Производство обычных боеприпасов в США Подполковник-инженер А.Старков В стремлении к установлению диктата над другими государствами мира силы войны и агрессии США в широких масштабах продолжают осуществлять выпуск современных видов и систем вооружений, а также проводить научно-технические работы по созданию новых образцов оружия и боевой техники. Большое внимание в Соединенных Штатах уделяется разработке, производству и закупкам современных боеприпасов, что подтверждается огромными денежными средствами, которые затрачиваются на эти цели. Например, большой расход боеприпасов в ходе агрессии в Юго-Восточной Азии и стремление командования вооруженных сил восполнить их запасы привели к тому, что в 1967/68 финансовом году стоимость изготовленных обычных боеприпасов составила более 9 млрд. долларов (третье место после стоимости продукции авиаракетно-космической и радиоэлектронной отраслей военной промышленности). В настоящее время производственную базу отрасли промышленности, занятой выпуском обычных боеприпасов, составляют около 250 государственных и частных предприятий, в том числе 36 крупных государственных центров, на которых имеются 250 технологических линий. Государственные снаряжательные и сборочные заводы рассматриваются военным руководством как собственность сухопутных войск и ВМС США. 25 крупных государственных заводов сданы в аренду частным фирмам, которые организовали на них производство боеприпасов по заказам министерства обороны. По целевому назначению крупные государственные предприятия распределяются следующим образом: сборка н снаряжение боеприпасов (19 заводов), производство ВВ и порохов (8), производство металлических компонентов боеприпасов (7), производство стрелковых боеприпасов (2), изготовление опытных образцов и совершенствование технологии производства боеприпасов (2 завода). На большинстве предприятий частных фирм налажен выпуск металлических компонентов боеприпасов, взрывателей, ВВ и порохов.
С целью обеспечения потребностей войск в боеприпасах в годы боевых действии во Вьетнаме министерство обороны закупало у частных американских фирм для своих заводов значительное количество сырья и материалов. Так, с 1967 по 1970 год ежегодно закупалось примерно 1,7 млн. т снарядной стали, более 200 тыс. т сплавов и полуфабрикатов из меди. 100-150 тыс. т цинка, около 100 тыс. т свинца, 70-80 тыс. т алюминия, свыше 10 тыс. т магния и т.д. Стоимость продукции, выпущенной заводами этой отрасли (включая производство УР. ПУР и торпед) в 11965/66-1970/71 финансовых годах, показана в табл. 1. Как отмечается в иностранной печати, в настоящее время предприятия по изготовлению боеприпасов работают с большой недогрузкой. Ряд государственных заводов выведен в резерв, а на некоторых действующих предприятиях часть производственных мощностей законсервирована. Тем не менее выпуск боеприпасов в США в количественном и стоимостном выражении находится на более высоком уровне по сравнению с другими капиталистическими странами.
Главными заказчиками боеприпасов, взрывчатых веществ и порохов является
министерство армии, которое осуществляет закупки указанной продукции через
командование материального снабжения армии (AMC- Army Material Command). В 1973
году этим командованием был создан новый единый орган - управление вооружении (ARMCOM
- Army Armament Command), который занимается разработкой, закупками и снабжением
сухопутных войск всеми видами артиллерийско-стрелкового вооружения, ядерными,
химическими и обычными боеприпасами,
Данные о закупках некоторых видов боеприпасов в 1961/65-1967/68 финансовых годах в стоимостном выражении приведены в табл. 2. Значительные затраты на приобретение боеприпасов отмечались в 1967-1968 годах. Это было связано с расширением агрессии в Юго-Восточной Азии. По сообщениям американской прессы, в 1967 году войска США во Вьетнаме расходовали в среднем за месяц 1 млн. артиллерийских снарядов, 700 тыс. мин. 100 млн. патронов для стрелкового оружия, 36 тыс. крупнокалиберных снарядов морской артиллерии, 50 тыс. т авиационных бомб и бомбовых кассет. Только в феврале 1967 года американская авиация сбросила во время варварских налетов на территорию ДРВ 61,7 тыс. т авиационных бомб и бомбовых кассет (максимальный месячный расход бомб авиацией США во время второй мировой войны доставил в Европе 72,5 тыс. т, в зоне Тихого океана 26,3 тыс. т, а в войне в Корее 15,4 тыс. т). Самый большой расход боеприпасов за всю войну во Вьетнаме был в 1968 году, когда сухопутные войска США за февраль израсходовали 120 тыс. т артиллерийских и минометных выстрелов, противотанковых и противопехотных мин. патронов для стрелкового оружия и неуправляемых ракет. Авиация в весенний период 1968 года расходовала в среднем 117 тыс. т боеприпасов в месяц. После 1968/69 финансового года наметился процесс сокращения производства и закупок боеприпасов, который продолжался до 1971/72 финансового года, когда министерство обороны вновь увеличило закупки обычных боеприпасов. В 1972 году только за 2,5 месяца войны во Вьетнаме (апрель, май и половина нюня) на одни лишь боеприпасы было затрачено более 400 млн. долларов. В июне 1972 года Пентагоном было заказано: около 17 млн. снарядов калибра 105 мм, 4,4 млн. снарядов калибра 155 мм, 2,2 млн НУР калибра 70 мм, 29 млн. выстрелов для 40-мм гранатометов и т. д. В связи с большим расходом боеприпасов во Вьетнаме в 1972 году и необходимостью пополнения их мобилизационных запасов, министерство обороны запросило у конгресса дополнительные ассигнования на закупку обычных боеприпасов на 1972/73 финансовый год в размере 900 млн, долларов. Общие ассигнования на эти цели в 1972/73 финансовом году составили около 3 млрд. долларов. Всего с 1967/68 по 1972/73 финансовый год министерство обороны израсходовало на закупку боеприпасов 21 млрд. долларов. Руководство Пентагона постоянно заботится о повышении готовности этой отрасли промышленности к расширению в случае необходимости производства боеприпасов в соответствии с программой, разработанной в 1951 году. В соответствии с этой программой, как сообщалось в иностранной печати, в 1969 году был утвержден план реконструкции и модернизации государственных арсеналов и заводов, находящихся в ведении министерства армии. На выполнение плана, который рассчитан па 12 лет (1970- 1981 годы), планируется выделить около 3,9 млрд. долларов. Из этой суммы 202 млн. долларов намечается израсходовать на реконструкцию восьми заводов по производству металлических компонентов боеприпасов (корпуса артиллерийских снарядов, авиационных бомб и бомбовых кассет, НУР, противопехотных и противотанковых мин, ручных гранат, а также гильзы для артиллерийских выстрелов и т. д.). В процессе реконструкции этих заводов должна быть произведена замена технологического оборудования с учетом массового производства новых образцов боеприпасов. 2,1 млрд. долларов министерство обороны предполагает затратить на реконструкцию 11 государственных заводов по производству взрывчатых веществ и порохов. При реконструкции четырех заводов этой группы намечено строительство 30 новых технологических линий для производства взрывчатых веществ и порохов. 1,1 млрд. долларов предусмотрено израсходовать на модернизацию 10 сборочных и снаряжательных заводов боеприпасов. На модернизацию двух заводов по производству патронов для стрелкового оружия выделяется 374 млн. долларов. Одновременно с реконструкцией заводов предусматривается периодически возобновлять производство боеприпасов, взрывчатых веществ и порохов на резервных заводах, обновлять техническую документацию, стандартизировать производство отдельных деталей и узлов боеприпасов, выполнять работы по выявлению и устранению узких мест данной отрасли военной промышленности и т. д. В планах создания более эффективных средств уничтожения живой силы, боевой техники и военных объектов командование вооруженных сил важное значение придает разработкам новых и усовершенствованию уже находящихся на вооружении образцов боеприпасов, постоянно увеличивая расходы на эти цели. Если в 1967/68 финансовом году ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания новых обычных боеприпасов составили 68 млн. долларов, то в 1971/72 финансовом году этот показатель достиг цифры 120 млн. долларов, то есть возрос почти в 2 раза. Существенное влияние на разработку боеприпасов различных типов оказало ведение американским империализмом агрессивной войны в Юго-Восточной Азии. Министерство обороны США на протяжении нескольких лет испытывало там в боевой обстановке новые образцы вооружения, боевой техники и различные боеприпасы. Для резкого повышения эффективности огня стрелкового оружия в США перешли к созданию принципиально новых патронов для стрелкового оружия. Так, за последние годы появились многопульные патроны и патроны со стреловидными убойными элементами. В 1964 году на вооружение сухопутных войск был принят 7,62-мм двухпульиый патрон Ml98. Стрельбу этими патронами можно вести из стрелкового оружия всех образцов, пригодных под 7,62-мм патрон НАТО. В 1966 году фирма "Винчестер" разработала трехпульный 7,62-мм патрон на базе гильзы 7,62-мм патрона НАТО. По сообщениям иностранной печати, во время испытаний 5,56-мм индивидуального оружия специального назначения по проекту SPIW использовались патроны, снаряженные 25 стрелами, выстреливаемыми одновременно с начальной скоростью 1300 м/с. В течение продолжительного времени на Пикатинском, Франкфордском и Рок-Айлендском арсеналах ведутся исследовательские работы по созданию новых материалов для изготовления патронов для стрелкового оружия и артиллерийских выстрелов. В ряде патентов предлагаются конструкции гильз с пластмассовым корпусом и металлическим основанием, полностью изготовленных из пластмасс, гильз, сгораемых в процессе выстрела, а также безгильзовых патронов и реактивных пуль для стрелкового оружия. По мнению иностранных специалистов, преимущество безгильзовых патронов по сравнению с обычными состоит в том, что при одинаковых баллистических характеристиках они позволяют уменьшить вес на 45-53 проц., объем на 29-35 проц. и стоимость на 5-25 лроц. Сгораемые Гильзы для артиллерийских выстрелов, как указывалось в зарубежной печати, обладают высокой эффективностью стрельбы, и их изготовление является экономически выгодным. Например, латунная гильза для 105-мм артиллерийского выстрела весом 6 кг стоит 13.5 доллара, а сгораемая гильза с металлическим поддоном при весе 1,67 кг - всего 4,25 доллара. Стальная гильза для 155-мм выстрела весит 5,75 кг и стоит 8.7 доллара, а сгораемая гильза весом 2 кг - 5,5 доллара. В США широко ведутся работы по созданию активно-реактивных снарядов, которые, как считают зарубежные специалисты, откроют новые возможности повышения эффективности огня ствольной артиллерии. Так, использование активно-реактивных снарядов для 155-мм гаубицы позволяет увеличить дальность стрельбы с 24 до 30 км. Правда, их стоимость на 20-30 проц. выше стоимости обычных боеприпасов. По сообщению американской печати, успешное применение американской авиацией в Юго-Восточной Азии авиабомб с лазерными системами наведения ускорило создание артиллерийских снарядов и ПТУРС с лазерными головками самонаведения. В 1972 году министерство армии заключило контракт с фирмами "Орландо" и "Тексас инструмент" на продолжение НИОКР в этой области. На начальном этапе разработки фирмам было ассигновано 8 млн долларов, а в 1972/73 финансовом году - 7,3 млн. долларов. В первую очередь предполагается оснастить лазерной системой наведения 155-мм активно-реактивные снаряды ХМ549. В настоящее время научно-исследовательскими центрами министерства обороны и частных фирм продолжается разработка авиационных бомб с лазерными и телевизионными системами наведения. Первые образцы указанных бомб применялись авиацией США в Юго-Восточной Азии. Однако ввиду меньшей стоимости чаще использовались лазерные бомбы. По данным американской прессы, если стоимость обычной 3000-фунтовой (1200 кг) бомбы 1800 долларов, то такой же по весу бомбы с лазерной системой наведения-4600 долларов, а с телевизионной-18000 долларов. В данной статье приведены лишь некоторые сведения о состоянии производства современных обычных боеприпасов, о мерах, принимаемых министерством обороны по повышению готовности этой отрасли военной промышленности к расширению производства, а также о разработках новых образцов патронов, снарядов, авиационных бомб и т. д. Тем не менее изложенные данные свидетельствуют о том, что руководство Пентагона отводит указанным вопросам важное место в общей системе подготовки к развязыванию новой войны. Зарубежное военное обозрение №1 1975 С.100-104 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 15898 | | |
Всего комментариев: 0 | |