Проект военного бюджета США на 2013 финансовый годМ. Тканова Военным бюджетом в США официально считается программа "Национальная оборона", на реализацию которой на 2013 финансовый год запрошено 647,4 млрд долларов, что на 29,3 млрд, или на 4,3 %, меньше показателей 2012-го (в постоянных ценах снижение на 5,9 %). Однако при анализе запланированных ассигнований* на эту программу следует учитывать, что в последнее время фактически исполненный военный бюджет ежегодно превышает его первоначальные оценки. Основной причиной этого является необходимость финансирования чрезвычайных мероприятий, прежде всего военной операции в Афганистане, которые носят антитеррористический характер. В проекте бюджета на чрезвычайные нужды уже заложены 88,5 млрд долларов. Вместе с тем с учетом сложной обстановки в Афганистане вероятно выделение в 2013 финансовом году дополнительных средств на эти цели, что приведет, как и в предыдущий период, к росту общей суммы военного бюджета. Расходы по военному бюджету в 2013 году запланированы в размере 701,8 млрд долларов, что составляет 4,2 % ВВП США и 18,5 % федерального бюджета. Военный бюджет США включает бюджет министерства обороны, военные ядерные программы, а также военные программы других министерств и ведомств. Основным компонентом военного бюджета США (96 %) является бюджет МО, доля военных ядерных программ составляет 3 %, других военных программ - менее 1 % Согласно бюджетной заявке Пентагон получит 620,3 млрд долларов (табл. 1), на реализацию военных ядерных программ запрошено 19,4 млрд, других военных программ -7,7 млрд долларов. К военным ядерным программам относятся: военная программа министерства энергетики; программа выплат компенсаций за облучение лицам, подвергшимся облучению во время производства или проверки ядерных боеприпасов (реализуется министерством труда); программа восстановления участков радиоактивного заражения (выполняется инженерными войсками США), а также деятельность Совета по безопасности ядерных объектов военного назначения. В выполнении военных ядерных программ главная роль принадлежит министерству энергетики, которому планируется выделить 17,9 млрд долларов. Основными направлениями финансирования являются разработка, компьютерное моделирование испытаний и модернизация ядерных боеприпасов - 7,6 млрд долларов (42,3 % всех ассигнований министерству энергетики на военные ядерные программы). На очистку территорий, зараженных в результате производства или использования ядерных материалов, запрашивается 5 млрд долларов, деятельность по предотвращению распространения ЯО -2,5 млрд, разработку ядерных реакторов для ВМС США - 1,1 млрд. Предусмотренные ассигнования министерству труда на военные ядерные программы составляют 1,4 млрд долларов, инженерным войскам США - 104 млн, Совету по безопасности ядерных объектов военного назначения - 28 млн. К числу военных программ других министерств и ведомств относятся ряд специальных программ министерства внутренней безопасности (МВБ), деятельность ФБР в сфере обеспечения национальной безопасности, содержание объединенного совета разведывательного сообщества США, отчисления в пенсионный фонд ЦРУ и другие. В рамках прочих военных программ наибольшие ассигнования получит министерство юстиции на осуществление деятельности ФБР в сфере обеспечения национальной безопасности. В 2013 году расходы на эти цели составят 4,9 млрд долларов. Ассигнования на специальные программы по бюджету МВБ достигнут 1,4 млрд долларов, на содержание объединенного совета разведсообществ США - 540 млн, отчисления в пенсионный фонд ЦРУ - 514 млн, на программу обеспечения морской безопасности будет направлено 174 млн. Национальному научному фонду на реализацию программы арктических исследований - 68 млн долларов. Целевая структура бюджета министерства обороны США отражает существующие пропорции в финансировании строительства вооруженных сил в соответствии с принятой военной стратегией и программой борьбы с международным терроризмом (табл. 2 и 3). При этом наибольшие суммы направляются на боевую подготовку и МТО войск - 44,1 % Второе место занимает статья "Содержание военнослужащих" (25,2 %). Далее следуют ассигнования на закупки ВВТ (17,5 %) и НИОКР (11,2 проц,). Доля бюджетной статьи "Строительство военных объектов" оценивается в 1,5 %, "Жилищное обеспечение" - в 0,2 % Согласно бюджетной заявке сокращаются планируемые ассигнования по всем бюджетным статьям, кроме "Жилищное обеспечение", где они останутся без изменения. В наибольшей мере снизятся ассигнования на закупки ВВТ (на 12 млрд долларов, или на 10 %) и строительство военных объектов (на 1,8 млрд, или на 15,8 %). Объем финансирования статьи "Содержание военнослужащих" уменьшится по сравнению с предыдущим годом на 2,4 млрд долларов (на 1,5 %), "Боевая подготовка и МТО войск" - на 11,3 млрд (4 %), НИОКР -на 2,3 млрд долларов (3,2 %). Запланированные ассигнования министерству обороны по двум бюджетным статьям в 2013 году существенно превышают уровень 2008-го. К ним относятся расходы по статьям "Содержание военнослужащих" (прирост на 17,1 млрд долларов, или на 12,3 %) и "Боевая подготовка и МТО войск" (на 17,4 млрд долларов, или на 6,8 %). Ассигнования по другим статьям меньше, чем в 2008 году. Особенно значительны сокращения затрат на закупки ВВТ - на 56,5 млрд долларов (34,2 %). Уменьшатся также ассигнования по остальным бюджетным статьям: НИОКР - на 10 млрд долларов (12,6 проц). "Строительство военных объектов" - на 12,5 млрд (56,6 %), "Жилищное обеспечение" - на 1,2 млрд (41,4 %). Согласно бюджетной заявке ассигнования по статье "Боевая подготовка и МТО войск" составят 273,6 млрд долларов. В рамках данной статьи финансируются ремонт и техническое обслуживание ВВТ и недвижимого имущества, транспортировка и складирование грузов, закупки ГСМ и другой продукции военного назначения кратковременного пользования. Кроме того, выделяются средства на боевую и профессиональную подготовку личного состава, его медицинское и культурно-бытовое обеспечение, содержание гражданских служащих. Большая их часть направляется видам ВС и управлениям МО непосредственно на боевую подготовку и МТО - 228,9 млрд долларов, или 83,7 % всех ассигнований по данной статье. Остальные суммы идут на медицинское обслуживание военнослужащих и различные программы общего характера (всего 44,7 млрд долларов, или 16,3 %). В распределении по видам ВС на первом месте находятся сухопутные войска (75,9 млрд долларов, или 27,7 %). Далее следуют ВМС (59,1 млрд, или 21,6 %) и ВВС (54 млрд, или 19,7 %). Управлениям МО направляется 39,8 млрд долларов (14,6 %). Выделяемые согласно проекту военного бюджета ассигнования позволяют выполнять установленные нормы боевой подготовки. В частности, для экипажей танков, БМП и БРМ регулярных сил сухопутных войск они составляют 1 228 км в год (с учетом подготовки на тренажерах - 1 479 км), для летчиков истребительной авиации ВВС - 12,3 летных ч в месяц, военнослужащих ВМС - 45 сут в квартал в открытом море для оперативно развернутых сил и 20 сут для резервных сил. Ассигнования на медицинское обеспечение в 2013 финансовом году составят 33,5 млрд долларов (12,2 % всех средств по статье). Общее число военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, имеющих право на медицинское обслуживание за счет МО, превышает 9,5 млн человек. В распоряжении МО находятся 56 госпиталей, 365 медицинских клиник и 281 стоматологический центр. При этом основные усилия направлены на обеспечение квалифицированной медицинской помощи в любом регионе мира, для чего прежде всего улучшено техническое оснащение военных госпиталей, медицинских центров и клиник. Особое внимание в настоящее время уделяется лечению черепно-мозговых травм и связанных с этим осложнений. Для помощи военнослужащим в адаптации к мирной жизни после участия в боевых действиях проводится их тщательное медицинское освидетельствование, в том числе для недопущения случаев "посттравматического синдрома". Принимаются меры по охране психического здоровья военнослужащих и членов их семей, проводится работа по улучшению качества медицинского обслуживание военных пенсионеров, создается электронная база данных по ранениям и контузиям. Среди прочих программ, финансируемых по бюджетной статье "Боевая подготовка и МТО войск", выделяются следующие: "Программа подготовки силовых структур Афганистана" (на обучение и оснащение афганских сил безопасности выделяется 5,7 млрд долларов, ставится задача к концу 2013 года подготовить 195 тыс. военнослужащих и 157 тыс. сотрудников полиции Афганистана), "Программа предотвращения распространения наркотиков" (1,5 млрд долларов) и "Совместное снижение угрозы" (519 млн). Ассигнования по бюджетной статье "Содержание военнослужащих" (156,1 млрд долларов) обеспечивают выплату не только основного оклада и различных надбавок, но также продовольственно-вещевого довольствия, перевозок военнослужащих и их багажа. Предельная численность регулярных ВС, финансируемых по бюджету МО США, установлена в 1 401 тыс. человек, что на 21,6 тыс., или на 1,5 %, меньше, чем в предыдущем году. Численность резерва планируется уменьшить до 377,6 тыс. человек (на 4,6 тыс., или на 1,2 %), национальной гвардии - до 459,8 тыс. (на 5,1 тыс., или на 1,1 %). Важным фактором, определяющим общие объемы финансирования данной статьи, помимо численности военнослужащих является ежегодный рост окладов и других выплат военнослужащим с целью сохранения имеющихся и привлечения в ВС новых высококвалифицированных специалистов. В 2013 году предусмотрено повышение окладов военнослужащих на 1,7 % В результате денежное довольствие рядового и сержантского состава будет равняться в среднем 55 тыс. долларов в год, офицеров - 103 тыс. Для расширения набора в ВС и содействия повторному заключению контрактов практикуется расширение существующих выплат и ввод новых. В частности, в 2013 году планируется увеличить продовольственную и квартирную надбавки (соответственно на 3,4 и 4,2 %). На закупки ВВТ запрошено 108,5 млрд долларов, что позволит осуществить масштабные программы приобретения новых ВВТ, а также выполнить задачи по модернизации находящихся на вооружении. В 2013 финансовом году сухопутным войскам на эти же цели планируется выделить 21,6 млрд долларов. В частности, данные средства будут направлены на закупку 59 многоцелевых вертолетов UH-60 "Блэк Хок" (1,2 млрд долларов), 44 транспортных вертолетов СН-47 "Чинук" (1,4 млрд), 34 легких многоцелевых вертолетов UH-72A "Лакота" (272 млн), 84 противоракет ПАК-3 (646,6 млн), 400 ПТРК "Джавелин" (81,1 млн), 58 ББМ "Страйкер" (286,8 млн), около 1.5 тыс. колесных тактических автомобилей средней грузоподъемности (374,4 млн), 1,5 тыс. колесных тактических автомобилей большой грузоподъемности (55 млн долларов), а также ряда других образцов ВВТ. Ассигнования ВВС на ту же статью составят 37,1 млрд долларов, предназначенных, в частности, для приобретения 19 истребителей F-35 "Лайтнинг-2" (3,4 млрд долларов), пяти военно-транспортных самолетов НС/МС-130 "Комбат Кинг" (527,1 млн), четырех многоцелевых самолетов V-22 "Оспрей" (294,2 млн), 24 БЛА MQ-9 "Рипер" (885,4 млн), 113 управляемых ракет AMRAAM (229,6 млн) и 164 УР AIM-9X "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух" (88 млн долларов). ВМС получат в 2013 году на закупки ВВТ 43,9 млрд долларов, необходимых для принятия на вооружение десяти истребителей F-35 "Лайтнинг-2" (2,6 млрд), 26 палубных тактических истребителей F/A-18E/F "Супер Хорнет" (2,1 млрд), 17 многоцелевых самолетов V-22 "Оспрей" (1,5 млрд), 12 самолетов РЭБ E/A-18G "Гроулер" (1,1 млрд), 13 самолетов базовой патрульной авиации Р-8А "Посейдон" (2,7 млрд), пяти самолетов ДРЛО E-2D "Усовершенствованный Хокай" (1 млрд), 19 многоцелевых вертолетов MH-60R (842,8 млн), 18 противолодочных вертолетов MH-60S (454,1 млн), двух многоцелевых ПЛА типа "Виргиния" (4,1 млрд), двух эсминцев УРО типа "Орли Бёрк" (DDG 51) (3,5 млрд), четырех кораблей прибрежной морской зоны LCS (1,8 млрд), атомного многоцелевого авианосца типа "Джеральд Форд" (608,2 млн долларов) и другой техники. Ассигнования на НИОКР составят 69,6 млрд долларов. При этом сухопутные войска получат на эти цели 9 млрд долларов (12,9 % всех средств на НИОКР), ВВС -25,5 млрд (36,6 %), ВМС -16,9 млрд(24,3 %), не классифицированные по видам ВС - 18,2 млрд долларов (26,2 %). К числу перспективных направлений НИОКР отнесены разработки компонентов системы ПРО (7,2 млрд долларов), самолета-заправщика КС-46А (1,8 млрд), системы навигационного обеспечения GPS III (0,7 млрд), ПЛАРБ нового поколения SSBN(X) (0,6 млрд), высокоорбитальной системы обнаружения пусков баллистических ракет "Сбирс-хай" (0,5 млрд), самолета базовой патрульной авиации Р-8А "Посейдон" (0,4 млрд), системы спутниковой связи AEHF и системы спутниковой связи для мобильных абонентов MUOS (по 0,2 млрд долларов соответственно). Финансирование статьи "Строительство военных объектов" оценивается в 9,6 млрд долларов. На проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов военной инфраструктуры, а также на приобретение земельных участков выделяется 8,7 млрд долларов, программу закрытия и перепрофилирования военных объектов - 0,6 млрд. По той же статье проходят ассигнования на участие США в программе НАТО "Инвестиции в целях безопасности", предназначенные в первую очередь для развития инфраструктуры блока. В 2013 году взнос страны на эту программу составит 254 млн долларов. Средства, выделяемые на статью "Жилищное обеспечение", будут направлены на проектирование и строительство жилых домов, проведение текущего и капитального ремонта жилого фонда, его эксплуатацию, включая оплату аренды и страхования жилого фонда для семейных военнослужащих. В 2013 году они составят 1,7 млрд долларов. В рамках данной программы намечена также ликвидация жилья, не соответствующего стандартам проживания, путем капитального ремонта существующего жилого фонда или строительства взамен него нового. С целью расширения объемов строительства и повышения качества жилья практикуется образование совместных с частными инвесторами партнерств. Организационная структура бюджета МО в последние годы характеризуется сокращением ассигнований сухопутным войскам, что вызвано прежде всего уменьшением их участия в военной операции в Афганистане. В 2013 году доля финансирования СВ составит 28,5 %, ВМС - 27,4 %, ВВС - 24,9 %, не классифицированных по видам ВС - 19,2 % (табл. 4 и 5). В целом проект военного бюджета США на 2013 финансовый год направлен на поддержание требуемого уровня боеготовности и технической оснащенности вооруженных сил страны, улучшение материального положения, жилищного и других видов обеспечения военнослужащих, а также на продолжение проведения военной операции в Афганистане и решение других задач в рамках борьбы с международным терроризмом. Вместе с тем следует отметить политическую ангажированность документа, что обусловлено его формированием в год президентских выборов.
* Ассигнования - здесь денежные средства, которые планируется выделить в 2013 финансовом году по программе "Национальная оборона" согласно проекту военного бюджета США. Зарубежное военное обозрение, 2012, №10, с. 15-20 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 9138 | | |
Всего комментариев: 0 | |