Проект военного бюджета США на 2016 финансовый год (2015)М. Тканова Проект федерального бюджета США на 2016 финансовый год наглядно свидетельствует о том, что администрация президента Б. Обамы взяла курс на расширение масштабов и активизацию военного строительства под предлогом ухудшения военно-политического положения в мире и обострения отношений с Россией. К традиционным стратегическим приоритетам Соединенных Штатов помимо борьбы с терроризмом, формированием нового баланса сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и др. добавлены противодействие политике России и программа "Оказание поддержки Европе". Согласно бюджетной заявке, ассигнования по военному бюджету в 2016 году возрастут до 620,9 млрд долларов, то есть на 24,1 млрд (4 %). Такое увеличение во многом связано с сокращением ассигнований МО в текущем году до 569,3 млрд (за год на 26,4 млрд). Конгресс США отклонил предложенную президентом Б. Обамой "Программу обеспечения возможностей, развития и безопасности", предусматривающую выделение министерству обороны 26,4 млрд долларов, а также сократил основную бюджетную заявку на 12 млрд. Бюджетная заявка на 2016 год в значительной мере учитывает средства, которые планировалось ассигновать в 201-м по предложенной "программе". При •этом выделение денежных средств Пентагона в 2016 году больше показателя не только 2015-го, но и 2013-го, когда было проведено секвестирование средств бюджета. Однако они существенно меньше, чем в 2011-2012 годах. В целом за период 2011-2016 годов сокращение ассигнований МО оценивается в 99,2 млрд долларов (14,3 %, в постоянных ценах на 21,1 %). Согласно официальному прогнозу, в 2020 году выделение средств по военному бюджету будет ниже показателя 2016 года на 13,5 млрд долларов (2,2 %). Однако этот прогноз исходит из значительного их сокращения на чрезвычайные цели, что представляется маловероятным. Основным компонентом военного бюджета (96 %) является бюджет министерства обороны. В 2016 году ассигнования МО (с учетом средств на чрезвычайные цели) составят 592,3 млрд долларов, что на 23 млрд (4 %) больше, чем в 2014-м (в постоянных ценах - на 2,4 %). На чрезвычайные цели в будущем году намечено выделить 50,9 млрд долларов (8,6 % бюджета МО). Наибольшие суммы проходят по статье "Боевая подготовка и МТО войск" (40,2 млрд, 78,9 %) и "Закупки ВВТ" (7,3 млрд, 14,2 %). Целевая структура бюджета министерства обороны в 2011-2016 годах довольно устойчива. Доля статьи "Боевая подготовка и МТО войск" колеблется в пределах 42-44 %, "Содержание военнослужащих" - 23-26 %, "Закупки" - 17-19 %, "НИОКР" -11-12 %, "Строительство военных объектов" - 1-2 % В 2016 году объемы финансирования по всем бюджетным статьям возрастут, особенно на "Закупки ВВТ" (на 12,4 млрд, 12,1 %) и НИОКР (на 4,8 млрд, 7,4 %). В меньшей степени увеличатся ассигнования по статье "Боевая подготовка и МТО войск" - на 3,3 млрд долларов (1,3 %) и "Содержание военнослужащих" - на 1,3 млрд (0,9 %). Наибольшие суммы неизменно направляются на расходы по статье "Боевая подготовка и МТО войск", которые составят 250,8 млрд долларов. Основная их часть (82,7 %) выделяется непосредственно на боевую подготовку и МТО войск (207,4 млрд), обеспечивая требуемый уровень материально-технического снабжения ВС, ремонта ВВТ и достаточно высокие нормативы боевой подготовки (в частности, норматив пробега танков и БМП увеличен до 1 734 км в год). В то же время довольно значительные суммы (32,4 млрд) идут на медицинское обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей. Общее число военнослужащих, имеющих право на медицинское обслуживание за счет министерства обороны, превышает 9,2 млн человек, включая около 1,5 млн военнослужащих регулярных сил (16,3 % всех получателей), свыше 2,1 млн членов семей (22,8 %) и 4,4 млн военных пенсионеров и членов семей (47,8 %). По сравнению с 2014 годом число получателей медицинских услуг, финансируемых по "Военно-медицинской программе", сократилось на 315,5 тыс. человек (3,3 %), в основном в связи с уменьшением численности военнослужащих на действительной службе и, соответственно, членов их семей. По статье "Боевая подготовка и МТО войск" финансируются также мероприятия по охране окружающей среды (1,1 млрд долларов), выполнение программ "Предотвращение распространения наркотиков" (1 млрд), "Сокращение угрозы применения оружия массового поражения" (0,4 млрд) и ряда других. Среди них четыре программы антитеррористической направленности, финансируемые за счет чрезвычайных ассигнований, - всего 7,2 млрд (фонды партнерства в борьбе с терроризмом, поддержки сил безопасности Афганистана, обучения и оснащения сил Ирака и оппозиции в Сирии). Ассигнования, выделяемые на содержание военнослужащих (147,5 млрд долларов), позволяют в 2016 году поднять оклады военнослужащих на 1,3 %, что несколько ниже темпа инфляции (1,6 %). Однако данные оклады с учетом основных надбавок (продовольственной и квартирной) превышают заработную плату специалистов частного сектора. Кроме того, военнослужащие получают довольно значительные различные поощрительные и специальные выплаты и пособия. Высокий уровень денежного довольствия способствует привлечению высококвалифицированных кадров и повышению профессионального уровня личного состава ВС. Ассигнования на закупки ВВТ в 2016 году определены в размере 115 млрд долларов, предназначенных для реализации 78 основных программ приобретения новых систем оружия (общая стоимость свыше 1,4 трлн). Наиболее дорогостоящими программами приобретения ВВТ являются; истребители F-35 "Лайтнинг-2" (339 млрд), эсминцы УРО типа "О. Бёрк" (110,6 млрд), многоцелевые ПЛА типа "Виргиния" (85,3 млрд), ракеты-носители EELV (61,4 млрд), многоцелевые самолеты V-22 "Оспрей" (61 млрд), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) "Трайдент-2" (57 млрд), самолеты-заправщики КС-46А (43,2 млрд), атомные многоцелевые авианосцы типа "Джеральд Форд" (36,3 млрд), базовые патрульные самолеты Р-8А "Посейдон" (33 млрд), многоцелевые вертолеты UH-60 "Блэк Хок" (25,3 млрд). Важное значение также придается модернизации ВВТ, находящихся на вооружении. В 2016 году к приоритетным программам финансирования закупок относятся: истребители F-35 "Лайтнинг-2" (57 единиц), базовые патрульные самолеты Р-8А "Посейдон" (16), многоцелевые V-22 "Оспрей" (19), военно-транспортные C-130J "Геркулес" (29), самолеты-заправщики КС-46А (12), самолеты ДРЛО E-2D "Усовершенствованный Хокай" (5), многоцелевые вертолеты семейства "Блэк Хок" (94) и UH-1Y "Веном" (12), вертолеты огневой поддержки АН-64 "Апач Лонгбоу" (64) и AH-1Z "Вайпер" (16), противолодочные MH-60R (29), транспортно-десантные СН-47 "Чинук" (39), БЛА MQ-9 "Рипер" (29), ракеты-носители EELV (5), ПТУР большой дальности "Хеллфайр" (5 567), тактические ракеты класса "воздух - воздух" АМРААМ (429), противоракеты дальнего действия ТХААД (30), "Стандарт Миссайл-3" (80) и малой дальности РАС-3 для ЗРК "Пэтриот", многоцелевые ПЛА типа "Виргиния" (2), эсминцы УРО типа "О. Бёрк" (2), авианосцы типа "Джеральд Форд", корабли прибрежной морской зоны типа LCS (3), танкеры-заправщики типа ТАО (X) (1) и десантно-вертолетные корабли-доки типа "Сан-Антонио" (1), средства связи, управления и разведки, в том числе система связи оперативно-тактического звена WIN-T, многофункциональная система управления оружием "Иджис" (40) и другие. В распределении ассигнований на закупки ВВТ по видам ВС в 2011-2016 годах четко проявляется тенденция сокращения доли СВ (с 26.4 до 15,8 %) при существенном увеличении доли ВВС (с 31,7 до 39,8 %) и в меньшей мере ВМС (с 35.5 до 39 %). Структурные сдвиги обусловлены различиями в динамике ассигнований на закупки ВВТ по видам ВС. Объемы ассигнований на закупки ВВТ сухопутным войскам в целом за период уменьшились в 1,9 раза, ВМС - на 4,3 %, в то время как ассигнования ВВС возросли на 9,6 % Согласно бюджетной заявке ассигнования на НИОКР в 2016 году составят 70 млрд долларов. Особое внимание с целью сохранения превосходства США в военных технологиях уделено созданию ВВТ нового поколения. К приоритетным направлениям НИОКР отнесены разработки следующих средств: системы обеспечения перехвата баллистических целей на среднем участке траектории полета, перспективного стратегического бомбардировщика LRS, атомной ракетной ПЛ по программе замены ПЛАРБ типа "Огайо", космической системы навигационного обеспечения GPS Ш, вертолета СН-53К "Супер Стэльен", контейнерной системы РЭБ нового поколения для палубных самолетов ЕА-18G "Гроулер", противокорабельной ракеты большой дальности LRASM, хвостовой части авиационной ядерной бомбы В61, многоцелевой ББМ по программе AMPV, плавающего гусеничного БТР по программе ACV и ряда других. Среди программ НИОКР по модернизации систем, состоящих на вооружении, выделяются: истребители F-35 "Лайт-нинг-2", F-15 "Игл" и F-22 "Раптор", самолеты-заправщики КС-46А, стратегические разведывательные БЛА RQ-4 "Глобал Хок", многофункциональная система управления оружием "Иджис", спутниковая система связи AEHF и обнаружения пусков баллистических ракет SBDR.S, противоракеты "Тхаад", многоцелевые ПЛА типа "Виргиния" и другие. Структура ассигнований МО на НИОКР по видам ВС в последние годы довольно устойчива - на первом месте традиционно находятся ВВС (37,9 % в 2016 году). При этом более 48 % средств, направляемых им (около 11,5 млрд долларов), проходит по секретным программам. Далее следуют ВМС (25,6 %) и сухопутные войска (13 %). Значителен объем ассигнований, не классифицированных по видам ВС (26,8 %). На строительство военных объектов в 2016 году выделяется 7 млрд долларов, жилищное обеспечение - 1,4 млрд. Для организационной структуры бюджета МО США в 2016 году характерно почти равномерное распределение ассигнований по видам ВС (ВВС - 28,2 %, ВМС- 28,2 %, СВ - 23,8 %) при доле ассигнований на общие нужды в 19,8 % Такие пропорции стали результатом, прежде всего, постепенного ежегодного уменьшения доли сухопутных войск (в 2011 году составляла 32.4 %). В 2016 году предусмотрен значительный рост ассигнований ВВС - на 14.5 млрд (9,5 %). Объем финансирования ВМС увеличится за год на 8,2 млрд (5,2 %). Ассигнования на общие нужды возрастут на 1,3 млрд (1,1 %). Несколько сократятся только ассигнования СВ - на 1 млрд (0,7 %). Общий объем финансирования СВ оценивается в 141 млрд, ВВС - в 166,9 млрд, ВМС - в 167,1 млрд. Наибольшие суммы на чрезвычайные цели предназначены сухопутным войскам - 15,6 млрд (30,6 %). ВВС получат 14,4 млрд (28,3), СВ - 7 млрд (13,8). Средства на чрезвычайные цели, не классифицированные по видам ВС, определены в 13,9 млрд (27,3 %). По бюджетам всех видов ВС существенно (на 6-20 %) возрастут ассигнования на закупки ВВТ: СВ - до 18,2 млрд, ВВС - до 45,8 млрд и ВМС - до 44,8 млрд. По бюджету СВ особенно увеличатся ассигнования на закупки тактических и обеспечивающих машин, радиоэлектронного оборудования, боеприпасов и вертолетов; ВВС - боевых и транспортных самолетов, БЛА, ракетного оружия, космической техники и боеприпасов; ВМС - кораблей и судов, боевых самолетов и вертолетов. Для бюджета ВВС характерен значительный объем ассигнований по секретным программам: по закупкам ВВТ -44 % (20 млрд), НИОКР - 48 % (12,7 млрд). Целевая структура бюджетов видов ВС существенно различается. Наибольшая доля ассигнований на содержание военнослужащих, боевую подготовку и МТО войск отмечается по СВ. С другой стороны, в бюджетах ВВС и ВМС явно выше доля ассигнований на закупки ВВТ и НИОКР. В целом такой военный бюджет США, по мнению его разработчиков, должен обеспечить повышение уровня боеготовности и технической оснащенности ВС, улучшение материального положения, медицинского, жилищного и других видов обеспечения военнослужащих. Смотрите также | ||
| ||
Просмотров: 8110 | | |
Всего комментариев: 0 | |