Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 03:24
Ключевые слова
англо-саксы, С. Печуров, разведка

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Разведка и контрразведка

"Особые отношения" США и Великобритании в области разведки (2012)

"Особые отношения" США и Великобритании в области разведки

Генерал-майор С. Печуров,
доктор военных наук, профессор

Входе майского (2011) визита американского президента Б. Обамы в Ирландию и Великобританию Вашингтон и Лондон приняли обоюдное решение - организовать нечто наподобие объединенного американо-британского органа обеспечения национальной безопасности. Целью данной сделки, как подчеркивает "Дэйли мэйл", является налаживание на постоянной основе диалога представителей властных структур обеих стран по вопросам политики, обороны и безопасности, включая проблемы международного терроризма. Причем обмен мнениями предполагается вести как на личных встречах по мере необходимости, но не реже одного раза в течение шести-восьми недель, а также в форме видеоконференций1.

Между тем, несмотря на поступательное сближение военно-политических курсов Вашингтона и Лондона, начиная с конца XIX - начала XX века, о формировании "особых отношений" стали говорить лишь в годы Второй мировой войны. Именно тогда британский премьер Уинстон Черчилль впервые осознанно и на постоянной основе стал использовать термин "особость" применительно к двусторонним отношениям этих двух держав. Уже после вступления США в войну британский премьер в ходе одной из первых встреч с американским президентом Франклином Рузвельтом поделился сверхсекретной информацией по программе "Ультра" о вскрытии германских военных и военно-дипломатических шифров. Затем об "особых" американо-британских отношениях заговорили и представители заокеанского истеблишмента. При этом по обе стороны Атлантики всегда подчеркивали, что "их сердцевиной является оборонная и разведывательная кооперация, а уж затем и внешняя политика"2.

После войны, когда, по образному выражению того же Черчилля, "железный занавес опустился в центре Европы", разделив тогдашний мир по идеологическим критериям на два враждебных лагеря, американо-британская кооперация в разведывательной сфере заметно усилилась.

Начало формальному сотрудничеству в области разведки в поствоенную эпоху было положено подписанием в 1947 году специального соглашения об объединении усилий радиоразведывательных организаций англо-саксонских субъектов международных отношений - Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии и США. Естественно, первые скрипки в этом многостороннем разведывательном сообществе стали играть наиболее мощные государства - законодатели своеобразной "моды" в области разведдеятельности - США и Великобритания. Именно они и разделили зоны ответственности радиоразведывательных служб, сосредоточив усилия на СССР, его союзниках и сателлитах.

Британская штаб-квартира правительственной связи с центром в Челтенхэме взяла на себя ответственность за радиоразведку в Европейской части СССР, Восточной Европе и на Африканском континенте. Ее американский аналог - управление национальной безопасности (УНБ структура с куда более глобальным охватом) - мало того, что дублировало перехват своих коллег, но и в соответствии с договоренностями имело мощное присутствие в том же Челтенхэме, а также располагало собственными объектами радиоразведки в г. Менвит-Хилл (Йоркшир), на базе Королевских ВВС Чиксэндс и ряде других объектов на британской территории.

Помимо того, сотрудники УНБ с санкции официального Лондона вели интенсивный радиоперехват из здания американского посольства в британской столице. Вполне на законном основании с территории Великобритании вели разведку, используя свои технические возможности, такие организации - члены американского разведсообщества, как впервые "раскрытое" в 1994 году "для информирования общественности" национальное управление воздушно-космической разведки, разведывательное управление МО США и др.

Координация действий военных разведок обеих стран осуществлялась через штаб обороны Великобритании. В лучшие времена в обеих столицах насчитывалось до 200 официальных представителей американской и британской разведок3. Но и в периоды относительных охлаждений в отношениях руководства обоих государств разведкооперация, как правило, не страдала.

Особая общность разведсообществ США и Великобритании была апробирована в период Карибского кризиса осенью 1962 года

Мало того, что некоторые американские конгрессмены обвиняли президента Джона Кеннеди в том, что тот "самовольно", правда неофициально, "ввел" в свой кризисный исполнительный кабинет британского премьера Гарольда Макмиллана и посла Ее Величества (и, кстати, дальнего родственника президента) Дэвида Ормсби-Гора, а также в том, что глава объединенного бюро по разведке британского министерства обороны сэр Кеннет Стронг имел привилегию, в отличие от американских законодателей, ознакамливаться с самыми "свежими" разведсведениями о советских ракетах почти одновременно с президентом. Тем не менее, по мнению видного британского специалиста в области международных отношений Джона Дамбрелла, именно непрерывность в обмене мнениями между лидерами англосаксонских держав и главами их разведок позволила президенту Кеннеди принять единственно правильное решение и пойти на деэскалацию кризиса4.

В целом же, и это отмечается уже аналитиками США, беспрецедентная "культурная общность" американцев и британцев, лежащая в основе всего остального, позволила официальному Вашингтону без особого нажима на официальный Лондон ознакамливаться с добытой британцами информацией из столиц, где Соединенные Штаты по тем или иным причинам не были представлены или имели весьма ограниченные возможности для получения интересующей их информации5.

Своеобразно складывались отношения между двумя странами в годы Вьетнамской войны. Скорее по внутриполитическим и финансово-экономическим соображениям, нежели из-за несогласия с Вашингтоном относительно форм и способов антикоммунистической борьбы, Лондон воздержался от посылки своих войск во Вьетнам, даже несмотря на постоянное давление президента Линдона Джонсона насчет командирования туда "хотя бы символической британской роты"6. Отсутствие должной реакции со стороны Лондона вызывало приступы ярости несдержанного на эмоции американского лидера.

Однако даже совместные усилия ЦРУ и отчасти под его давлением британских спецслужб по дискредитации британского премьера-лейбориста Гарольда Вильсона и попытки представить его как "советскую подставу"7 нисколько не повлияли на поощряемую лейбористским же правительством нарастающую интенсивность обеспечения американцев развединформацией из британских источников, рост объема поставок оружия и другой помощи Южному Вьетнаму.

Более того, британская радиоразведка оказывала весьма существенное содействие УНБ в перехвате переговоров и сообщений американских антивоенных организаций и отдельных активистов, выявляя тем самым "ненадежных" и мешая координации их действий во имя прекращения "грязной войны" во Вьетнаме. В свою очередь, британская разведка всячески поощряла проникновение ЦРУ в британские же профсоюзы, пытаясь поставить их под свой контроль8.

Следующий крутой поворот в истории британо-американских отношений был вызван событиями лета 1974 года вокруг попытки проамериканской военной хунты в Афинах посадить свою марионетку на Кипре. С одной стороны, американцев, конечно же, не устраивал дрейф режима президента Кипра архиепископа Макариоса в направлении соцлагеря. Они опасались, что с одной стороны, неминуемо встанет вопрос о закрытии на острове британских баз с размешенными на них средствами разведки и мониторинга советских ядерных испытаний. С другой, Лондон жестко предостерегал Вашингтон, что в случае вмешательства Афин в дела Кипра встанет вопрос о военном вторжении турок и фактическом разделе острова по общинному принципу, что также может привести к ликвидации указанных разведвозможностей.
Тем не менее при "попустительстве" Вашингтона все случилось в той последовательности, как и предсказывалось: мятеж в Никосии, вторжение турок, раздел независимого государства на две части. Однако неимоверными совместными усилиями Вашингтону и Лондону удалось сохранить на острове и британские базы, и "разведывательные возможности", реализуемые строго в соответствии с характером "особых отношений" между США и Великобританией.

И эти усилия вскоре были с лихвой вознаграждены. После иранской революции 1979 года и тотального закрытия американских военных, в том числе разведывательных, объектов в этой стране, нацеленных главным образом на отслеживание военной деятельности в СССР, центр разведактивности США в том же направлении был перенесен на объекты, расположенные на британских базах на Кипре9.

Ярким проявлением "особости" в отношениях США и Великобритании и центральной роли при этом разведывательной кооперации двух стран явилась так называемая фолклендская война 1982 года

Несмотря на однозначность в определении виновника в ее развязывании - аргентинской военной хунты - и формальной правомерности действий Лондона в "отражении агрессии", Вашингтон оказался в наиболее щекотливом положении. Анонсируя себя в качестве гаранта безопасности и стабильности в Западном полушарии ("Доктрина Монро"), американское руководство, с одной стороны, было обязано не допустить перехода кризиса в военную фазу, тем более с участием "внерегиональной державы", а с другой - в силу "особых отношений" с Великобританией и соответствующих писаных и неписаных обязательств помочь ей в восстановлении статус-кво. Неубедительные попытки посредничества официального Вашингтона вызывали лишь раздражение как в Буэнос-Айресе, так и в Лондоне. В конце концов президент Р. Рейган снял "маску миротворца" и дал команду встать на сторону своего "испытанного союзника". Всякая помощь Аргентине была прекращена и, наоборот, в оперативном порядке организован поток самого современного оружия для нужд британских ВС. Но более важным вкладом в победу британцев оказалась опять же разведывательная кооперация. Американцы частично переключили свою спутниковую разведку на нужды своего союзника, помогли быстро расколоть аргентинские военные и дипломатические шифры и обеспечить британцев всей интересующей их развединформацией. Позже госсекретарь США Александр Хейг, демонстрировавший до этого "непредвзятость" и стремление своей страны к мирному разрешению конфликта, довольно цинично заявил, что "аргентинцы явно недооценили тесную оборонную связь и отношения в области разведки между Вашингтоном и Лондоном"10.

Во всех последующих кризисах и конфликтах, которые Вашингтон либо инспирировал, либо втягивался туда вынужденно, Лондон оказывался в числе первых, кто, даже формально выдерживая нейтралитет, оказывал американцам исчерпывающую разведпомощь. Так было вокруг Афганистана после ввода туда советских войск в 1979 году и вплоть до их вывода. Так было накануне и во время первой войны в Заливе в 1991 году и на протяжении всего десятилетнего кризисного развития обстановки в регионе.

Причем, как подчеркивает упоминавшийся Дж. Дамбрелл, Лондон никогда не испытывал особого желания делиться своей развединформацией с европейскими союзниками, даже в рамках НАТО, но всегда откликался на просьбы из-за океана11. За это британская разведка щедро поощрялась Вашингтоном. Так, финансируя на 90 проц. общий бюджет радиоразведывательного сообщества англо-саксонских государств, львиную его долю американцы передают британской штаб-квартире правительственной связи12.

Мегатеракты на территории США в сентябре 2001 года стали очередным импульсом к усилению взаимодействия разведслужб обоих государств. Достаточно привести такой пример. Сразу после террористической атаки специальный самолет доставил в Вашингтон всех трех глав основных британских спецслужб: Ричарда Деарлава из Ми-6 (разведка), Элайзу Мэннингхэм-Баллер из Ми-5 (контрразведка) и Франсуа Ричардса из штаб-квартиры правительственной связи13. Консультации начались незамедлительно.

Результатом подобного взаимодействия стала не только выработка объединенной стратегии действий против реального (или мнимого?) организатора терактов - исламских фундаменталистов "Аль-Каиды" в Афганистане и Пакистане, но и дальнейшие шаги по параллельной "разборке" с общим врагом англо-саксов - саддамовским Ираком.

Взаимодействие разведслужб США и Великобритании на пути к вторжению в Ирак заслуживает отдельного повествования. За повод для начала военной акции была взята раздражающая всех "игра" иракского диктатора С. Хусейна вокруг его попыток создать оружие массового поражения.

Британцы впервые, основываясь на информации своей разведки, в сентябре 2002 года опубликовали доклад о попытках иракцев приобрести в Нигере материалы, необходимые для разработки ОМП

Американцы словно ждали этого, чтобы тут же начать "расследование". Началась элементарная гонка в соперничестве уже спецслужб США за представление первыми убедительных доказательств наличия у Саддама Хусейна ОМП.

Военная разведка и ЦРУ, основываясь, каждая на своих, порой весьма сомнительных, источниках доказывали реальность фактов разработки Багдадом такого оружия. Британская же разведка, формально инициировавшая данную кампанию, невольно оказалась между жерновами двух мощнейших конкурирующих между собой разведведомств. Премьер Великобритании Тони Блэр, похоже, сам себя убедивший в правдивости фактов, приводимых разведслужбами, всецело завяз в начатых американцами военных приготовлениях, которые и привели к совместному вторжению в Ирак весной 2003 года. Признаков оружия массового поражения так и не нашли.

И все же "особый" характер отношений между США и Великобританией в области разведки многие аналитики по обе стороны океана не склонны описывать только в розовых тонах. Некоторые из них, взяв за основу разность "весовых категорий" на международной арене обеих стран, вполне резонно подчеркивают и неравноценность в обмене разведывательной информацией.

Например, тот же Дж. Дамблер в одном из своих исследований англо-американских отношений приводит выдержку из доклада госдепартамента США за 1968 год, где однозначно отмечается, что "в области разведки... Британия получает больше, чем дает, но и то, что дает, является посредственным"14.

Даже в период наибольшего расцвета двусторонних отношений в эру Рейгана-Тэтчер, один из бывших в свое время руководителей разведки Великобритании Мартин Морланд отмечает, "хотя и подразумевалось, что "все пополам", но даже и тогда американцы кое-что придерживали". При этом приводится эпизод, когда глава ЦРУ в конце 70-х годов прошлого века Стэнфилд Тернер с неуместной в данном случае прямотой отказал британцам в представлении им интересующей спутниковой информации15.

Такое "недоверие" американцев к своим британским коллегам по разведке, считает Дамбрелл, уходит корнями к первым годам "холодной войны", когда спецслужбы Альбиона были сильно скомпрометированы "кембриджскими шпионами" и другими случаями проникновения СССР в руководящие органы разведки Великобритании.

У британцев, впрочем, также были вполне резонные поводы не до конца доверять своим заокеанским коллегам. Так, "чрезмерная", по мнению официального Лондона, увлеченность президента США Б. Клинтона и его окружения игрой в посредника в деле урегулирования ситуации в Северной Ирландии в 90-е годы прошлого века, вынудила британцев "придерживать чувствительную развединформацию" и не делиться ею с американскими коллегами16.

Однако в целом данные "недоразумения" лишь ограниченно воздействуют на суть разведывательной кооперации США и Великобритании. Более того, как видно из начала повествования, Вашингтон и Лондон постоянно изыскивают возможности для доведения данного сотрудничества до совершенства. В этом плане заслуживает внимания развернувшаяся в Британии дискуссия после прихода к власти в 2010 году консерваторов относительно улучшения раз вед потенциала страны и его более плотного сопряжения с заокеанским.

Так, один из ведущих разработчиков программного документа консервативной партии "Зеленая книга по вопросам национальной безопасности" Марк Филипс, аккумулируя различные точки зрения на сей счет, предлагает кардинальным образом извлечь уроки из событий последних десятилетий, включая афганскую и иракскую кампании, в направлении модернизации национального аппарата разведки - аналога американского разведсообщества. По его мнению, наиболее рациональным является, если и не полное копирование, то учет позитивных черт американского разведсообщества, естественно, с национальным британским колоритом.

Вызывает нарекания разобщенность структур, входящих в национальный аппарат разведки и лишь формально управляемых объединенным разведывательным комитетом, представляющими собой часть политически ангажированного секретариата кабинета министров. Предлагается вернуться к вопросу о создании должности, аналогичной должности директора национальной разведки в США. введенной специальным законом в 2004 году. Предыдущая практика формирования должности координатора британской разведки в начале 2000-х годов якобы не оправдала себя, поскольку данному официальному лицу не хватало полномочий держать всю разведсистему страны жестко в одних руках. Да к тому же в качестве важнейшего аргумента в пользу копирования американской системы М. Филипс приводит несоответствие уровня высших должностных лиц британской разведки (и в прошлом, и в настоящем) уровню американского "директора", с которым "на равных" должен иметь дело его британский коллега17.

При всем при этом, подчеркивает Филипс, следуя примеру США и добиваясь определенной централизации в управлении всеми элементами национальной разведсистемы, не следует нивелировать десятилетиями складывавшиеся особенности работы, внутреннюю структуру и специфику каждой из спецслужб, входящих в национальный аппарат разведки. Более того, оставаясь самостоятельным элементом общей системы, данные спецслужбы должны саморазвиваться, чтобы соответствовать жестким требованиям современности. В качестве позитивного примера приводится созданный в 2003 году на базе службы безопасности (Ми-5) объединенный контртеррористический центр, сумевший за короткий срок органично и комплексно организовать как оперативную, так и аналитическую работу.

В то же время высказывается озабоченность в связи с тем, что урезания военных расходов и сокращения британских ВС, кстати, постоянно критикуемые из-за океана, с неизбежностью могут затронуть и такой важный элемент разведсистемы, как штаб военной разведки МО.

Таким образом, есть все основания констатировать, что "особые отношения" США и Великобритании в области разведки - это уникальное явление не только в области кооперации работы спецслужб двух главных англо-саксонских держав, но и в развитии международных отношений в целом.

Заслуживает внимания цитата из совместного исследования британских ученых Дж. Ричелсона и Д. Болла, посвященного сотрудничеству двух стран в области разведки: "Британо-американское разведсообщество с более чей четвертью миллиона персонала и бюджетом в 16-18 млрд долларов являет собой одну из самых грандиозных бюрократий в мире. Она обладает не только огромной политической силой и влиянием, но также наглядно демонстрирует все возможности величайшей бюрократической организации, включая формирование и определение целей политических объектов, которые совсем необязательно могут соответствовать национальным интересам этих государств..."18.

1 "The Daily Mail", 21 May, 2011-06-29.

2 Dumbrcll J. "A Special Relationship. Anglo-American Relations From the Cold Wartolraq". Palgrave Macmillan, US-UK, 2006, p. 12.

3 Dumbrell J. "А Special Relationship. Anglo-American Relations From the Cold War to lraq", p. 168.

4 Ibid., p. 63.

5 Ibid., p. 73.

6 Ibid., p. 191.

7 Ibid., p. 76.

8 Ibid., p. 169.

9 Duke S. "US Defense Bases in the United Kingdom*. London: Macmillan. 1987. p. 169.

10 Dumbrell J. "A Special Relationship. Anglo-American Relations From the Cold War to lraq". Palgrave Macmillan. US-UK, 2006, p. 203.

11 Ibid., p.171.

12 Ibid., p. 170.

13 Meyer Ch. "DC Confidential)), London: Weidenfeld and Nicolson, 2005, p. 188.

14 Dumbrell J. "A Special Relationship. Anglo-American Relations From the Cold War to lraq", Palgrave Macmillan, US-UK, 2006, p. 169.

15 Urban Mark. "UK Eyes Alpha: the Inside Story of British Intelligences London: Faber& Faber, 1996, pp. 59-60.

16 Seitz Raymond. "Over Неге", London: Weidenfeld & Nicolson, 1998, pp. 289-291.

17 "А Question of Security". Edited by Michael Codner and Michael Clarce. Article by Mark Philips: "Failing Intelligence: Reform of the Machinery". RUSI. London. 2010. p. 264.

18 Richelson J.T. and D.Ball. "The Ties That Bind: Intelligence Cooperation Between the UK.USA Countries^, London: Unwin Hymon. 1990, p. 301.

Зарубежное военное обозрение №2, 2012, С.38-42

Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (08.04.2012) | Автор: Генерал-майор С. Печуров

Просмотров: 4825 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов