Программа ВМС США по созданию фрегатов УРО проекта FFG(X)Н. Железняк Обладая одним из самых мощных военных флотов в мире, США и в дальнейшем намереваются поддерживать его количественный и качественный состав на уровне, обеспечивающем защиту национальных интересов. Политическое руководство страны и командование ВМС, стремясь к глобальному превосходству на море, продолжают реализацию ряда широкомасштабных программ, направленных на повышение боевых возможностей флота за счет его укомплектования новыми надводными и подводными кораблями. В марте 2019 года министерство обороны представило план развития военно-морских сил страны на 30 лет, предусматривающий увеличение численности корабельного состава с 300 единиц в 2020-м до 355 - в 2049-м. Его реализация, по взглядам высшего руководства США, приведет к достижению поставленной цели (355 кораблей) уже в 2034 финансовом году. При этом предполагается, что в состав флота будут входить атомные подводные лодки с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ), атомные многоцелевые подводные лодки (ПЛА), атомные многоцелевые авианосцы (АВМА), десантные корабли, крейсеры и эсминцы (большие надводные корабли), фрегаты, корветы и минные тральщики (малые надводные корабли).
Исходя из меняющихся задач применения надводных сил, командование ВМС страны уделяет значительное внимание развитию малых боевых кораблей (в настоящее время в наличии имеется 20 единиц прибрежной зоны и 10 тральщиков - искателей мин - ТЩИМ). Увеличение количественных показателей боевого состава и поддержание кораблей на требуемом уровне планируется достичь за счет строительства фрегатов (ФР). Их водоизмещение редко превышает 4 000-4 500 т. ФР предназначены для выполнения широкого спектра задач, в том числе поиска и уничтожения подводных лодок, а их вооружение позволяет поражать надводные, воздушные и наземные цели. Фрегаты могут действовать как в составе отрядов боевых кораблей, так и самостоятельно. В США ФР не строились более 30 лет. В настоящее время командование ВС продолжает реализацию программы строительства кораблей прибрежной зоны типа "Фридом" и "Индепенденс", которые предназначены для замены ФР с управляемым ракетным оружием (УРО) типа "Перри", полностью выведенных из состава ВМС в 2015 году. Однако у двух проектов типа "Фридом" и "Индепенденс" обнаружился ряд недостатков - ограниченная автономность, недостаточное вооружение и дороговизна. В связи с этим в 2015 году руководство МО сократило программу строительства кораблей прибрежной зоны с 52 до 31 единиц. В 2020-м было принято решение о приобретении 20 ФР нового поколения FFG(X), которые лишены недостатков кораблей типов "Фридом" и "Индепенденс". При этом их количество к 2049 финансовому году достигнет 52 единиц. Предполагается, что разработанный по принципу многофункциональности фрегат нового поколения будет решать широкий спектр задач, в том числе те, которые в настоящее время вынужденно возлагаются на эсминцы УРО типа "О. Бёрк". Это позволит более эффективно использовать большие и более дорогие корабли, снизит темпы их износа. Исходя из данной концепции, ФР должны отвечать следующим требованиям: Кроме того, фрегаты планируется использовать для проведения операций по обеспечению безопасности на море, в том числе борьбы с пиратством, оказания гуманитарной помощи и реагирования на чрезвычайные ситуации, а также эскортирования судов. Для сокращения времени и стоимости проектирования фрегата нового поколения командование американских ВМС приняло решение о закупке готового проекта, находящегося в эксплуатации, с условием, что все работы по строительству должны выполняться на национальных верфях. Создание корабля на базе уже существующей платформы минимизирует технические, временные и стоимостные риски при его постройке и гарантирует передачу его в состав флота в установленные сроки. Кроме того, проведение тендера для компаний-разработчиков будет способствовать конкуренции, что повлечет за собой возможность выбора лучшего соотношения цены к качеству. Кроме американских корпораций заявки на участие в программе гособоронзаказа подали европейские. В феврале 2018 года пять из них прошли предварительный отбор и получили контракты на сумму 15 млн долларов (каждая) для разработки эскизного проекта перспективного ФР с управляемым ракетным оружием для ВМС США. Компания "Аустал Ю-Эс-Эй" - американское отделение австралийской корпорации "Аустал", совместно с корпорацией "Дженерал дайнэмикс" разрабатывала проект водоизмещением 2 670 т на базе трехкорпусного корабля (тримарана) типа "Индепенденс" (LCS-2), выполненного полностью из алюминия. Работы по нему велись научно-исследовательскими и проектными организациями в городах Мобил (штат Алабама), Питсфилд (Массачусетс) и Аннаполис (Мэриленд). Американская судостроительная компания "Ингаллc шипбилдинг" корпорации "Хантингтон ингаллс индастриз" работала над проектом на базе патрульного корабля типа "Легенд" водоизмещением 4 500 т. Работы велись научно-исследовательскими и проектными организациями в городах Паскагула и Оушен-Спрингс (штат Миссисипи). Американская корпорация "Локхид-Мартин" также участвовала в тендере, однако в мае 2019 года решила прекратить участие в разработке проекта будущего фрегата, заявив, что она предоставит свои разработки боевых систем тем, кто победит в конкурсе. Командование ВМС подтвердило выбор этой компании в качестве разработчика боевой системы для перспективного корабля с управляемым ракетным оружием. Согласно требованиям, предъявляемым к облику фрегатов, оно заключило контракт с "Локхид-Мартин" на создание многофункциональной системы управления боевым комплексом "Комбатсс-21" (COMBATSS-21 - Component Based Total Ship System - 21 century) на сумму около 80 млн долларов. Она является усовершенствованным вариантом системы "Иджис" для малых кораблей. Американская судостроительная компания "Бат айрон уоркс" корпорации "Дженерал дайнэмикс" объединилась с испанской "Навантия" для участия в конкурсе за контракт на строительство фрегата FFG(X) для ВМС США на основе одного из проектов испанских кораблей. Соглашение предусматривало, что эти компании будут трудиться над его усовершенствованием. Работа выполнялась американскими научно-исследовательскими и проектными организациями в г. Бат (штат Мэн), а также частично испанскими. Компания "Маринетт марин" - американское отделение итальянской корпорации "Финкантьери" создавала проект на базе итальянского фрегата типа "Карло Бергамини" водоизмещением 5 800 т. В настоящее время шесть таких кораблей состоят на вооружении ВМС Италии. Работы выполнялись научно-исследовательскими и проектными организациями в г. Арлингтон (штат Виргиния) и г. Маринетт (Висконсин). Представленная конструкция - фрегат нового поколения, отвечающий требованиям командования американских ВМС. Длина корпуса 151,2 м, ширина 19,8 м. Водоизмещение 7 400 т, что значительно больше, чем у кораблей данного класса 1970-1980-х годов, и более чем в 2 раза превышает показатели кораблей прибрежной зоны. Движитель представляет собой комбинированную корабельную энергетическую установку (CODLAG - Combined Diesel-Electric and Gas Propulsion), обеспечивающую максимальную скорость хода 26 уз и дальность плавания 6 тыс. миль (при скорости хода 16 уз). Предусмотрен ангар на два вертолета. Экипаж 200 человек. По результатам тендера командование ВМС объявило итоги и утвердило окончательный вид корабля. Было принято решение о заключении контракта с американской компанией "Маринетт марин" итальянской корпорации "Финкантьери" на продолжение детального проектирования и строительства фрегатов проекта FREMM на судостроительном заводе в г. Маринетт. Учитывая крупный правительственный договор, компания проводит масштабную модернизацию завода, подготавливая мощности под производство новых кораблей, инвестировав до 100 млн долларов. В настоящее время на заводе строятся боевые корабли прибрежной зоны типа "Фридом" для американских ВМС. Ориентировочная стоимость первого ФР серии составит 1 281,2 млн долларов, включая средства на строительство, последующих - 800-950 млн. Бюджетом ВМС США на 2020 финансовый год предусматривается закупка 20 фрегатов на сумму 20,5 млрд долларов. Как правило, затраты на корабли основных классов за период их строительства в среднем увеличивались на 27% по сравнению с первоначальными оценками ВМС. Поэтому, наверняка фактические расходы превысят оценочные. Первый корабль должен быть введен в строй к 2030 году, десять корпусов - к 2035-му. На сегодняшний день не определено, построит ли компания "Маринетт марин" все 20 фрегатов или командование ВМС привлечет еще одного подрядчика.
Таким образом, ВМС США в сотрудничестве с итальянской корпорацией "Финкантьери" начали реализацию программы детальной разработки и строительства фрегатов УРО проекта FFG(X), производство которых планируется начать в 2021 финансовом году. Всего намечено принять на вооружение 20 кораблей данного типа. Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1727 | | |
Всего комментариев: 0 | |