Противоминные корабли ВМС зарубежных государствКапитан А. Белкин Морское минное оружие и сегодня остается эффективным средством борьбы на морских ТВД. Благодаря невысокой стоимости, небольшому размеру и простоте постановки оно получило широкое распространение. По существующим оценкам, в арсеналах не менее 50 государств (не учитывая США) насчитывается свыше 250 тыс. морских мин более чем 300 типов. Свыше 30 стран способны производить мины, а более 20 являются их экспортерами. Этот вид оружия находится на вооружении крупных морских держав и развивающихся государств. По мере улучшения тактико-технических характеристик морских мин и расширения возможных районов их применения возрастает минная опасность для боевых кораблей. Особенно она велика в прибрежных районах. В настоящее время наиболее эффективным средством борьбы с минами являются специализированные противоминные корабли, которые классифицируются как тральщики - искатели мин (ТЩИМ), Большинство из них это корабли базовой зоны (водоизмещение 450-750 т). ТЩИМ морской зоны имеются только в ВМС Японии и США (водоизмещение более 1 100 т). Тральщики - искатели мин оснащены средствами, позволяющими осуществлять поиск, классификацию и уничтожение мин в относительно безопасной для противоминного корабля зоне (около 1 000 м). К их числу относятся в первую очередь подкильные либо имеющие переменную глубину погружения гидроакустические станции (ГАС) миноиска-ния, которые способны обнаруживать объекты в толще воды и на грунте, а также осуществлять их классификацию. Обязательным вооружением данного типа кораблей является необитаемый подводный аппарат (НПА, предназначен для допоиска, опознавания и уничтожения мин). Для уничтожения мин предполагается применять сбрасываемые им подрывные заряды или небольшие недорогие управляемые по кабелю одноразовые аппараты, которые могут использоваться непосредственно с борта противоминного корабля либо устанавливаться вместо подрывного заряда на ряде новых моделей НПА. Некоторые типы ТЩИМ располагают контактными и неконтактными тралами. Последние сохраняют свою значимость прежде всего из-за недостаточной на сегодняшний день эффективности применения НПА в неблагоприятных погодных и гидрологических условиях, при большом числе ложных целей, а также для уничтожения простых контактных и неконтактных мин старых образцов. Противоминные корабли характеризуются значительно сниженным уровнем физических полей и повышенной взрывостойкостью. Они оснащаются: автоматизированными навигационными системами; системой управления противоминной операцией, включающей элементы противоминного вооружения и средства управления кораблем при поиске и уничтожении мин; специальным двигательно-движительным комплексом (винт регулируемого шага, крыльчатые движители, выдвижные движительно-рулевые колонки, специальные установки малого хода и подруливающие устройства), обеспечивающим малые скорости поискового хода на протяжении длительного времени, высокую маневренность (в том числе на малых скоростях и на стопе) и возможность удержания местоположения при использовании ГАС миноискания и НПА. Имеются средства для обеспечения работы водолазов-минеров. В США, Великобритании и Германии строительство специализированных кораблей противоминной обороны новых проектов не планируется. При этом прилагаются большие усилия для продления сроков службы находящихся в строю .тральщиков - искателей мин и оснащению их более совершенным противоминным вооружением. По окончании срока эксплуатации они будут постепенно выводиться из состава ВМС. Отсутствие перспективных программ создания специализированных противоминных кораблей нового поколения в этих странах объясняется рядом причин. Эти корабли порой просто невозможно быстро перебросить в отдаленные районы боевых действий в силу их ограниченной мореходности, небольшой автономности и дальности плавания, необходимости надежного прикрытия при перебазировании, низкой боевой устойчивости. Ввиду их архитектурных и конструктивных особенностей, а также ограниченного водоизмещения на таких кораблях зачастую не удается размещать новые виды противоминного вооружения, под которое они не проектировались. При выполнении операций по поиску и уничтожению мин ТЩИМ должен заходить в район минной постановки, подвергая опасности экипаж, а это не в полной мере соответствует современным требованиям безопасности в ходе выполнения задач подобного рода. Учитывая недостатки противоминных кораблей, а также специфику их применения в условиях региональных конфликтов и боевых действий в прибрежных водах противника на удаленных ТВД, эти три страны предлагают иной подход к противоминной обороне. Основные усилия их специалистов направлены на разработку необитаемых противоминных систем различного типа - надводных, подводных, авиационных, которые способны выполнять различные виды противоминных действий - от поиска до уничтожения мин - и базироваться не только на надводных кораблях (НК), но и на ПЛ (только НПА). Проводятся НИОКР по созданию более совершенных средств сбора информации, навигации и связи, а также энергообеспечения необитаемых аппаратов. Увеличиваются их "интеллектуальные возможности". Большая часть технических решений в этих областях заимствуется из гражданского сектора. Планируется интегрировать необитаемые средства в единые системы, использовать более крупные надводные безэкипажные катера для доставки менее крупных НПА в миноопасные районы, координировать работу системы аппаратов на значительном удалении от района минной постановки. По традиционному пути -строительство специализированных противоминных кораблей - развивает свои противоминные силы Япония. ВМС страны наращивают численность тральщиков - искателей мин. Противоминная оборона является неотъемлемым элементом при реализации Современная стратегия использования американских ВМС подразумевает проведение операций преимущественно в прибрежной зоне противника, где высока вероятность применения им минного оружия. Поэтому США уделяют большое внимание защите кораблей от мин в данной зоне и противоминному обеспечению десантных операций. Для прибрежных районов введены следующие разграничения по глубине: глубоководные районы (более 60 м), районы с малыми (60-12 м) и очень малыми (12-3 м) глубинами, зона образования прибойных волн с глубинами от 3 м и до уреза воды. Такое разделение основывается на отличиях в окружающих условиях и типах применяемых мин, а также на ограничениях в возможностях применения противоминных средств. Понятие "плацдарм высадки десанта" характеризует район, начинающийся от уреза воды и простирающийся на расстояние, которое десант проходит по берегу. Программы разработки новых средств противоминной обороны предусматривают создание тех или иных систем применительно к указанному разграничению. В 1999 году ВМС США завершили программу строительства противоминных кораблей, которая была развернута в 1980-х. За этот период было построено 14 морских ТЩИМ типа "Эвенджер" (1987-1994) и 12 базовых типа "Оспрей" (1993-1999). В настоящее время в ВМС числится 11 кораблей типа "Эвенджер". Базовые ТЩИМ типа "Оспрей" были выведены из состава сил противоминной обороны еще в 2006-2008 годах. Морские тральщики - искатели мин типа "Эвенджер" создавались как универсальные корабли противоминной обороны, способные выполнять задачи по уничтожению минных заграждений любого типа (в том числе противолодочных). Они оснащены средствами активного поиска и уничтожения мин, а также контактными и неконтактными тралами. В состав экипажа тральщика входит команда водолазов. На кораблях установлен гидроакустический комплекс (ГАК) переменной глубины погружения AN/SQQ-32. Он разрабатывался в середине 1980-х годов для обнаружения, классификации и определения координат донных и якорных мин на безопасной для корабля дистанции. ГАК предназначался в основном для обнаружения мин в глубоководных районах. В его состав входят: две гидроакустические станции - низкочастотная для поиска и обнаружения мин (рабочая частота 35 кГц) и высокочастотная ГАС для классификации мин (рабочие частоты 250-525 и 445-650 кГц); буксировочный кабель-трос; лебедка (марки ОК-520) подъемно-опускного устройства ГАСМ и два пульта операторов. Комплекс прошел модернизацию в 1999 году, после чего получил обозначение AN/SQQ-32(V)3. С 2006 года ведутся работы по модернизации комплекса по программе HFWB (High Frequency Wide Band) с целью расширения его возможностей по обнаружению малозаметных мин в условиях интенсивных донных ревер-берационных помех, характерных для мелководных районов. Это позволит ускорить проведение противоминной операции. Модернизированный вариант ГАК имеет обозначение AN/SQQ-32(V)4. По программе HFWB дорабатывается станция поиска и обнаружения мин. За счет повышения рабочих частот и расширения частотного диапазона ГАС возрастет и ее разрешающая способность. Это позволит улучшить рабочие характеристики станции в районах с малыми глубинами, повысить ее возможности по селекции донных мин и миноподобных объектов, улучшить характеристики системы автоматизированного обнаружения мин. Для антенны этой ГАС разработаны новые гидроакустические преобразователи. В буксировочный кабель-трос ГАК на кораблях, проходящих модернизацию, включается волоконно-оптическая линия (требуемая пропускная способность более 10 Гб/с) для передачи необработанных гидроакустических эхо-сигналов в систему обработки на борту корабля. Кроме того, совершенствуется программное обеспечение обработки информации и вывода данных на дисплеи пультов операторов.
Опытный образец .модернизированного комплекса прошел всесторонние испытания в 2009 году на тральщике -искателе мин "Сентри" (МСМ-3). В 2010 году было принято решение о переходе к этапу серийного производства оборудования для этого комплекса и подписан контракт с компанией "БАэ системз". К настоящему времени модернизацию прошли по меньшей мере шесть кораблей данного типа. Для повышения возможностей по обнаружению мин шесть кораблей -"Чиф" (МСМ-14), "Дикстерес" (МСМ-13), "Ардент" (МСМ-12), "Гладиатор" (МСМ-11), "Пионер" (МСМ-9) и "Скаут" (МСМ-8) - были дополнительно оборудованы буксируемыми ГАС бокового обзора "Клейн". Продолжается замена находящейся на вооружении ПМК типа "Эвенджер" системы уничтожения мин AN/SLQ-48 на систему AN/SLQ-60 SMNS (Surface Mine Neutralization System), в состав которой входят управляемые по волоконно-оптическому кабелю (ВОК) аппараты "Сифокс-Си" (Seafox-C) и "Сифокс-Ай" (Seafox-I). "Сифокс-Си", являющийся аппаратом одноразового применения, предназначен для уничтожения мин. В его носовой оконечности находится боевой заряд массой 1,5 кг. В носовой оконечности аппарата многоразового применения "Сифокс-Ай", предназначенного для опознавания мин и проведения тренировок, вместо боевого заряда может быть установлено дополнительное оборудование. Оба аппарата оснащены литий-ионными аккумуляторными батареями. Помимо аппаратов в состав системы AN/SLQ-60 SMNS входят пульт управления, подъемно-опускное устройство, а также аппаратура проверки и обслуживания. Тральное вооружение кораблей типа "Эвенджер" включает контактные и неконтактные тралы. Контактный трал AN/SLQ-38 имеет ширину зоны траления до 230 м при скорости буксировки до 8 уз и глубине траления 9-73 м. Комбинированный неконтактный трал AN/SLQ-37 предназначен для уничтожения мин с магнитными, акустическими и комбинированными (магнитно-акустическими) каналами. В неконтактном трале AN/SLQ-37(v)3 магнитный трал Mk SA используется в сочетании с высокочастотным ТВ-27/А Mk 4V (рабочий диапазон 40-600 Гц) или низкочастотным ТВ-26/А Mk 6В (6-40 Гц) акустическим тралом. В комбинированном неконтактном трале AN/SLQ-37(v)4 тралы ТВ-27/А Mk 4V и ТВ-26/А Mk 6В заменены на AAG (ТВ-35) и IAAG (ТВ-36), которые разработаны австралийскими компаниями ADI (в настоящее время "Талес Австралия") и "Резэнэнс текнолоджи" (Resonance Technology) соответственно при участии управления по науке и технике МО Австралии. В тралах обоих типов используются акустические излучатели поршневого типа. Корабельные источники питания и специальная корабельная аппаратура для управления акустическим излучателем не требуются. Трал включает электрический генератор и гидравлический насос. Энергия вырабатывается при вращении трехлопастной гидротурбины набегающим потоком воды при буксировке трала. В состав аппаратуры трала входит специальное устройство для его программирования. Оно предназначено для переноса программ управления излучением с компьютера, расположенного в боевом центре корабля, в блок электроники трала. Загрузка программ в блок электроники осуществляется на тральной площадке корабля при подготовке трала к использованию. Эти программы При тралении имеется возможность перейти с работы излучателя по одной программе на работу по другой из числа загруженных в блок электроники программ. Для этого используется специальная радиолиния "тральщик - трал", для организации которой на корабле и трале установлены специальные антенны. Отмечается, что за счет применения таких тралов возрастет эффективность траления, корабль получит возможность использовать при этом сразу два источника акустического шума (два трала). В ходе переоборудования с тральщиков снимается кабель для питания акустических тралов предыдущего типа. Общая масса оборудования в корме (на тральной площадке) ТЩИМ снизилась на 6 т.
Важным элементом, позволяющим осуществлять поиск и траление мин, является система точной навигации (PINS - Precise Integrated Navigation System). Она обеспечивает отображение тактических и навигационных данных на экранах пультов, таких как собственный путь корабля, обнаруженные цели, границы миноопасных районов и другие, которые накладываются на навигационную карту. Модернизированный вариант системы PINS имеет обозначение AN/SSN-2(V)5. Он включает два новых пульта AN/ UYQ-70 с тремя дисплеями и стойку с вычислительным оборудованием. В AN/ SSN-2(V)5 улучшено взаимодействие с системой оценки условий окружающей среды и планирования минных постановок и противоминных действий (MEDAL - Mine Warfare Environmental Decision Aids Library). Она включает программное обеспечение сбора текущих данных об окружающей среде (BSP -Battle Space Profiler) (температура, соленость, скорость распространения звука, скорости течений и другие параметры). MEDAL, являющаяся частью глобальной системы командования и управления GCCS-M, обеспечивает доступ к базе данных об окружающей среде за прошедшие периоды (глубины, характеристики дна, течения, свойства воды и др. данные) и к базе данных с описанием типов мин. Эта информация используются при планировании противоминных операций, оценке характеристик противоминных систем и решении других задач. Одновременно с программами модернизации противоминного оружия, а также гидроакустического и навигационного оборудования реализуются программы, направленные на повышение надежности основных механизмов кораблей, например производится замена гидравлических приводов электрическими, обновляется аппаратура внутри-корабельной связи и передачи данных и спутниковой связи.
Командование ВМС США не планирует строительство специализированных противоминных кораблей новых проектов. Вывод из состава ВМС тральщиков - искателей мин типа "Эвенджер" будет осуществляться в период с 2017 по 2025 год. Для противоминной обороны намечается использовать автономные и телеуправляемые подводные, надводные, воздушные средства и противоминные вертолеты, базирующиеся на боевых кораблях. В США в 2004 году был откорректирован генеральный план развития необитаемых подводных аппаратов, а в 2007-м принят документ, касающийся безэкипажных катеров. Большое внимание в обоих было уделено разработке для кораблей на ближайшую перспективу НПА и безэкипажных катеров, предназначенных для обнаружения и уничтожения мин, а также выработке концепции их развития в рамках долгосрочной перспективы. Наиболее широкими возможностями по борьбе с минами будут обладать многоцелевые корабли прибрежной зоны (LCS) типов "Фридом" и "Индепенденс", оснащенные противоминными модулями. Этот модуль включает авиационные, морские и подводные системы, предназначенные для поиска, обнаружения, классификации, опознавания и уничтожения морских мин различного типа на разных глубинах в условиях глубокого и мелкого моря. Разработка таких систем предполагает четыре этапа. По мере готовности они будут включаться в состав противоминного модуля. Только на четвертом этапе (не ранее 2019 года) тот будет соответствовать требованиям, отраженным в "Документе по повышению возможностей" (CDD - Capability Development Document). Согласно оценке командования ВМС США, этот вариант противоминного модуля по показателю производительности противоминной операции должен превзойти ТЩИМ типа "Эвенджер" с его бортовыми противоминными средствами в 4 раза. В состав противоминного модуля будет входить система поиска мин AN/ WLD-1(V)2, создаваемая на основе AN/ WLD-1(V)1, разрабатывавшейся для ЭМ УРО типа "О. Бёрк". Новая система состоит из радиоуправляемого полупогруженного аппарата (RMMV - Remote Multi-Mission Vehicle) с дизельной энергетической установкой и буксируемого им аппарата с ГАС AN/AQS-20A. Она включает оборудование для постановки и выборки аппарата. Аппарат RMMV оборудован аппаратурой связи в пределах прямой видимости (12-15 миль, 1,7-2 ГГц, 3,15 Мбит/с) и загоризонтной связи (30-40 МГц, 45 кбит/с). Для обнаружения мин и препятствий в зоне образования прибойных волн (глубины от 3 м до уреза воды) и на берегу в районе высадки десанта разрабатывается система COBRA (Coastal Battlefield Reconnaissance and Analysis). В составе противоминного модуля элементы этой системы будут размещены на БЛА MQ-8B вертолетного типа. Для противоминного модуля разрабатывается автономный подводный аппарат "Найф-фиш" (Knifefish) (SMCM UUV - Surface Mine Countermeasure Unmanned Undersea Vehicle). Прорабатываемый 533-мм вариант имеет длину 6,6 м, массу 923 кг, оснащен литий-ионной АкБ и способен обеспечить автономность плавания в течение 16 ч. Модуль будет включать два НПА этого типа. С 2016 года начнется закупка аппаратов небольшими партиями, а с 2019-го планируется приступить к их серийному производству. АПА "Найффиш" будет оборудован ГАС с синтезированной апертурой, работающей в широком диапазоне частот (низких-очень низких). В настоящее время в миноискании широко применяются высокие частоты работы ГАС. Такие станции позволяют получать гидроакустические портреты (изображения) обнаруживаемых объектов и далее классифицировать последние, например, при помощи ЭВМ. Однако в условиях сильных помех от дна прибрежных вод или при отражении сигналов от мин, по форме напоминающих естественные объекты (например, камень) или мусор (затопленные шины, бочки, отрезки труб и др.), их классификация затрудняется. В отличие от высокочастотных ГАС миноискания низкочастотные не позволяют получить портрет обнаруживаемого объекта, но дают возможность определить по отраженному сигналу свойства вещества, из которого состоит объект (внутреннюю структуру объекта), и на основе этой информации выполнить его классификацию. Низкие частоты, проникая в донный ил, позволят ГАС аппарата "Найффиш" обнаруживать заиленные мины. Для поиска, классификации и определения координат плавающих и якорных мин на глубине до 15-20 м предназначена авиационная лазерная система AN/ AES-1 (ALMDS - Airborne Laser Mine Detection System). Сине-зеленый лазер, составляющие приемника и другие компоненты системы располагаются в подвесном цилиндрическом контейнере, удерживаемом на вертолете при помощи универсального держателя. Общая масса оборудования в таком контейнере около 400 кг. Данные, получаемые системой во время выполнения задания, сохраняются на жестком диске большой емкости. Их обработка выполняется на корабле по окончании задания. Разработка системы ALMDS началась в 2000 году. Система производится мелкими партиями, и к началу 2014 года в ВМС поступило только 12 образцов. Всего намечается закупить 38 таких систем. Для уничтожения мин в состав противоминного модуля будет входить авиационная система уничтожения обнаруженных мин ASQ-235 (AMNS-Airborne Mine Neutralization System). Размещаемая на вертолете MH-60S, она включает пульт управления и систему запуска четырех торпедообразных НПА "Арчерфиш" (Archerfish). В таком аппарате предусмотрены ГАСМ, ТВ-камера и заряд ВВ. Управление НПА осуществляется по ВОК с вертолета. Система, предназначенная для уничтожения донных (незаиленных) и якорных мин, может применяться в глубоководных и мелководных районах. ВМС адаптируют систему AMNS также для ликвидации плавающих мин (планируется завершить работы к 2017 году) в глубоководных районах. Изначально для решения этой задачи предназначалась авиационная система быстрого уничтожения мин (RAMICS - Rapid Airborne Mine Clearance System) - 30-мм авиационная пушка для уничтожения плавающих мин (намечалось создать в 2011 году). ВМС США отказались от использования в составе противоминного модуля кораблей LCS системы OASIS (Organic Airborne and Surface Influence.Sweep), обеспечивающей буксировку электромагнитного и акустического тралов морским вертолетом MH-60S. Вместо этого в состав противоминного модуля будет включена противоминная система на основе безэкипажного катера, оборудованного акустическим и электромагнитным тралами, - автономная система неконтактного траления (UISS - Unmanned Influence Sweep System). Разработку системы UISS планируется завершить к 2017 году. (Окончание следует) Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 11776 | | |
Всего комментариев: 0 | |