Приоритетные программы развития бронетанкового вооружения и техники СШАВ. Борюшин; События последних десятилетий, насыщенных исследованиями роли, места и значения бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в будущем, обобщением опыта многочисленных локальных войн и вооруженных конфликтов с применением БТВТ, поставили перед командованием сухопутных войск (СВ) США и американскими разработчиками вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) ряд новых военно-технических проблем, которые оказали заметное влияние на реализацию программ и планов развития такой техники. Возникла необходимость в дополнительных обоснованиях направлений разработки новых и модернизации существующих образцов БТВТ для бронетанковых и механизированных бригад "Страйкер"; в определении рациональных направлений развития и совершенствования образцов БТВТ для экспедиционных сил в условиях их применения как в локальных (региональных) военных конфликтах, так и в крупномасштабной войне. В связи с необходимостью решения этих проблем в МО США был начат пересмотр основных программ развития ВВСТ, изменены подходы к определению их приоритетности. Некоторые программы из долгосрочных были переведены в краткосрочные и среднесрочные, одновременно повышен или понижен их статус. Характерными особенностями проведения современных американских программ разработки ВВСТ стали: укрупнение работ по целям, задачам, объемам финансирования, количеству подрядчиков; эволюционно-технологический подход к созданию и развитию перспективных систем ВВСТ; расширение объемов компьютерного и натурно-математического моделирования на всех этапах разработки; более тесное, чем прежде, военное и научно-техническое сотрудничество с другими зарубежными странами и фирмами в вопросах создания сложных и наукоемких военно-технических систем. Стратегия разработки, модернизации и закупки БТВТ для СВ США стала базироваться на использовании только тех технических решений, которые имеют минимальную стоимость, являются максимально эффективными и могут быть реализованы в течение ближайших пяти-семи лет. Вместе с тем общей проблемой для многих программ развития БТВТ США, как и для многих других ведущих стран НАТО, стало увеличение сроков разработки и повышение стоимости создания образцов. Основные причины этого специалисты видят в неэффективной научно-методической организации системы разработки ВВСТ, недостаточном финансировании проектов, необоснованности ряда тактико-технических требований (ТТТ), что приводит к увеличению сроков создания новых дорогостоящих средств и одновременно повышает степень риска их доведения до уровня промышленного производства. Значительное влияние на направления развития БТВТ оказала война в обеих странах со своими срочными потребностями военного времени, в результате чего ассигнования, которые ранее планировались выделить на разработку современных технических решений, были сильно сокращены. После завершения военных действий в Ираке и Афганистане СВ США с апреля 2014 года приступили к корректировке общего курса своего развития, получив от конгресса более ясное представление о предстоящем бюджете. Документ, определивший планы развития этого вида ВС на ближайшие пять лет, получил название "Сила-2025" (Force 2025). На ход реализации этих планов развития СВ США могут оказать события, связанные с прошедшими в конце 2016 года выборами в страну нового президента. Уже в январе 2017 года в ходе церемонии приведения к присяге нового министра обороны президент США Д. Трамп подписал свой первый меморандум по национальной безопасности - NSPM-1, который получил название "Перестройка вооруженных сил США". В соответствии с ним должна быть проведена масштабная модернизация всех видов и родов войск ВС. Этот документ содержит объемную программу модернизации ВС и требования к должностным лицам по определению реальных средств, необходимых для ее финансирования в нынешнем и будущем финансовых годах. Ключевыми направлениями нового курса СВ названы стратегическое планирование и "экспедиционный маневр". Первое направление определяет, как должны войска предотвращать и вовремя реагировать на кризисную обстановку, а второе - как быстро армия должна реагировать на кризисные изменения обстановки по всему миру, особенно когда это касается подразделений и частей (сил), расположенных на территории США. Из документа следует, что в будущем планируется значительно повысить экспедиционные возможности СВ. В этих целях намечается внести ряд изменений в структуру СВ, в результате чего в состав батальонных тактических групп (БТГ) будут введены робототехнические комплексы различного назначения. Предполагается, что в течение ближайших пяти лет в каждой из них будет создан "экспедиционный" батальон, оснащенный экипажной и безэкипажной бронетехникой. Для исключения крупных ошибок и тупиковых направлений разработки новых технологий в США, как и во многих других зарубежных странах, широкое распространение получил эволюционно-технологический метод развития и совершенствования ВВСТ. Основанный на постепенном повышении уровня знаний в соответствующих областях науки и техники, он направлен главным образом на определение предсказуемости и стабильности программ вооружений, а также на снижение риска разработки базовых и критических технологий (КТ). Согласно основным положениям этого метода каждой базовой технологии соответствует свой ряд КТ, которые определяют приоритеты научных исследований и технологических разработок, связанных с созданием новых материалов, электронной компонентной базы, унифицированных модулей и блоков, технических решений в области развития информационно-измерительных систем, комплексов и средств связи, навигации, систем управления, вычислительной техники. По данным американских аналитиков, данный метод позволил оптимизировать среднесрочное (от двух до восьми лет) и долгосрочное планирование развития вооружений СВ, что помогло командованию пересмотреть некоторые приоритетные программы развития ВВСТ и свести к минимуму риск их дальнейшей разработки. В результате это привело к отмене восьми существующих программ модернизации ВВСТ и задержке выполнения или реструктуризации еще 89 программ. К числу последних относятся, например, программа разработки боевой наземной машины, а также программы создания нового поколения бронированных машин боевого обеспечения, состоящего из машин - ремонтно-эвакуационной, инженерной и машины разминирования. По оценке американских экспертов, на развитие БТВТ в первой половине XXI века значительное влияние будут оказывать развитие следующих технологий: информационных, микроэлектроники, самонаводящихся боеприпасов; автоматизация процессов разведки, стрельбы, защиты, подвижности; роботизации и интеллектуализации; нанотехнологии. Некоторые из этих перспективных технологий уже доведены до уровня промышленного производства и эксплуатационной готовности. К последним относятся, например, средства активной защиты, робототехники и снижения заметности образцов БТВТ. Согласно открытым зарубежным материалам, для большинства американских приоритетных программ наиболее важными направлениями стали сегодня работы по автоматизации и интеллектуализации процессов управления. Одновременно с этим американские разработчики программ БТВТ продолжают уделять должное внимание и мероприятиям, направленным на повышение основных боевых качеств бронетехники: огневой мощи, защите, подвижности, маневренности. Это характерно, например, для программ разработки бронированных машин легкой и средней категории по массе. Западные военные эксперты отмечают, что разработка и реализация ведущих программ позволят обеспечить поддержание боевых характеристик американских БТВТ на уровне предъявляемых требований до 2030 года. Последние составят основу бронетанковых и механизированных формирований будущего, а в эксплуатации эта бронетехника останется по крайней мере до 2045-2050 годов. Основными программами разработки и производства американских БТВТ, которые предназначены обеспечить поддержание их ТТХ на уровне предъявляемых требований до 2030 года, являются следующие: При разработке приоритетных программ командование и плановые органы СВ США постоянно подчеркивают, что не исключают возможности проведения новой комплексной модернизации БТВТ для удовлетворения постоянно растущих требований к огневой мощи, защите, командной управляемости и подвижности, чтобы сохранить их ТТХ на должном уровне и после 2030 года. Программа модернизации основного боевого танка (ОБТ) М1А2 SEP V2 "Абрамс". Документ о модернизации танка, который с февраля 2005 по июнь 2013 года находился в мелкосерийном производстве, получил обозначение ЕСР 1 (Engineering Change Proposal 1, "Предложения по изменению конструкции танка "Абрамс", вариант № 1"). Проведение соответствующих работ возложено на фирму "Дженерал дайнэмикс лэнд системз". Эта программа, являющаяся одной из основных в СВ США, направлена на повышение огневой мощи, усиление защиты, улучшение ситуационной осведомленности экипажа, придание танку технических возможностей длительного ведения боевых действий. В настоящее время работы по модернизации танка ОБТ "Абрамс" до модификации М1А2 SEP V3 продвигаются вперед в соответствии с предложениями ЕСР1А. Основные усилия разработчиков сосредоточены на создании новых танковых боеприпасов, повышении уровня защиты, улучшении системы технической диагностики бортовых систем. Планируется установка на танк системы активной защиты, модернизация цифровой архитектуры для размещения гигабитной шины данных, установка новой системы управления энергосистемой и дополнительного генератора. К 2016 году было изготовлено девять опытных образцов таких машин. Контуры следующего этапа модернизации по программе "Абрамс" ЕСР 1В еще не определены. Однако, по заявлению ее участников, основные усилия специалистов будут сосредоточены на повышении огневой мощи, главным образом за счет повышения поражающего действия боеприпасов нового типа и установке ИК-приборов наблюдения и прицеливания третьего поколения. Работы по программе ЕСР 1В будут зависеть от финансирования и начнутся, как ожидается, в 2017 году. На первом этапе должны быть модернизирована система управления огнем (СУО) и разработаны многоцелевые 120-мм боеприпасы, в каждом из которых будут объединены несколько функциональных возможностей поражения целей. В 2017 году на программу намечено выделить 558,7 млн долларов, что на 60% больше, чем в 2015-м, а на НИОКР - 8,5 млн, что на 10% больше, чем в 2016-м. Мелкосерийное производство танков MlА2 SEP V3 планируется начать уже в текущем году. Проведение работ по программе обеспечит поддержание боевых характеристик танков М1А2 SEP V1/V2/ V3 на уровне предъявляемых требований до 2030 года. Первые машины, модернизированные по программе ЕСР 1А/1В, должны поступить в регулярные подразделения СВ США до начала 2020 года. Программа модернизации БМП М2А3 "Брэдли". Работы в рамках ее реализации направлены на повышение поражающего действия боеприпасов, живучести, улучшение ситуационной осведомленности экипажа, повышение способности длительного ведения боевых действий. В период с 2000 по 2016 год было выполнено несколько программ модернизации машин семейства "Брэдли", в результате чего в войсках появились модификации A3; A3 +; А2 ODS; А2 ODS-SA. Однако не все они были реализованы в полном объеме по причине недостаточного финансирования, а также сложности и высокой стоимости отдельных комплектующих, применяемых при модернизации. В 2015-2016 годах был начат очередной этап совершенствования боевых машин семейства "Брэдли" в рамках программы "Брэдли" ЕСР 2. В частности, предусматривается установка усовершенствованных тепловизионных приборов командира, комплекта цифровой системы связи и модернизированной системы управления боем (уровень бригада и ниже). Технические и финансовые возможности СВ США позволяют сегодня оснащать этими комплектами БМП и БРМ "Брэдли" по нескольку "тяжелых" БТГ в год. Программа создания боевой наземной машины GCV (Ground Combat Vehicle) до сих пор считается в СВ США программой высокой степени важности, хотя в последние годы проводимые в ее рамках работы сильно замедлились. Согласно документам по GCV планируется создание высокозащищенной БМП для замены машин М2А3 "Брэдли" в тяжелых БТГ. ББМ GCV разрабатывается для ведения боевых действий в локальных (региональных) и крупномасштабной войнах. Основным отличием этой машины от разработанных ранее по другим программам является значительное усиление ее защиты, что привело к увеличению ее боевой массы до 70 т (при установке дополнительной навесной брони и комплексов защиты от современных средств поражения БТВТ). Оснащение машинами GCV бронетанковых и механизированных подразделений СВ планируется начать в 2019-2020 годах. Однако эти сроки из-за вынужденных перерывов в работе, вероятно, не будут выполнены. Главной причиной называют неготовность требуемых технологий, которые должны были быть разработаны в период с 2011 по 2016 год. Сегодня они находятся еще в стадии НИОКР, но в будущем должны стать базовыми для семейства GCV на весь жизненный цикл машины, рассчитанный на 40 лет. Неудачи в разработке таких ведущих программ, как FCS и GCV, привели руководство СВ и ОПК к следующим выводам: для создания нового поколения БТВТ требуется заблаговременная разработка новых, дорогостоящих средств; улучшение ТТХ образцов БТВТ на базе прежних образцов не позволяет добиться требуемого уровня повышения характеристик боевых машин, хотя и дает возможность несколько снизить затраты на их разработку; чтобы эффективно отвечать на угрозы настоящего и будущего, недостаточно создавать только новые технологии, необходимо развивать и совершенствовать структуру войсковых формирований сухопутных войск. Для продолжения работ по программе GCV возникла необходимость в изменении и уточнении некоторых ТТТ. В частности, вместимость БМП была снижена с девяти до шести военнослужащих. Кроме того, американские специалисты могут отказаться от разработки самоходной гаубицы и БРЭМ, создаваемых на базе машины GCV. Для принятия окончательного решения по вопросам изменений программы GCV еще есть время, так как план ее разработки действует по 2019 финансовый год включительно. Как заявил руководитель программы создания боевых бронированных машин СВ США 2016 финансовый год заканчивается 31 октября с. г. должен стать первым годом, когда СВ необходимо будет сделать выбор: продолжать ли полномасштабную разработку программы GCV или начать очередную модернизацию БМП "Брэдли". Ранее западные военные СМИ сообщали, что такое решение так и не было принято. Полная стоимость запланированных работ (НИОКР, испытания, серийное производство, эксплуатация) 40 млрд долларов. Ключевым вопросом в ходе НИОКР стала закупочная цена одной машины и затраты на 1 милю пробега (1 609 м). Представители СВ США заявляют, что средние затраты на закупку одной БМП GCV составят от 9 до 10,5 млн долларов, средняя закупочная цена (включая запасные части и затраты на эксплуатацию) может достигать 11-13 млн. В итоге, по расчетам специалистов отдела анализа затрат и оценки программ Пентагона (САРЕ), средняя стоимость одной БМП GCV может быть около 16 млн долларов. Программы модернизации боевых бронированных машин (ББМ, 8x8) семейства "Страйкер" направлены на улучшение ТТХ, восстановление ресурса и повышение надежности машин "Страйкер" в различных условиях эксплуатации и боевого применения. Программа "Страйкер" WCVD предназначена для оценки технической и финансовой целесообразности будущих инновационных проектов машин легкой и средней категории. Модернизация должна показать потенциальным заказчикам, какие новые системы могут быть интегрированы в будущие платформы с колесной формулой 8x8, чтобы повысить боевые и эксплуатационно-технические возможности таких машин. Базовая модификация, по сравнению с существующими моделями "Страйкер" будет иметь значительные отличия в области защиты, подвижности, командной управляемости. Некоторые из новых элементов уже планируется включить в конструкцию серийных и вновь разрабатываемых боевых машин, а другие могут быть использованы при их модернизации в будущем. Программа "Страйкер" DVH направлена на повышение защиты машин семейства "Страйкер" от мин и самодельных взрывных устройств (СВУ) путем установки двойного днища и придания ему V-образной формы. Машинами, модернизируемыми по программе "Страйкер" DVH, намечается оснащать в первую очередь 8 и 9 БТГ "Страйкер". Стоимость контракта на изготовление запланированных 177 машин "Страйкер" DVH составила 367 млн долларов (в ценах 2012 года). Программа "Супер Страйкер". Целью работ является: повышение разведывательных возможностей (для модификации БРМ M1127); улучшение работы системы связи в условиях помех; повышение защищенности (установка систем активной и динамической защиты нового поколения вместо "решетчатой" брони), системы оповещения экипажа о лазерном облучении); снижение заметности путем установки трехмерного маскировочного покрытия, способного создавать защитный маскирующий эффект машины в оптическом, тепловом и радиолокационном спектрах излучения; повышение огневой мощи (установка дистанционно управляемой 30-мм пушки); увеличение мощности двигателя до 450 л. с. Кроме этих НИОКР, в разной стадии разработки находятся несколько программ модернизации машин "Страйкер", предусматривающих оценку эффективности установки на машины лазерного оружия, 155-мм гаубицы и др. Программа модернизации 155-мм самоходной гаубицы (СГ) М109А7 "Паладин" направлена на продление срока ее службы до 2050 года. В мае 2014 года началась подготовка самоходной гаубицы М109А7 к серийному производству. Новая артиллерийская система наряду с усовершенствованными основными компонентами включала в свой состав и модернизированную транспортно-заряжающую машину (ТЗМ) М992А2, которая в обновленном варианте получила обозначение М992А3САТ (гусеничная ТЗМ). На этой СГ установлено много элементов БМП "Брэдли" и экспериментального образца СГ. В ходе модернизации наиболее важные изменения в конструкции гаубицы затронули шасси и башню, что позволило значительно улучшить защищенность гаубицы от мин и СВУ, пуль стрелкового оружия, осколков 152-мм артиллерийских боеприпасов. Кроме того, была значительно усовершенствована система электропитания, которая включала 70-кВт стартер-генератор с преобразованием напряжения на 60 и 28 В. Унификация шасси СГ M109А7 с шасси БМП "Брэдли" составляет 90% Новыми элементами в конструкции гаубицы стали прибор наблюдения водителя, оснащенный усилителем изображения и дисплей система управления боем. Программа создания бронированной многоцелевой гусеничной машины AMPV (Armoured Multi-Purpose Vehicle) является сегодня одной из приоритетных в СВ США на среднесрочную перспективу. Она предполагает замену БТР М113 в "тяжелых", "средних" и "легких" БТГ. В настоящее время AMPV является в СВ США единственной программой по гусеничным машинам, которая полностью финансируется и продвигается вперед в намеченные сроки. Намечается изготовить 2 900 машин в пяти модификациях (БТР общего назначения, подвижный командный пункт, самоходный миномет, машины медицинской помощи и эвакуации, а подвижная лаборатория научных исследований и испытаний). Новыми средствами после принятия их на вооружение планируется оснащать по две-три бригады в год. В декабре 2014 года фирма "БАэ системз" была выбрана головным подрядчиком для технической и технологической разработки программы AMPV. Она предложила выполнить эту программу путем модернизации машин семейства "Брэдли", находящихся на хранении. Первый 52-месячный контракт на сумму 382 млн долларов на разработку машин AMPV был заключен в 2014 году. До 2019 года фирма должна изготовить 29 машин AMPV. Этим же контрактом предусматривается производство головной партии в количестве 289 единиц. В целом расходы на программу AMPV составляют 10,2 млрд.долларов. По данным Пентагона, средняя стоимость одной такой машины будет около 1,8 млн долларов. Программы создания легких авиадесантных боевых машин МPF, ULCV, LRV. Такие машины разрабатываются в интересах сухопутных войск и морской пехоты США для оснащения подразделений экспедиционных сил. В результате реализации этих программ в период с 2016 по 2024 год СВ планируют разработать семейство легких авиадесантных машин, включающее три базовые модификации: легкий гусеничный танк (или мобильное защищенное огневое средство MPF, Mobile Protected Firepower); сверхлегкую колесную (4 х 4) боевую машину ULCV (Ultra Light Combat Vehicle); легкую колесную (4х4) разведывательную машину LRV (Light Reconnaissance Vehicle). Легкий танк MPF предназначен для огневой поддержки десантных подразделений в районе их выброски; подавления и уничтожения различных огневых средств; разрушения оборонительных сооружений и опорных пунктов; уничтожения живой силы; ведения разведки. При максимальной боевой массе базового варианта 20-25 т (без дополнительной модульной брони) и запасе хода 500 км (на внутренних топливных баках) машина должна обладать высокой подвижностью в условиях населенных пунктов, лесистой и горной местности. Для повышения защищенности этого средства предусматривается возможность оснащения его активной защитой и дополнительными модулями брони. Машина будет иметь основное вооружение калибра 90-120 мм, достаточное количество топлива и боеприпасов, чтобы автономно действовать в течение 24 ч после прибытия в район боевых действий без пополнения запасов. Сверхлегкая колесная (4х4) боевая машина ULCV предназначена для перевозки боевой пехотной группы из девяти человек после ее десантирования самолетным или парашютным способом. Она будет оснащена 30-мм автоматической пушкой. Ее защищенность обеспечит активная защита и высокая подвижность. Предусматривается возможность оснащения ULCV дополнительными модулями брони. При максимальной боевой массе базового варианта около 2 050 кг (без дополнительной модульной брони) и запасе хода 450-500 км машина должна быстро доставлять солдат из района десантирования в заданный район. Пять десантных UCLV должны перевозить управление взвода, три пехотных отделения и отделение оружия. Легкая разведывательная машина LRV, предназначенная для ведения разведывательно-дозорных действий в районе десантирования, рассчитана на перевозку разведывательного отделения из шести военнослужащих. При максимальной боевой массе базового варианта около 2000 кг (без дополнительной модульной брони) и запасе хода 500 км она должна выполнять поставленные задачи, используя следующее разведывательное оборудование: ИК-видеокамеры; радиолокационную станцию обнаружения наземных целей; легкий беспилотный летательный аппарат (БЛА), запускаемый с руки, систему управления БЛА. Машина будет оснащена легким пулеметным вооружением, защитой от огня стрелкового оружия и противопехотных мин. Программа создания легкой машины JLTV (Joint Light Tactical Vehicle) является единой для СВ и МП США и центральным звеном стратегии модернизации тактических колесных (4х4) машин. Боевые колесные машины, создаваемые в рамках ее выполнения, будут составлять основу парка защищенных машин для подразделений сухопутных войск и морской пехоты в период до 2030 года. С учетом боевого опыта использования автомобилей серии "Хамви" в Ираке и Афганистане машина JLTV изначально разрабатывается для выполнения широкого круга задач (от традиционных до специальных) при условии обеспечения требуемого уровня защищенности от осколков мин и пуль стрелкового оружия. Эта машина будет иметь высокую проходимость и полезную нагрузку, позволяющую перевозить пехотное отделение в составе девяти человек. Разработка JLTV ведется уже более 10 лет. Программа несколько раз приостанавливалась (в 2011-м и 2012-м) по причине недостаточного финансирования и разногласия во взглядах на ТТТ со стороны СВ и МП США. В частности, СВ настаивали на повышении защищенности машины от осколков мин и СВУ, а МП требовала, чтобы она была достаточно легкой для транспортировки вертолетами и десантными судами. В окончательно согласованных требованиях указывается, что полная масса машины не должна превышать 6 350 кг (первоначальная была не более 5 733 кг), максимальная скорость движения по шоссе не менее 105 км/ч, она должна транспортироваться вертолетами СН-47 и СН-53. В 2015 году правительство США одобрило серийное производство автомобилей JLTV на мощностях фирмы "Локхид-Мартин". Серийный выпуск будет насчитывать около 60 тыс. единиц в год. Окончательная цена одной JLTV, в зависимости от модификации, составит 230-270 тыс. долларов. На всю программу до 2040 года планируется израсходовать около 30 млрд.
Таким образом, в целях оптимизации средств, выделяемых на развитие БТВТ, ряд приоритетных программ были отменены или увеличены сроки их выполнения. Это относится к программам создания боевой наземной машины, а также разработки нового поколения бронированных машин боевого обеспечения (САУ, БРЭМ, инженерные машины на базе танков, БМП и др.). Отличительными особенностями современных программ развития американских БТВТ являются относительно небольшие годовые объемы изготовления новых и модернизации существующих образцов БТВТ, что свидетельствует о сложности и высокой стоимости отдельных комплектующих, недостаточном финансировании программ, стремлении командования СВ США вкладывать больше средств в разработку инновационных технических решений, чтобы облегчить в будущем создание в короткие сроки БТВТ нового поколения. Важным событием современного этапа развития БТВТ США стало проведение НИОКР по созданию авиадесантных боевых бронированных машин для оснащения войсковых формирований экспедиционных сил, реформируемых в рамках плана развития сухопутных войск "Сила-2025". Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7834 | | |
Всего комментариев: 0 | |