search
menu
person

NEWS AND UDATES


Проект военного бюджета США на 2018 финансовый год (2017)

Проект военного бюджета США на 2018 финансовый год

М. Тканова;
А. Шляхтунов,
доктор политических наук, доцент

Изначально проект федерального бюджета США на 2018 финансовый год (начинается 1 октября текущего календарного года) разрабатывался в соответствии с приоритетами администрации Б. Обамы и должен был быть представлен в конгресс в феврале-марте 2017-го. Однако пришедшая к власти в начале этого года администрация Д. Трампа внесла значительные коррективы в распределение финансирования, что сказалось на сроках подготовки бюджетных документов. Первые документы были представлены законодателям лишь в мае с. г.

В рамках политики новой американской администрации особое внимание уделяется финансированию вооруженных сил, борьбе с незаконной иммиграцией и терроризмом, а также сокращению расходов государственного аппарата и программ экологической направленности.

Анализ проекта военного бюджета обусловлен наличием подробной информации по всем направлениям финансирования. Принятие бюджета США - долгий и сложный процесс, предполагающий определенные этапы. Бюджетные документы, утвержденные конгрессом, не предоставляют необходимой детализации показателей. Окончательное утверждение параметров бюджета президентом ожидается к концу текущего года.

Ассигнования по военному бюджету США согласно проекту бюджета на 2018 финансовый год
Ассигнования по программе "Оказание поддержки Европе"
Объем ассигнований министерства обороны по видам вооруженных сил
Объем ассигнований министерства обороны по бюджетным статьям

Сохраняющееся непростое финансовое положение США, а именно проблема с растущим госдолгом по-прежнему остается актуальной. В 2018 году публичный государственный долг достигнет почти 76%  ВВП, что несколько превышает среднее значение за последние пять лет. В связи с этим Белый дом вынужден предлагать методы получения необходимых средств, не увеличивающие дефицит бюджета, провоцирующий рост долга, то есть обеспечивать финансирование за счет перераспределения и/или повышения эффективности госпрограмм. Так, программы более 15 государственных министерств и ведомств подпадут под сокращение, за исключением тех, которые так или иначе связаны с обеспечением безопасности страны.

Путем сокращения менее важных, с точки зрения администрации Трампа, программ планируется обеспечить увеличение военного бюджета до 677,1 млрд долларов в 2018 году, что продолжит тенденцию роста военных ассигнований за последние четыре года. Таким образом, повысится уровень милитаризации экономики - доля военных расходов в ВВП увеличится до 3,2%

Приоритетными направлениями финансирования по военному бюджету являются техническое оснащение сил общего назначения, стратегические наступательные силы, ПРО и кибербезопасность.

Военный бюджет включает бюджет министерства обороны, военные ядерные программы и прочие военные программы. Он является основным компонентом военного бюджета США, и в 2018 году его доля оценивается в 95,5%  всех ассигнований, доля военных ядерных программ - в 3,2%  и прочих военных программ - в 1,3%  В бюджете МО предусмотрены средства непосредственно на строительство ВС на территории США и ассигнования на чрезвычайные цели для проведения военных операции за рубежом (Ирак, Афганистан, Сирия), а также на другие программы.

Военный бюджет в 2019-2022 годах ориентировочно составит 675-678 млрд долларов, что превышает прогнозные значения предыдущей администрации. Следует учесть, что, как правило, проект бюджета и прогноз исходят из заниженных оценок ассигнований на чрезвычайные цели.

Ассигнования на военные ядерные программы в 2013-2018 годах увеличивались практически ежегодно. В 2018 году они оцениваются в 21,8 млрд долларов, что на 8,5%  (1,7 млрд долларов) больше, чем в 2017-м. В период до 2022 года в целом согласно ожиданиям рост объемов финансирования военных ядерных программ продолжится.

Рост ассигнований на чрезвычайные цели начался в 2003 году в связи с военными действиями в Афганистане и Ираке, а максимума они достигли в 2008-м - 186,9 млрд долларов. В 2018 году на чрезвычайные цели предложено выделить 64,6 млрд долларов, что практически соответствует уровню 2017-го. Согласно прогнозу расходы на эту статью к 2022 году должны сократиться до 9,2 млрд долларов, однако это кажется едва ли возможным, учитывая практику предыдущих лет, когда заведомо заниженная сумма ассигнований на чрезвычайные цели впоследствии повышалась по решению конгресса.

В ассигнования на чрезвычайные цели входит финансирование специальных фондов общим объемом в 7,6 млрд долларов, средства которых согласно официальной бюджетной документации предназначены таким странам, как Ирак, Афганистан и Сирия, для борьбы с террористической группировкой ИГИЛ (запрещена в РФ). Следует заметить, что средства в размере 500 млн долларов, выделяемые Сирии, направляются не легитимному правительству президента Б. Ас ада, а сирийской оппозиции на якобы борьбу с ИГИЛ.

Помимо сомнительного финансирования антитеррористической деятельности Соединенные Штаты увеличивают расходы на программы, направленные на противодействие России и наращивание американского военного присутствия вблизи ее границ. Прежде всего, Вашингтон рассматривает укрепление международного авторитета РФ как угрозу их глобальному доминированию. Программы антироссийской направленности финансируются также в рамках госдепа и Агентства по международному развитию США, однако в статье будет рассмотрены средства, проходящие только по счетам Пентагона.

Основная доля средств на антироссийскую деятельность проходит по программе "Оказание поддержки Европе" (European reassurance initiative), которая была принята в 2015 году. К 2018 году объемы ее финансирования возросли почти в 5 раз - с 985 млн до 4,7 млрд долларов.

В программе выделено пять направлений финансирования: расширение военного присутствия ВС США в Европе; проведение дополнительных военных учений с привлечением контингентов союзных государств (в том числе Украины и Грузии); наращивание возможностей заблаговременного складирования американских ВВТ, оборудования и войсковых запасов в Европе; оптимизация военной инфраструктуры страны-союзника для обеспечения передового базирования ВС США, а также для подготовки войск и создания возможностей быстрой переброски и развертывания сил в регионе; повышение боевых возможностей ВС государств-партнеров, в том числе, не являющихся членами НАТО, таких как Грузия, Молдавия и Украина.
Основная доля - около 80%  средств по программе в 2018 году - выделяется на расширение присутствия ВС США в Европе и наращивание возможностей заблаговременного складирования их ВВТ. В 2018 году отмечается рост ассигнований по всем направлениям финансирования.

Около половины средств по программе приходится на статью "Боевая подготовка и МТО войск". Кроме того, значительно увеличены ассигнования на закупки - почти до 40%

Средства, предназначенные ВС США, пойдут на расширение присутствия в странах региона и ротацию, обеспечение боеготовности, усовершенствование систем разведки, раннего обнаружения и обмена информацией с государствами-партнерами, а также на участие в учениях со странами НАТО и другими союзниками.

Предлагается направить 150 млн долларов Украине для повышения обороноспособности ее ВС, что включает предоставление западных инструкторов для обучения личного состава ВСУ, поставки различного оборудования, пополнение складских запасов и прочие мероприятия.

Кроме того, помимо МО средства Украине могут быть выделены по линии госдепартамента и Агентства по международному развитию. В целом общий объем средств, выделяемых ей в 2018 году, может достигнуть 350 млн долларов.

Согласно распределению ассигнований МО по видам ВС в предстоящий период направляемые ВВС составят 182,7 млрд долларов, ВМС - 179,2 млрд и СВ - 158,7 млрд, а средства, не классифицированные по видам ВС, - 126,3 млрд долларов.

В 2017-м были выделены почти 33 млрд долларов, не распределенные по статьям ассигнований, что делает некорректным сравнение показателей 2017-2018 годов. При расчетах не распределенные ассигнования отнесены к не классифицированным по видам ВС, что объясняет резкое увеличение этого показателя, отображенное на графиках.

В 2018 году предусмотрен существенный рост ассигнований по всем видам ВС по сравнению с 2016-м: ВВС - на 20,3 млрд долларов (12,5% ), СВ -на 15,3 млрд (10,7% ) и ВМС - на 10,6 млрд (6,3% ). Несколько возрастут также неклассифицированные ассигнования (на 5 млрд долларов, или 4,1% ).

В распределении по бюджетным статьям в целом ассигнования МО характеризуются значительной долей затрат на содержание военнослужащих (153,5 млрд долларов, или 24%  всех средств по бюджету Пентагона) и боевую подготовку и МТО войск (273 млрд долларов, или 42% ). В 2018 году значительно возрастет доля средств на техническое оснащение, включающее статью "Закупки", - до 19%  (125,4 млрд долларов) и НИОКР - до 13%  (83,6 млрд). На прочие статьи (к ним отнесены "Строительство военных объектов", "Жилищное обеспечение" и "Прочие, включая компенсационные платежи") приходится около 2%  (11,4 млрд долларов) всех средств бюджета МО. В распределении по бюджетным статьям также виден рост ассигнований по всем основным направлениям.

В 2018 году ассигнования по статье "Боевая подготовка и МТО войск" определены в 273 млрд долларов. Они предназначены для финансирования текущей деятельности министерства обороны, в том числе боевой и профессиональной подготовки личного состава, его медицинского и культурно-бытового обеспечения, содержания гражданских служащих, ремонта и технического обслуживания ВВТ и недвижимого имущества, транспортировки и складирования грузов, закупку ГСМ, а также другой продукции военного назначения кратковременного пользования. Структурные изменения по этой статье в 2013-2018 годах обусловлены уменьшением средств, выделяемых СВ, при увеличении объемов финансирования других видов ВС, а также неклассифицированных ассигнований.

Анализ состава ассигнований по бюджетной статье "Боевая подготовка и МТО войск" показывает, что основная сумма направляется видам ВС и управлениям МО - 227,6 млрд долларов (83,4% ). Остальные средства пойдут на медицинское обеспечение военнослужащих и другие программы.

Значительный объем затрат по статье связан с содержанием и обслуживанием военных баз, предполагающих поддержание их инфраструктуры в надлежащем состоянии, охрану их территории и оплату коммунальных услуг. Кроме того, сюда включены средства на различные социальные программы для военнослужащих и членов их семей, общий объем финансирования которых в 2018 году составит 8,3 млрд долларов. К ним относятся программы досуга и отдыха (1,5 млрд долларов), поддержки семей военнослужащих (1,7 млрд), для детей и молодежи (1,2 млрд), субсидирования военных продуктовых магазинов (1,4 млрд долларов) и другие. В ведении МО имеется 240 военных продуктовых магазинов.

Финансируются также программы изучения иностранных языков военнослужащими. Профильный военный институт готовит более 3 тыс. человек по 85 языкам и диалектам. Организованы также курсы иностранных языков для военнослужащих при гражданских высших учебных заведениях. В 2018 году намечается довести долю численности военнослужащих, владеющих иностранными языками, до 10,8%

Значительные объемы ассигнований по статье "Боевая подготовка и МТО войск" во многом обусловлены крупными затратами на содержание гражданских служащих Пентагона, занятых в сфере МТО войск и медицинского обслуживания военнослужащих. Финансирование содержания этого контингента осуществляется в рамках статей ассигнований без выделения в самостоятельное направление. В 2018 году планируется увеличение численности гражданских лиц до 740 тыс. человек (за год на 9 тыс. человек, или 1,2% ), а их окладов - на 1,9%

Ассигнования по бюджетной статье "Содержание военнослужащих" согласно проекту бюджета составят 146,4 млрд долларов. Они пойдут на денежное содержание военнослужащих, обеспечение их продовольственно-вещевым довольствием и перевозок.

Большое влияние на динамику и структуру ассигнований по статье оказывают изменения численности и организационной структуры ВС. С приходом администрации Д. Трампа взят курс на увеличение их численности и повышение боеспособности. В 2018 году численность ВС возрастет на 10,8 тыс. человек в результате наращивания регулярных сил и резерва. Регулярные силы увеличатся за счет ВМС и ВВС (на 4 тыс. и 4,1 тыс. человек соответственно) - до 1,3 млн. Численность резерва достигает 816 тыс. (рост на 2,7 тыс. человек).

Оклады военнослужащих также планируется повысить на 2,1% , что впервые с 2013 года превышает темп инфляции (2% ), но ниже темпа роста зарплат в частном секторе - 2,4%  Таким образом, денежное довольствие рядового и сержантского состава увеличится примерно на 50, а для младших офицеров на 115 долларов в месяц. Наиболее значительный рост окладов военнослужащих отмечался в 2002 году - почти та 7% , и это было связано прежде всего с решением поднять престиж военной службы. В целом за период с 2000 по 2018 год оклады военнослужащих увеличились на 58% , в то время как у федеральных служащих - на 35%

Согласно проекту ассигнования по бюджетной статье "Закупки ВВТ" в 2018 году составят 125,4 млрд долларов. В целом наибольшие их объемы направляются на закупки авиационной, ракетно-космической и военно-морской техники.

Среди приоритетных программам финансирования закупок на 2018 год обозначены: авиационная техника (AT), ракетное оружие, корабли и суда, бронетанковая техника и боеприпасы, а также средств связи, управления и разведки. К основным программам приобретения AT относятся: истребители F-35 "Лайтнинг-2" и F/A-18E/F "Супер Хорнет", самолеты ДРЛО E-2D "Усовершенствованный Хокай", базовые патрульные самолеты Р-8А "Посейдон"; многоцелевые вертолеты семейства UH-60 "Блэк Хок", вертолеты огневой поддержки АН-64 "Апач Лонгбоу"; БЛА MQ-9 "Рипер" и MQ-4 "Тритон", а также другие образцы.

В ряду программ приобретения ракетного оружия называются: БРПЛ "Трайдент-2", ПТУР увеличенной дальности "Хеллфайр-2", управляемые ракеты AMRAAM класса "воздух-воздух", JASSM "воздух-поверхность", противоракеты ТХААД, "Стандарт-3", ПАК-3 для ЗРК "Пэтриот", ЗУР семейства "Стандарт" и другие. Среди кораблестроительных программ выделяются многоцелевые ПЛА типа "Виргиния", атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения типа "Колумбия" по программе замены ПЛАРБ типа "Огайо", атомные многоцелевые авианосцы типа "Джеральд Форд", эсминцы УРО типа "О. Бёрк", корабли прибрежной морской зоны типа LCS и другие.

К приоритетным программам финансирования закупок бронетанковой техники и боеприпасов относятся артиллерийские комплексы "Паладин", управляемые авиабомбы JDAM и SDB.

Значительные суммы направляются на программы закупок различных средств связи, управления и разведки (система связи оперативно-тактического звена WIN-T, многофункциональная система управления оружием "Иджис", спутниковая система предупреждения о ракетно-ядерном ударе "Сбире" и др.), многие из которых засекречены.

Ассигнования по бюджетной статье "НИОКР" в 2018 году составят 83,6 млрд долларов. Отмечается рост объемов финансирования по этой статье всех видов вооруженных сил по сравнению с 2013 годом, и особенно ВВС. Ассигнования для последних увеличились в целом за истекший период на 12,3 млрд долларов (53,9% ) - до 35,1 млрд.

К приоритетным направлениям НИОКР отнесены следующие разработки (включая модернизацию в рамках программ приобретения): перспективного стратегического бомбардировщика LRS; системы обеспечения перехвата баллистических целей на среднем участке траектории полета; ПЛАРБ типа "Колумбия"; космической системы навигационного обеспечения GPS III; вертолета VH-92A для перевозки высшего военно-политического руководства государства; нового президентского самолета, создаваемого по программе PAR на базе Боинг 747-8; крылатой ракеты большой дальности по программе LRSO; интегрированной системы ПВО/ПРО сухопутных войск AIAMD; многоцелевой боевой бронированной машины по программе AMPV; поисково-спасательного вертолета CRH; перспективного многоцелевого истребителя по программе NGAD; новой МБР GBSD и ряда других.

Ассигнования по статье "Строительство военных объектов" в 2018 году составят 9 млрд долларов Они обеспечивают проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт различных объектов военной инфраструктуры в интересах министерства обороны США. По оценкам американских экспертов, значительная часть военной инфраструктуры нуждается в ремонте. Так, 22%  инфраструктуры СВ (около 30 тыс. объектов) находится в неудовлетворительном состоянии.

По бюджетной статье "Жилищное обеспечение" финансируется проектирование и строительство жилых домов, текущий и капитальный ремонт жилого фонда, его эксплуатация, включая оплату аренды и страхования жилого фонда для семейных военнослужащих. Ассигнования по этой статье довольно стабильны и в предстоящий период составят 1,4 млрд долларов.

В целом из анализа проекта военного бюджета на 2018 финансовый год можно сделать следующие основные выводы:
• Запланировано масштабное реформирование ВС, которое призвано в ближайшей перспективе решить существующие проблемы в их организации и техническом оснащении. В рамках этой стратегии прекращено сокращение численности вооруженных сил, возрастают затраты на военные ядерные программы и техническое оснащение ВС.
• Продолжится рост объемов военного бюджета США, в ближайшей перспективе сохранится тенденция повышении уровня милитаризации экономики страны.
• США продолжают активно субсидировать антироссийскую деятельность, а также оказывать финансовую помощь сирийской оппозиции и другим странам региона.
В целом военный бюджет США обеспечивает необходимый уровень боеспособности национальных вооруженных сил.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №11 С. 29-35

Смотрите также
Категория: Финансы | Добавил: pentagonus (16.12.2017) | Автор: М. Тканова, А. Шляхтунов
Просмотров: 4837 | Теги: бюджет, М. Тканова, А. Шляхтунов, бюджет-2018 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
avatar