командования ВМС США по строительству безэкипажных надводных кораблей для будущих морских операций (2021)

Планы командования ВМС США по строительству безэкипажных надводных кораблей для будущих морских операций

Капитан 1 ранга Д. Жарков

Планы реализации ранее объявленных командованием ВМС США требований к численности корабельного состава - 355 единиц основных классов - столкнулись с объективными трудностями в ходе выполнения кораблестроительной программы, основными из которых являются необходимость увеличения темпов строительства и объемов его финансирования.

Предложенная им новая структура боевого состава военно-морских сил стала наиболее вероятным и эффективным вариантом решения существующих проблем. В основе ее изменения на следующие 20 лет лежат оперативные концепции: "Распределенные морские операции" (DMO - Distributed Maritime Operations) и "Операции с экспедиционных передовых баз" (EABO - Expeditionary Advanced Base Operations), где ключевая роль (новых боевых единиц) отводится безэкипажным надводным кораблям (БНК), которые, как планируется, будут выполнять поставленные задачи во взаимодействии с другими НК в составе их соединений и группировок.

Командование американских ВМС рассматривает БНК в качестве средств, повышающих боевые возможности корабельных группировок в будущих морских операциях. Наличие таких кораблей обеспечит существенные тактические преимущества корабельных группировок на морских и прибрежных театрах военных действий (ТВД), повысив их безопасность и эффективность. К таким преимуществам относятся, во-первых, расширение зон контроля окружающей обстановки на ТВД и применение оружия по противнику, во-вторых, снижение опасности поражения своих кораблей и судов высокоточным оружием (ВТО), таким как сверхзвуковые и гиперзвуковые противокорабельные ракеты и самонаводящиеся торпеды. В заявлениях командования отмечается, что применение безэкипажных надводных кораблей, с оперативной точки зрения, повысит эффективность защиты от ВТО НК и их ударный потенциал. Увеличение числа боевых единиц в корабельных группировках за счет БНК потребует от противника задействовать больше сил и средств для борьбы с ними. По оценкам американских специалистов, участие таких кораблей в войне на море снизит возможные потери ВМС США в кораблях большого водоизмещения.

Согласно планам американского командования ВМС, дистанционно или автономно управляемые безэкипажные надводные корабли будут оснащаться радиоэлектронным вооружением и оружием, которым располагают современные боевые НК. Информационные технологии позволят БНК действовать в едином пространстве с силами и средствами американских ВМС. На начальном этапе такие корабли будут управляться сокращенным экипажем в полуавтономном режиме до достижения ими более высокого технологического уровня. В дальнейшем планируется переход к полностью автономному управлению БНК. Стоимость их производства и эксплуатации будет значительно ниже, чем кораблей, состоящих на вооружении флота, из-за отсутствия помещений для экипажа и технических систем его жизнеобеспечения.

Изменение структуры численного и боевого состава ВМС США при включении в нее ББНК и СБНК
Эмблема программы "Безэкипажные морские системы"
Эскизные проекты больших безэкипажных надводных кораблей компании "Аустал ЮЭсЭй"
Проект большого безэкипажного надводного корабля, разработанного компанией "Атлас норт Америка"
Эмблема управления разработки и создания безэкипажных боевых кораблей и катеров
Быстроходное судно снабжения, используемое в качестве прототипа ББНК
Быстроходное судно снабжения, используемое в качестве прототипа СБНК
Безэкипажный надводный корабль "Си Хантер"
Внешний вид среднего безэкипажного корабля, разработанного компанией "Атлас норт Америка"
Внешний вид среднего безэкипажного корабля, разработанного компанией "Атлас электроник"

Перспективная структура ВМС США будет включать меньшее количество (в сравнении с современной) боевых кораблей класса "эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием" (ЭМ УРО) и большее - класса "фрегат" (ФР) и "фрегат с управляемым ракетным оружием" (ФР УРО), а также значительное количество больших (LUSV - Large Unmanned Surface Vehicle) и средних (MUSV - Medium Unmanned Surface Vehicle) БНК. Флот пополнится большими (ББНК) водоизмещением до 2 000 т и средними (СБНК) до 500 т (в соотношении 3 : 4).

Согласно новой структуре корабельного состава американских военно-морских сил, вместо 104 ЭМ УРО и 52 ФР/ФР УРО в нее войдут до 80 и до 70 единиц соответственно при соблюдении пропорционального соотношения, указанного в концепции "Распределенные морские операции". При этом общее количество БНК должно составить до 300 единиц (130 - больших и 170 - средних), соответственно общее количество надводных кораблей с экипажем и без при реализации предложенной концепции будет составлять от 525 до 700 единиц.

В настоящее время в рамках обсуждения нового 30-летнего кораблестроительного плана в ВМС США рассматривается вопрос о закладке от 100 до 200 БНК.

В целях его реализации командование ВМС США по программе "Безэкипажные морские системы" (PMS 406 Unmanned Maritime Systems) заключило контракт с шестью компаниями военно-промышленного комплекса (ВПК): "Аустал ЮЭсЭй", "Хантингтон ингаллз индастриз", "Финкантьери мэринетт", "Боллингер шипъярдс", "Локхид-Мартин" и "Гиббс энд Кокс" на сумму 42 млн долларов (по 7 млн каждой). Согласно документу каждая из этих компаний к августу 2021 года должна представить свой эскизный проект ББНК с применением доступных передовых технологий. При необходимости расширения перечня работ договором предусмотрено продление срока готовности до мая 2022 года, в связи с этим стоимость контракта увеличится до 59,48 млн долларов.

Намеченные исследования и разработки будут проходить в тесной кооперации перечисленных компаний и ВМС. Их основная цель - поиск технических решений, которые позволят кораблю действовать продолжительное время автономно (более 30 сут с минимальным вмешательством оператора) и обеспечат надежную работу всех механизмов, технических систем и устройств ББНК. По результатам предэскизного проектирования будет уточнен и дополнен перечень достижимых тактико-технических требований к нему перед заключением контракта на проведение уже эскизного проектирования и строительство прототипа. Это будет способствовать более качественному проведению анализа альтернативных подходов к дальнейшему конструированию с учетом инициатив по снижению стоимости этапов жизненного цикла.

Данный факт дает основания полагать, что у заказчика в лице министерства ВМС США до сих пор нет четкого представления о техническом облике перспективных ББНК.

Для ускорения процесса предполагается применить стратегию "параллельного" приобретения, когда одновременно ведется проектирование и строительство корабля-носителя, а также проводятся разработка и интеграция систем оружия и радиоэлектронного вооружения с носителем.

Некоторые американские компании провели научно-исследовательские работы и на базе уже существующих проектов судов различного класса спроектировали их безэкипажные аналоги. Так, в 2019 и 2020 годах на выставках вооружения компании "Аустал ЮЭсЭй" и филиала "Атлас электроник" - "Атлас норт Америка" представили свои эскизные проекты больших безэкипажных надводных кораблей.

ББНК компании "Аустал ЮЭсЭй", показанные в 2019 году на выставке SAS 2019, разработаны на базе проекта быстроходного судна катамаранного типа. Размерения его корпуса составляют: длина около 100 м, ширина около 27 м, полное водоизмещение около 2 000 т. Скорость полного хода судов подобного вида может превышать 40 уз. В представленном проекте на ББНК имеются универсальные установки вертикального пуска ракетного оружия различного класса.

Эскизный проект ББНК "Атлас норт Америка", продемонстрированный в 2020 году на выставке SNA 2020, разработан на базе корвета MEKO A-100, полное водоизмещение которого составляет 1 650 т, длина - около 90 м, ширина - около 13 м.

Предполагается, что большие безэкипажные надводные корабли по основным размерениям будут соответствовать современным корветам. Их длина, по мнению специалистов ВМС США, составит от 60 до 90 м, а полное водоизмещение - от 1000 до 2000 т. Продолжительность автономного плавания должна достигать не менее 90 сут, а дальность плавания при этом - не менее 8 000 миль. Модульная конструкция секций для размещения полезной нагрузки должна обеспечить быстрое переоснащение кораблей для выполнения следующих боевых задач: борьба с надводными кораблями и подводными лодками противника, нанесение ударов по береговым целям. Эти ББНК будут преимущественно носителями ракетного оружия класса "корабль - корабль" и "корабль - берег", размещенного в универсальных установках вертикального пуска.

Управление оружием ББНК, согласно концепции "Распределенные морские операции", будет осуществляться с ЭМ УРО и ФР УРО соединения.

Планируется, что боевые задачи с применением оружия будут выполнять в полуавтономном режиме под управлением операторов, находящихся на береговом командном пункте или на борту НК. Автономной системой управления безэкипажным кораблем не предусматривается выполнение полной последовательности действий - от обнаружения цели и приведения оружия в боевую готовность до его применения в автоматическом режиме по заложенной программе. Вместе с тем, наиболее вероятно, способ управления ББНК будет комбинированным, что предполагает их укомплектование малочисленным экипажем. Это станет особенно актуальным в ближнесрочный период, когда будет идти доработка необходимых технологий, тактики боевого применения и регламента технической эксплуатации.

Следует отметить, что по условиям контракта ББНК должны обладать полностью автономным управлением системой навигации, главной энергетической установкой, электроэнергетической системой и всех вспомогательных систем. Кроме вышеперечисленных выдвигаются общие требования высокой надежности узлов и механизмов, низкой стоимости жизненного цикла, универсальности по способам управления, например, ручное - при маневрировании в базе, полуавтономное и полностью автономное - при выполнении боевых задач. Требования, предъявляемые к ББНК, касаются также их способности действовать как во взаимодействии с надводными кораблями, так и самостоятельно.

В ходе планирования бюджета американских ВМС на 2020 финансовый год комитет конгресса США по обороне выразил озабоченность, что ускоренная стратегия конструирования и принятия на вооружение этих кораблей не позволит создать адекватную концепцию их боевого применения. Таким образом, в проекте бюджета на 2021 ф. г. предлагается изменить стратегию закупок ББНК с переносом сроков на более поздний период (от ранее запланированного), чтобы обеспечить больше времени для разработки тактики их боевого применения, достижения необходимого уровня автоматизации, определения состава вооружения и требуемых ключевых технологий до начала серийного производства. В соответствии с измененной стратегией приобретения ББНК, командование ВМС предлагает профинансировать работы по изготовлению двух прототипов в 2021 ф. г. и еще одного в 2022-м, прежде чем в 2023-м перейти на финансирование закупок корабля: в 2023 и 2024 годах - по два корабля, а 2025-м - три.

В проектировании ББНК также участвует управление развития стратегических возможностей (SCO - Strategic Capabilities Offi ce) в составе управления министра обороны (OSD - Offi ce of the Secretary of Defense) в сотрудничестве с управлением разработки и создания безэкипажных боевых кораблей и катеров (PEO USC - Program Executive Offi ce Unmanned and Small Combatants) в рамках программы НИОКР "Призрачный флот" (Ghost Fleet), ключевые цели которой - достижение надежного функционирования технических систем, главной энергетической установки, устройств и механизмов БНК в режиме полностью автономного управления и точной навигации. НИОКР также включают изучение и испытание корабельной автоматизированной системы боевого управления, связи и обмена данными; возможностей интеграции со средствами разведки и освещения обстановки, морской военной техникой и вооружением.

В настоящее время в рамках проекта "Оверлорд" реализуется программа испытаний автономного управления на одном из двух прототипов БНК, под которые были переоборудованы коммерческие быстроходные суда снабжения ЕПФ (EPF - Expeditionary Fast Transport). После этого они войдут в состав национальных ВМС и будет проведена проверка разрабатываемых систем вооружения, размещенных во взаимозаменяемых модулях.

На первом этапе испытаний прототипа большого безэкипажного надводного корабля в состав его вооружения включены средства освещения обстановки, поиска и обнаружения целей, средства радио- и радиотехнической разведки.

По заявлению командования военно-морских систем ВМС США, одним из результатов его испытаний стали два автономных морских перехода в сложной навигационной обстановке длительностью 4 сут на дальность более 3 200 морских миль, в ходе которых прототип находился под автономным управлением более 180 ч. Во время перехода управление велось с учетом международных правил предотвращения столкновений в море.

На следующих этапах испытаний прототип ББНК планируется дополнительно оснастить противокорабельным вооружением и средствами самообороны. Кроме того, будут осваиваться новые технологии, достигшие уровня "зрелости", то есть нашедшие применение в современном и разрабатываемом вооружении и военной технике. Такая программа проводится для подтверждения концепции применения ББНК в военно-морских операциях.

В дальнейшем планируется продолжить проверку средств целеуказания, противолодочного вооружения, технических устройств приема и доставки различных грузов и другой полезной нагрузки. Завершающий этап испытаний будет проведен на полноразмерных прототипах, построенных по программе создания ББНК, в условиях полностью автономного управления при скоординированных действиях с боевыми кораблями вне прямой видимости.

Программа "Призрачный флот" направлена на разработку СБНК, которые, судя по составу вооружения, предложенному ВМС США, будут играть роль кораблей радиолокационного и гидроакустического дозора, противолодочной и противоминной обороны. Помимо средств освещения обстановки, радио- и радиотехнической разведки, систем связи и обмена данными и средств самообороны, СБНК планируется оснащать противокорабельными ракетами малой дальности, минно-торпедным и противоминным вооружением, средствами радиоэлектронного подавления, в том числе подавления линий управления беспилотными летательными аппаратами при их массированном применении. В дальнейшем СБНК, предназначенные для выполнения функций кораблей противолодочного эскорта, противоминных кораблей и минных заградителей, будут оснащены автономными подводными и беспилотными летательными аппаратами, техническими устройствами их выпуска и приема.

По имеющимся данным, командование ВМС выдвигает следующие общие предварительные требования к СБНК: длина от 13 до 58 м, водоизмещение до 500 т, продолжительность автономного плавания не менее 60 сут, дальность плавания не менее 6 000 миль. Аналогично ББНК, разрабатываемые проекты СБНК должны обладать модульной полезной нагрузкой с возможностью их переоснащения под выполнение всего спектра задач, поставленных перед ними, в ручном, полуавтономном и полностью автономном режимах управления, действуя самостоятельно или во взаимодействии с американскими надводными кораблями.

С 2019 года было начато финансирование программы разработки и создания СБНК. В июле 2020-го ВМС США объявили о контракте стоимостью 35 млн долларов с корпорацией "L3 Хэррис текнолоджиз" на разработку прототипа корабля. В случае принятия проекта контракт предусматривает строительство до восьми СБНК с увеличением его стоимости до 280 млн.

В военно-морских силах США с 2016 года проводится опытная эксплуатация многоцелевого БНК "Си Хантер", разработанного управлением перспективных исследований министерства обороны США (DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency) в рамках программы "Противолодочный безэкипажный корабль длительного плавания" (ACTUV - Anti-submarine warfare Сontinuous Trail Unmanned Vessel) и управлением военно-морских исследований (ONR - Offi ce of Naval Research) в рамках программы "Безэкипажный надводный корабль среднего водоизмещения".

Первый этап испытаний БНК "Си Хантер" включал проверку системы автономного управления и его способности к выполнению задач маневрирования. Далее, второй прототип БНК "Си Хантер-2", оснащенный системой связи и обмена данными, будет введен в состав флота для проведения испытаний в качестве корабля противолодочной обороны.

Для другого корабля, который стал прототипом СБНК, ведется разработка вооружения, размещаемого в модульных отсеках, подъемных устройств для средств разведки, наблюдения и освещения обстановки, систем боевого управления и стандартов для алгоритмов автономного управления. Проводятся эксперименты по его участию в тестовых морских операциях.

Разработка среднего БНК ведется компаниями, участвующими в конкурсе на проект большого БНК. Фирма "Атлас норт Америка" в инициативном порядке разработала и представила эскизный проект. Согласно ему, полезная нагрузка будет размещаться в двух стандартных контейнерах (12 м и 6 м) на верхней палубе.

Предварительные тактико-технические характеристики СБНК представленного проекта уже определены компанией: скорость полного хода более 27 уз, дальность плавания на экономической скорости 6 уз составляет не менее 4 500 миль, продолжительность автономного плавания 90 сут, мореходность 5 баллов, эксплуатационный период 15 лет. Подобный эскизный проект СБНК предложила также "Атлас электроник".

Параллельно испытаниям прототипов в интересах ВМС ведутся НИОКР, результаты которых планируется реализовать в бортовых технических системах и устройствах ББНК и СБНК. Исследования включают изучение работы системы автономного управления и алгоритмов, обеспечивающих безопасность мореплавания, методов и способов дистанционного управления по радиоканалу, методов пассивной навигации без применения космической радионавигационной системы.

В 2019 году командование американских ВМС для проведения испытаний существующих прототипов и разрабатываемых ББНК и СБНК сформировали опытовую эскадру для определения их тактических и эксплуатационных характеристик. Эскадра в настоящее время состоит из ЭМ УРО типа "Зумвольт" (DDG-1000) и БНК "Си Хантер". Второй прототип этого большого надводного корабля войдет в состав соединения в 2021 году. Скорее всего оба прототипа ББНК и СБНК также будут организационно входить в опытовую эскадру.

Анализ финансирования разработок этих кораблей показал их достаточно высокую значимость для ВМС США. Согласно проекту бюджета на 2021-2025 годы, запрашиваемые объемы расходов на НИОКР для разработки и создания ББНК составили 1 093,9 млн долларов, а для СБНК - 187,9 млн.

Для проведения НИОКР в области автономных технических систем для ББНК и СБНК на тот же период ведомство запросило 673,9 млн.

Вместе с тем необходимо отметить, что на начало ноября 2020 года комитет по вооружениям сената конгресса США отказал в выделении 464 млн долларов по программам разработки ББНК и СБНК, предложив субсидировать 122,3 млн на НИОКР по разработке корпусных конструкций и инженерного оборудования и еще 3 млн - на НИОКР испытательного стенда для корабельных автономных технических систем.

Кроме того, по программе "Перспективные энергетические установки для надводных кораблей" (Advanced Surface Machinery Systems) предложено ассигновать 200 млн долларов на интеграцию силовой установки (70 млн) с автономно управляемыми исполнительными устройствами и механизмами на прототипах ББНК и СБНК (45 млн), ускорение разработки автономного управления энергосистемами (75 млн) и разработку электроэнергетической установки с использованием технологии преобразования переменного тока с применением полупроводников на основе карбида кремния (10 млн).

По оценкам специалистов в области кораблестроения, требования к тактико-техническим характеристикам ББНК и СБНК, выдвигаемые командованием ВМС, не являются окончательными и могут существенно измениться.

В настоящее время основной проблемой таких кораблей является относительно малая мореходность (до 4-5 баллов). Водоизмещение (до 2 000 т) не просто ограничит их применение прибрежными водами, исключив действия на океанских ТВД в составе корабельных группировок ВМС США, а сделает невозможным задействование корабельного вооружения.

Стремясь сохранить и увеличить свое доминирование на океанских, морских и прибрежных театрах военных действий, снизить возможные потери в боевых кораблях основных классов и решить проблемы с выполнением государственной кораблестроительной программы, командование ВМС США начало пересмотр структуры и количества корабельного состава. Для этого принята новая концепция строительства "распределенного" флота для будущих морских операций, где одна из главных ролей отводится безэкипажным надводным кораблям с автономным и дистанционным управлением. Вооружение их радиоэлектронными средствами и комплексами морского оружия, сопоставимыми по количеству и качеству с вооружением существующих, строящихся и проектируемых боевых НК, позволит повысить боевую устойчивость корабельных группировок.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №5. - С. 62-70

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (03.06.2021) | Автор: Капитан 1 ранга Д. Жарков
Просмотров: 1291 | Теги: Д. Жарков, безэкипажные надводные корабли | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar