search
menu
person

NEWS AND UDATES


Проблемы переоснащения ВМС США эскадренными миноносцами и фрегатами (2022)

Проблемы переоснащения ВМС США эскадренными миноносцами и фрегатами

Капитан 1 ранга Д. Кораблёв,
капитан 2 ранга Д. Василевский

Официальные лица министерства военно-морских сил США 15 декабря 2016 года заявили о новом утвержденном требовании к численности корабельного состава на уровне 355 кораблей и судов различных классов, что приблизительно на 15% выше предыдущих планов и в среднем на 20% больше реальной численности ВМС за последние 10 лет.

Исполняя новые требования, к 2030 году количество надводных кораблей (НК) в составе ВМС планировалось повысить на 28 эскадренных миноносцев (ЭМ) с управляемым ракетным оружием (УРО) и 23 фрегата (ФР) УРО, а к 2035-му еще на 10 и 11 единиц соответственно. В итоге предполагалось довести общую численность ЭМ УРО и крейсеров (КР) УРО до 104, а ФР УРО до 52.

Срок эксплуатации кораблей ВМС США классов крейсер УРО и эсминец УРО по состоянию на 2021 год
Средний срок эксплуатации кораблей ВМС США классов КР УРО и ЭМ УРО по типам в процентном соотношении от их общей численности по состоянию на 2021 год
Темпы строительства крейсеров и эсминцев УРО для ВМС США

Однако увеличение корабельного состава, особенно если речь идет об ЭМ УРО стоимостью более 2 млрд долларов за единицу, потребует значительных финансовых средств. Строительство бóльшего количества кораблей увеличенными темпами повлечет наращивание производственных мощностей, что в свою очередь вызовет необходимость серьезных финансовых вливаний, а главное дополнительного времени. Кроме того, в перспективе это приведет к повышению суммарных затрат ВМС на их эксплуатацию. Несмотря на это, необходимого увеличения финансирования ВМС в военном бюджете США не планировалось.

Первоначально для снижения затрат и сокращения сроков наращивания численности корабельного состава рассматривалось продление сроков эксплуатации уже состоящих на вооружении кораблей и одновременное строительство новых.

На самом деле детальный анализ кораблестроительного плана 2019 года показал, что наращивание численности ЭМ и ФР предполагалось осуществить не столько за счет увеличения темпов кораблестроения, сколько за счет продления сроков эксплуатации кораблей, возраст которых приближается к 35 годам. В связи с этим вывод из боевого состава 15 КР УРО типа "Тикондерога" намечался на период с 2021 по 2029 год после 35 лет эксплуатации, остальные семь прошедших модернизацию кораблей планировалось вывести из боевого состава после 2035-го по достижении ими возраста 42 года. ЭМ УРО типа "О. Бёрк", начиная с первой более ранней модификации, должны были выводить из состава ВМС с 2035 года, когда кораблям исполнилось бы 42–43 года.

Необходимо отметить, что бóльшая часть кораблей, состоящих на вооружении американских ВМС, проектировалась и строилась во времена "холодной войны". Тогда действовали иные требования к численности и боевому составу флота, поэтому эти корабли, несмотря на проведение многочисленных модернизаций и модификаций, не в полной мере соответствуют действующим, а тем более выдвигаемым новым требованиям. Многие из кораблей устарели физически и морально, соответственно, продолжение строительства их улучшенных модификаций либо дальнейшая модернизация с последующим продлением сроков эксплуатации являются весьма затратными мероприятиями и лишь сдвигают сроки решения проблемы на 5–7 лет. В этой связи такие меры малоэффективны с точки зрения поддержания и тем более увеличения боевых возможностей ВМС.

Возраст кораблей большого водоизмещения классов КР УРО и ЭМ УРО является серьезной проблемой для руководства министерства ВМС, о которой официальные лица предпочитают умалчивать. Анализ сложившейся ситуации показывает, что возраст бóльшей части находящихся на вооружении американских кораблей классов КР УРО и ЭМ УРО (64%) превышает 17 лет.

Это половина установленного эксплуатационного периода в 35 лет. Если рассмотреть подробнее, то оказывается, что средний возраст КР УРО типа "Тикондерога" составляет 30 лет, ЭМ УРО типа "О. Бёрк" мод. 1 и 2 – 24 года, а мод. 2А – 13 лет. В общем средний возраст 92 кораблей вышеупомянутых классов превышает 20 лет, при этом из общего количества всего 11 единиц эксплуатируются менее 10 лет.

Вышеприведенные цифры говорят о том, что в ближайшие 10 лет более 40% кораблей этих классов должны быть заменены на новые, в идеальном случае – на корабли нового поколения. Вместо этого программа строительства ЭМ УРО нового поколения типа "Зумвольт" провалилась из-за многократного превышения первоначально запланированной закупочной стоимости одной единицы, а другого, более дешевого проекта ЭМ УРО нового поколения еще нет. К его разработке должны приступить в ближайшие годы, и при соблюдении существующих сроков проектирования и строительства, а также с учетом проведения испытаний и доработки первый корабль принципиально новой серии вступит в боевой состав не ранее 2035 года.

Тем не менее при замене кораблей, выслуживших свой срок, уже через три-четыре года судостроительной промышленности США придется повысить темпы строительства кораблей этого класса до четырех-пяти единиц в год и выдерживать их в течение следующих шести-семи лет. И это для того, чтобы только поддерживать численность ЭМ УРО на текущем уровне без увеличения их количественного состава до 104 единиц, как того требовал кораблестроительный план редакции декабря 2016 года.

На самом деле, анализ темпов кораблестроения за последние 45 лет, начиная с 1986 года, когда полным ходом осуществлялось строительство КР УРО типа "Тикондерога", и начиналось строительство первых в серии ЭМ УРО типа "О. Бёрк", показывает, что за первые 15 лет указанного периода среднее количество строящихся КР и ЭМ составляло четыре корпуса в год.

Следующий 15-летний период ознаменовался резким спадом темпов до двух кораблей в год со значительным провалом в период с 2013 по 2016 год, когда ни одного корабля этого класса не было введено в боевой состав американских ВМС. За последние пять лет построено девять ЭМ УРО, а в следующие десять планируются к постройке еще около 28 единиц, что соответствует средним темпам строительства в этот период по два-три корабля в год. Эти цифры несколько больше по сравнению с предыдущим периодом, но ниже необходимых показателей, обеспечивающих рост численности ЭМ УРО.

С фрегатами дела обстоят тоже не лучшим образом, однако суть проблемы лежит в другой плоскости. Корабли этого класса достаточно новые – их средний возраст не превышает пяти лет, однако их количество в составе ВМС США по состоянию на конец 2021 года составляло 23 единицы, что значительно ниже требуемого уровня, обозначенного в кораблестроительном плане редакции декабря 2016 года (около 52 кораблей).

Вместе с тем строительство ФР типа "Фридом" в силу ряда весомых причин сворачивается. Основными доводами против продолжения этой программы являются значительное превышение закупочной стоимости относительно первоначально запланированной, низкая боевая эффективность, а также затягивание сроков разработки и принятия на вооружение сменных модулей полезной нагрузки, в то время как уже бóльшая часть кораблей-носителей сданы флоту, а первые два корабля каждого из типов ("Фридом" и "Индепенденс") запланированы к списанию в 2024 году.

В итоге уже построенные корабли будут модернизированы, а следующие в сериях строятся с внесенными в проект изменениями. В 2021 году заложены последние три фрегата, суммарная численность двух серий будет доведена до 35 единиц, далее общая численность фрегатов увеличится за счет строительства серии ФР УРО типа "Констеллейшн". С этой целью министерство ВМС 30 апреля 2020 года заключило контракт с американским подразделением компании "Финкантьери маринетт групп" на разработку рабочего проекта и строительство фрегатов нового проекта. В качестве прототипа выбран проект ФР ВМС Италии "Карло Бергамини". В среднем в год предполагается строить около трех кораблей. Такие меры позволят к 2030 году довести общую численность ФР УРО до 42 единиц, а к 2035-му – до 58. Значительное увеличение численности фрегатов до 71 корабля намечается только к 2040 году, после чего, в результате вывода из боевого состава выслуживших свой срок ФР типов "Фридом" и "Индепенденс", будет наблюдаться спад до 66 единиц к 2045 году.

В итоге оказывается, что одна из самых серьезных проблем наращивания численности НК – это недостаточное финансирование программ их строительства. Это не позволяет заменить в необходимые сроки старые корабли с одновременным наращиванием темпов строительства ЭМ УРО и ФР УРО нового поколения.

В этой связи командование американских ВМС предпринимает беспрецедентные за последние 20 лет меры по кардинальной реструктуризации численности и боевого состава ВМС США. Так, в июне 2020 года руководством министерства ВМС предложена концепция новой структуры численности и боевого состава флота, что соответствует планам реализации общей оперативной концепции. "Рассредоточенные морские операции" (DMO – Distributed Maritime Operations) и вспомогательной оперативной концепции корпуса морской пехоты "Экспедиционные операции с передовых баз" (EABO – Expeditionary Advanced Base Operations).

Согласно представленной концепции новой структуры количество НК в оперативных соединениях ВМС будет увеличено за счет автономных необитаемых надводных аппаратов (АННА). ВМС будут состоять из незначительно меньшего (в сравнении с современным) количества кораблей классов "крейсер", "эскадренный миноносец", "фрегат" и значительного количества больших и средних АННА (LUSV – Large Unmanned Surface Vehicle и MUSV – Medium Unmanned Surface Vehicle соответственно).

Анализ НИОКР, проводимых в этой области в интересах ВМС США, показывает, что безэкипажные аппараты будут являться платформами – носителями оружия и радиоэлектронного вооружения (РЭВ), предназначены для решения тех же задач, что и ЭМ и ФР УРО. Их водоизмещение должно находиться в пределах от 1 000 до 2 000 т, длина – от 60 до 90 м. Требуемая руководством ВМС продолжительность автономного плавания составляет не менее 90 сут, при этом дальность плавания – до 8 000 миль. При таких тактико-технических характеристиках АННА станут по сути безэкипажными НК класса "фрегат" или "корвет".

В декабре 2020 года в проекте нового 30-летнего кораблестроительного плана ВМС США на период с 2022 по 2051 год рассматривался вопрос о строительстве в общей сложности от 119 до 166 АННА до 2045-го, при этом численность ЭМ предлагалось сократить до 74 единиц, а ФР увеличить до 66. Позднее, в июне 2021 года, в новой редакции плана было заявлено о строительстве 59–89 АННА. Требования к численности ЭМ УРО и ФР УРО также были снижены.

Считается, что включение в состав флота АННА даст возможность командованию реализовать существенные тактические преимущества при развертывании корабельных группировок на океанских и морских театрах военных действий (ТВД), особенно в прибрежных зонах вероятного противника. К таким тактическим преимуществам командование американских ВМС относит:
– во-первых, расширение операционных зон за счет увеличения оперативного радиуса действия сил флота посредством распределения функций контроля окружающей обстановки на ТВД и поражения целей между бóльшим количеством безэкипажных кораблей – носителей оружия и РЭВ;
– во-вторых, снижение опасности поражения кораблей и судов с экипажами на борту высокоточным оружием, так как в передовых районах будут действовать группировки АННА, управляемые с НК, находящихся на значительном удалении от противника вне зоны поражения сверхзвуковых и гиперзвуковых противокорабельных ракет и высокоскоростных самонаводящихся торпед противника.

Вполне вероятно, что предусмотренное в указанных концепциях военными теоретиками соотношение АННА, ЭМ УРО и ФР УРО позволит в будущем при помощи большого количества безэкипажных платформ-носителей создавать эшелонированную оборону корабельных группировок. Очевидно, при этом предполагается, что в непосредственное боестолкновение с противником будут, в первую очередь, вступать безэкипажные средства. В исключительных случаях управляющие корабли с экипажами на борту будут выполнять боевые задачи, связанные с риском для жизни личного состава.

В заявлениях представителей ВМС США особо подчеркивается, что задействование АННА, с оперативной точки зрения, в значительной мере повысит возможности реагирования флота на возрастающие угрозы от применения высокоточного оружия со стороны России и Китая. По оценкам американских специалистов, стоимость производства и эксплуатации АННА существенно ниже, чем кораблей, состоящих на вооружении ВМС, из-за отсутствия экипажа (или даже минимального его количества) и систем его жизнеобеспечения. Иными словами, принятие на вооружение АННА продиктовано необходимостью перехода от использования в военно-морских операциях меньшего количества дорогих кораблей классов "крейсер" и "эскадренный миноносец" к большему количеству относительно дешевых АННА, что потребует от противника увеличения наряда сил и средств на океанских и морских ТВД для их уничтожения. Напротив, при неизменном наряде сил и средств поражения вероятного противника в будущем применение АННА в войне на море позволит снизить вероятность уничтожения кораблей большого водоизмещения, и тем самым сократить возможные совокупные потери личного состава американских ВМС.

Таким образом, наращивание численности корабельного состава ВМС США за счет продления сроков эксплуатации состоящих на вооружении кораблей малоэффективно. Строительство большего количества НК потребует увеличения темпов кораблестроения, что, в свою очередь, означает серьезную реструктуризацию судостроительной базы страны, а следовательно – значительно больших финансовых затрат и неминуемо приведет к затягиванию сроков реализации кораблестроительных программ. Для того чтобы сократить влияние этих негативных факторов, руководством ВМС предпринимаются попытки серьезно реорганизовать количественный и качественный состав НК. Это может быть реализовано за счет сокращения численности крейсеров и эскадренных миноносцев, проектирования и строительства серии ЭМ УРО нового поколения на замену кораблей выслуживших свой срок эксплуатации, увеличения количества фрегатов УРО нового типа и строительства большого количества менее дорогих безэкипажных платформ.

Требования к численности корабельного состава ВМС США и численность, прогнозируемая на конец 2022 года
Класс/подкласс кораблей Требования к численности

Численность
на конец
2022 года

2006
год
2016
год
2020 2021
Мин Макс. Мин. Макс.
Атомные многоцелевые авианосцы 11 12 8 11 9 11 11
Универсальные десантные корабли 10 12 9 10 8 9 10
Десантно-вертолетные корабли-доки 21 26 52 57 16 19 24
Танкодесантные корабли 0 0 52 57 24 35 0
Крейсеры и эскадренные миноносцы УРО 88 104 73 88 63 65 93
Фрегаты 55 52 60 67 40 45 27
Атомные многоцелевые подводные лодки 52 66 72 78 66 72 56
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами 14 12 12 12 12 12 14
Суда боевого обеспечения 45 32 69 87 56 75 31
Суда обеспечения 17 39 27 30 27 29 39
Суммарное количество кораблей 313 355 382 446 321 372 305
АННА 0 0 119 166 59 89 0
Автономные необитаемые подводные аппараты 0 0 24 76 18 51 6
Суммарное количество безэкипажных платформ 0 0 143 242 77 140 6
Общая численность корабельного состава с учетом безэкипажных платформ 313 355 525 688 398 512 311

Зарубежное военное обозрение. - 2022. - №6. - С. 67-74

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (30.06.2022) | Автор: Капитан 1 ранга Д. Кораблёв
Просмотров: 698 | Теги: эсминец УРО, фрегат УРО, Д. Кораблёв, УРО, миноносец, крейсер | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar