Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 15:48
Ключевые слова
управление огнём, авиаподдержка, Kill Box

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Тактика и стратегия

Проблемы организации авиационной поддержки операций Сухопутных войск США (2009)

Проблемы организации авиационной поддержки операций Сухопутных войск США

Подполковник А. Кондратьев,
профессор Академии военных наук, кандидат военных наук

Появление первых летательных аппаратов (ЛА) сразу привлекло внимание военных специалистов. С ними связывали большие надежды. Прежде всего ЛА предполагалось использовать в военной области, в частности, для ведения разведки. Быстрое развитие авиационной техники способствовало принятию на вооружение наиболее перспективных образцов, которые выполняли все большее количество усложняющихся задач. Важнейшей из них была огневая поддержка формирований сухопутных войск в наземных операциях.

«Превосходство в огне, а тем более в точном огневом поражении, становится главным фактором эффективности действий вооруженных сил».

Маршал Франции
Фердинанд Фош,
1919 год

Авиационная техника, используемая в операциях ВС ведущих зарубежных стран для поддержки сухопутных формирований, обеспечивала возможность огневого поражения важных объектов и целей противника, которые находились вне зоны досягаемости штатных огневых средств. Но одновременно с этим командиры обязаны были позаботиться о безопасности собственных сил и средств (исключить потери от «дружественного огня»), а также о разграничении зон ответственности между авиацией и подразделениями СВ, тем самым добиваясь эффективного выполнения поставленной боевой задачи.

Итогом напряженной работы по совершенствованию форм и способов применения авиации, обеспечивающей действия сухопутных формирований, стало принятие в начале 80-х годов доктрины «Воздушно-наземная операция». В ней вводилась в действие концепция «операция (бой) в глубине» (deep operation). По замыслу военного руководства США, в случае возникновения крупномасштабной войны в Европе первоочередной целью соответствующих оперативных действий был разгром вторых и последующих эшелонов войск противника для обеспечения победы в «ближней зоне» (close operation). В этом документе также уточнялся термин - рубеж координации огневой поддержки (Fire Support Coordination Line - FSCL), который, как правило, определялся по максимальной дальности действия полевой артиллерии и устанавливал условную границу между зонами операций (боевых действий) СВ и «операциями в глубине», проводимыми ВВС. По сути, это означало следующее: действия авиации по объектам противника между линией боевого соприкосновения и рубежом координации огневой поддержки требовали обязательного досконального согласования с командующим (командиром) наземным формированием, в зоне ответственности которого она действовала.

 
Примерное разграничение зон ответственности компонентов ООФ
 
Динамика изменения оперативной обстановки в зоне ответственности

Первая война в зоне Персидского залива стала полигоном для проверки положений концепции «ведение операций в глубине» (US deep-battle doctrine) на практике. При проведении операции «Буря в пустыне» вопросы координации поражения всех намеченных целей противника являлись исключительной прерогативой командующего воздушным компонентом объединенных сил. Однако, несмотря на очевидную эффективность авиационных ударов по иракским объектам, командование СВ все же выразило крайнее неудовлетворение подобным опытом совместных действий. В частности, его доклад о ходе боевых действий в этом районе начинался словами: «Недостатки единого понимания доктрины объединенного огневого обеспечения (поддержки), а также извращенная интерпретация мероприятий координации огневого обеспечения привели к серьезным проблемам в ходе ее проведения».

Кроме того, в этот период командование воздушного компонента использовало рубеж координации огневой поддержки как границу при планировании и проведении операций по изоляции района боевых действий (ИРБД) и непосредственной авиационной поддержки (НАП), естественно отдавая предпочтение поражению своих целей и объектов. Так, генерал-лейтенант Фредерик М. Фрэнк (командующий армейским корпусом) отмечал, что «средствами огневого поражения воздушного компонента было атаковано только 300 из 2 000 целей, указанных им. Командиры на поле боя крайне обеспокоены действиями иракской артиллерии, которая в ряде случаев находится вне зоны поражения штатных средств полевой артиллерии. Если ее не удастся нейтрализовать, то неминуемо увеличится число раненых и убитых в ходе начала наземной фазы операции...».

Еще больше ситуация осложнилась после принятия на вооружение сухопутных войск собственных огневых средств, поражающих цели на дальности свыше 150 км (боевые вертолеты АН-64 «Апач», оперативно-тактические ракеты «Атакмс» и др.). Ранее рубеж координации огневой поддержки (РКОП)1 устанавливался, как правило, на удалении 10-20 км от линии боевого соприкосновения войск. В создавшихся условиях командование СВ предложило значительно отодвинуть РКОП от своих войск. Теперь уже руководство ВВС выразило крайнюю озабоченность в связи с удалением рубежа координации огневого поражения от линии боевого соприкосновения (ЛБС). То, что действия авиации по объектам, находящимся между ЛБС и рубежом координации огневой поддержки, будут крайне затруднены, так как потребуют не только дополнительных согласований, но и будут дублировать выполнение задачи непосредственной авиационной поддержки СВ, что не могло не сказаться на эффективности действий авиации.

По мнению ряда американских экспертов, в дальнейшем ситуация может только ухудшиться из-за формирования в сухопутных войсках частей модульного типа (боевые бригадные группы), перехода к таким действиям, когда в зоне ответственности объединенного географического командования может  находиться несколько удаленных друг от друга районов (зон ответственности), а также возрастания количества применяемых собственных средств поражения СВ (воздушных и наземных) в операциях, разрабатываемых в рамках программы «Перспективные боевые системы»2.

Одним из приоритетных направлений решения данной проблемы военное руководство США считает нанесение объединенного огневого поражения всеми имеющимися в распоряжении командующего огневыми средствами. С этой целью формируются объединенные органы планирования и организации огневого поражения, подготовки и осуществления целеуказания и целераспределе-ния, разрабатываются новые процедуры взаимодействия и специальные меры координации. Это особенно важно для формируемых перспективных бригадных боевых групп СВ, одним из основных принципов успешного выполнения задач которых является возможность нанесения противнику поражения, находясь вне зоны досягаемости его средств поражения.

 
Дислокация управлений координации на поле боя СВ США

Штабные органы объединенных сил (ОС), которые занимаются целераспределением и целеуказанием, как правило, работают в тесном взаимодействии с разведывательным сообществом, объединенным разведывательным центром (ОРЦ) или его эквивалентом в зоне ответственности командующего ОС, а также с другими разведывательными структурами ВС, развернутыми на театре войны, и видов вооруженных сил.

Такое взаимодействие организуется под контролем разведывательного управления объединенного штаба КНШ через начальника разведки J2 объединенных сил (объединенного оперативного формирования). Вариант организации целераспределения и целеуказания в интересах поражения противника объединенными силами (ООФ) представлен на выше. Он предполагает проведение нижеперечисленных мероприятий.

На компоненты ООФ возлагается подготовка списков высокоприоритетных целей, которые находятся в их зоне ответственности. Затем эти списки передаются через соответствующих представителей в объединенный центр управления воздушными операциями (ОЦУВО) в зоне. В соответствии с постоянно действующими правилами и инструкциями (Standing Operating Procedures - SOP) информация о таких целях содержит минимум необходимых для поражения сведений.

Например, данные о приоритетных целях сухопутного компонента ООФ3 передаются в управление координации на поле боя (Battlefield Coordination Detachments - BCD), которое размещается совместно с ОЦУВО.
Одновременно с передачей данных о высокоприоритетных целях через своих представителей в ОЦУВО их копии для рассмотрения и оценки поступают в секцию координации огневого поражения объединенных сил (Joint Force Fire Coordination - JFFC), представителям компонентов ООФ3 объединенной комиссии по координации выбора целей (Joint Targeting Coordination Board - JTCB), a затем они поступают в органы управления воздушного компонента ОС (ООФ).

Необходимо отметить, что часто приоритетные цели могут выявляться (определяться) вышестоящими структурами. В этом случае информация о них из объединенной группы по координации выбора целей (Joint Targeting Steering Group - JTSG) поступает через (ОРЦ) в объединенную комиссию по координации выбора целей или непосредственно командиру ООФ.

Кроме того, ОРЦ разрабатывает собственный список потенциальных целей, основываясь на приоритетных требованиях (потребностях) командира ОС (ООФ). Центр объединяет (консолидирует) данные о целях с разработанным им списком, и только после этого полный список возможных целей направляется в секцию координации огневого поражения объединенных сил.

 
Вариант организации процессов целераспределения и целеуказания в интересах проведения объединенными силами (ООФ) огневого поражения противника

В обязанности сотрудников секции координации огневого поражения ОС входит исключение дублирования в заявках, поступающих из штаба ООФ и подчиненных ему компонентов, а также подготовка объединенного списка приоритетных целей и рекомендаций по их поражению. Затем уточненные данные о возможных целях передаются в ОЦУВО для корреляции их с теми, что поступают от других компонентов ООФ, и подготовки единого перечня целей объединенных сил с указанием очередности их поражения (Joint Integrated Prioritized Target List - JIPTL).

После поступления в ОЦУВО информации о возможных целях от всех компонентов ООФ начинается процесс целераспределения. Для этого сведения о всех потенциальных целях обрабатываются в группе наведения, распределения целей и целеуказания (Guidance, Apportionment and Targeting -GAT) ОЦУВО.

Как правило, в едином перечне целей объединенных сил (с указанием очерёдности их поражения) JIPTL специалисты ОЦУВО отмечают наличие имеющихся средств и их поражающих возможностей. Здесь же могут быть указаны рекомендации по применению других (не только воздушных) средств поражения, которые должны быть согласованы с членами объединенной комиссии JTCB. Кроме того, в данном документе отражаются те цели, которые по каким-то причинам не могут быть поражены, при этом руководители соответствующих звеньев управления должны быть осведомлены о том, какие из указанных ими целей не включены в план поражения.

С учетом единого перечня целей, приоритетов целераспределения, задач операции (боя) и других факторов разрабатывается приказ, где ставятся задачи авиации (учитывая выделяемые для непосредственной авиационной поддержки средства) и который согласовывается с объединенной комиссией по координации выбора целей JTCB.

С целью достижения реального единства группировки, а также осуществления эффективного огневого поражения все документы, подготовленные в ОЦУВО, проходят обсуждение и согласование с представителями компонентов ООФ, после чего утверждаются командиром объединенного оперативного формирования.

В обязанности председателя объединенной комиссии JTCB входит также внесение заключительных поправок (рекомендаций) в следующие документы:
- единый перечень целей объединенных сил с указанием очередности их поражения;
- распределение сил и средств воздушного базирования (Air Apportionment Decision);
- разнарядка сил и средств для осуществления непосредственной авиационной поддержки (Combat Air Support Allocation);
- постановка задач компонентам ООФ на поражение целей (Component Target Strike Tasking).

Командир ООФ утверждает рекомендации, разработанные объединенной комиссией JTCB, а секция координации огневого поражения объединенных сил JFFC через начальника оперативного управления J3 доводит их до руководителей соответствующих звеньев управления. Кроме того, начальник ОУ согласно единому перечню целей ставит задачи подчиненным структурам (в некоторых случаях задачи компонентам ООФ могут отражаться и в приказе, ставящем задачи авиации (Air Tasking Order)).

На заключительном этапе объединенный центр воздушных операций подготавливает приказ, где определены задачи авиации (Air Tasking Order).

Как отмечалось выше, одним из ключевых органов сухопутного компонента ООФ, осуществляющих взаимодействие с другими компонентами, и в первую очередь воздушным, является управление координации на поле боя (УКПБ, рис. 4). Оно предназначено для организации взаимодействия органов управления сухопутного компонента объединенных сил (ООФ) и центра управления воздушными операциями воздушного компонента (по сути, УКПБ - это представительный орган командующего СВ в ОЦУВО). Такое взаимодействие осуществляется с целью координации воздушных операций ОС.

Кроме того, на УКПБ возложены функции контроля и горизонтальной интеграции всех средств поражения сухопутного компонента на поле боя. Управление также предоставляет возможность командующему (командиру) осуществлять целеуказание и целераспределение на всю глубину боевого пространства (поля боя) в реальном масштабе времени, обеспечивая возможность применения высокоточного оружия.

Среди основных задач управления командование СВ выделяет следующие:
- обработка и подготовку запросов на оказание авиационной поддержки;
- отображение и интерпретация данных наземной обстановки для командующего воздушным компонентом;
- осуществление обмена и корреляции данных оперативной обстановки на поле боя и разведывательной информации.

В настоящий момент в СВ развернуто пять управлений координации на поле боя (рис. 5):
- 1 УКПБ (Форт-Брэгг), обеспечивает объединенные командования ВС США в Северной Америке, а также в зоне Центральной и Южной Америки. По имеющейся информации, данное управление может быть перенесено на авиабазу (АвБ) Дэвис-Монтан (штат Аризона).
- 2 УКПБ (г. Хелберт), обеспечивает ОК ВС США в зоне Тихого океана. Оно может быть расформировано, а обеспечение в зоне перейдет к новому формируемому управлению (АвБ Хикам, Гавайские о-ва).
- 3 УКПБ (авиабаза (АвБ) Осан, Республика Корея).
- 4 УКПБ (АвБ Шоу), работает в интересах Центрального ОК ВС США.
- 19 УКПБ (АвБ Рамштейн, Германия), функционирует в интересах ОК ВС США в Европейской зоне.

Как правило, в состав УКПБ входят плановый, оперативный, разведывательный, аэрокосмический и транспортный отделы, а также отдел ПВО. Штатная численность управления 40 человек - 16 офицеров, два уорент-офицера, 22 рядовых, а кроме того, два офицера МП. При проведении военной операции США и их союзников против Ирака к 1 УКПБ прикомандировывались два офицера ВС Великобритании.

Развертывание управлений координации на поле боя и оснащение их современными средствами обработки, отображения и передачи информации позволили командованию ВС США приступить к реализации новой концепции - Kill Box4, которая является специальным мероприятием по координации огневого обеспечения (поддержки).

Вместе с тем применение первых УКПБ в указанной операции (2003) выявило и ряд недостатков при поражении целей объединенными силами:
- чрезмерное количество разнородных систем;
- неточности в процессе оценки нанесенного ущерба;
- слабое взаимодействие автоматизированных систем управления AFATDS, TBMCS и др.

Несмотря на имеющиеся проблемы, с которыми сталкивается в настоящее время командование ВС США, формирование системы планирования и нанесения объединенного поражения объектов и целей противника в современных операциях и боевых действиях активно продолжается. Важность проводимым мероприятиям придает и значительное увеличение доли применения современного высокоточного оружия.

 
Объединенная разведывательно-ударная система

Главной же целью осуществляемой реорганизации является формирование объединенной «системы систем» огневого поражения, разведки, связи и передачи данных в рамках формируемого единого информационно-управляющего пространства (Global Information Grid). Военное руководство США рассчитывает создать действительно объединенную разведывательно-ударную систему, функционирующую в рамках перспективной концепции «сетецентрическая война» -ведение боевых действий в едином информационно-коммуникационном пространстве (Network-Centric Warfare). Данная «система систем» будет представлять собой совокупность средств разведки, управления и передачи данных, а также средств поражения, интегрированных в единую разведывательно-информационно-ударную систему, а применение в боевом пространстве единого информационного поля, в котором функционирует эта система, позволит назначать для поражения вскрытой цели любое наиболее подходящее огневое средство.

1 Рубеж координации огневой поддержки (Fire Support Coordination Line - FSCL) устанавливается для всех средств огневого поражения (наземного, воздушного и морского базирования), используемых для нанесения огневых ударов по наземным целям. Данный рубеж определяется командиром в пределах своего района боевых действий с обязательным согласованием с вышестоящим штабом, подчиненными и поддерживаемыми силами. Как правило, РКОП ориентирован на проведение воздушно-наземных операций и устанавливается по хорошо заметным ориентирам на земле.

2 Army Joint Support Team Education, Training, Systems Integration. COL Julius E. «Sonny» Clark Director, Army Joint Support Team US Army Training and Doctrine Command Combined Arms Center - Training Hurlburt Field, FL and Nellis AFB, NV. April 2005.

3 Ключевыми фигурами сухопутного компонента ООФ при выполнении мероприятий целеуказания и целераспределения являются начальник разведки G2/S2, офицер разведки полевой артиллерии (Field Artillery Intelligence Officer - FAIO), офицер радиоэлектронной борьбы (РЭБ, Electronic Warfare Officer - EWO). Эти должностные лица, получающие информацию от команды целеуказания группы анализа и управления (ГАУ), осуществляют взаимодействие с другими ГАУ, а также со штабами для обеспечения эффективного целеуказания.

Начальник разведки, используя данные разведывательной подготовки поля боя (РПБД), осуществляет идентификацию «центров тяжести» и приоритетных целей противника. Совместно с начальником оперативного управления (отдела) и офицером огневой поддержки определяет порядок и планирует мероприятия в рамках другой главной задачи разведывательного обеспечения - оценки нанесенного ущерба. Кроме того, он информирует командира и офицера огневой поддержки о возможностях сил и средств разведки по обнаружению и сопровождению первоочередных целей.

Офицер разведки полевой артиллерии является ключевым звеном в обеспечении взаимодействия ГАУ с секцией огневой поддержки ЦУБД. Кроме того, он участвует в подготовке плана сбора разведывательной информации с целью его соответствия требованиям по целеуказанию и оценке нанесенного ущерба, связанных, в свою очередь, с приоритетными разведывательными требованиями командира. Во время ведения боевых действий офицер оказывает помощь по вскрытию первоочередных целей и передаче данных о них в секцию огневой поддержки ЦУБД.

Офицер радиоэлектронной борьбы выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с начальником сбора ГАУ с целью координации действий сил и средств РЭБ с планами операции (боя), в том числе огневого обеспечения.

4 В соответствии с полевым уставом СВ США FM 3-09.34 концепция Kill Box является специальным мероприятием по координации огневого обеспечения, осуществляемым в трехмерном измерении и в интересах поражения наземных целей (объектов) авиационными средствами. Данное мероприятие может проводиться (интегрироваться) совместно с огневым поражением непрямой наводкой наземными средствами (оперативные и оперативно-тактические средства поражения). Главной особенностью концепции является снятие ограничений на применение авиационных средств поражения по наземным целям. В соответствии с уставными документами различают два типа концепции Kill Box:
- голубая - для применения авиационных средств поражения;
- пурпурная - для применения авиационных и наземных средств поражения при осуществлении обязательной координации (содержит данные о высотном, пространственном и временном ограничении наземных средств поражения).

Зарубежное военное обозрение №11 2009 С. 32-40

Категория: Тактика и стратегия | Добавил: pentagonus (28.12.2009) | Автор: Подполковник А. Кондратьев

Просмотров: 2175 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов