search
menu
person

NEWS AND UDATES


Взгляды специалистов ВМС США на применение флота в арктическом регионе (2021)

Взгляды специалистов ВМС США на применение флота в арктическом регионе

Капитан А. Антонов

После распада Советского Союза военно-политическое руководство (ВПР) США не рассматривало Арктику в качестве стратегически важного в военном отношении региона. Она практически не упоминалась в концептуальных документах американских вооруженных сил (ВС).

Однако в последнее время ситуация изменилась. Значение Арктики как в геополитическом, так и в военном отношении в последние годы значительно возросло. Глобальные климатические изменения, произошедшие в регионе и повлекшие рост температуры, привели к таянию льдов и повышению доступности богатейших природных ресурсов, а также транспортных и других возможностей. Вашингтон в последние годы активно продвигает в этом регионе свои национальные интересы, отводя при этом значительную роль вооруженным силам.

Американское ВПР озабочено увеличением активности российских ВС в Арктике, которая всё больше рассматривается как "арена геополитического соперничества между США, Россией и Китаем". Однако согласно "Арктическому стратегическому обзору ВМС США" вероятность развязывания военного конфликта в этом регионе оценивается как низкая.

Арктическая программа США "Синяя Арктика"

В 2019 году был обновлен ряд документов, касающихся действий американских ВС в Арктике, среди которых:
- "Арктическая стратегия ВС США", которая имеет явный антироссийский характер. Так, по мнению разработчиков документа, несмотря на невысокую вероятность возникновения вооруженного конфликта в целом, именно активизация военной деятельности России в Арктике является потенциальной угрозой безопасности Соединенных Штатов и региональной стабильности в целом. Американские ВМС в этих условиях должны быть готовы проводить операции по контролю морского пространства и проецированию силы в регионе.
- "Стратегия деятельности береговой охраны в Арктике", согласно которой предполагаются значительные финансовые расходы с целью повышения возможностей ведомства по решению задач в арктических широтах, в том числе за счет увеличения количества патрульных кораблей и наращивания ледокольного флота.
- "Арктический стратегический обзор ВМС США", в котором рассмотрен подход ведомства к защите национальных интересов и обеспечению стабильности в регионе. Согласно документу перед американскими ВМС ставятся следующие задачи:
- защита национального суверенитета и страны от нападения;
- сохранение Арктики стабильным, свободным от конфликтов регионом;
- обеспечение свободы навигации;
- развитие взаимодействия с другими видами ВС, министерствами, ведомствами и странами-союзниками.

В июне 2020 года президент Д. Трамп подписал "Меморандум по обеспечению национальных интересов в Арктике и Антарктике".

В нем было заявлено, что стране необходим ледокольный флот, который планируется построить к 2029 году. Кроме того, отмечалась возможность фрахтования иностранных судов этого класса до ввода в эксплуатацию собственных.

В начале 2021 года опубликована арктическая программа "Синяя Арктика". В ней выделены три основных направления деятельности ВС США в регионе:
- усиление передового присутствия с одновременным увеличением количества мероприятий оперативной и боевой подготовки;
- укрепление сотрудничества с другими странами, которое поможет снизить для всех нагрузку в обеспечении безопасности;
- создание флота, боеспособного в арктических условиях. Планируются НИОКР, направленные на создание оборудования, функционирующего в суровых климатических условиях, в том числе средств боевого управления, связи, навигации и разведки. Будет развиваться инфраструктура, совершенствоваться концепция применения флота с учетом особенностей региона, а личный состав приобретать необходимые навыки.

Американские военные специалисты признают, что ВМС страны столкнутся с проблемами в случае военных действий в Арктике. Уолтер Бербрик, профессор военно-морского колледжа и руководитель группы арктических исследований, отметил, что военно-морские силы предназначены для ведения боевых действий прежде всего в теплых водах. Кроме того, потребуется время (от нескольких суток до нескольких недель) для того чтобы корабли смогли прибыть в регион в случае возникновения кризиса. Бывший комендант береговой охраны (БОХР) адмирал Пол Зукунфт в сентябре 2020 года заявил, что в северных широтах возникают значительные проблемы с владением обстановкой. Кроме того, отмечается, что нахождение в регионе усложняется из-за отсутствия американских военно-морских баз и ледокольного флота, точных навигационных карт, метеорологических и гидрографических данных, ограниченных коммуникационных возможностей и связи за полярным кругом, тяжелых погодных условий, а также необходимости кардинально совершенствовать системы навигации.

Вместе с тем руководство ВС США исходит из того, что присутствие в регионе приравнивается влиянию в нем. Поэтому в последние годы в Арктике усилилась оперативная и боевая подготовка ВМС. В октябре 2018 года впервые за последние 20 лет отмечено нахождение здесь американского авианосца, в мае 2020-го впервые с середины 1980-х годов надводные корабли США провели учения в Баренцевом море. В ближайшей перспективе можно ожидать увеличения количества проводимых маневров, в том числе с привлечением стран - партнеров по НАТО и государств региона. Их целями, по заявлениям американского ВПР, являются:
- отработка боевых действий в неблагоприятных условиях региона;
- совершенствование взаимодействия со странами - партнерами по НАТО в ходе проведения операций в регионе;
- выявление недостатков, затрудняющих проведение операций;
- проверка тактико-технических характеристик ВВТ в условиях крайнего севера;
- обеспечение свободы навигации и соблюдения международных норм и договоренностей;
- подача России сигнала о своей "решимости и вовлеченности касательно Арктики".

Наиболее крупными учениями ВМС США в регионе являются:
- ICEX (ICe EXercise) - учения подводных лодок, которые проводятся раз в два года еще с 1960-х годов. В 2020-м в них участвовали ВМС Канады, Норвегии, Великобритании и Японии. В ходе маневров отрабатывается переход подводных лодок подо льдами и всплытие с проламыванием льда, пуск торпед подо льдом, развертывание ледовых лагерей, проведение научных исследований, сбор информации о температуре и солености воды на различных глубинах.
- Northern Edge - проводятся на Аляске раз в два года в мае-июне с задействованием подразделений всех видов ВС, а также резервистов и военнослужащих национальной гвардии (всего около 10 тыс. человек). Учения направлены на отработку межвидового взаимодействия и действий личного состава в кризисных ситуациях.
- Trident Juncture 2018 - крупнейшие за последние годы учения стран Североатлантического союза, а также Швеции и Финляндии. Проводились на территории Норвегии с 25 октября по 7 ноября 2018 года с привлечением около 50 тыс. военнослужащих, 250 самолетов и 65 кораблей. Основной их целью была заявлена оборона в условиях региона государств - членов НАТО в рамках 5 статьи Устава.

Военное присутствие США в Арктике в ближайшие годы будет обеспечиваться в основном за счет подводного флота, который имеет значительный опыт действий в этом регионе. С 1947 года подводные лодки 96 раз задействовались здесь (в ходе учений, походов на Северный полюс и так далее).

Министр ВМС Кеннет Брейтуэйт заявил, что подобная практика продолжится. Подводные лодки вносят наиболее существенный вклад в демонстрацию военных возможностей США в Арктике. Некоторые сенаторы, в том числе Дэн Салливан, считают, что Соединенным Штатам необходимо более активно осуществлять демонстрацию флага, привлекая к маневрам большее число надводных кораблей. Однако присутствие надводных сил потребует значительных инвестиций в строительство специальных кораблей для ледовых условий, ледоколов и соответствующей инфраструктуры. Планируется, что с уменьшением площади ледового покрова численность надводного флота в Арктике будет расти. С этой же целью в США началось строительство ледокольного флота. 

На сегодняшний день США располагают двумя ледоколами: "Полар Стар" и "Хили". Первый введен в эксплуатацию в 1976 году и давно превысил 30-летний срок службы. Несмотря на то что судно устарело, БОХР планирует использовать его до ввода в строй новых ледоколов. В двигательном отсеке "Хили" в августе 2020 года произошел пожар, после которого он находится на ремонте и будет восстановлен в 2021-м. Оба ледокола неатомные и используются в основном для научных исследований в Антарктике. Кроме того, три судна ледового класса ("Натаниэль Палмер", "Лоуренс Гоулд" и "Сикулик") используются в интересах национального научного фонда (независимого агентства при правительстве США). Они были построены как океанографические исследовательские с ледокольными возможностями и не могут заниматься проводкой судов в Арктике.

Еще в 2010 году в ходе исследования возможностей командование БОХР пришло к выводу, что "береговой охране для выполнения установленных законом задач требуются три тяжелых и три средних ледокола". С того времени неоднократно поднимался этот вопрос, однако финансирование программы началось только в 2017-м. На данный момент запланировано строительство трех тяжелых ледоколов, первый из которых намечено передать БОХР в 2024 году. Судно будет иметь дизель-электрическую силовую установку и автономность 90 сут. Сдача еще двух однотипных ледоколов намечена на 2026 и 2027 годы. Порт приписки - г. Сиэтл (штат Вашингтон). Срок эксплуатации 30 лет. Техническое задание на строительство судов не включало установку вооружения, однако проект должен иметь возможность его корректировки в перспективе.

ВМС США, как уже отмечалось, при проведении операций в регионе сталкиваются с проблемой отсутствия военно-морских баз. Северное и северо-западное побережья Аляски мелководные и не могут использоваться для судов с большой осадкой. В связи с этим они вынуждены базироваться за пределами региона на континентальной части страны, что создает логистические и иные проблемы. Американским ВПР и военными специалистами уже несколько лет обсуждается возможность строительства военно-морской базы на севере Аляски. Есть и противники этого проекта. В качестве доводов против они называют высокую стоимость строительства и содержания базы, невозможность использования ее круглогодично в связи с оледенением акватории зимой и проведения здесь ремонта кораблей, а также влияние тяжелых природных условий на личный состав и членов их семей. В качестве одного из вариантов создания в регионе глубоководного порта рассматривается расширение и модернизация уже существующего в г. Ном (штат Аляска), который находится в 230 км от полярного круга. Обсуждение этого проекта на сегодняшний день продолжается.

Состав ледокольного флота США

Основные характеристики Береговая охрана Национальный научный фонд
"Полар Стар" "Хили" Перспективные ледоколы "Натаниэль Палмер" "Лоуренс Гоулд" "Сикулик"
Ввод в эксплуатацию, год 1976 2000 2024-2027 1992 1997 2015
Длина, м 121,6 128 146,3 93,8 70,1 79,5
Водоизмещение, т 13 200 16 000 23 270 6 500 3 780 3 665
Ледопроходимость, м 1,8 1,3 1,8-2,4 0,9 0,3 0,8
Экипаж, человек 155 85 186 22 16 22

Таким образом, взгляды американских военных специалистов свидетельствуют о необходимости более активного применения флота США в Арктическом регионе с целью защиты национальных интересов и своевременного реагирования на возникающие угрозы. В связи с этим командование американских ВМС считает целесообразным нарастить интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки в Арктике, применяя не только подводные лодки, но и надводные корабли, а также увеличить количество ледоколов и развить военную инфраструктуру региона.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №6. - С. 68-72

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (30.06.2021) | Автор: Капитан А. Антонов
Просмотров: 1128 | Теги: Арктика, А. Антонов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar