search
menu
person

NEWS AND UDATES


Строительство танкодесантных кораблей в интересах реализации новых концепций применения амфибийных сил ВМС США (2021)

Строительство танкодесантных кораблей в интересах реализации новых концепций применения амфибийных сил ВМС США

Капитан 1 ранга А. Береговой,
капитан 2 ранга Д. Василевский

В 2020 году военные специалисты Пентагона активно обсуждали вопросы серьезной реорганизации стратегии "Морская мощь ХХI века" (утверждена министром ВМС еще в 2015 году), которая призвана эффективно реагировать на новые нарастающие угрозы национальной безопасности США. В настоящее время американские военные теоретики продолжают разрабатывать ряд новых концепций применения ВМС, которые кардинально повлияют на численный и боевой состав флота. Вполне вероятно, что текущий год и несколько последующих лет станут переломными с этой точки зрения.

С целью наращивания возможностей ВМС при проведении военных операций в будущем, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе против ВМС Китая, командования флота и морской пехоты (МП) США разработали оперативную концепцию "Распределенные операции на море" (DMO – Distributed Maritime Operations). Ее положения обосновывают необходимость рассредоточения группировок кораблей ВМС США при следовании в заданный район с целью усложнения действий сил и средств противника по их обнаружению, классификации, сопровождению и уничтожению до прибытия туда.

Таким образом, предполагается, что оперативные формирования американских кораблей сохранят свой боевой потенциал до момента прибытия в район боевых действий (БД) и будут способны эффективно противодействовать противнику. Для реализации данной концепции разработана новая конфигурация численного и боевого состава американских ВМС, так называемая распределенная архитектура флота. Согласно ее положениям, в состав ВМС США должно входить меньшее (по сравнению с действующими требованиями) количество кораблей классов крейсер с управляемым ракетным оружием (УРО) и эскадренный миноносец УРО, большее количество фрегатов и, кроме того, значительное число больших и средних необитаемых надводных и подводных аппаратов.

Иллюстрация действий сил и средств ВМС США в рамках концепции «Операции с передовых экспедиционных баз»

В дополнение к концепции "Распределенные операции на море", в отношении действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе против ВМС Китая, командованием МП разработано две вспомогательные оперативные концепции: "Операции на прибрежных ТВД в условиях противодействия противника" (LOCE – Littoral Operations in a Contested Environment) и "Операции с передовых экспедиционных баз" (ОПЭБ) (EABO – Expeditionary Advanced Base Operations).

Согласно взглядам командования МП, потенциальные противники США при ведении боевых действий (БД) в прибрежной зоне вблизи своей территории будут активно использовать все наличные морские и береговые силы и средства, чтобы противодействовать американским ВМС и их союзникам, стараясь максимально снизить их боевые возможности.

Эти средства оптимизированы для обнаружения, сопровождения и поражения надводных и воздушных целей, которые представляют значительную угрозу для противника.

Противодействовать таким средствам сложно, ввиду того, что, как правило, они являются мобильными. Напротив, корабли и летательные аппараты (ЛА) ВМС США имеют вполне определенные характеристики заметности и являются нехарактерными объектами в привычной для противника фоновой обстановке, а значит будут достаточно легко обнаруживаемы на море и в воздушном пространстве вблизи его территории. Подобные проблемы были у американских ВС, когда они пытались уничтожить иракские мобильные наземные пусковые установки в ходе операций "Буря в пустыне" и "Свобода Ираку". Те же проблемы могут быть при возникновении конфронтации с Китаем, Россией и Ираном, на вооружении которых состоят мобильные противовоздушные и береговые противокорабельные комплексы. Однако командование МП отмечает, что эти системы противника не столь эффективны при решении задачи по поражению небольших наземных мобильных целей, которые к тому же могут быть рассредоточены на местности и использовать средства маскировки, что при действующих формах и способах применения ВМС США, в общем, не характерно для группировки кораблей либо самолетов, а значит будет иметь эффект неожиданности для противника.

Амфибийные силы (АС) ВМС США и морская пехота при проведении различного рода морских операций могут использовать вышеперечисленные достоинства и недостатки в свою пользу путем развертывания на ТВД нескольких передовых экспедиционных баз (ПЭБ) на островах в прибрежных районах вблизи рассредоточения сил противника, потенциальных целей и военных объектов.

Как отмечается в концепции, ПЭБ – это небольшой аванпост ротного или батальонного состава численностью от 100 до 1000 морских пехотинцев, которая выбирается в зависимости от поставленных задач. Одновременно на ТВД может быть сформировано несколько отличающихся по размеру, составу и функционалу передовых экспедиционных баз. Силы и средства, развернутые на них, смогут решать широкий спектр задач во взаимодействии с ВМС и самостоятельно. Занимаемая площадь, численный состав и оборудование конкретной базы будет зависеть от решаемых задач и предполагаемой продолжительности ее функционирования.

В недавних, дополняющих концепцию документах, оговаривалась новая численность ПЭБ взводного состава – до 30 военнослужащих. Это вполне объяснимо с точки зрения обеспечения скрытности действия такой базы. Очевидно, что большей незаметностью будут обладать не одна большая ПЭБ с широким функционалом, а множество малых, каждая из которых решает отдельные задачи из общего перечня. Тем более, что в итоге совокупными действиями множества малых баз будет достигаться эффект функционирования одной большой. Так или иначе, конкретное решение будет приниматься командованием в зависимости от складывающейся оперативно-тактической обстановки на ТВД.

Основные ТТХ танкодесантных кораблей типа "Франк Бессон"
Характеристика Модификации
LCV 1
LCV 6
 LCV 7 и LCV 8
Период вступления в строй, годы 1987–1994 2006–2007
Водоизмещение полное, т 4200 5900
Главные размерения Д×Ш×О, м 83,1×18,3×3,7 95,7×18,3×3,7
Скорость полного хода, уз 11,5 12,5
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз) 8 200 (11)
Численность экипажа (из них офицеров), человек 32 (8)
Грузовместимость, т/м2 2 000/980
Количество принимаемых ОБТ, единиц 24

Согласно взглядам американских военных теоретиков, на все ПЭБ возлагается решение следующих задач:
– противовоздушная и противоракетная оборона одиночных кораблей и их соединений;
– ведение радиоэлектронной борьбы (РЭБ);
– нанесение ударов по корабельным группировкам противника;
– нанесение ударов по береговым целям;
– ведение разведки;
– обнаружение надводных и воздушных целей и выдача целеуказания кораблям и авиации;
– дозаправка и пополнение боезапаса самолетов тактической авиации;
– техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) техники.

Необходимо отметить, что некоторые задачи, например, нанесение ударов по корабельным группировкам противника и ПВО одиночных кораблей и их соединений, являются новыми для МП.

Для решения вышеперечисленных задач базы будут оборудоваться и оснащаться: мобильными пусковыми установками зенитных управляемых ракет, противокорабельных ракет, реактивных систем залпового огня, комплексами РЭБ, управления и связи, радиолокационными станциями обнаружения надводных и воздушных целей, взлетно-посадочными полосами, пунктами дозаправки и пополнения боезапаса самолетов тактической авиации, пунктами ТОиР, причалами и др.

Так как ПЭБ будут развертываться только в передовых районах, где с них может осуществляться активное противодействие противнику, основными требованиями, предъявляемыми командованием МП к ПЭБ являются: скрытность, живучесть и мобильность.

Командование придает особое значение повышению скрытности действия базы. С этой целью предъявляются жесткие требования к использованию средств маскировки оборудования и техники, находящейся на ней. На тот случай, когда ПЭБ будет обнаружена, в ее состав должны входить средства радиоэлектронного противодействия системам радиолокационной, оптоэлектронной и радио- и радиотехнической разведки (РРТР) противника.

Все эти средства должны использоваться комплексно, как система систем, дополняя друг друга.

Кроме того, с целью повышения живучести должна быть обеспечена надежная ПВО всей базы, а при необходимости она должна быть быстро передислоцирована, то есть обладать высокой мобильностью.

Согласно взглядам военного руководства, изложенным в концепции "Операции с передовых экспедиционных баз", развертывание ПЭБ относится к разряду амфибийных наступательных (штурмовых морских десантных) операций и в перспективе может стать наиболее предпочтительным видом операций в будущих военных конфликтах. В сравнении с полномасштабной морской десантной операцией ОПЭБ будет занимать меньше времени, потребует задействования меньшего количества сил и средств, которые будут находиться на безопасном удалении от противника.

Передовые экспедиционные базы имеют малые размеры и зону ответственности, поэтому могут регулярно без особых затруднений быть сформированы и расформированы в мирное время с целью демонстрации силы и постепенного привыкания потенциального противника и союзников к присутствию американских ВС в регионе. Вместо того чтобы организовывать контроль над территорией после перехода конфликта в активную стадию, регулярное проведение операций по развертыванию передовых экспедиционных баз в мирное время или в угрожаемый период позволит осуществлять контроль уже в начале военного конфликта.

Предполагается, что такие базы будет трудно обнаружить и уничтожить, поэтому они смогут действовать долгое время ближе к противнику, чем корабли или самолеты. Это тактическое преимущество в совокупности с проведением активных боевых действий позволят сковать силы противника или по крайней мере, стеснить свободу их действий путем поражения кораблей противника, уничтожения летательных аппаратов, ведения РЭБ, интенсивного использования робототехнических комплексов различного назначения: беспилотных летательных аппаратов, автономных необитаемых аппаратов, дистанционно управляемых катеров.

Кроме того, ПЭБ будут являться дополнительными целями, против которых противник будет вынужден задействовать личный состав сил и расходовать значительное количество средств, стараясь обнаружить и уничтожить их, отвлекаясь тем самым от решения задач по обнаружению и уничтожению основной группировки американских НК и ЛА, а также их союзников.

Целью этих усилий должно стать увеличение противником наряда сил и средств для уничтожения одной или нескольких ПЭБ. Их действие должно быть неожиданным для противника, дезориентировать его и послужить поводом для разделения его боевых порядков, что негативно скажется на итоге операции. Если окажется, что этих сил и средств недостаточно для уничтожения ПЭБ и дальнейшего ведения БД, противник вынужден будет отказаться от первоначальных замыслов, а может вообще от проведения операции.

Для проведения морских десантных операций в том числе ОПЭБ, будут задействоваться десантные корабли (ДК) различных подклассов. Согласно действующим требованиям десантные корабли амфибийных сил американских ВМС должны быть способны перебросить за океан на морские ТВД к берегам потенциального противника в общей сложности до двух экспедиционных бригад морской пехоты с оружием, техникой и запасами, а также провести их высадку на необорудованное побережье.

Чаще всего для переброски подразделений МП из ДК формируются амфибийные десантные группы (АДГ) (ARG – Amphibious Ready Group), в состав которых входят ДК трех подклассов – универсальный десантный корабль (УДК), десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) и десантный транспорт-док (ДТД). Такая АДГ способна перебросить на ТВД за океан формирование МП численностью до 2200 морских пехотинцев с авиационной техникой, десантно-высадочными катерами, боевой техникой и запасами для ведения боевых действий автономно в течение 15 сут.

Как и многие американские корабли, ДК развертываются на удалении от берегов США в передовые районы на постоянной основе. Одновременно может быть развернуто до двух-трех амфибийных десантных групп. Кроме того, в зависимости от поставленных задач, АДГ совместно с авианосной ударной группой (АУГ) может формировать более крупное корабельное соединение.

Иногда, если нет необходимости формирования полноценной АДГ, в мирное время в передовых районах могут быть развернуты одиночные ДК для участия в военных и невоенных операциях, в том числе совместно с военно-морскими силами других стран.

Для обеспечения функционирования ПЭБ также необходимо иметь на вооружении АС специализированные ДК, способные брать на борт, транспортировать и высаживать на необорудованное побережье небольшие группы морских пехотинцев с техникой и оборудованием баз, а после выполнения задачи передислоцировать их в другой район в пределах ТВД для выполнения новой задачи, обеспечивая таким образом высокую мобильность этим подразделениям.

К концу 2020 года в состав АС ВМС США входили три подкласса ДК: УДК типа "Уосп" (8 единиц), УДК типа "Америка" (2 единицы + 2 в постройке), ДВКД типа "Сан-Антонио" (12 единиц + 2 в постройке) и ДТД типа "Уидби Айленд" (12 единиц).

Необходимо отметить, что американскими АС используется тактика загоризонтной высадки подразделений МП на необорудованное побережье с безопасной для ДК дистанции вне досягаемости береговых средств обороны противника.

Для того чтобы ДК могли эффективно действовать, они должны отвечать ряду требований, в соответствии с которыми корабли имеют значительные главные размерения и водоизмещение, оборудованы затапливаемыми доковыми камерами, ангарами и полетными палубами для размещения средств высадки – десантно-высадочных катеров, конвертопланов и транспортно-десантных вертолетов.

Как правило, главные размерения десантно-высадочных катеров ограничены размерами доковых камер десантных кораблей, а следовательно они имеют ограниченную десантовместимость и не в полной мере отвечают требованиям концепции ОПЭБ, также как и конвертопланы и транспортно-десантные вертолеты.

Кроме того, сами ДК не предназначены для высадки десанта непосредственно на берег, поэтому также не удовлетворяют требованиям новой концепции.

В интересах американских сухопутных войск используются восемь танкодесантных кораблей (ТДК) типа "Франк Бессон"), построенных в период с 1987 по 2007 год. Они имеют стандартную для своего подкласса архитектуру. Каждый из них способен перебрасывать и высаживать непосредственно на необорудованное побережье через носовую и кормовую аппарели до 24 танков типа М1 "Абрамс", а также другую гусеничную и колесную технику. С одной стороны, данные корабли по основным тактико-техническим характеристикам могут использоваться для решения задач в рамках реализации новой концепции, поэтому рассматриваются в качестве альтернативы новым проектам ДК.

Внешний вид легкого десантного корабля (эскизы)

Десантирование подразделения морской пехоты на боевых машинах с легкого десантного корабля через носовую аппарель (эскиз)

С другой стороны, необходимо отметить, что действующее требование численности корабельного состава американских амфибийных сил находится на уровне 38 единиц: 12 УДК, 13 ДВКД и 13 ДВКД/ДТД. Однако с сентября 2020 года обсуждается вопрос о наращивании численности до 50–60 единиц за счет строительства до 28–30 легких десантных кораблей (ЛДК) (LAW – Light Amphibious Warship), которые будут значительно меньше и дешевле, чем состоящие на вооружении ВМС УДК и ДВКД, количество которых предлагается сократить до 20–30 (8–10 УДК и около 19 ДВКД).

Таким образом, численность специализированных десантных кораблей для полномасштабной реализации новой концепции должна быть значительно больше, чем ТДК типа "Франк Бессон". Кроме того, поскольку ДК этого типа создавались согласно другим требованиям, то, по всей видимости, строительство серии кораблей нового проекта более рационально.

Командование американских ВМС добивается того, чтобы ЛДК были относительно простыми и одновременно недорогими. Предварительно к ним предъявляются следующие основные требования:
– длина наибольшая – в пределах от 60 до 120 м;
– осадка максимальная – до 3,7 м;
– водоизмещение полное – около 4 000 т;
– скорость полного хода при полной загрузке при состоянии моря 3 балла – не менее 14–15 уз;
– автономность по топливу – не менее 11 сут.;
– дальность плавания при скорости хода 14 уз и состоянии моря до 3 баллов – не менее 3 500 миль;
– экипаж – не более 40 человек;
– десантовместимость МП – не менее 75 человек;
– грузовместимость (оружие, оборудование и запасы МП) – в пределах от 370 до 740 м2;
– эксплуатационный период – не менее 20 лет;
– закупочная стоимость – в пределах от 100 до 130 млн долларов;
– уровень живучести выше второго ("Tier 2+") по американской классификации, присущий, как правило, кораблям класса "корвет" или "фрегат";
– возможность действовать как в составе группы кораблей, так и самостоятельно;
– наличие оружия самообороны – 25–30-мм артиллерийские установки и пулеметы калибра 12,7 мм;
– наличие носовой или кормовой аппарелей для высадки МП и выгрузки техники;
– наличие современных радиоэлектронных средств управления и связи, РРТР установленных стандартов.

Учитывая требуемые главные размерения и водоизмещение, легкие десантные корабли могут быть построены на любой судостроительной верфи США.

В настоящее время строительство десантных кораблей для АС ВМС США осуществляется на судоверфи "Хантингтон ингаллс индастриз/Ингаллс шипбилдинг" (HII/Ingalls – Huntington Ingalls Industries/Ingalls Shipbuilding) в г. Паскагула, штат Миссисипи. Однако оно может проводиться и на других американских судостроительных предприятиях, таких как: "Хантингтон ингаллс индастриз/Ньюпорт ньюс шипбилдинг" (HII/NNS – Huntington Ingalls Industries/Newport News Shipbuilding) в г. НьюпортНьюс, штат Виргиния, "Дженерал дайнэмикс/Нэшнл стил энд шипбилдинг компани" (GD/NASSCO – General Dynamics/National Steel and Shipbuilding Company) в г. Сан-Диего, штат Калифорния и "Дженерал дайнэмикс/Бат айрон воркс" (GD/BIW – General Dynamics/Bath Iron Works), в г. Бат, штат Мэн, где могут строиться, по крайней мере, корабли подкласса ДВКД.

Периодически, при необходимости замены выслуживших свой срок ДК, командование ВМС объявляет конкурс на проектирование и строительство нового поколения кораблей с привлечением указанных компаний. Кроме того, существует множество компаний-субподрядчиков, расположенных в различных штатах, поставляющих комплектующие для строительства ДК. Например, компания "Хантингтон ингаллс индастриз" для строительства УДК привлекает 457 компаний-субподрядчиков, расположенных в 39 штатах.

По заявлению официальных представителей американских ВМС, в 2020 году ими разослан предварительный запрос судостроительным предприятиям с информацией о проекте. В ответ руководство министерства военно-морских сил получило положительный ответ от 13 компаний, в числе которых девять судоверфей.

В 2021 году командование американских ВМС намеревается заключить контракт для проведения технико-экономического обоснования, в ходе которого требуется изучить индустриальную базу и факторы, позволяющие снизить стоимость проекта. На эти цели министерство военно-морских сил запросило на 2021 финансовый год 30 млн долларов.

Затем планируется объявить конкурс, в ходе которого предполагается выбрать ряд компаний, каждая из которых должна будет разработать свой эскизный проект.

Из этого числа будет выбран один, более предпочтительный. Компании, выигравшей конкурс, предложат контракт на создание рабочих чертежей и строительство серии из 28 ЛДК. Несмотря на то что командование ВМС США предпочитает, чтобы строительство серии проходило по единому проекту на одном предприятии, для ускорения строительства и снижения закупочной стоимости оно рассматривает возможность строительства ЛДК на нескольких заводах по единому проекту.

Согласно требованиям, предъявляемым командованием ВМС к кораблям такого класса, в интересах АС рядом компаний в инициативном порядке разработано несколько предэскизных проектов ЛДК, которые могут рассматриваться для проведения ОПЭБ.

Один из представленных предэскизных проектов ЛДК имеет длину 70 м, осадку менее 3,5 м и площадь грузовой палубы 600 м2. По своему конструктивно-архитектурному виду и основным ТТХ его можно классифицировать как ТДК. Однако окончательно это станет понятно после проведения конкурса и выбора конкретного эскизного проекта.

Для снижения стоимости проектирования в качестве прототипа для легкого десантного корабля предлагается выбрать проект коммерческого судна. В отличие от других подклассов ДК амфибийных сил ВМС США ЛДК не предполагается оснащать затапливаемой доковой камерой. Благодаря малой осадке ДК будут способны подходить вплотную к береговой линии для высадки техники МП непосредственно на берег, которая будет размещаться на открытой палубе. Согласно предварительным требованиям ВМС, скорость полного хода кораблей этого подкласса значительно ниже 22 уз, так же как у состоящих на вооружении УДК, ДВКД и ДТД. Это говорит о том, что ЛДК будут оснащаться менее мощной, а значит, более дешевой главной энергетической установкой. Кроме того, для развития скорости хода 14–15 уз судами водоизмещающего типа требуется существенно меньшая буксировочная мощность в сравнении с 20–22 уз и выше.

Это приведет к тому, что ГЭУ таких кораблей будет более экономичной, вследствие чего эксплуатационные расходы существенно снизятся.

Руководство ВМС США намеревается закупить не менее 28 ЛДК с 2023 по 2026 финансовый год с ежегодным графиком закупки 3–6–10–9. Денежные средства на их приобретение должны быть учтены только в следующем пятилетнем кораблестроительном плане на 2022–2025 финансовые годы, который командование ВМС представит конгрессу на рассмотрение в 2021 году в качестве части предложений в бюджет ВМС на 2022-й.

Официальные представители ВМС США настаивают на том, что стоимость закупки одного ЛДК не должна превышать 130 млн долларов. Для сравнения, согласно предварительным оценкам, изложенным в проекте бюджета ВМС на 2021 год, закупочная стоимость третьего в серии УДК типа "Америка" составляет 3,832 млрд долларов. Кроме того, стоимость одного ДВКД типа "Сан-Антонио" мод. 2 колеблется в пределах от 1,8 до 2 млрд.

Таким образом, командования американских ВМС и морской пехоты на основе анализа опыта применения военно-морских сил в недавних конфликтах продолжают адаптировать действующие и разрабатывать новые оперативные концепции применения, наращивая тем самым возможности флота для эффективного реагирования на новые вызовы национальной безопасности США. Иные подходы в разрабатываемых концепциях влекут за собой необходимость создания проектов кораблей, в полной мере отвечающих новым требованиям.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №9. - С. 74-80

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (07.10.2021) | Автор: Капитан 1 ранга А. Береговой
Просмотров: 155 | Теги: А. Береговой, амфибийные силы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar