search
menu
person

NEWS AND UDATES


Производство в США автомобилей военного назначения (1977)

Производство в США автомобилей военного назначения

Полковник-инженер В. Коваленко

Для осуществления агрессивных замыслов, направленных против стран социалистического содружества, американская военщина затрачивает огромные средства на закупку вооружения. По сообщениям зарубежной печати, только в 1976/77 финансовом году на эти цели предусматривалось выделить 28 млрд. долларов, то есть на 30% больше по сравнению с предыдущим годом. При этом наряду с оснащением войск современными образцами стратегического и обычного оружия Пентагон большое значение придает обеспечению вооруженных сил вспомогательной техникой, и в частности автомобилями многоцелевого и специального назначения. На приобретение автомобильной техники до 1973/74 финансового года ежегодно отпускалось 400-500 млн. долларов, что привело к значительной насыщенности американской армии автотранспортными средствами. В настоящее время только в сухопутных войсках автомобильный парк насчитывает примерно 400 тыс. машин различных типов.

Автомобили, используемые в американской армии, подразделяются на военные, или, как их называют в США, тактические, и коммерческие. Первые разрабатываются и изготовляются по заданным требованиям министерства обороны, в которых учитывается специфика эксплуатации, целевое назначение автомобиля и прочие факторы. Этим объясняется тот факт, что они в конструктивном отношении значительно отличаются от коммерческих, Некоторые из них имеют, например, герметизированную силовую установку, позволяющую преодолевать глубокие броды, другие вообще являются плавающими. Военные автомобили оснащаются электрооборудованием на 24 В, приборами ночного видения, радиостанциями, лебедками для самовытаскивания и другим спецоборудованием, оговоренными в контрактах на поставки. Указанные конструктивные особенности определяют и высокую стоимость военных автомобилей, которая в два, а порой в три и более раз превышает стоимость серийных коммерческих машин (при одинаковой грузоподъемности).

Американские специалисты делят все военные автомобили на две группы: ограниченной и высокой проходимости. К машинам многоцелевого назначения ограниченной проходимости относятся легкие автомобили типа М151 грузоподъемностью 0,25 т. Его модификации M15IA1 и М151А2 предназначены для перевозки личного состава и грузов, а М151А1С оборудуется для установки 106,7-мм безоткатных орудий. Командование сухопутных войск заказало в общей сложности свыше 160 тыс. машин типа М151 на сумму около 520 млн. долларов. Поставки по этим заказам были закончены в 1973 году. В войсках имеются также 1,25-т грузовые автомобили ХМ705, заменившие устаревшие 0,75-т машины М37.

В начале 70-х годов Пентагон закупал для вооруженных сил 2,5-т грузовые автомобили М44, М35 и М135, предназначенные для перевозки грузов, личного состава или буксировки 105-мм гаубиц, а также 5-т автомобили М39, М52 и М54 с многотопливным двигателем. Для транспортировки тяжелых и крупногабаритных грузов используются седельные тягачи М123, ХМ523 и ХМ747 с полуприцепами грузоподъемностью от 8 до 55 т.

В группу многоцелевых автомобилей высокой проходимости входит грузовой 1,25-т плавающий автомобиль М561 "Гама-Гоут". Он разрабатывался в 60-х годах, и проведение НИОКР первоначально оценивалось в 69 млн. долларов. Однако фактические расходы на его создание в несколько раз превысили эту сумму в связи с большим объемом доработок, которые потребовалось провести для устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний опытных образцов. По этой же причине на три года задержалось начало поставок автомобилей "Гама-Гоут." в войска. Всего для вооруженных сил США было закуплено 14 тыс. таких машин. К этой же группе относится 8-т грузовой автомобиль М520 "Гоуэр", а также созданные на его базе топливозаправщик. М559 (емкость цистерны 9500 л) и ремонтно-эвакуационная машина М553. Разработку автомобилей "Гоуэр", на которую было затрачено 14,5 млн. долларов, осуществляла фирма "Катерпиллер трактор" в г. Пеория (штат Иллинойс). В 1971 году с ней был подписан контракт стоимостью 61,5 млн. долларов на производство 1300 автомобилей, в том числе намечалось изготовить 812 машин М520, 371 - М559 и 117 - М553.

Особое место среди американской автомобильной техники военного назначения занимают боевые машины, к числу которых в первую очередь может быть отнесен колесный плавающий бронетранспортер М706 "Коммандо", автомобиль XR3II и сочлененная машина ХМ808 "Твистер".

Колесный плавающий бронетранспортер M706 "Коммандо" был создан в начале 60-х годов. На его разработку фирма "Кадиллак гейдж" затратила около 5 млн. долларов. В конструкции машины широко использовались узлы и агрегаты 2,5-т грузового автомобиля М35. а в 1976 году была установлена система подвески от 5-т автомобиля, что значительно повысило его надежность. Бронетранспортер М706 не состоит на вооружении американской армии, а производится только для продажи другим странам. Он выпускается также в разведывательном и командно-штабном вариантах.

Автомобиль многоцелевого назначения XR311 разработан фирмой "Фуд машинери знд кемикел корпорейшн" в начале 70-х годов. Он характеризуется высокой проходимостью и является базой для разведывательной и командно-штабной машин, а также для самоходной пусковой установки ПТУРС "Тоу".

Авиационная фирма "Локхид" по собственной инициативе разработала и изготовила транспортер "Твистер", на базе которого впоследствии была создана сочлененная машина ХМ808. Эта же фирма по заказу министерства обороны работала над созданием колесного варианта разведывательной машины ХМ800. Однако ни один из упомянутых образцов не был принят на вооружение, поскольку, как сообщалось в зарубежной печати, они не полностью удовлетворяли предъявляемым требованиям.

Стоимость программ закупок основных типов военных автомобилей для вооруженных сил США показана в табл. 1.

Таблица 1 Стоимость программ закупок основных типов военных автомобилей в США (в млн. долларов)
Типы автомобилей Полная стоимость программы Всего ассигновано на начало 1973 года
0,25-т многоцелевые 599,6 532,8
1,25-т грузовые 160,7  
1,25 т M561 "Гама-Гоут" 196,2 196,2
2,5-т грузовые 1277,1 1155,9
5-т грузовые 1031,1 864,2
Всего 3264,7 2749,1

Если до 70-х годов подавляющее большинство автомобилей, приобретаемых министерством обороны США, составляли военные, то в последующем политика закупок автомобильной техники была пересмотрена и сделан поворот в сторону увеличения доли закупок коммерческих машин. Американские эксперты объясняют это высокой стоимостью военных автомобилей, а также недостаточной надежностью и эффективностью работы некоторых из них. Например, у плавающих грузовых автомобилей М561 "Гама-Гоут" в процессе войсковой эксплуатации обнаружились частые поломки, неудовлетворительные амфибийные характеристики, повышенный шум при движении. Кроме того, сравнительные испытания однотипных военных и коммерческих грузовых автомобилей, проводившиеся в течение длительного времени, показали практически одинаковую их пригодность для использования в военных целях. По сообщениям зарубежной печати, в результате всестороннего рассмотрения возможности применения коммерческих автомобилей в вооруженных силах страны было принято решение закупить первую крупную партию их с целью замены в войсках устаревших 0,75-т и 1,25-т военных грузовых автомобилей. В конкурентной борьбе за право поставки Пентагону 33759 грузовых автомобилей типа "Додж" верх одержала фирма "Крайслер", с которой заключен контракт на сумму 145,7 млн. долларов.

Если программа поставок коммерческих автомобилей сухопутным войскам США будет успешно выполняться, то, отмечает американская пресса, планируется заказать в общей сложности около 400 тыс. таких машин. Контракт, заключенный с фирмой "Крайслер", предоставляет возможность министерству обороны увеличить ежемесячные закупки на 50% без дополнительных переговоров.

По сведениям иностранной печати, министерство армии платит за четырехосный автомобиль "Додж W22" (военное обозначение М890) 3825 долларов, в то время как гражданским организациям они продаются по цене 5100 долларов. За аналогичные военные грузовые автомобили Пентагону пришлось бы платить 7000 долларов. По подсчетам зарубежных экономистов, значительная разница в стоимости военных и коммерческих автомобилей позволит в течение 10 лет сэкономить на закупках автомобильной техники около 1 млрд. долларов.

В 1976 году автобронетанковое командование заключило с фирмой "Ошкош трак корпорейшн" трехлетний контракт стоимостью 44 млн. долларов на поставки 596 тягачей ХМ911 (также относится к числу коммерческих машин). Как показали испытания, проведенные в Форт-Худ (штат Техас), тягач успешно может заменить подобную машину военного образца в буксировке 60-т полуприцепа, предназначенного для перевозки танков и другой тяжелой военной техники и имущества. Причем разница в стоимости программы закупок коммерческих и военных тягачей составляет 40 млн. долларов. Поступление тягачей ХМ911 в войска ожидается в августе 1977 года.

Переориентирование американской армии на коммерческую автомобильную технику дает возможность министерству обороны использовать в своих интересах не только ограниченный круг автомобильных заводов, специализирующихся на изготовлении военных автомобилей, а практически любое предприятие автомобильной промышленности, обостряя тем самым конкурентную борьбу за получение выгодных контрактов и стимулируй совершенствование закупаемых автомобилей.

В целом автомобильная промышленность США обладает значительными производственными мощностями. В табл. 2 приведены данные о выпуске автомобилей в период с 1965 по 1975 год. По состоянию на 1975 год американское автомобилестроение насчитывало 102 сборочных автомобильных завода и 214 предприятий, изготавливающих узлы и агрегаты. Всего на них было занято 774,1 тыс. человек. Центром этой отрасли промышленности является г. Детройт (штат Мичиган), в котором сосредоточено более 50 автомобильных заводов. Крупные предприятия по производству грузовых автомобилей располагаются в городах Флинт (штат Мичиган), Толедо (штат Огайо) и других. Практически вся автомобильная промышленность находится в руках трех крупнейших концернов: "Дженерал моторс", "Форд мотор" и "Крайслер". На их долю приходится свыше 96% производства легковых и 85% грузовых автомобилей. К ведущим корпорациям относятся также "Америкен моторс" и "Интернейшнл харвестер". Их удельный вес в национальном производстве составляет 3,2% по легковым и 12,6% по грузовым автомобилям.

Таблица 2 Производство автомобилей в США в1965 -1975 годах (в тыс. штук)
Годы Легковые автомобили Грузовые автомобили и автобусы Всего
1965 9335 180З 11 138
1966 8604 1791 10 395
1967 7413 1611 9 024
1968 9848 1972 10 820
1969 8226 1981 10 206
1970 6550 1734 8 284
1971 8584 2088 10 672
1973 8828 2482 11 311
1973 9667 3014 12 681
1974 7324 2748 10 072
1975 6717 2270 8 987

Главными поставщиками военных автомобилей являются компании "Форд мотор" и "Америкен моторс". Первая производит наиболее распространенные военные автомобили многоцелевого назначения M151, а вторая, по данным американской прессы, до недавнего времени выпускала 97% военных грузовых автомобилей грузоподъемностью от 1,25 т до 5 т. Достаточно отработанные в техническом отношении машины фирмы "Америкен моторс" пользуются повышенным спросом в закупочных органах министерства обороны и в войсках. С 1965 по 1972 год в сухопутные войска было поставлено свыше 247 тыс. автомобилей на сумму более 1,3 млрд. долларов.

Фирма "Дженерал моторс" поставляет армии отдельные типы грузовых коммерческих автомобилей для использования в хозяйственных целях и военном строительстве. Отдельные узлы и агрегаты к этим автомобилям производятся на ее заводе в г. Мартинсберг. Наиболее крупным и современным изготовителем грузовых автомобилей этой фирмы является комплекс предприятий в г. Понтиак (штат Мичиган), где используются последние достижении в области технологии производства, внутризаводской связи, управления производством с помощью ЭВМ, включая автоматизированный выбор на складе необходимых комплектующих изделий. На предприятиях комплекса занято 14 330 человек.

Сборочные конвейеры на заводах указанного комплекса построены так, что дополнительные работы и частичные изменения в конструкции можно производить, не нарушая общего ритма сборки. Информация о программе производства, составе и количестве комплектующих изделий и наличии их на складах вводится в ЭВМ, которая контролирует своевременное поступление деталей и агрегатов требуемого типа в нужное место на главной линии сборки. Процесс отбора необходимых деталей и узлов на складе и их транспортировка осуществляются автоматически с помощью поисковых и подъемно-транспортных устройств, управляемых с помощью ЭВМ. Помещение автоматизированного склада имеет 13 тыс. стеллажей высотой 12 м. Для передачи необходимой технической или технологической информации непосредственно к месту конвейера широко применяются телевизионные установки.

Компания "Крайслер" производит грузовые автомобили для министерства обороны США на заводе в г. Уоррен (штат Мичиган). Контроль на этом предприятии за качеством автомобилей, кроме специальной службы, осуществляют военные представители. В настоящее время завод поставляет в сухопутные войска США ежемесячно около 2000 грузовых коммерческих автомобилей.

Как подчеркивают иностранные специалисты, автомобильная промышленность США тесно связана с Пентагоном контрактами на поставку не только автомобилей, но и другой военной техники, включая танки, орудия. самолеты и радиоэлектронное оборудование.

Зарубежное военное обозрение, 1977, №7, с. 87-92  

Смотрите также
Категория: ВПК | Добавил: pentagonus (22.08.2012) | Автор: Полковник-инженер В. Коваленко
Просмотров: 8555 | Теги: производство, автотранспорт, В. Коваленко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar