Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 00:49
Ключевые слова
специальные операции, ПсО, ССО, ССн

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [433]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

"Психологические операции" США

"Психологические операции" США

Подполковник Е. Шаламберидзе,
кандидат военных наук

Происходящие под воздействием советской политики позитивные сдвиги в развитии советско-американских отношений и общее потепление международного климата на планете становятся важнейшими чертами современного исторического этапа. Однако этим процессам оказывают сильное противодействие те консервативные силы Запада, которые, как подчеркивается в официальной политической платформе правящей в США республиканской администрации, считают, что "диалог и взаимопонимание могут приносить успех, только если эта политика проводится с позиции силы".

В комплексе средств, используемых в рамках силового курса, США особое место отводят так называемым "психологическим операциям" (ПСО). Как определено в американских источниках, это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская или "вспомогательная" (политическая, экономическая, культурная, собственно военная и другая) деятельность, рассчитанная на враждебные, дружественные либо нейтральные аудитории, которая должна влиять на их отношение или поведение в благоприятном направлении для достижения политических и военных целей США.

Одним из главных объектов указанной деятельности в настоящее время стала политика перестройки в СССР. И это не случайно: с позиций консервативных американских кругов "более эффективный Советский Союз, если он таковым станет в действительности, будет представлять большую угрозу, и угрозу не только военную, но и экономическую". И хотя многие общественные деятели Запада сегодня, особенно после опубликования Заявления ЦК КПСС о положении в республиках Советской Прибалтики, призывают свои правительства к сдержанности, налицо резкое усиление интенсивности и расширение масштабов различного рода подрывных акций, направленных на обострение тех трудностей, которые возникли в период перестройки в СССР и ряде других социалистических стран. "Время настало, - заявил в ходе визита в июле 1989 года в ФРГ президент Дж. Буш. - В своем качестве президента я сделаю все, что в моей власти, чтобы открыть закрытые общества Восточной Европы". Его "торопит" "Вашингтон пост" от 31 августа: "Если осторожность была полезна в начале деятельности администрации Буша, то теперь, если США займут выжидательную позиции, они могут оказаться неспособными прямо влиять на борьбу за перемены в СССР".

Общее руководство "психологическими операциями" в Соединенных Штатах осуществляет совет национальной безопасности, который направляет и координирует различные пропагандистские и "вспомогательные" акции Белого дома, госдепартамента, министерства обороны, международного информационного агентства (ЮСИА), агентства международного развития (АМР) и ЦРУ. Кроме данных органов, образующих "официальную" часть аппарата "психологической войны", важнейшими элементами последнего являются также различного рода "независимые" организации: многочисленные научно-исследовательские центры, фонды, общественные образования частные средства массовой информации (см. рисунок).

В соответствии с современными взглядами военно-политического руководства США деятельность этого аппарата осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях - стратегическом, оперативном и тактическом. По отношению к СССР она ведется в настоящее время по трем основным направлениям: снижение эффективности процессов перестройки в советском обществе, противодействие росту популярности внутренней и внешней политики СССР за рубежом и осуществление различного рода "вспомогательных" акций силового давления на него на международном уровне.

Стратегические "психологические операции" Соединенные Штаты осуществляют как в мирное, так и з военное время, преследуя долгосрочные цели по подрыву морально-политических основ внешней и внутренней политики противостоящих стран и опираясь на широкий комплекс глобальных акций.

Согласно соответствующим наставлениям, их задачами являются: обострение недовольства среди населения (для этого используются национальные, религиозные, этнические, экономические, социальные, психологические и иные факторы); поддержка оппозиционных элементов и сил сопротивления правящему режиму, завоевание поддержки людей, занимающих нейтральные позиции; стимулирование противоречий между влиятельными группировками руководства противника; подрыв доверия населения к лидерам страны и целям их политики; политический раскол общества; укрепление среди населения понимания и поддержки цепей и действий США. И, как свидетельствует практика, такие задачи сегодня являются в полной мере определяющими в пропагандистской и "вспомогательной" деятельности США против советского общества. При этом под флагом "борьбы за права" человека в СССР" Вашингтон пытается одновременно решить два вопроса. С одной стороны, он намерен перевести расширяющуюся в условиях перестройки и гласности духовную и политическую активность членов советского общества в русло критиканства и организованных антисоциалистических выступлений, а с другой - спровоцировать соответствующую административно-репрессивную реакцию государства на инициируемые беспорядки и тем дискредитировать его политику перестройки.

Параллельно с воздействием на противника Соединенные Штаты осуществляют стратегические ПСО против "дружественных" и "нейтральных" по отношению к ним стран, имея следующие намерения; разоблачить и дискредитировать в глазах мировой общественности цели политики, пропагандистские и практические мероприятия противника, повысить убежденность союзников в правильности курса США и НАТО, сдерживать правительства нейтральных государств от каких-либо действий, противоречащих интересам Запада. В части мероприятий, связанных в подрывом международного авторитета СССР, вместе с распространением тенденциозной информации о внутренней жизни в советском обществе осуществляются всевозможные акции по поддержанию мифа о "советской военной угрозе". Одним из главных направлений этой деятельности сегодня по-прежнему является распространение ложного тезиса о военном превосходстве СССР при одновременном умалчивании об асимметричных качественных и количественных преимуществах собственной военной мощи. Однако в настоящее время в условиях перестройки эффективность подобного рода стратегических ПСО США заметно падает, на что с нескрываемой тревогой указывает ЮСИА в специально подготовленном для конгресса докладе "Советские активные меры в эпоху гласности".

Главными средствами пропагандистского обеспечения стратегических ПСО выступают информационные органы ЮСИА (международные спутниковые телесети "Уорлднет" и "Евронет", радиостанции "Голос Америки", "Свобода", "Свободная Европа", массовые печатные издания и телепрограммы почти в 120 странах мира), различные частные агентства печати, радио и телевидения, многие из которых удерживают за собой ведущие позиции на мировом Цинке информации. В качестве основных средств "вспомогательной" деятельности по оказанию на СССР психологического давления американские специалисты пытаются использовать гонку стратегических и обычных вооружений (угрожая, в частности, экономическим истощением Советского Союза), различного рода экономические и научно-технические эмбарго, жесткость на переговорах и т. п.

Особая роль во "вспомогательной" деятельности на стратегическом уровне отводится ЦРУ, которое призвано обеспечивать оценку политической, экономической, социальной и духовной обстановки в странах и последствий проводимых по отношению к ним "психологических операций", а также организует различного рода нелегальные подрывные акции. Так, по свидетельству западных информационных источников, именно при участии ЦРУ была осуществлена провокация с южнокорейским самолетом Боинг 747, покушение на папу римского и террористические акты в Италии "красных бригад", организованы оппозиционные, в том числе вооруженные, движения в ряде развивающихся стран, убийства различных "неудобных" политических деятелей.
В кризисных и конфликтных ситуациях главную ставку в проведении стратегических ПСО военно-политическое руководство США делает на Пентагон. При этом допускается достаточно широкий спектр вариантов демонстрации и использования силы. Сюда могут входить, например, военные провокации (типа нарушений черноморской границы СССР отрядом кораблей ВМС США) и учения (как у берегов Греции), наращивание группировок вооруженных сил (в Персидском зализе, в Панаме, у границ с Никарагуа), повышение степеней боеготовности соединений и частей (в ходе карибского и берлинского кризисов) ограниченное применение сил общего назначенья (в Ливии, Ливане, Персидском заливе) или стратегических наступательных сил (в виде возможных "выборочных" ударов ядерного или высокоточного обычного оружия).

Вместе с тем некоторые пропагандистские и "вспомогательные" акции США е масштабе региона или небольшой страны, театра войны или военных действий по современной американской классификации нередко относятся к "психологическим операциям" оперативного уровня Специальное выделение этого уровня - сравнительно новый элемент в развитии теории и практики "психологических операций" США, который отражает стремление их правящих кругов усилить эффективность своих акций подобного плана. В отличие от стратегических оперативные ПСО планируются на меньший период времени и направлены в большей степени не обыденное сознание. Главный акцент при их подготовке делается не столько на кардинальную трансформацию мировоззренческих ценностей социальных общностей, находящихся в данном регионе, сколько на их дезинформацию и дезориентацию, нагнетание у объектов воздействия таких психологических состояний, которые бы непосредственно способствовали решению поставленных задач. В мирное время эту цель предполагается достигать за счет повышения оперативной гибкости средств стратегического уровня (госдепартамента, ЮСИА, ЦРУ, министерства обороны, АМР) и их связи с действиями органов тактического звена (средств радио- и телевещания, дислоцированных в приграничных районах, а также каналов культурного обмена, контрабанды, агентурной разведки и т. п.).

Активную деятельность подобного плана в том или ином масштабе США сегодня направляют на республики Прибалтики, Закавказья, Украину, Молдавию. Так, соответствующие инструкции ЦРУ предписывают "закордонным частям Организации украинских националистов (ОУН)" и их якобы существующим на Украине "подпольным отрядам" обеспечивать "формирование фронта борьбы украинской молодежи против советского строя", "использовать вскрывшиеся в ходе перестройки противоречия социалистической системы, осуществлять акты саботажа, диверсий и демонстрации в целях установления свободы и независимости Украины". Подобные и другие убедительные материалы были представлены летом 1938 года на открытом процессе в Киеве "лидерами украинского подполья", роль которых длительное время исполняли сотрудники КГБ СССР.

Особая ставка в подрыве единства советского общества сегодня делается и на "исламский фактор". Вместе со значительным усилением интенсивности радиопропаганды на народы Средней Азии, Азербайджана, Северного Кавказа, частично Поволжья и Крыма спецслужбы США и ряда других стран заметно активизировали деятельность по нелегальным переброскам сюда различной мусульманской литературы антисоветского характера. Очевидны попытки создать здесь подпольное исламское движение, о чем свидетельствуют уроженцы Средней Азии из числа воинов-интернационалистов которых удалось освободить из плена вооруженной афганской оппозиции. Все они подвергались в пакистанских лагерях интенсивной обработке со стороны американских "советников", которые пытались склонить их к сотрудничеству и дальнейшему (после возвращения в СССР) использованию в качестве тайных организаторов этого движения.

Вместе с тем специальное выделение оперативного уровня ПСО осуществлено в США в значительной мере и в целях повышения их эффективности в вооруженных конфликтах. Его разработка в определённой степени отразила появление а теории военного искусства США в 80-е годы новых концепции, например "воздушно-наэемная операция (сражение)", а также планов развязывания "конфликтов низ-кой интенсивности".

Оперативная глубина (до 300 км и более) и динамичный характер задач вооруженных сил в ходе "воздушно-наземной операции (сражения)" требуют, по взглядам американского командования, специального уровня планирования и организаций) ПСО. Считается, что в еще большей. мере актуальность этого возрастет в "конфликтах низкой интенсивности", то есть в военных акциях США против стран "третьего мира", когда части и подразделения ПСО оперативного, а иногда и тактического уровня призваны выполнять задачи (как, например, при оккупации Доминиканской Республики и Гренады), имеющие не только военное, но и значительное политическое содержание, а также стратегические в международном масштабе последствия.

Основная цель, которую преследуют вооружённые силы США в ходе осуществления оперативных ПСО в кризисных и конфликтных ситуациях на театре войны, это максимально возможное снижение морально-психологического уровня личного состава и населения противника, находящихся в районе проведения планируемой военной кампании или в зоне оккупации.

Самостоятельным направлением оперативных ПСО, по взглядам американского командования, является также дезинформация (введение в заблуждение) противника в части задач и действий вооружённых сил США в оперативном и оперативно-стратегическом масштабах.

Тактические "психологические операции" имеют в качестве объектов воздействия отдельные, сравнительно небольшие группы людей, находящихся в пределах какой-либо ограниченной области района, населенного пункта. Они строятся на краткосрочной основе и направлены на обеспечение текущих задач политики США в данном районе. Используя в ходе этих операций в мирное время средства направленного вещания и перехвата, каналы торговли, туризма, контрабанды и агентурной разведки, а в кризисных ситуациях - воздушные зонды с листовками, подпольные радиостанции и множительную технику, США стремятся придать подобным психологическим акциям повышенную избирательность, конкретность, динамичность, быстроту перестройки аргументации, форм и средств воздействия в зависимости от изменения обстановки. Так, значительная часть радио- и печатной информации которая распространялась соответствующими органами США и НАТО в хо-де "психологических операций", направленных на обострение ситуации в Польше, содержала призывы и конкретные инструкции по организации политических демонстраций и манифестаций, забастовок на предприятиях, в учреждениях и учебных. заведениях, рекомендаций по правилам конспиративной деятельности, организации нелегальной печати, проведению саботажных, отдельных террористических и масштабных вооруженных акций. При этом их содержание, как правило, носило дифференцированный характер в зависимости от обстановки в том или ином воеводстве, городе, на крупном предприятии или в вузе.

В кризисных и конфликтных: ситуациях с участием вооруженных сил в качестве основных задач тактических ПСО выдвигаются следующие: снижение морально-боевого духа и эффективности боевых действий личного состава противника, создание атмосферы неуверенности недовольства и недоверия; осуществление действий по введению противника в заблуждение и маскировке на тактическом уровне; поддержке усилий по установлению контроля над гражданским населением, военнопленными и интернированными лицами; противодействие враждебной пропаганде.

Для практической организации ведения ПСО в ходе, военных действий создан соответствующий механизм. Общее руководство по обеспечению ПСО на стратегическом уровне осуществляют военно-политическое руководство через комитет начальников штабов. "Психологические операции" на оперативном уровне обеспечиваются штабами главнокомандующих (командующих) объединенными (специальными) командованиями. Планы и программы деятельности на этом уровне разрабатываются специальными подразделениями ПСО при данных штабах в соответствии с директивами СНБ, установками КНШ, а также рекомендациями ЦРУ, ЮСИА и РУМО. Реализация этих планов осуществляется частями и подразделениями ПСО (группами, батальонами, ротами) которые действуют в составе соответствующих формирований сухопутных войск и оснащены необходимой полиграфической и множительной техникой, стационарными и мобильными радиостанциями, теле- и киноустановками, средствами радиоперехвата и связи с автоматизированными информационными системами. В оперативном плане они подчинены штабам объединенного командования, корпуса, дивизии с сохранением административного подчинения вышестоящим органам ПСО. В административном плане данные части и подразделения объединяются в группы ПСО, которые не имеют жесткой организации, формируются в соответствии с решаемыми задачами и подчиняются командованию сухопутных войск на ТВД.

По штатной структуре в американской армии предусматривается иметь четыре группы ПСО, из состава которых на ТВД могут быть созданы группы следующих типов:
- общей поддержки (три - пять батальонов), которая развертывается в зоне коммуникаций и обеспечивает задачи по обработке информации и подготовке пропагандистских материалов, по материально-техническому обеспечению других частей ПСО на ТВД, а также по работе с военнопленными и населением на оккупированных территориях;
- непосредственной поддержки боевых действий корпусов и дивизий, в составе штабов которых производится планирование тактических ПСО, обеспечивающих в совокупности решение тех или иных задач оперативного масштаба.

Следует отметить, что военно-политическое руководство США в ходе подготовки и ведения военных действий стремится в максимальной степени обеспечивать координацию и взаимосвязь различных сил и средств, форм и методов ПСО на всех уровнях их ведения. И это наглядно демонстрирует деятельность США по захвату Гренады,
Так, на стратегическом уровне ПСО, направленной против этой страны, Средства массовой информации Соединенных Штатов и ряда стран Карибского бассейна стали распространять дезинформацию о том, что на о. Каррику находятся кубинские войска, а "правящий в стране коммунистический режим подорвал национальные демократические институты и создает угрозу для всего региона" и т. д. Одновременна в целях дестабилизации экономической обстановки американская администрация добивалась блокирования финансовой поддержки Гренады со стороны Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Межамериканского банка развития, Карибского бачка развития и других организаций. Развязывание и ход агрессии сопровождались резкой активизацией пропагандистской деятельности США, многочисленными выступлениями президента, госсекретаря, американского представителя в ООН, использованием международных телевизионных и радиовещательных систем, агентств печати с целью морального, правового и политического обоснования этого акта.

На оперативно-стратегическом уровне силами министерства обороны была проведена операция по маскировке приготовлений к агрессии. За месяц до ее начала Пентагон распространил информацию о том, что в связи с обострением обстановки планируется переброска на Ближний Восток двух авианосных групп. В соответствии с этим в объявленном направлении из военно-морской базы Норфолк вышли амфибийно-десантная и авианосная многоцелевая группы. Через несколько дней плавания они сменили свой курс и в режиме полного радиомолчания начали следовать к о. Гренада, сосредоточились в 5 милях восточнее и 30 милях северо-западнее острова.

На оперативно-тактическом
уровне вместе с началом боевых действий и демонстративным устрашением противника боевой мощью своих сил командование американской группировки с помощью батальона "психологических операций" провело массированные пропагандистские акции по подрыву решимости противника сопротивляться действиям морской пехоты. В листовках, которые разбрасывались с самолетов, содержались призывы к населению оставаться в местах проживания, переключить приемники на соответствующие частоты, сообщать о нахождении бойцов Революционной армии народа и кубинских войск. При этом широко использовалось радиовещание.

На тактическом уровне личный состав роты ПСО непосредственной поддержки осуществлял акции прямого психологического воздействия на сопротивлявшиеся группы противника, используя громкоговорители, установленные на боевых машинах.

После завершения операции по захвату острова соответствующие подразделения "психологических операций" участвовали в мероприятиях по "установлению порядка" на оккупированной территории, формированию вооруженных отрядов марионеточного режима из числа сторонников свергнутого в 1975 году диктатора Эрика Гейри, организации специальных лагерей и пунктов допросов военнопленных и "требующих проверки" гражданских лиц, а также в репрессивных и прочих акциях по их "обработке".

В настоящее время, несмотря на позитивные сдвиги в международных отношениях, западные империалистические круги продолжают поиск наиболее эффективных путей ведения "психологической войны" против СССР и других социалистических государств. Для этого совершенствуются теория и практика "психологических операций", усиливается их наступательность, улучшается материально-техническое обеспечение, что, по мнению американских экспертов, может способствовать повышению результативности подрывных акций.

Зарубежное военное обозрение №9 1989 С.12-16

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (02.02.2010) | Автор: Подполковник Е. Шаламберидзе

Просмотров: 8831 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов