Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 11:15
Ключевые слова
бюджет2014, бюджет, М. Тканова

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [433]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Финансы

Проект военного бюджета США на 2014 финансовый год (2013)

Проект военного бюджета США на 2014 финансовый год

М. Тканова

Военный бюджет США состоит из бюджета министерства обороны, военных ядерных программ и военных программ других министерств и ведомств. Основным его компонентом (96 проц.) является бюджет Пентагона. При этом доля военных ядерных программ составляет 3 проц., прочих военных программ - менее 1 проц.

Согласно бюджетной заявке в 2014 финансовом году1 общий объем запланированных ассигнований2 МО достигнет 621,6 млрд долларов, что на 1,3 млрд (0,2 проц.) больше, чем в предыдущем году, но в реальном исчислении (в постоянных ценах) ниже показателя предыдущего периода на 1,7 проц. Рекордный объем ассигнований военному ведомству отмечался в 2010 году - 695,6 млрд долларов, в последующие же три года появилась тенденция к его снижению.

С учетом двух других составляющих военного бюджета общая сумма запрошенных на военные цели средств составляет 648,9 млрд долларов, что на 1,5 млрд, или на 0,2 проц., больше, чем в 2013 году (в реальном исчислении снижение на 1,6 проц.). Рекордный объем финансирования программы «Национальная оборона» отмечался в 2010 году - 721,2 млрд долларов.

В бюджетной заявке на 2014 год на целевое финансирование деятельности ВС США в Афганистане заложено 88,5 млрд долларов. Вполне вероятно, что фактические затраты на военные нужды превысят проектные показатели за счет выделения дополнительных ассигнований на финансирование такого рода мероприятий.

Руководство США предлагает ограничить финансирование военных операций в передовых зонах, в том числе в Афганистане, в 2013-2021 годах суммой в 450,0 млрд долларов за , период. В то же время предельные суммы финансирования по конкретным годам не установлены, что позволяет, в случае необходимости, оперативно обеспечить в определенном году дополнительное финансирование данной сферы в пределах общих ограничений.

Следует отметить, что показатели финансирования федеральной программы «Национальная оборона», содержащиеся в бюджетной заявке на 2014 год, на 82,6 млрд долларов выше оценок, сделанных год назад при представлении проекта бюджета на 2013 год, за счет включения в нее ассигнований на финансирование деятельности ВС США в Афганистане. При этом перспективная военная программа скорректирована в сторону уменьшения. Наиболее существенные сокращения ассигнований  запланированы на 2015 год, затем намечен их небольшой рост. В итоге в 2018 году финансирование программы «Национальная оборона» официально прогнозируется в размере 603,4 млрд долларов, что ниже уровня 2014-го на 45,5 млрд (7,0 проц.)- Однако в прогнозных оценках американские специалисты не учитывают возможные затраты на чрезвычайные мероприятия, а исходят из понятия «базового бюджета», включающего применительно к министерству обороны в основном финансирование только содержания и технического оснащения ВС США согласно долгосрочным планам их строительства.

Объемы финансирования по военному бюджету США в 2009-2018 годах
Распределение ассигнований министерству обороны США по видам вооруженных сил в 2014 году

На формирование военного бюджета 2014 года определенное влияние оказали федеральные мероприятия, направленные на экономию и повышение эффективности использования бюджетных средств. В 2013-2017 годах предусматривается сэкономить более 150 млрд долларов за счет сокращения численности ВС США, прекращения разработки и закупок ряда систем ВВТ, внедрения и использования новой системы приобретения ВВТ и реализации ряда других мер.

В частности, намечено временно прекратить закупки новых вертолетов огневой поддержки АН-64 «Апач» Block 3. Планируется пересмотреть программы модернизации противоракет «Стандарт-3» и истребителей-бомбардировщиков F/A-18C/D «Хорнет». Предполагается снизить темпы закупок истребителей F-35 «Лайтнинг-2», легких многоцелевых вертолетов UH-72A «Лакота», ЗУР «Стандарт-б», а также ряда других образцов ВВТ. По оценкам военных экспертов, эти меры позволят сэкономить за пять лет 13,7 млрд долларов.

В 2014-2018 годах планируется также сэкономить: 8,9 млрд долларов за счет совершенствования системы медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей; 6,9 млрд - путем заключения долгосрочных контрактов и увеличения количества ВВТ, закупаемых по фиксированным ценам; 0,4 млрд - благодаря развитию действующей системы перевозки личного состава и техники.

Существенную экономию намечается получить за счет уменьшения стоимости технического обслуживания ВВТ, вывода из состава ВС США устаревшей техники, а также повышения уровня энергосбережения. Министерство обороны принимает меры по повышению эффективности использования горюче-смазочных материалов (ГСМ), разработке и внедрению инновационных энергетических технологий, расширению применения возобновляемых источников энергии, внедрению энергосберегающих технологий в зданиях. Так, в 2014 году на инициативы по уменьшению потребления ГСМ выделяется 2 млрд долларов, на снижение энергопотребления, включая средства на переоборудование существующих зданий и достижение более высоких стандартов энергоэффективности по новым зданиям, - 1,2 млрд.

Экономия средств по различным направлениям позволит в условиях существующих ограничений общей величины военного бюджета обеспечить требуемое финансирование приоритетных программ строительства ВС США.

Следует отметить, что в 2014 году отличительной чертой целевой структуры бюджета МО США является отсутствие распределения ассигнований на военную операцию в Афганистане по бюджетным статьям, которое имело место в предыдущие годы. Данные ассигнования (88,5 млрд долларов, или 14,2 проц. всех средств министерству обороны) указаны в составе бюджета военного ведомства общей суммой с целью обеспечения гибкости и своевременности финансирования оперативно возникающих потребностей в условиях недостаточной конкретности решаемых задач прежде всего в Афганистане. В показателях исполнения бюджета они будут учтены по соответствующим бюджетным статьям исходя из фактических целей, на которые были направлены данные средства. В результате изменятся данные о величине ассигнований по этим статьям и целевая структура бюджета Пентагона. В связи с этим соответствующие показатели в проекте бюджета 2014 года не сопоставимы с показателями предыдущих лет.

По всем основным бюджетным статьям наблюдается существенное уменьшение ассигнований, поскольку не учтены средства на чрезвычайные цели.

В 2014 году останутся без изменения только расходы по бюджетной статье «Жилищное обеспечение». Ассигнования на статью «Боевая подготовка и МТО войск» снизятся на 53,1 млрд долларов (20,2 проц.), «Содержание военнослужащих» - на 16,8 млрд (10,4 проц.), «Закупки ВВТ» — на 15,8 млрд долларов (13,7 проц.). Объем финансирования статьи НИОКР уменьшится по сравнению с предыдущим годом на 5,5 млрд долларов (7,5 проц.), «Строительство военных объектов» - на 1,8 млрд (15,8 проц.).

В 2014 году структура бюджета МО практически не изменится. Наибольшие средства традиционно направляются на боевую подготовку и МТО войск - 39,4 проц. На втором месте находится статья «Содержание военнослужащих» (27 проц.). Далее следуют ассигнования на закупки ВВТ (18,6 проц.) и НИОКР (12,7 проц.). Доля бюджетной статьи «Строительство военных объектов» оценивается в 1,8 проц., «Жилищное обеспечение» - в 0,3 проц.

Анализ распределения ассигнований МО по бюджетным статьям в 2009-2013 годах показывает, что целевая структура военного бюджета в рассматриваемый период довольно устойчива. Наблюдается небольшое повышение доли ассигнований на содержание военнослужащих (с 22,4 до 25,9 проц.), а также на боевую подготовку и МТО войск (с 40,7 до 42,4 проц.) при некотором снижении доли статьи «Закупки ВВТ» (с 20,3 до 18,6 проц.) и «Строительство военных объектов» (с 4 до 1,8 проц.). Удельный вес ассигнований на НИОКР находится на уровне 11-12 проц. бюджета министерства обороны.

Одним из ключевых направлений финансирования по статье «Боевая подготовка и МТО войск» является медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей. В 2014 году ассигнования на эти цели превысят 33,0 млрд долларов (15,7 проц. всех средств по статье). Общее число военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, имеющих право на медицинское обслуживание за счет министерства обороны, составляет около 9,6 млн человек.

Основные усилия направлены на обеспечение оказания квалифицированной медицинской помощи в любом регионе мира. Для этого, прежде всего, улучшено техническое оснащение военных госпиталей, медицинских центров и клиник. Особое внимание в настоящее время уделяется лечению ранений и контузий головного мозга и связанных с ними осложнений. В целях оказания помощи военнослужащим в адаптации к мирной жизни после участия в боевых действиях проводится их тщательное медицинское освидетельствование, в том числе для недопущения случаев «посттравматического синдрома». Принимаются меры по охране психического здоровья военнослужащих и членов их семей. Ведется работа по улучшению качества медицинского обслуживания военных пенсионеров, создается электронная база данных по ранениям и контузиям.

Для повышения эффективности расходования и экономии бюджетных средств, выделяемых на медицинское обеспечение, принимаются меры по оптимизации состава профильных учреждений. В частности, количество военных медицинских клиник по сравнению с 2012 годом сокращено с 365 до 361, стоматологических центров - с 281 до 249. Действуют 56 госпиталей.

В 2014 году на содержание гражданских служащих министерства обороны направляется 56,2 млрд долларов (44,8 млрд - на основной оклад и 11,4 млрд - на выплату различных надбавок), что составляет 26,7 проц. всех средств по данной бюджетной статье. Финансирование содержания гражданских служащих предусмотрено в рамках статей ассигнований видам ВС и управлениям МО без выделения в самостоятельное направление.

В начале 2000-х годов наблюдалось уменьшение общей численности гражданского персонала МО из-за сокращения объектов военной инфраструктуры, совершенствования системы управления, а также политики активного привлечения частного сектора к решению задач, выполняемых ранее военнослужащими и служащими Пентагона (особенно по обеспечению и обслуживанию). Однако по ряду специальностей, в первую очередь технических, отмечалась возрастающая нехватка гражданских служащих.

В связи с этим министерство обороны предприняло меры по привлечению и удержанию высококвалифицированных кадров, в первую очередь путем обеспечения достаточного уровня оплаты гражданских специалистов. В итоге в 2004-2013 годах число гражданских служащих МО увеличилось с 650 до 777 тыс. (на 127 тыс. человек, или на 19,5 проц.).

Однако в 2014 году в связи с принятием мер по экономии бюджетных средств произойдет некоторое сокращение этого контингента за счет оптимизации штатного состава - по предварительным оценкам, до 765,0 тыс. человек (на 1,5 проц.). При этом их заработная плата возрастет на 1,0 проц., что ниже темпов инфляции (оценивается в 1,9 проц.).

Ассигнования по бюджетной статье «Содержание военнослужащих» (основной оклад и различные надбавки, продовольственно-вещевое довольствие, перевозки военнослужащих) в 2014 году запрошены в размере 144,0 млрд долларов. Эти средства не включают средства на чрезвычайные цели, которые, например, в 2013 году составляли около 19 млрд долларов. Важным фактором, определяющим объемы финансирования по данной статье, помимо численности военнослужащих является ежегодный рост окладов и других выплат военнослужащим с целью сохранения имеющихся и привлечения в ВС новых высококвалифицированных специалистов.

В 2014 году в условиях бюджетных ограничений предусмотрено повышение окладов военнослужащих на 1,0 проц., что ниже темпов инфляции. В прежние годы они увеличивались в соответствии с инфляцией или более высокими темпами. Денежное довольствие рядового и сержантского состава превысит в среднем 57 тыс. долларов в год, офицеров - 105 тыс. Денежное довольствие американских военнослужащих больше средней заработной платы занятых в государственном секторе специалистов, имеющих тот же уровень образования и аналогичную квалификацию.

В последние годы ВС США испытывают определенные трудности с набором личного состава (в особенности в сухопутные войска и морскую пехоту). С целью расширения набора в ВС и содействия повторному заключению контрактов ежегодно повышаются выплаты различных надбавок. В частности, в следующем финансовом году планируется поднять продовольственную и квартирную надбавки (соответственно на 3,4 и 4,2 проц.).

В 2014 году предельный показатель численности регулярных ВС, финансируемых по бюджету МО, оценивается в 1 361,4 тыс. человек, что на 40,2 тыс., или на 2,9 проц., меньше, чем в предыдущий период. Численность личного состава сухопутных войск сократится за год на 32,1 тыс. человек (5,8 проц.), командования морской пехоты - на 7,1 тыс. (3,6 проц.), ВВС - на 1,9 тыс. (0,6 проц.). Одновременно численность ВМС возрастет на 0,9 тыс. человек (0,3 проц.), а резерва уменьшится до 374,1 тыс. (на 3,9 тыс., или на 1 проц.) и национальной гвардии - до 459,6 тыс. (на 4,3 тыс., или на 0,9 проц.).

Важное значение придается техническому оснащению ВС за счет закупки современных ВВТ. Наиболее дорогостоящими программами приобретения ВВТ являются: истребители F-35 «Лайтнинг-2» (336,1 млрд долларов на всю программу закупок по состоянию на 2013 год), компоненты системы ПРО (118,8 млрд), эсминцы УРО типа «Бёрк» (103,2 млрд), многоцелевые ПЛА типа «Виргиния» (86,2 млрд), транспортно-десантные самолеты V-22 «Оспрей» (58,6 млрд), самолеты-заправщики КС-46А (44,8 млрд), авианосцы типа «Джеральд Форд» (35,5 млрд), базовые патрульные самолеты Р-8А «Посейдон» (33,6 млрд), многоцелевые корабли прибрежной морской зоны типа LCS (32,4 млрд долларов).

Всего на закупки ВВТ по проекту бюджета на 2014 год запрошено 99,3 млрд долларов (без учета средств на чрезвычайные цели, которые в 2013-м составляли более 14 млрд долларов). К приоритетным программам финансирования закупок ВВТ относятся:
- истребители F-35 «Лайтнинг-2», самолеты РЭБ E/A-18G «Гроулер», самолеты V-22 «Оспрей», базовые патрульные самолеты Р-8А «Посейдон», самолеты ДРЛО E-2D «Усовершенствованный Хокай», многоцелевые вертолеты семейства «Блэк Хок», транспортно-десантные вертолеты СН-47 «Чинук», легкие многоцелевые вертолеты UH-72А «Лакота», беспилотные летательные аппараты («Глобал Хок», «Ри-пер», «Грэй Игл»);
- авианосцы типа «Джеральд Форд», многоцелевые ПЛА - «Виргиния», эсминцы УРО - «Бёрк», корабли прибрежной морской зоны типа LCS;
— ракетное оружие и управляемые боеприпасы (крылатые ракеты «Тактический
Томахок», различные ЗУР и противоракеты: ТХААД, «Пэтриот»/ГТАК-3, «Стандарте», ракеты AMRAAM и AIM-9X «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух», управляемые авиационные бомбы JDAM и JSOW);
- средства воздушных и морских перебросок войск (военно-транспортные самолеты C-130J «Геркулес», десантно-вертолетные корабли-доки типа «Сан-Антонио», универсальные десантные корабли - «Америка», быстроходные суда обеспечения десантных операций - «Спирхэд»);
- средства связи, управления и разведки (система спутниковой связи - ССС - для мобильных абонентов MUOS, ССС AEHF, широкополосная система спутниковой связи WGS, многодиапазонная сетевая программируемая система связи JTRS, перспективная территориальная система связи сухопутных войск WIN-T, система навигационного обеспечения GPS III, высокоорбитальная система обнаружения пусков баллистических ракет «Сбирс-хай»).

Ассигнования на НИОКР в 2014 году оцениваются в 67,5 млрд долларов (без учета средств на чрезвычайные цели, которые в 2013 году составили 3,6 млрд долларов). С целью сохранения превосходства страны в сфере военных технологий руководство МО США уделяет особое внимание работам, направленным на создание ВВТ новых поколений, а также средств защиты личного состава от ядерного, химического и бактериологического оружия и его обнаружения.

К числу приоритетных направлений НИОКР отнесены создание системы ПРО (6,3 млрд долларов в 2014 году), истребителя F-35 «Лайтнинг-2» (1,8 млрд), самолета-заправщика КС-46А (1,6 млрд), системы навигационного обеспечения GPS III (0,7 млрд), высокоор-биталыюй системы обнаружения пусков баллистических ракет «Сбирс-хай» (0,4 млрд), базового патрульного самолета Р-8А «Посейдон» (0,2 млрд) и системы спутниковой связи AEHF (0,3 млрд долларов). Финансируются также работы по реализации проектов создания кораблей прибрежной морской юны типа LCS (0,4 млрд долларов) и многоцелевых ПЛА типа «Виргиния» (0,2 млрд), самолетов V-22 «Оспрей» (0,1 млрд). Продолжаются разработки оружия космического и воздушного базирования, технологий «стелт» и двойного назначения, перспективных компьютерных систем, средств поражения высокозащищенных объектов и др.

Большое значение придается НИОКР по модернизации состоящей на вооружении техники. В частности, финансируются программы модернизации транспортно-десантных вертолетов СН-53 «Супер Стэльен» (503,2 млн долларов в 2014 году), истребителей-бомбардировщиков F7A-18E/F «Супер Хорнет» (131,1 млн), крылатых ракет «Тактический Томахок» (12,4 млн долларов).

В 2014 году ВВС согласно проекту бюджета направляется 25,7 млрд долларов, или 52 проц. общего объема ассигнований министерству обороны по видам ВС на эти цели. На НИОКР в интересах ВМС выделяется 16 млрд долларов (32 проц.), а ассигнования сухопутным войскам составят 8 млрд долларов (16 проц.).

Ассигнования по статье «Жилищное обеспечение» в 2009-2013 годах также заметно сократилось - на 2,3 млрд долларов (в 2,4 раза). В 2014-м объем финансирования жилищного обеспечения соответствует уровню предыдущего года - 1,6 млрд долларов. Ассигнования на чрезвычайные цели по данной статье не выделяются. По бюджетной статье «Жилищное обеспечение» финансируются проектирование и строительство жилых домов, текущий и капитальный ремонт жилого фонда, его эксплуатация, включая оплату аренды и страхования жилого фонда для семейных военнослужащих. Объем средств, выделенных сухопутным войскам на жилищное обеспечение, в 2014 году составит 0,6 млрд долларов (37,5 проц. всех ассигнований), ВВС - 0,4 млрд (25 проц.) и ВМС - 0,5 млрд (31,2 проц.). Остальные средства (0,1 млрд долларов, или 6,3 проц.) не классифицированы по видам ВС.

В рамках программы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей продолжится снижение доли жилья, не соответствующего стандартам проживания, путем капитального ремонта существующего жилого фонда или строительства нового. С целью расширения объемов строительства и повышения качества жилья практикуется образование совместных с частными инвесторами партнерств.

Структура бюджета министерства обороны США в 2014 году, в том числе и целевая, не отражает в полной мере объемы финансирования видов ВС из-за отсутствия распределения ассигнований на чрезвычайные цели по организационным компонентам. В связи с этим запрашиваемые суммы по видам ВС в 2014 году, представленные в бюджетной заявке, не сопоставимы с данными предыдущих лет. По всем видам ВС наблюдается существенное сокращение объемов финансирования, поскольку не учтены средства на чрезвычайные цели. После их распределения изменятся величины ассигнований по видам ВС и, соответственно, организационная структура бюджета Пентагона.

Согласно бюджетной заявке в 2014 году ассигнования сухопутным войскам сократятся на 48,2 млрд долларов (27,1 проц.), ВВС - на 15 млрд (9,4 проц.) и ВМС - на 15,6 млрд долларов (9,1 проц.). Однако при сравнении с показателями 2013 года, исключающими средства на чрезвычайные цели, видно, что объем финансирования каждого вида ВС и оргструктура бюджета МО резко не изменятся. Несколько возрастут ассигнования ВВС (на 3,3 проц.) при небольшом уменьшении их объема сухопутным войскам (на 1,7 проц.) и ВМС (на 2 проц.), а также средств, не классифицированных по видам ВС (на 5,1 проц.).

Таким образом, при составлении проекта военного бюджета США учитывались все аспекты успешного функционирования ВС страны, а именно: поддержание требуемого уровня боеготовности и технической оснащенности, улучшение материального положения, медицинского, жилищного и других видов обеспечения военнослужащих, а также проведение военных операций в передовых зонах и решение задач борьбы с международным терроризмом.

1 2014 финансовый год начинается в США 1 октября 2013 календарного гола.

2 Ассигнования - здесь денежные средства, которые планируется выделить в 2014 финансовом году по программе «Национальная оборона» согласно проекту военного бюджета США.

Таблица 1 Объёмы финансирования по военному бюджету США в 2009-2014 финансовых годах, млрд долларов

  2009 2010 2011 2012 2013 2014
Министерство обороны 667,5 695,6 691,5 655,4 620,3 621,6
Военные ядерные программы 23,0 18,2 18,5 18,3 19,3 19,3
Военные программы министерств и ведомств 7,1 7,4 7,1 7,7 7,8  8,0
Всего 697,6 721,2 717,1 681,4 647,4 648,9

 

Таблица 2 Объёмы финансирования министерства обороны США по бюджетным статьям в 2009-2014 годах, млрд долларов

Бюджетные статьи 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Содержание военнослужащих 149,3 157,1 153,4 158,4 160,8 144,0
Боевая подготовка и МТО войск 271,6 293,6 305,2 286,8 263,3 210,2
Закупки вооружения и военной техники 135,4 135,8 132,0 118,3 115,1 99,3
НИОКР 80,0 80,2 76,7 72,0 73,0 67,5
Строительство военных объектов 26,8 22,6 16,0 11,4 11,4 9,6
Жилищное обеспечение 3,9 2,3 1,8 1,7 1,6 1,6
Прочие (включая компенсационные поступления)* 0,5 4,0 1,4 6,8 -4,9 89,4
Всего 667,5 695,6 691,5 655,4 620,3 621,6
* В 2014 году включая нераспределенные по бюджетным статьям ассигнования на чрезвычайные мероприятия, в том числе в Афганистане, и отчисления в фонд пенсионного обеспечения военнослужащих.

 

Таблица 3 Объёмы финансирования МО США по видам вооружённых сил в 2009-2014 годах, млрд долларов

Вид вооруженных сил 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Сухопутные войска 227,8 231,5 223,8 191,9 177,9 129,7
Военно-воздушные силы 165,0 165,1 167,0 163,9 159,4 144,4
Военно-морские силы 167,6 175,8 176,4 174,5 171,4 155,8
Не классифицированные по видам ВС* 107,1 123,2 124,3 125,1 111,6 191,7
Всего 667,5 695,6 691,5 655,4 620,3 621,6
* В 2014 году включая нераспределенные по бюджетным статьям ассигнования на чрезвычайные мероприятия, в том числе в Афганистане, и отчисления в фонд пенсионного обеспечения военнослужащих.

Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №9. - С. 21-27

Категория: Финансы | Добавил: pentagonus (05.04.2014) | Автор: М. Тканова

Просмотров: 5676 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов