Производство военной авиационной техники в США
Подполковник-инженер А. Викторов,
кандидат технических наук, доцент;
подполковник Ю. Федотов
Вопреки положительным сдвигам в международных отношениях, которые произошли на
мировой арене благодаря миролюбивой политике Советского Союза и других стран
социалистического содружества, милитаристские круги США продолжают наращивать
темпы материальной подготовки к агрессивным войнам. В процессе непрерывного
усиления военно-экономического потенциала американский империализм важную роль
отводит дальнейшему развитию авиационной промышленности.
В настоящее время эта отрасль характеризуется высоким уровнем технологии
производства, развитой научно-технической базой и высокоорганизованной системой
специализации и кооперирования.
В выпуске авиационной продукции в США участвует свыше 530 тыс. человек, из них
около 290 тыс. человек занято в производстве самолетов и вертолетов, примерно
150 тыс. человек - авиационных двигателей, остальные - вспомогательного
оборудования.
В последнее десятилетие наибольший стоимостный объем продажи военной авиационной
продукции (свыше 11 млрд. долларов) имел место в 1968 году, когда наблюдался
особый размах боевых действий американских вооруженных сил в Юго-Восточной Азии.
В последующие годы произошло некоторое уменьшение производства военных самолетов
и двигателей к ним, ежегодная стоимость которых в 1971-1974 годах составляла
около 8 млрд. долларов. Затем наметился некоторый подъем военного авиационного
производства, связанный главным образом с модернизацией авиационного парка
американских вооруженных сил и завершением программ разработки ряда новейших
боевых самолетов и вертолетов.
Распределение количественного объема выпуска военной авиационной техники по
видам в 1965-1975 годах приведено в табл. 1.
Таблица 1 Производство военных самолетов и вертолетов в
США |
Виды авиационной техники |
Календарные годы |
1965 |
1966 |
1967 |
1968 |
1969 |
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
1974 |
1975 |
Истребители и штурмовики |
779 |
841 |
1215 |
1041 |
823 |
800 |
434 |
576 |
452 |
528 |
689 |
Транспортные самолеты |
130 |
142 |
135 |
18 |
44 |
37 |
42 |
29 |
22 |
27 |
34 |
Учебно-тренировочные самолёты |
396 |
442 |
331 |
292 |
295 |
173 |
135 |
148 |
90 |
49 |
40 |
Другие самолеты |
25 |
20 |
352 |
289 |
317 |
131 |
34 |
52 |
- |
- |
- |
вертолёты |
1470 |
2164 |
2448 |
2800 |
2165 |
1944 |
1587 |
1312 |
808 |
506 |
594 |
Всего |
2806 |
3609 |
4481 |
4440 |
3644 |
3085 |
2232 |
2117 |
1372 |
1110 |
1357 |
Значительная часть продукции авиационной промышленности США направляется на
экспорт, суммарный объем которого в период 1970- 1974 годов возрос почти вдвое и
составил в 1974 году около 7 млрд. долларов. В общей продаже авиационной техники
за границу около 25% занимает военная продукция, причем наряду с поставками
новых образцов самолетов и вертолетов наблюдается тенденция к сбыту имеющихся
запасов устаревших моделей авиационной техники в развивающиеся страны.
Количество экспортируемых военных самолетов и вертолетов в период 1970-1975
годов приводится в табл. 2.
Таблица 2 Экспорт из США военной авиационной техники |
Виды авиационной техники |
Календарные годы |
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
1974 |
1975 |
Истребители и штурмовики |
217 |
278 |
110 |
276 |
399 |
478 |
Учебно-тренировочные самолеты |
83 |
55 |
127 |
82 |
40 |
51 |
Военно-транспортные самолеты |
190 |
61 |
117 |
64 |
62 |
53 |
другие самолёты |
81 |
268 |
69 |
127 |
162 |
253 |
Вертолёты |
68 |
126 |
138 |
79 |
73 |
116 |
На разработку и закупку военной авиационной техники министерству обороны США
ежегодно ассигнуются крупные суммы, составляющие около трети средств, выделяемых
па создание всех видов боевой техники. Сведения об ассигнованиях па разработку и
закупки, а также количестве приобретенной Пентагоном авиационной техники в
1972/73 - 1976/77 финансовых годах даны в табл. 3 и 4.
Таблица 3 Ассигнования министерству обороны США на HИ0KP
и закупки авиационной техники (в млн. долларов) |
Статьи расходов |
Финансовые годы |
1972/73 |
1973/74 |
1974/75 |
1975/76 (оценка) |
1976/77 (план) |
Закупки авиационной техники, в том числе для: |
5728 |
5939 |
6089 |
7284 |
9934 |
сухопутных войска |
114 |
178 |
247 |
336 |
556 |
ВВС |
2640 |
2824 |
3065 |
3982 |
6345 |
ВМС |
2974 |
2937 |
2777 |
2964 |
3033 |
HИOKP, в том числе для: |
1851 |
1667 |
1627 |
1940 |
2273 |
сухопутных войска |
193 |
294 |
227 |
250 |
320 |
ВВС |
1284 |
1115 |
1118 |
1300 |
1225 |
ВМС |
374 |
258 |
282 |
390 |
728 |
Основными образцами военной авиационной техники, находящимися в производстве или
завершающей стадии разработки, являются: для ВВС - стратегический бомбардировщик
В-1, истребители F-15, F-I6 и F-111, штурмовик А-10 и самолет дальнего
радиолокационного обнаружения и управления Е-ЗА; для ВМС и морской пехоты -
истребитель F-14, палубные штурмовики А-6Е и А-7Е, самолет радиоэлектронной
борьбы (РЭБ) ЕА-6В, палубный противолодочный самолет S-3A, базовый патрульный
самолет Р-ЗС, самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Е-2С,
вертолеты общего назначения UH-1N и огневой поддержки AH-1J; для сухопутных
войск - многоцелевой вертолет UH-1H и вертолет огневой поддержки АН-1S,
вооруженный ПТУРС "Тоу".
Таблица 4. Количество закупленных министерством обороны
США самолётов и вертолётов |
|
Финансовые годы |
1972/73 |
1973/74 |
1974/75 |
1975/76 (оценка) |
1976/77 (план) |
Для сухопутных войск |
20 |
- |
54 |
72 |
117 |
Для ВВС |
471 |
369 |
195 |
181 |
239 |
Для ВМС |
297 |
297 |
211 |
364 |
221 |
Всего по министерству обороны, в том числе: |
788 |
666 |
460 |
517 |
577 |
самолетов |
547 |
428 |
391 |
436 |
431 |
вертолётов |
241 |
238 |
69 |
81 |
146 |
Согласно сообщениям американской печати, программа закупок основных образцов
авиационной техники для ВВС США характеризуется данными, приведенными в табл. 5.
Таблица 5 Программа закупок авиационной техники для ВВС
США |
Наименование образцов |
Финансовые годы |
1972/73 |
1973/74 |
1974/75 |
1975/76 (оценка) |
1976/77 (план) |
В-1 |
|
|
|
|
3 |
F-15 |
30 |
62 |
72 |
132 |
108 |
F-16 |
|
|
|
|
16 |
F-111 |
12 |
12 |
12 |
|
|
А-10 |
|
|
22 |
73 |
100 |
Е-ЗА |
|
|
6 |
4 |
6 |
Примечание. Авиационная техника, закупаемая в переходный
квартал (с 1 июля по 30 сентября 1976 года), включена в дачные за
1975)76 финансовый год. |
Значительные средства расходуются на создание стратегического бомбардировщика
В-1 Головная фирма по его разработке - "Рокуэлл интернэшнл". К настоящему
времени на проведение НИОКР. а также на изготовление и испытания трех опытных
образцов самолета ассигновано уже 3 млрд. долларов. В 1976/77 финансовом году
планировалось выделить свыше 1 млрд. долларов на подготовку производственной
базы и выпуск первых трех серийных бомбардировщиков (из 241 предусмотренного
программой). Эти фонды могут быть израсходованы лишь в случае положительного
решения о начале серийного производства, которое предполагалось принять в конце
1976 года после проведения испытаний опытных образцов. По сведениям иностранной
печати, на программу разработки и производства бомбардировщиков планируется
затратить 21,5 млрд. долларов, что примерно в два раза превышает первоначальную
оценку расходов. Стоимость В-1 с учетом расходов на НИОКР составляет почти 90
млн. долларов. Поставки первых серийных образцов бомбардировщика намечаются на
1979 гол, а завершение производства - во второй половине 80-х годов.
К созданию тактического истребителя F-15 (рис. 2) приступили в 1969 году (фирма
"Макдоннелл-Дуглас"). В серийном производстве самолет находится с 1974 года. По
мнению военного руководства США, вместе с разрабатываемым легким истребителем
F-16 он должен стать основой истребительной авиации ВВС США в 80-х годах.
Всего предусматривается закупить около 730 самолетов F-15. По данным зарубежной
прессы, стоимость самолета превысит 15 млн. долларов, а всей программы
разработки и производства - 11 млрд. долларов.
К началу 1976/77 финансового года на эту программу было ассигновано в общей
сложности около 6,2 млрд. долларов. На 1976/77 год Пентагон запросил примерно
1,4 млрд. долларов на закупку 108 самолетов. Завершение поставок истребителей
F-15 в ВВС страны ожидается в 1981 году. В настоящее время авиационный завод в
Сент-Луис (штат Миссури), как сообщает иностранная печать, выпускает шесть таких
машин в месяц.
Создание легкого истребителя F-16 велось с 1972 года на конкурсной основе
фирмами "Нортроп" и "Дженерал дайнэмикс". В январе 1975 года после проведения
испытаний опытных образцов предпочтение было отдано самолету YF-16 фирмы "Дженерал
дайнэмикс", который и был выбран для дальнейшей разработки нового легкого
истребителя ВВС, получившего обозначение F-16.
Командование ВВС США планирует закупить 650 машин указанного типа. Кроме того,
заключено соглашение с четырьмя западноевропейскими странами (Бельгией,
Нидерландами, Норвегией и Данией) о продаже им около 350 самолетов F-16.
Соглашением предусматривается участие названных стран в производстве этих
истребителей. Фирма "Дженерал дайнэмикс" рассчитывает продать еще 500 таких
самолетов союзникам США по блоку НАТО, а также другим странам. Стоимость F-16
составит около 6 млн. долларов.
На программу создания истребителя F-16 по бюджету министерства обороны уже
выделено 407 млн. долларов. На 1976/77 финансовый год Пентагон запросил на эту
программу около 620 млн. долларов, в том числе 311 млн. на закупки 16 серийных
самолетов, 259 млн. на проведение доработок и испытаний и 50 млн. на
изготовление первой партии запасных частей.
Самолет F-111 в серийном производстве находился с 1967 года (фирма "Дженерал
дайнэмикс"). К настоящему времени все заказы на изготовление этих самолетов
выполнены. Всего было выпущено 567 самолетов различных модификации, в том числе
76 стратегических бомбардировщиков FB-111. Общая стоимость программы создания
самолета F-l 11 превысила 7 млрд. долларов.
В настоящее время "Дженерал дайнэмикс" ведет разработку стратегического
бомбардировщика FB-111H на случай, если выполнение программы производства
бомбардировщика В-1 будет прекращено из-за его высокой стоимости.
Кроме того, по заказу министерства обороны сейчас на базе истребителя F-111
создается самолет радиоэлектронной борьбы. Всего на эти цели предполагается
израсходовать около 630 млн. долларов. К концу 1976/77 финансового года
предполагается завершить все HИ0KP по данной программе. Стоимость
модифицированного самолета, получившего обозначение FF-111А, составит около 10
млн. долларов.
Штурмовик А-10 (головной разработчик и производитель - фирма "Фэрчайлд рипаблик")
является современным самолетом непосредственной авиационной поддержки сухопутных
войск. ВВС США планируют закупить более 730 таких самолетов.
К началу 1976/77 финансового года на эту программу было ассигновано около 1064
млн. долларов. На 1976/77 год министерство обороны запросило 618 млн. долларов,
в том числе 13 млн. на завершение НИОКР, а остальные на закупки 100 самолетов.
По оценке американских специалистов, на программу разработки и производства
штурмовиков А-10 предполагается затратить примерно 3,2 млрд. долларов. Стоимость
самолета составит 4.3 млн. долларов. В 1978 году планируется довести темп
выпуска штурмовиков на заводе фирмы "Фэрчайлд рипаблик" в Хагерстаун (штат
Нью-Йорк), как сообщает зарубежная печать, до 20 машин в месяц. Завершить
поставки всех самолетов намечается в 1981 году.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3А строится на
заводе фирмы "Боинг" в Сиэтл (штат Вашингтон) иа базе транспортного самолета
Боинг 7U7-320B. Для ВВС США предусматривается приобрести 25 самолетов. Кроме
того, ожидается, что европейские страны НАТО закупят шесть-девять таких
самолетов. Закупочная стоимость самолета около 80 млн. долларов. Сейчас выделены
средства на приобретение десяти машин, первые из которых поступят иа вооружение
ВВС страны в конце 1976 года. В 1976/77 финансовом году планируется закупить еще
шесть самолетов (на эти пели запрашивается около 427 млн. долларов).
Объем закупок основных образцов авиационной техники для американских ВМС
приведен в табл. 6.
Таблица 6 Объем закупок авиационной техники для ВМС США |
Наименование образцов |
Финансовые годы |
1972/73 |
1973 /74 |
1974/75 |
1975/76 (оценка) |
1976/77 (план) |
F-14 |
48 |
50 |
50 |
45 |
36 |
A-6E |
21 |
15 |
12 |
11 |
- |
А-7Е |
48 |
30 |
30 |
36 |
30 |
EA-6B |
7 |
6 |
6 |
7 |
6 |
S-3A |
35 |
45 |
45 |
41 |
12* |
Р-3С |
12 |
12 |
12 |
15 |
12 |
Е-2C |
8 |
9 |
6 |
7 |
6 |
UH-1N |
24 |
24 |
15 |
30 |
12 |
AH-1J, T |
20 |
15 |
- |
14 |
23 |
*Транспортные самолеты US-3a для доставки грузов на борт
авианосцев. |
К разработкам палубного истребителя F-14 е США приступили в 1968 году (фирма "Грумман"),
Программой предусматривается закупить 403 самолета для ВМС США. Стоимость всей
программы составляет примерно 8.5 млрд. долларов, а одного самолета - около 20
млн. долларов. Кроме того, заключено соглашение о поставке 80 самолетов этого
типа для ВВС Ирана.
К началу 1976/77 финансового года на разработку и производство истребителя было
ассигновано 5,6 млрд. долларов, в том числе 1.1 млрд. на НИОКР и свыше 4,5 млрд.
на приобретение 279 самолетов (включая 12 опытных и предсерийных образцов). На
текущий бюджетный год на закупки ещё 36 самолетов министерство обороны намерено
получить около 700 млн. долларов.
Завершить поставки этих истребителей /для авиации ВМС планируется в 1981 году.
Сейчас завод в Калвертон (штаг Нью-Йорк) выпускает шесть таких машин в месяц.
Палубный штурмовик А-6Е находится в серийном производстве с 1971 года (головной
изготовитель - фирма "Грумман"). Планами командования ВМС предусматривается
закупить 96 указанных самолетов, после чего производство их планируется
прекратить. В дальнейшем будет проводиться только модернизация устаревших
палубных штурмовиков А-6А. К середине 1975 года было выпущено около 70 новых и
модернизировано примерно 100 самолетов.
Палубный штурмовик А-7Е находится в производстве с 1969 года (фирма "Линг-Темко
Воут"). ВМС США планируют до 1980/81 финансового года закупить более 690 таких
самолетов. Общая стоимость программы разработки и производства штурмовика А-7Е
составляет 2,8 млрд. долларов.
Самолеты РЭБ ЕА-6В производятся фирмой "Грумман" с 1969 года. ВМС США планируют
к 1979/80 финансовому году закупить 90 машин этого типа (по шесть самолетов и
год). Общая стоимость программы разработки и производства самолетов EA-6B
составляет 1,7 млрд. долларов.
Палубный противолодочный самолет S-3A разрабатывался фирмой "Локхид" в период
1968-1973 годов. До 1975/76 финансового года ВМС закупили 187 самолетов. Общая
стоимость программы закупки 3,3 млрд. долларов, а одного самолета - около 18
млн. В 1976/77 году намечено приобрести первую партию транспортных самолетов
US-3A (12 машин), созданных на базе S-3A и предназначенных для доставки грузов
на борт авианосцев.
Базовый патрульный самолет Р-ЗС в серийном производстве находится с 1968 года
(фирма "Локхид"). Он имеет более совершенную радиоэлектронную и акустическую
аппаратуру по сравнению с устаревшими самолетами Р-ЗA и Р-ЗВ. Стоимость
серийного образца составляет примерно 14 млн. долларов. К началу 1975/76
финансового года на поставки 142 самолетов ассигновано свыше 1,5 млрд. долларов.
Сейчас авиация ВВС уже имеет около 140 таких машин. На 1975/76-1976/77 бюджетные
годы на приобретение 27 самолетов Р-ЗС запрашивается 464 млн. долларов. На
заводе фирмы "Локхид" в Бербанк (штат Калифорния) выпускается ежегодно около 12
самолетов. Всего планируется закупить 241 самолет Р-ЗС.
Самолет ДРЛО Е-2С производится фирмой "Грумман" с 1971 года. Командование ВМС
США намерено закупить 64-67 машин. К середине 1975 года заводом в Бетпейдж (штат
Нью-Йорк) выпушено 30 самолетов. В дальнейшем предусматривается изготовлять
ежегодно шесть таких машин и завершить программу производства в 1981 году.
С целью повышения боевой эффективности вертолетов огневой поддержки фирма "Белл"
в настоящее время оснащает 290 вертолетов AH-1G установками для ПТУРС "Тоу"
(модернизированный вертолет получил наименование AH-1Q). Кроме того, планируется
выпустить 305 вертолетов АН-1S, вооруженных ПТУРС "Тоу" и имеющих более мощный
двигатель. На 1976/77 финансовый год на закупку 82 указанных вертолетов
запрашивается 114 млн. долларов.
По программе создания современного вертолета огневой поддержки для морской
пехоты предусматривается оснастить существующие вертолеты AH-1J ПТУРС "Тоу", а
также установить на них более мощные двигатели. После переоборудования вертолет
получит обозначение АН-1T. Предполагается также начать производство новых
вертолетов АН-1T. На реализацию этой программы министерство обороны США
запрашивает на 1975/76-1976/77 годы 103 млн. долларов.
Для ВМС США продолжаются закупки многоцелевых вертолетов Uh-1N. В
1975/76-1976/77 годах на приобретение 42 машин этого типа намечено ассигновать
около 57 млн долларов.
Многоцелевой истребитель F-5E производится фирмой "Нортроп" с 1972 года (главным
образом на экспорт). Заинтересованность в этом самолете проявили ВВС более 10
стран. Экспортные заказы составили уже свыше 500 машин. Стоимость самолета
примерно 3 млн. долларов. В середине 1975 года их выпуск па заводе в Хоторн
(штат Калифорния) доведен до 16 машин в месяц. Разработан также двухместный
учебно-тренировочный вариант этого самолета, получивший обозначение F-5F. Он
имеет примерно такие же тактико-технические характеристики и бортовые системы
вооружения, что и одноместный вариант F-5E. Всего планируется изготовить около
200 самолетов F-5F (стоимость каждого около 3 млн. долларов).
Руководство вооруженных сил США уделяет серьезное внимание разработке новых
образцов авиационной техники. В настоящее время ведутся работы по созданию
легкого палубного истребителя F-I8, среднего военно-транспортного самолета с
укороченным взлетом и посадкой (по программе AMST), армейских вертолетов
различного назначения и противолодочного вертолета системы "Лэмпс".
Планами ВМС США предусматривается закупить 800 самолетов F-18, 500 из которых
намечается построить в варианте истребителя, а 300 - в варианте штурмовика
(А-18). Предполагается, что самолеты обоих вариантов будут иметь одинаковые
планер и двигатель, но разные радиоэлектронное оборудование и вооружение.
Стоимость всей программы разработки и производства 800 самолетов составит 7-8
млрд. долларов, а одного самолета - около 6 млн. долларов. На 1976/77 год на
продолжение НИОКР Пентагон запрашивает около 350 млн. долларов. Поступление
первых самолетов на вооружение авиации ВМС и морской пехоты ожидается в 1982
году.
Средний транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой разрабатывается с
1973 года на конкурсной основе фирмами "Боинг" и "Макдоннелл-Дуглас", которые
должны построить по два прототипа и провести их летные испытания. Для
продолжения работ по этой программе на 1976/77 финансовый год запрашивается
около 30 млн. долларов. Летные испытания четырех прототипов намечается провести
в 1976-1977 годах. После этого должно быть принято решение о производстве
самолетов.
С 1972 года по программе UTTAS фирмы "Боинг" и "Сикорский" разрабатывают
многоцелевой вертолет. В соответствии с контрактом они обязаны построить по
четыре опытных образца и провести летные испытания. По данным зарубежной прессы,
министерство обороны США планирует закупить примерно 1100 указанных вертолетов.
Стоимость всей программы разработки и производства составит, по оценке
американских специалистов, 4 млрд. долларов, а серийного образца-1,5 млн. К
началу 1976/77 финансового года на создание вертолета ассигновано более 350 млн.
долларов. На 1976/77 год на продолжение работ запрашивается около 213 млн.
долларов из которых 138 млн. долларов предполагается направить на закупки 15
вертолетов и запасных частей к ним, а 75 млн. - на НИОКР.
Вертолет огневой поддержки ААH разрабатывается на конкурсной основе фирмами
"Белл" и "Хьюз". К началу 1976/77 финансового года на программу ассигновано
около 200 млн. долларов. На продолжение работ по созданию вертолета в 1976/77
годах намечается выделить почти 112 млн. долларов. Всего планируется закупить
472 вертолета. Поставки в войска первых серийных образцов ожидаются в 1979 году.
Разрабатываемый противолодочный вертолет системы "Лэмпс" МкЗ значительно
расширит, по мнению американского военного руководства, возможности флота по
обнаружению и борьбе с подводными лодками и надводными кораблями противника. В
1975/76- 1976/77 бюджетных годах на программу создания вертолета
предусматривается ассигновать около 111 млн. долларов. Завершить ее намечается к
началу 80-х годов.
Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о том. что, следуя курсом
агрессивных военных приготовлений, американские милитаристы продолжают
наращивать ударную мощь своих вооруженных сил. При этом большое внимание
уделяется постоянному развитию и совершенствованию авиации, призванной, по
мнению военного руководства США, сыграть важную роль в современной войне.
Зарубежное военное обозрение, 1977, №1,
с.97-104