search
menu
person

NEWS AND UDATES


Программа модернизации вертолетов Боинг СН-47 «Чинук»
HTML clipboard

Программа модернизации вертолетов Боинг СН-47 «Чинук»

Первый вертолет СН-47 «Чинук», спроектированный под руководством Франка Пясецкого, армия США получила в 1962 г. На протяжении десятилетий вертолет постоянно модернизировался. Как ожидается, вертолеты Боинг СН-47 «Чинук» останутся на вооружении авиации армии США, как минимум, до 2040 г.

В настоящее время в подразделениях авиации армии США эксплуатируются вертолеты СН-47 в двух основных модификациях — транспортный вариант CH-47D (вертолеты модификаций СН-47А/В/С были модернизировали до уровня CH-47D в 1982— 1994 гг.) и вертолет Сил специальных операций МН-47. Часть вертолетов МН-47 доработали по опыту боевых действий в Ираке и Афганистане. Текущая программа ICH (Improved Cargo Helicopter, усовершенствованный транспортный вертолет) предусматривает модернизацию всего парка вертолетов «Чинук» авиации армии США в варианты CH-47F и MH-47G. Приоритет отдается модернизации вертолетов для Сил специальных операций. Частично доработки, внедренные на вертолеты MH-47G, будут реализованы на вертолетах CH-47F авиации армии США. Финансирование программы вертолета MH-47G ведется Силами специальных операций, Силы специальных операций на 15% также финансируют программу вертолета CH-47F.

ВВС США в ноябре 2006 г. выбрали вертолет НН-47 «Чинук» в качестве перспективного боевого поисково-спасательного вертолета, предназначенного для замены вертолетов Сикорский HH-60G «Пэйв Хок», однако под давлением Государственного комитета по закупкам (Government Accountability Office, GAO) и конкурирующих с фирмой Боинг вертолетостроительных фирм США, командование ВВС было вынуждено полностью пересмотреть итоги конкурса программы перспективного боевого поисково-спасательного вертолета CSAR-X. Тем не менее, победителем фактического нового конкурса на вертолет CSAR-X вновь был объявлен вертолет Боинг НН-47 «Чинук».

Вертолет Боинг СН-47 «Чинук» по-прежнему сохраняет значительный экспортный потенциал. В ноябре 2006 г. Нидерланды заказали шесть новых вертолетов CH-47F, а состоящие на вооружении ВВС Голландии вертолеты CH-47D намечено модернизировать в вариант CH-47F. В портфеле фирмы Боинг имеется также ряд других экспортных заказов на вертолеты «Чинук», что позволит загрузить производственные мощности по сборке вертолетов на протяжении, как минимум, еще несколько лет.

Вертолеты Боинг МН-47 состоят на вооружении 160-го авиационного полка Сил специальных операций. Подразделения полка принимали участие в боевых действиях в Афганистане с первых дней операции «Enduring Freedom». За первые шесть месяцев операции вертолеты МН-47 выполнили порядка 200 боевых вылетов, в том числе более 70 — для доставки и эвакуации подразделений спецназа. Вертолеты МН-47 «Чинук» эффективно работали в условиях высокогорья. Вертолеты «Чинук» летали на высотах до 5000 м над уровнем моря, боеготовность парка вертолетов в среднем составляла 85%.

Свои высокие летно-тактические характеристики вертолеты СН/МН-47 «Чинук» подтвердили в ходе боевых действий в Ираке. В Ираке принимало участие большое количество вертолетов «Чинук» из подразделений резерва и авиации Национальной Гвардии. Так, в 2003 г. в Ирак перебросили роту «G» 140-го авиационного полка Национальной Гвардии штата Калифорния. На вооружении роты состояло восемь вертолетов «Чинук». Все члены экипажей вертолетов обладали большим опытом, в частности в роте имелся 59-летний ветеран, летавший на вертолетах «Чинук» еще во Вьетнаме.

В авиации армии США ощущается нехватка вертолетов «Чинук». Из примерно 430 вертолетов данного типа, состоящих на вооружении, к ведению боевых действий пригодно лишь 320 машин, включая 38 вертолетов, которые в 2003—2006 гг. находились в Ираке и 28 вертолетов — в Афганистане; 110 вертолетов «Чинук» находятся в ремонте или используется для тренировочных полетов. К марту 2006 г. в Ираке вертолеты «Чинук» в сумме налетали 52000 ч, в Афганистане - 37000 ч. Налет вертолетов в Ираке в пять раз превышает налет, обычный для мирного времени. Средний ежемесячный налет на один вертолет «Чинук» в Ираке составляет 36,5 ч, в Афганистане — 43 ч. Средняя боеготовность парка вертолетов «Чинук» в Афганистане и Ираке — 74 —85%. В 2007 г. количество вертолетов «Чинук» авиации армии США в Ираке было увеличено.

Опыт боевых действий в Ираке и Афганистане выявил необходимость модернизации вертолетов МН-47 и СН-47. В первую очередь вертолеты прошли доработку под установку комплектов модульной керамической брони BAPS (Ballistic Aircraft Protection System). Все развернутые в Ираке и Афганистане вертолеты «Чинук» получили системы предупреждения о пуске ракет и системы автоматического отстрела ИК ловушек. В ближайшей перспективе вертолеты «Чинук» будут оборудованы перспективными активными системами постановки ИК помех фирмы ВАЕ Системз. На соплах двигателей вертолетов СН-47 были смонтированы устройства снижения теплового излучения IES-47, которыми ранее оснащались только вертолеты МН-47. На многие вертолеты Сн-47 установили оборонительное вооружение, изначально — пулеметы М-60 калибра 7,62 мм, позже — пулеметы М-240Н калибра 5,56 мм. Лопасти несущих винтов стали покрывать специальным составом, снижающим эрозию от песка. Все вертолеты «Чинук», побывавшие в Ираке и Афганистане, в обязательном порядке проходят технический осмотр и ремонт на заводе фирмы Боинг в Ридли-Пэрк, шт. Пенсильвания. Осмотр и ремонт одного вертолета занимают порядка 150 дней. Ротацию в Ирак и Афганистан прошло порядка 65 вертолетов СН-47.

Программа модернизации ICH вертолетов «Чинук» в варианты CH-47F/ MH-47G была принята в середине 1990-х гг. Модернизация вертолетов CH-47D в CH-47F являлась вынужденной мерой из-за нехватки средств для разработки и производства транспортного вертолета JCH (Join Cargo Helicopter, единый транспортный вертолет), предназначенного для замены вертолетов СН-47 и СН-53 с началом поступления в войска в 2018—2020 гг. Программа ICH предусматривает продление ресурса вертолетов «Чинук» на 20 лет, снижение эксплуатационных расходов и улучшение летно-тактических характеристик. В ценах 2003 г. стоимость одного летного часа вертолета CH-47D оценивалась в 4000 долл. Работы по программе ICH столкнулись со множеством проблем. В 1998— 2002 гг. стоимость программы возросла на 60—70%. Затянулись разработка и интеграция приборного оборудования кабины, а стоимость этих работ резко увеличилась по сравнению с запланированной. Ряд предпринятых фирмой Боинг в 2006—2007 гг. мероприятий позволил снизить стоимость модернизации одного вертолета до 30 млн. долл., экономия при модернизации одного вертолета составила 12 млн. долл. Модернизация парка вертолетов по программе ICH должна завершиться в 2018 г., хотя не исключается продление программы до 2023 г.

Вертолеты ICH будут значительно отличаться от более ранних модификаций вертолета «Чинук». На них предусмотрены монтаж совершенно новой электропроводки бортовой сети, замена ряда силовых компонентов фюзеляжа — всего доработке или замене намечено подвергнуть 128 компонентов силового набора. По словам директора программ вертолета «Чинук» фирмы Боинг Джека Даути, динамическая система будет на 95% новой. Программой ICH предусмотрена установка на всем парке вертолетов ТВД Ханиуэлл T55-GA-714A, ранее уже смонтированных на некоторых вертолетах CH-47D и на всех вертолетах МН-47. Замена двигателей на вертолетах «Чинук» началась в 1999 г., но из-за недостаточного финансирования ведется медленными темпами. В условиях жары (+35°С) и высокогорья (1120 м над уровнем моря) двигатель T55-GA-714A обладает на 25% большей мощностью по сравнению с ТВД T55-GA-712. ТВД T55-GA-714A на 5% экономичнее ТВД T55-GA-712 и обладает большей надежностью. Переоснащенные ТВД T55-GA-714A вертолеты «Чинук» способны поднимать на 226 кг большую полезную нагрузку. Намеченные по программе ICH доработки несущей системы вертолета также уже реализованы на части парка вертолетов «Чинук». Фирмой Боинг разработан несущий винт с сокращенным объем технического обслуживания — Low Maintenance Rotor. Втулка нового несущего винта снабжена «сухими» элас-томерными подшипниками совместной англо-американской разработки. Сокращено время разборки и сборки несущего винта, что сокращает время загрузки вертолета «Чинук» в фюзеляжи военно-транспортных самолетов и приведение вертолета в пригодное к полетам состояние после его выгрузки из самолета на 69%. Модернизированный по программе ICH вертолет «Чинук» спосо-
бен перевозить на внешней подвеске одновременно до трех грузов. Вертолеты CH-47F дорабатываются под установку интегральных протестированных дополнительных топливных баков, устанавливаемых на вертолетах МН-47, емкость трех таких баков составляет 3028 л.
На модернизированных вертолетах будет установлена новая система глобального управления воздушным движением (Global Air Traffic Manqgement, GATM), сопряженная с инерциальной навигационной системой и приемником спутниковой навигационной системы. Радиосвязная система вертолета ICH позволит работать в сети JTRS (Join Tactical Radio System, единая тактическая радиосистема). Все бортовое электронное оборудование «завязано» на интерфейс MIL-STD-1553. Приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины», основой которого стал цифровой комплекс Рокуэлл Коллинз СААС (Common Avionics Architecture Cockpit), разработанный для вертолетов MH-47D/E и других вертолетов, состоящих на вооружении 160-го авиационного полка Сил специальных операций. В новую цифровую систему управления полетом разработки фирмы ВАЕ Системз интегрирована полностью цифровая система управления двигателями и система мониторинга вертолета.

При значительной унификации вертолетов MH-47G и CH-47F, вертолеты Сил специальных операций сохранят ряд особенностей, присущих только им: систему дозаправки в воздухе, специализированное радиокоммуникационное оборудование, ночную обзорную систему Рейтеон AN/AAQ-16, РЛС следования рельефу местности Рейтеон AN/APQ-174A. Шасси и рампа вертолета MH-47G усилены конструкционными элементами "из КМ. Вертолеты MH-47G будут камуфлироваться в оттенки серого цвета (то есть окраска вертолетов «Чинук» Сил специальных операций не изменяется), вертолеты CH-47F — полностью перекрасят по светлой грязно-оливковой схеме, которая лучше подходит к природным условиям Ирака и Афганистана по сравнению с существующей темной грязно-оливковой окраской вертолетов авиации армии США.

С 2001 г. в свете начавшейся «глобальной войны с терроризмом» приоритет в модернизации вертолетов «Чинук» получили МН-47 Сил специальных операций. Вертолеты MH-47G поставлялись вместо запланированных ранее транспортных вертолетов CH-47F. К маю 2007 г. Силы специальных операций получили 37 из запланированных к поставке . 62 вертолетов MH-47G, первый был передан заказчику в мае 2004 г. Все вертолеты MH-47G модернизированы из ранее построенных машин, а не собраны заново. До конца 2007 г. Силы специальных операций должны были получить еще от трех до шести вертолетов MH-47G. С марта 2007 г. вертолеты MH-47G принимают участие в боевых действиях в Афганистане. За первые 75 суток участия в боевых действиях вертолеты налетали 460 ч, их боеготовность составила 97%.

Первый серийный вертолет CH-47F выполнил первый полет 25 октября 2006 г. Эксплуатационные испытания вертолеты CH-47F проходили с декабря 2006 г. по апрель 2007 г. в роте «В» 7-го батальона 101-го авиационного полка 159-й боевой авиационной бригады в Форт-Кэмпбелле, шт. Кентукки. В августе 2007 г. рота «В» 7-101 была первой в авиации армии США перевооружена вертолетами CH-47F. До конца 2007 г. вертолетами CH-47F планировалось перевооружить еще одну авиационную роту, в 2008 г. — по одной авиационной роте, дислоцированных в Форт-Худе и Форт-Брагге.

В общей сложности по программе ICH намечено модернизировать и заново построить 513 вертолетов «Чинук». Будет заказано не менее 55 новых вертолетов «Чинук» ICH, причем количество вновь построенных вертолетов вероятно увеличится. Представитель армии США отметил, что армии не хватает 33 вертолетов CH-47F с учетом запланированных к поставке.

Интерес к вертолету «Чинук» ICH проявляют заказчики из третьих стран. В феврале 2007 г было подписано соглашение между фирмами Боинг и Агуста-Уэстленд, предусматривающее организацию в Европе линии по сборке вертолетов «Чинук» ICH. Армия Италии рассматривает возможность закупки до 20 вертолетов данного типа, шесть из которых будет оптимизировано для проведения специальных операций. ВВС Великобритании возможно закажут 14 вертолетов. Среди потенциальных заказчиков вертолетов «Чинук» ICH называют Австралию, Канаду и ряд государств, эксплуатирующих вертолеты СН-47 более ранних модификаций. Ограничением на экспорт, однако, могут служить технологии, разработанные специально для вертолета MH-47G, и запрещенные к передаче даже в страны НАТО.

Ежегодно в Ираке и Афганистане армия США теряет по разным причинам вертолеты «Чинук». В 2007 г. было потеряно два вертолета. 30 мая 2007 г. в 95 км северо-западней Кандагара, Афганистан, примерно в 21 ч местного времени был сбит вертолет CH-47D из роты «В» 3-82. Вертолет выполнял полет в интересах подразделения многонациональных сил (ISAF). Все семь находившихся на борту вертолета чело-. век погибли — пятеро членов экипажа и двое военных фотографов (канадец и англичанин). Ответственность за сбитый вертолет взяло на себя движение Талибан. По заявлению представителя движения Талибан вертолет был сбит гранатой РПГ. Направленный к месту падения вертолета «Чинук» поисково-спасательный вертолет был обстрелян с земли, после чего район падения подвергся ударам авиации многонациональных сил. 14 августа 2007 г. При выполнении облета после ремонта в районе авиабазы Аль-Такаддум, Ирак, разбился вертолет CH-47D роты «В» 1 -52, пятеро находившихся на борту членов экипажа погибли.

Авиация и космонавтика №3 2008 С 50-52

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (28.10.2009)
Просмотров: 3674 | Комментарии: 1 | Теги: Чинук, CH-47 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 1
avatar
1 Ivan Marinov • 20:19, 02.10.2012
THE BEST
avatar