search
menu
person

NEWS AND UDATES


Направления модернизации в США комплекса авиационного вооружения стратегического бомбардировщика B-1B (2021)

Полковник К. Егоров,
кандидат технических наук

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик (СБ) B-1B "Лансер" (максимальная скорость 1350 км/ч, взлетная масса до 218 т, дальность полета с нормальной боевой нагрузкой до 11500 км) разработан компанией "Рокуэлл" (в настоящее время "Боинг") и поступил на вооружение ВВС США в 1985 году. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой стреловидности (15, 25, 45, 55, 67,5º), оснащен вспомогательным передним горизонтальным оперением, имеет высокие летно-технические характеристики и может выполнять полеты на малых (50-60 м) высотах в автоматическом режиме следования рельефу местности с облетом препятствий.

Максимальная масса боевой нагрузки на внутренней подвеске составляет 34 т. На восьми внешних подфюзеляжных узлах может дополнительно размещаться до 24 т вооружения. Общая масса боекомплекта ограничена 44 т и является максимальной для бомбардировочной авиации США (для самолета B-52H она составляет 32 т, для B-2A - 27 т). Отношение данного показателя к максимальной взлетной массе также наибольшее в классе этих машин. Выявленные в ходе достаточно интенсивной боевой эксплуатации недостатки комплекса авиационного вооружения обусловили начало широкомасштабных работ по его модернизации, которые проводились в 2000-2020 годах1.

На начало 2021-го ВВС США располагали 61 самолетом в составе 7-го (АвБ Дайс, штат Техас) и 28-го (АвБ Элсворт, Южная Дакота) тяжелых бомбардировочных авиационных крыльев (тбакр) 8-ой воздушной армии командования глобальных ударов (АвБ Барксдейл, Луизиана). При этом небольшая часть машин задействуется 337-й (АвБ Дайс, Техас) и 419-й (АвБ Эдвардс, Калифорния) испытательными авиаэскадрильями, 345-й учебно-тренировочной авиаэскадрильей (АвБ Дайс) или находятся в активном резерве. До 2025 года могут быть списаны 17 самолетов, имеющих наибольший износ критически важных систем, при этом несколько машин намечается утилизировать, остальные - отправить в центр хранения и восстановления авиационной техники (АвБ Девис-Монтан, штат Аризона).

С началом серийного производства перспективного СБ B-21 "Рейдер" (ожидается после 2025 года) планируется поэтапный вывод из боевого состава СБ B-2A и B-1B, намеченный к выполнению до 2032 и 2036 года соответственно. B-52Н при этом останется в строю как минимум до 2050 года. Таким образом, после 2040-го американские ВВС в общей сложности могут иметь на вооружении 150-170 СБ B-21 "Рейдер" и B-52H "Стратофортресс" (после модернизации, возможно, получит обозначение B-52J).

Бомбардировщик B-1B создавался для прорыва ПВО и поражения целей в основном ядерным оружием: крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) AGM-86B и AGM-129A, бомбами B61 и B83, а также аэробаллистической ракетой AGM-69 "Срэм". В современный период самолет, по утверждению американской стороны, переориентирован на выполнение только неядерных задач преимущественно на дозвуковых режимах полета (700-950 км/ч). Он применяется для поражения стратегических целей и оказания поддержки силам общего назначения, способен действовать с континентальных или передовых авиабаз как по заранее установленным (назначенным) целям, по данным внешнего целеуказания, так и по выявляемым самостоятельно в полете объектам, в том числе из положения дежурства в воздухе.

Вооружение самолета B-1B размещается в центральном (длиной 9,5 м) и хвостовом внутрифюзеляжных отсеках. В стандартном варианте боекомплекта центральный отсек разделяется силовой перегородкой на две равные части, таким образом вместе с хвостовым отсеком формируются три отдельные секции длиной 4,75 м каждая. Под ядерные КРВБ в центральный отсек устанавливалась стратегическая роторная пусковая установка (РПУ) CSRL. Для этого силовая перегородка из среднего положения смещалась вперед с формированием секции длиной 6,7 м (оставшаяся свободной передняя часть отсека находилась в постоянно закрытом состоянии). На внешних узлах на шести двухпозиционных пилонах предусматривалась подвеска 12 ядерных КРВБ AGM-86B или AGM-129A (сняты с вооружения в 2010 году). Возможно размещение дополнительно двух КРВБ AGM-86B на однопозиционных пилонах под наплывами фюзеляжа вблизи корневой части крыла.

Любая из трех "коротких" секций допускала установку специальной РПУ с ядерными авиабомбами B61-7, B83 или аэробаллистическими ракетами AGM-69 "Срэм" (до восьми единиц оружия в каждом отсеке). Внешняя подвеска СБ также была рассчитана на размещение ядерных бомб. Максимальное технически возможное число находящихся ядерных КРВБ AGM-86B составляло 22 единицы (восемь ракет на роторной установке и до 14 - на внешних узлах), а ядерных авиабомб B61 или B83 - 48 единиц.

Следует отметить, что после 1991 года в соответствии с договором СНВ-1 на бомбардировщике B-1B допускалось размещение ядерного оружия (ЯО), кроме КРВБ большой (свыше 600 км) дальности, то есть фактически разрешалась подвеска только ядерных авиабомб (в летной практике использовался внутрифюзеляжный вариант), так как ракеты AGM-69 "Срэм" не относились к классу КРВБ и к тому времени уже были сняты с вооружения.

Для применения обычных вооружений в каждом "коротком" отсеке могут устанавливаться универсальные роторные пусковые установки MPRL (Multi-Purpose Rotary Launcher) или модули вооружения, оборудованные бомбовыми держателями (замками) и катапультными устройствами, или один дополнительный топливный бак емкостью 8 000 л. На самолете предусмотрено размещение однотипного или смешанного боекомплектов (бомбы и ракеты, как правило, располагаются в разных отсеках). Для правильной балансировки наибольшую загрузку по массе получают вторая и третья (хвостовые) секции, последовательность сброса при залповом применении исключает столкновение боеприпасов в воздухе.

Впервые в боевых условиях в качестве носителя неядерного вооружения бомбардировщики B-1B использовались в декабре 1998 года при нанесении ударов неуправляемыми авиабомбами Mк82 по территории Ирака (операция "Лис пустыни"). Достаточно высокая эффективность продемонстрирована в операциях "Свобода Ираку", "Рассвет Одиссея" (Ливия), "Несокрушимая свобода" (Афганистан), "Непоколебимая решимость" (Сирия), в которых массированно применялось высокоточное оружие.

Например, только в первое полугодие операции "Несокрушимая свобода" было сброшено 3 900 управляемых авиабомб (УАБ), уничтожено свыше 1 500 различных целей. В 2014 году самолеты из состава 28 тбакр в Ираке применили 3 800 УАБ, при этом было поражено уже свыше 2 500 объектов.

В 2011 году объявлено о завершении работ по "денуклеаризации" парка B-1B для соблюдения условий договора СНВ-3 по количеству авиационных носителей ЯО (по принципу один самолет - один ядерный заряд), особо подчеркивалось при этом намерение в дальнейшем поддерживать на постоянной основе неядерный статус В-1В. Таким образом, в стратегической бомбардировочной авиации США официально засчитываемыми развернутыми носителями ЯО остаются 60 бомбардировщиков - 44 B-52H и 16 B-2A.

Фактически без убедительных доказательств предлагалось принять за истину декларативные заявления о том, что устройства для подвески ядерных КРВБ и бомб, специальная проводка и самолетные программно-аппаратные средства2 утилизированы (приведены в негодное состояние), а внутрифюзеляжная силовая перегородка центрального отсека надежно зафиксирована в среднем положении, исключающем монтаж "длинной" стратегической РПУ, что в совокупности должно демонстрировать невозможность применения любого ЯО.

При этом не предъявлялись какие-либо значимые доказательства того, что указанные манипуляции произведены необратимым способом. Например, все внешние узлы представлялись как "гарантированно закрытые" с помощью высокопрочной эпоксидной смолы, но с 2008 года на большинстве самолетов заглушки переднего правого узла были вскрыты. На нем устанавливается пилон с прицельно-навигационной системой AN/AAQ-33 "Снайпер-ХR", который обеспечивает применение высокоточного оружия, в частности, УАБ с полуактивной лазерной системой самонаведения.

В начале 2020 года командование ВВС США подтвердило наличие планов по использованию внешних узлов подвески для размещения различного современного и создаваемого оружия. В ноябре того же года осуществлены демонстрационные полеты со сбросом неядерной КРВБ AGM-158 со вскрытого переднего узла внешней подвески, которая использовалась для размещения оружия впервые с 1990 года. По оценке экспертов, это позволило нарастить предельное количество размещаемых на бомбардировщике B-1B крылатых ракет типа AGM-158B "ДжассмER" до 32 единиц (24 - в отсеках, 8 - на внешних узлах).

На фоне заявлений руководства США о готовности ВС применять ЯО малой мощности в конфликтах различной интенсивности нельзя исключать, что при необходимости на внутренних и вскрытых внешних узлах могут быть подвешены средства поражения как с обычной, так и ядерной боевой частью. Например, новые управляемые ядерные авиабомбы B61-12 (мощность 0,3-50 кт) по массо-габаритным параметрам и конструкции хвостовых блоков управления идентичны обычным УАБ серии "Джейдам", поэтому в угрожаемый период в случае принятия соответствующего решения подвеска указанных ядерных бомб на бомбардировщик B-1B, по оценкам зарубежных экспертов, может быть осуществлена достаточно оперативно и скрытно при минимальных технических доработках.

Командование ВВС также инициировало комплекс НИОКР по использованию остаточного ресурса СБ B-1B в интересах применения нового вооружения различных классов и назначения. В 2019 году с компанией "Боинг" заключен контракт стоимостью 14,3 млрд долларов на модернизацию до 2029 года бомбардировщиков B-52H и B-1B. Одна из целей работ - возможность применения ими передовых систем оружия, в том числе гиперзвуковых.

По оценке специалистов, количество размещаемых на СБ B-1B гиперзвуковых ракет со стартовой массой до 2 000 кг (например, аэробаллистических AGM-183 ARRW или крылатых HAWC) может составить от 14 до 16 единиц: шесть-восемь ракет на внешних узлах и до восьми ракет на РПУ.

В 2020 году продемонстрирована принципиальная возможность внутренней и внешней подвески на бомбардировщик прототипов аэробаллистических гиперзвуковых ракет, конструкция которых не исключает применение ядерной боевой части3. Для демонстрации подвески таких изделий силовая перегородка центрального отсека (ранее якобы "надежно и необратимо" зафиксированная в среднем положении) смещалась вперед, что является нарушением принятых договорных обязательств, так как технически делает возможным размещение стратегической РПУ с имеющимися на вооружении ядерными КРВБ AGM-86B. При более компактных размерах гиперзвуковых ракет (стартовая масса до 1 500 кг) боекомплект единиц: 18 - на трех РПУ, 12 - на двухпозиционных пилонах, одна или две ракеты - на однопозиционных пилонах (с учетом наличия или отсутствия внешнего прицельно-навигационного блока "Снайпер-XR").

Рассматривается возможность переоборудования к 2025 году одной эскадрильи бомбардировщиков B-1B в носители гиперзвуковых ракет (сроки эксплуатации самолетов в составе такого формирования могут быть продлены до 2038 года).

Таким образом, анализ процедур "переоборудования" этих самолетов и факт беспроблемного вскрытия узлов внешней подвески заставляет в целом усомниться в окончательном неядерном статусе бомбардировщика. Заслуживает внимания факт перевода в октябре 2015 года СБ В-1В из боевого авиационного командования в командование глобальных ударов ВВС США, отвечающее, в том числе, за применение воздушной составляющей ядерной триады.

В результате выполнения в период с 2002 по 2020 год комплексной программы CMUP (Conventional Munitions Upgrade Program) модернизирована система управления обычным вооружением, реализовано применение наиболее современных неядерных управляемых средств поражения. Максимальное количество одновременно размещаемых однотипных боеприпасов составляет: 24×КРВБ AGM-158B "Джассм-ЕR" или AGM-158С "Лрасм" или 24×УАБ GBU-31 "Джейдам"; 12 управляемых кассет AGM-154 "Джейсоу"; 12×УАБ GBU-10, -24 "Пейвуэй-2"; 30 управляемых кассет CBU-103, -104, -105 "Всмд" (WCMD).

Могут применяться неуправляемые авиабомбы калибра 250-5 000 фунтов, морские мины Mк62 "Квикстрайк" и другое вооружение, а с 2013 года - новые УАБ GBU-54 с полуактивной лазерной системой самонаведения.

В рамках программы CMUP реализована возможность размещения на РПУ управляемых авиабомб калибра до 1 000 фунтов: GBU-38 "Джейдам" или GBU-54 "Лазерный Джейдам" калибра 500 фунтов, а также малогабаритных УАБ GBU-39/В "Сдб" (Small Diameter Bomb) калибра 250 фунтов и других боеприпасов. Ранее для их подвески использовались бомбовые держатели в составе универсальных модулей вооружения, а крепление непосредственно на РПУ было ограничено из-за несоответствия расстояния между подвесными ушками (0,76 вместо требуемых 0,39 м). В качестве временного решения задействовались специальные адаптеры, которые существенно ограничивали допустимое конструкцией устройства количество боеприпасов. Для устранения этого недостатка применены модернизированные замки держателей BRU-56, которые обеспечили подвеску бомб с "короткой" базой ушек. В результате на трех РПУ может быть размещено до 48×GBU-38 или GBU-54, до 96×GBU-39 или GBU-58, -59 "Пэйвуэй-2".

До 2025 года намечена интеграция в комплекс вооружения бомбардировщика новых средств поражения: КРВБ AGM-158D "Джассм-XR" с максимальной дальностью стрельбы 1 600 км, УАБ GBU-53/B "Стормбрейкер" с трехканальной ГСН и модулем крыла, а до 2030 года возможно включение в состав вооружения новой ядерной КР LRSO, а также гиперзвуковых аэробаллистических и крылатых ракет.

В ходе работ по модернизации комплекса авиационного вооружения бомбардировщика особое внимание уделялось реализации возможности использования в одном вылете смешанного ракетно-бомбового боекомплекта для одновременного или последовательного поражения значительного числа разнородных целей в серии поочередно выполняемых боевых задач. Применение управляемых авиабомб, оснащаемых крылом, обеспечивает существенное расширение зоны возможных пусков и в целом увеличение дальности бомбометания.

Таким образом, становится необязательным заход самолета непосредственно на объект поражения, что снижает возможности систем объектовой или зональной ПВО, а также уменьшает потребный наряд сил и средств на поражение типовой цели.

Так, при последовательном или залповом сбросе оснащенных крылом УАБ GBU-39 с высоты более 10 км в ходе авиационных ударов ВВС США по территории Сирии продемонстрировано поражение одиночных или групповых целей на удалении до 70-80 км от точки сброса на углах прицеливания до ± 90º.

Реализуются планы по более активному задействованию бомбардировщика в интересах решения ударных задач на море и в прибрежной зоне. В феврале 2021 года на норвежской авиабазе Эрланн развернута авиационная группа, включающая четыре СБ B-1B, вспомогательную технику и персонал. Основная цель - патрулирование морских, в том числе арктических, зон.

В состав боекомплекта этих самолетов в дальнейшем могут быть включены до 32 противокорабельных крылатых ракет AGM-158C "Лрасм" (с задействованием внешней подвески). С учетом дальности полета бомбардировщика с полной боевой нагрузкой могут поражаться морские и береговые цели на удалении до 7-8 тыс. км от аэродрома взлета (с одной дозаправкой). Возможность применения значительного количества ракет большой дальности стрельбы (свыше 1 000 км) представляет значительную угрозу для находящихся в зоне досягаемости военно-морских баз и объектов инфраструктуры противника. Авиационные формирования с аналогичными задачами при необходимости можно размещать на постоянной или ротационной основе и в других регионах мира.

В период с 2011 по 2020 год в целях увеличения эффективности взаимодействия с разведывательными самолетами и беспилотными летательными аппаратами, пунктами управления, мобильными группами сил специальных операций и повышения уровня общей ситуационной осведомленности экипажа при выполнении ударных задач по программе IBS (Integrated Battle Station) компанией "Боинг" проведены работы по трем направлениям: FIDL (Fully Integrated Data Link), VSDU (Vertical Situational Display Upgrade) и CITS (Central Integrated Test System).

По подпрограмме FIDL бомбардировщики оборудованы аппаратурой связи "Линк-16", обеспечивающей прием и передачу информации в различных форматах (в том числе фото- и видеоизображения), отображение фактической обстановки на новых цветных многофункциональных дисплеях, а также интеграция с бортовой системой загоризонтной связи "Джейрип" (JREAP - Joint Range Extension Application Protocol). Это позволило увеличить дальность взаимодействия с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3C "Авакс" и разведки наземных целей E-8C "Джистарс" до 550 км, повысить эффективность действий в составе смешанных авиационных формирований (совместно с тактическими истребителями, разведывательными и ударными БПЛА или другими боевыми самолетами, например, ударными сил специальных операций ВВС AC-130J "Гоустрайдер"). Реализована возможность комплексирования данных о целях, получаемых как от собственных бортовых устройств, так и от других внешних источников различного базирования.

По подпрограмме VSDU (Vertical Situational Display Upgrade) заменено оборудование рабочих мест летчиков, штурмана - оператора вооружения и оператора бортового комплекса обороны с установкой рабочих станций с цветными многофункциональными дисплеями высокого разрешения. Каждая станция включает несколько экранов с возможностью детального представления видеографической информации (пилотажно-навигационной, картографической и др.).

По подпрограмме CITS (Central Integrated Test System) установлена система встроенного контроля технического состояния бортовых систем, включающая специальные диагностирующие датчики и соответствующее программно-аппаратное обеспечение, одновременно регистрирующее более 20 тыс. параметров работы радиоэлектронного оборудования, систем управления, силовой установки для последующего обслуживания или ремонта.

Общая стоимость программы IBS составила 1,27 млрд долларов (из них 380 млн затрачено на НИОКР и летные испытания). Работы проводились на АвБ Тинкер (штат Оклахома). В результате оптимизации производственного процесса удалось сократить среднюю продолжительность переоборудования одной машины с 218 до 170 суток. О досрочном переоборудовании всех строевых машин объявлено в сентябре 2020 года.

Кроме того, для повышения боевой эффективности применения авиационных средств поражения к 2010 году по программе RMIP (Radar Modernization Improvement Program) реализованы мероприятия по повышению разрешающей способности (до 0,3 м) бортовой РЛС AN/APQ-164 с фазированной антенной решеткой с синтезированием апертуры в основных режимах работы. Мероприятия по модернизации бортового комплекса обороны DSUP (Defensive System Upgrade Program) были отменены из-за их высокой стоимости, трудоемкости и временных ограничений, которые потребовали бы дополнительно 15 млн долларов и 17 месяцев работ.

Командование глобальных ударов ВВС США в интересах повышения объемов и скорости обмена информацией до 2025 года планирует оснастить бомбардировщики аппаратурой универсальной распределенной системы радиосвязи MIDS-JTRS (Multifunction Information Distribution System - Joint Tactical Radio System), а также усилить криптозащиту основных каналов передачи данных, что позволит интегрировать самолеты в перспективную объединенную межвидовую систему боевого управления JADC2 (Joint All Domain Command and Control) ВС США. Использование новых программно-аппаратных средств позволит изменять полетные задания управляемых средств поражения непосредственно на носителе до и после их пуска, а также повысить эффективность обмена данными с другими ударными самолетами и беспилотными летательными аппаратами, пунктами управления и передовыми авианаводчиками, действующими в составе групп специального назначения (через носимые терминалы типа "Ровер" и другие средства связи).

Таким образом, бомбардировщики B-1B в ходе модернизации комплекса авиационного вооружения получают расширенные возможности по применению нового высокоточного оружия, в том числе создаваемых гиперзвуковых средств поражения большой дальности. По оценке американских специалистов, остаток летного ресурса имеющихся в строю машин составляет не менее 40%, что позволяет эксплуатировать эти самолеты до 2036-2038 годов. В последующие 15-17 лет эта боевая машина останется в составе ударной авиации США и обеспечит эффективное решение задач стратегического и оперативно-тактического уровня.

1 Подробнее см. Зарубежное военное обозрение: № 11. - 2009. - С. 56-59; № 3. - 2010. - С. 46-47; № 3. - 2014. - С. 58-59; № 6. - 2020. - С. 52-57.

2 Для применения ядерных крылатых ракет и бомб в цепь управления боевой нагрузкой подключаются съемные блок кодирующего устройства (на рабочем месте штурмана-оператора вооружения) и приемникдешифратор логического блока управления (устанавливается на устройствах подвески оружия). Аналогичные устройства используются на стратегических бомбардировщиках B-52H и тактических истребителях F-16.

3 Разработка баллистических ракет воздушного базирования в ядерном оснащении и их применение стратегическими бомбардировщиками не запрещены договором СНВ-3, ранее такое ограничение действовало до 2010 года в рамках соглашения СНВ-1 (пункт 18d статьи V).

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №8. - С. 62-70

Смотрите также
Категория: ВВС | Добавил: pentagonus (30.08.2021) | Автор: Полковник К. Егоров
Просмотров: 222 | Теги: стратегическая авиация, B-1B, К. Егоров, бомбардировщик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar