search
menu
person

NEWS AND UDATES


Организация воздушных перебросок военно-воздушными силами США (2022)

Капитан Д. Параходов

В связи со значительной удаленностью США от вероятных театров военных действий (ТВД) министерство обороны страны в рамках реализации текущих и перспективных программ строительства национальных вооруженных сил (ВС) придает большое значение обеспечению их стратегической мобильности.

Авиационный компонент является одним из приоритетных в системе глобальных перевозок войск (сил) и средств на большие дальности.

Важнейшую роль в реализации замыслов руководства Пентагона играет командование воздушных перебросок (КВП) военно-воздушных сил (ВВС) США (штаб размещен на АвБ Скотт, штат Иллинойс), созданное 1 июня 1992 года на базе ранее расформированных военно-транспортного и тактического авиационных командований.

Дислокация основных формирований командования воздушных перебросок ВВС США

На КВП возложено решение следующих задач:
– проведение воздушных перебросок личного состава, вооружения и военной техники (ВВТ), а также других материальных средств;
– дозаправка топливом в воздухе авиационной техники (АТ) вооруженных сил страны и союзников;
– участие в развертывании передовых авиабаз в условиях кризисной ситуации;
– перевозка президента и других высокопоставленных лиц государственного и военного управления;
– проведение поисково-спасательных операций;
– эвакуация погибших и раненых;
– обеспечение гуманитарных операций.

С 1 октября 2021 года командующим КВП ВВС США является генерал М. Минихан. Под его руководством находятся формирования 18-й воздушной армии (ВА, АвБ Скотт) и экспедиционного центра (АвБ Мак-Гуайр, Нью-Джерси) общей численностью более 42 тыс. военнослужащих. В КВП сосредоточены основные силы и средства военно-транспортной и заправочной авиации ВВС страны.

18 ВА образована 28 марта 1951 года на АвБ Доналдсон (Южная Каролина).

В 1957-м ее штаб был передислоцирован на АвБ Коннели (Техас). 1 января 1958 года по причине бюджетных ограничений деятельность формирования была приостановлена (силы и средства переданы в состав 12-й воздушной армии). С началом операции против Ирака "Свобода Ираку" в 2003 году объединение было воссоздано. В 2021-м общая численность его военнослужащих достигала 36 тыс. человек.

По состоянию на 30 сентября 2020 года на вооружении 18 ВА находились 250 военно-транспортных и 225 транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) следующих типов:
– 36 стратегических транспортных самолетов (СТС) С-5 "Гэлакси";
– 120 СТС С-17А "Глоубмастер-3";
– 64 тактических транспортных самолета (ТТС) С-130 "Геркулес";
– 14 ТТС С-21А "Авкон индастриз";
– 10 ТТС С-37 "Гольфстрим";
– 4 ТТС С-40 "Клиппер";
– 2 VC-25А (специальная военная версия модернизированного пассажирского самолета Боинг 747 для президентского транспорта, эксплуатируемого ВВС США);
– 138 ТЗС КС-135R/T "Стратотанкер";
– 56 ТЗС КС-10А "Экстендер";
– 31 ТЗС КС-46А "Пегас".

Следует отметить, что перечисленные образцы АТ созданы ведущими американскими авиационными корпорациями "Боинг" и "Локхид-Мартин". На их предприятиях помимо выпуска указанной АТ проводятся мероприятия по модернизации уже состоящих на вооружении самолетов, разработке с последующим внедрением в производство новых модификаций на основе предыдущих моделей, а также ремонт и переоснащение летательных аппаратов, серийный выпуск которых прекращен.

Экспедиционный центр является подразделением анализа и обобщения передового опыта ВВС в области воздушных перебросок в ходе реагирования на чрезвычайные ситуации, а также контроля за наращиванием сил и средств в рамках реализации планов совершенствования глобальной мобильности. Центру подчинены пять авиакрыльев и две группы.

Кроме того, для перебросок войск и грузов в интересах Пентагона по мере необходимости привлекаются силы и средства гражданских авиакомпаний.

В настоящее время в программе "Гражданский резервный воздушный флот" ("Краф") участвуют 25 коммерческих авиакомпаний. Бóльшая часть принадлежащих им самолетов – до 1000 транспортных и пассажирских воздушных судов – около 780 единиц способны выполнять перелеты на дальность более 6 тыс. км. У данных машин в отличие от серийных образцов усилен пол грузового отсека, увеличены размеры дверей и грузовых люков, а в ряде случаев имеется специальное дополнительное оборудования. При этом МО США компенсирует авиакомпаниям потерю коммерческой выгоды, связанной со снижением массы полезной нагрузки.
Время готовности самолетов к выполнению задач в интересах ВС составляет от 24 до 48 ч. Управление и их обслуживание выделяемыми ресурсами возлагаются на руководство авиакомпаний. При выполнении авиарейсов КВП осуществляет функции контроля.

Применение самолетов гражданских авиалайнеров в интересах американских вооруженных сил позволяет:
– уменьшить нагрузку на летный состав военно-транспортной авиации (ВТА);
– сократить расход моторесурса военно-транспортных самолетов;
– повысить оперативность и скрытность перебросок войск (грузов) на передовые ТВД;
– обеспечить в мирное время условия для изучения экипажами самолетов гражданской авиации маршрутов перелетов на передовые ТВД;
– отработать на практике вопросы организации взаимодействия между командованием воздушных перебросок ВВС США и руководством американских гражданских авиакомпаний;
– повысить материальную заинтересованность национальных авиакомпаний в содержании необходимого количества самолетов для перевозки грузов военного назначения в экстренных ситуациях, определенного командованием ВВС США.

Экспертные оценки свидетельствуют, что общие возможности военно-воздушных сил и гражданских авиалайнеров по грузоперевозкам достигают 80 млн т км/сут. В условиях повседневной деятельности формирования 18 ВА ведут плановую оперативную и боевую подготовку (ОБП). В частности, экипажи 21-й авиационной эскадрильи 60-го стратегического транспортного авиационного крыла (АвБ Тревис, штат Калифорния) в феврале 2022 года успешно осуществили погрузку и разгрузку пусковой установки реактивной системы залпового огня "Химарс" после перелета на АвБ Мак-Гуайр.

В настоящее время важным направлением развития стратегической заправочной авиации ВВС США является ввод в строй ТЗС КС-46А "Пегас".

Возможности новой техники активно изучаются при проведении учений. Например, со 2 по 18 февраля 2022 года экипажи 22-го стратегического заправочного авиационного крыла (АвБ Мак-Коннелл, штат Канзас) вместе с подразделениями ВМС и морской пехоты США приняли участие в маневрах "Коуп Норт-2022". В ходе данного мероприятия ОБП американские летчики кроме решения других задач отрабатывали элементы взаимодействия с авиационными подразделениями ВВС Австралии и Японии. Как было заявлено, итоги анализа результатов этих учений станут основой для внесения дополнительных положений в соответствующие наставления и инструкции видов и родов войск ВС США в части касательно эксплуатации КС-46 "Пегас".

Реальные возможности КВП ВВС США продемонстрировало в ходе операции по эвакуации из Афганистана американских военнослужащих и гражданских лиц различной национальности (начало июля – конец августа 2021 года). Первоначально завершить данное мероприятие планировалось в середине сентября 2021-го.

После "непланового" захвата в начале августа 2021 года формированиями исламистского радикального религиозно-политического военизированного движения "Талибан" (запрещено в России) Кабула – столицы среднеазиатского государства обстановка приняла экстремальный характер. По требованию новой администрации страны в условиях жесткого лимита времени до 31 августа под руководством КВП транспортными самолетами были эвакуированы около 124 тыс. человек и бóльшая часть американских вооружений и военной техники. Значительное количество рейсов выполнялось самолетами стратегической транспортной авиации С-17А "Глоубмастер". Руководство полетами и их организация возлагались на военных авиадиспетчеров.

Динамика использования самолетного парка ВВС США в ходе эвакуации американцев из Афганистана

Зарубежные эксперты отмечают, что в течение типового дня СТС С-17 американских ВВС США совершают по всему миру около 70 вылетов.

В то же время в Афганистане КВП обеспечивало в среднем 60, а в разгар операции до 113 рейсов в сутки на авиабазы в зонах ответственности Центрального и Европейского командований. Маршруты переброски на континентальную часть США строились с использованием АвБ Эль-Удейд (Катар), Эль-Салем (Кувейт) и Рамштейн (ФРГ).

Предварительный анализ действий командования ВВС США по подготовке и в ходе эвакуации из Афганистана военнослужащих, гражданских лиц, ВВТ, представленный исследовательской службой американского конгресса 24 августа 2021 года, свидетельствует о резком росте нагрузки на личный состав и технику уже в конце первой недели операции. На этом фоне руководство Пентагона, признавая недостатки в планировании и отсутствие необходимого количества сил и средств, было вынуждено привлечь к операции гражданские авиакомпании сторонних подрядчиков – American Airlines, Atlas Air, Delta Airlines, Omni Air, Hawaiian Airlines, United Airlines – ориентировочно 18 самолетов – как в рамках программы "Гражданский резервный воздушный флот", так и на добровольной основе.

Согласно распространенной в СМИ информации, несмотря на все усилия, командованию ВВС США не удалось планово осуществить эвакуацию личного состава и ВВТ, а также гражданских лиц, желавших покинуть Афганистан.

Таким образом, наращивание возможностей по стратегической мобильности и реагированию на кризисные ситуации в различных регионах мира является одним из приоритетных направлений развития КВП ВВС США, имеющего многочисленный и современный парк военно-транспортных и заправочных самолетов. Однако недостатки в системе управления командованием существенно снижают его возможности по организации и проведению в сжатые сроки операций по экстренной переброске (эвакуации) крупных объединений на передовые театры военных действий (из зоны конфликтов).

Зарубежное военное обозрение. - 2022. - №6. - С. 62-66

Смотрите также
Категория: ВВС | Добавил: pentagonus (26.06.2022) | Автор: Капитан Д. Параходов
Просмотров: 173 | Теги: транспортная авиация, Д. Параходов, Air Mobility Command | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar