search
menu
person

NEWS AND UDATES


Расширение военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (2018)

Расширение военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Полковник А. Маринин

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) включает в себя наиболее крупные и динамично развивающиеся в экономическом отношении государства, на долю которых приходится 40 % совокупной территории и 41 % численности населения мира (почти 3,6 млрд человек), 61 % мирового ВВП, 47 % объема международной торговли и 48 % мирового притока прямых иностранных инвестиций. Здесь сосредоточены до 65 % сырьевых богатств мира. Основные преимущества региона - его ресурсные богатства и наличие разветвленной сети морских коммуникаций. К АТР относятся страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Австралия, Новая Зеландия и малые государства Океании.

АТР - регион мира, где концентрация геополитических интересов ведущих мировых держав приводит к серьезным противоречиям, характеризующимся стремлением Соединенных Штатов сохранить свое влияние в этом регионе, в том числе за счет наращивания в нем военного присутствия. Подтверждением тому являются новые доктринальные документы 2018 года - "Стратегия национальной безопасности", "Стратегия национальной обороны" и "Обзор ядерной политики", в которых Россию и Китай обозначают в качестве геополитических противников.

В частности, в "Стратегии национальной безопасности" США выступают за сохранение их лидерства в системе региональной безопасности в АТР, основанной на "территориальной целостности и независимости стран". В то же время для США, согласно документу, приоритетными направлениями в этой сфере деятельности являются: "сохранение передового военного присутствия, позволяющего сдерживать любого противника, а в случае необходимости - нанести ему решительное поражение"; "развитие сотрудничества с Японией и Республикой Корея по созданию региональной системы противоракетной обороны"; "сохранение готовности к силовым действиям в ответ на агрессию со стороны КНДР, а также наращивание возможностей для "принудительной денуклеаризации" Корейского п-ова"; "активизация сотрудничества в областа безопасности с Индией, получившей статус основного партнера США в оборонной сфере"; "укрепление союзов с Филиппинами и Таиландом, а также развитие партнерских отношений с Вьетнамом, Индонезией, Малайзией и Сингапуром".

Политический курс Вашингтона в АТР опирается на традиционные для страны военно-политические инструменты по нескольким направлениям. Нынешняя стратегия США в АТР реализуется по линии расширения американского военного присутствия в Юго-Восточной Азии (ЮВА) и интенсификации политического диалога со странами данного региона. Их интерес здесь обусловлен поиском новых партнеров и желанием привлечь к сотрудничеству даже те государства, которые прежде не имели отношений с США в военной сфере, но в настоящее время обеспокоены жесткой позицией Китая по вопросу спорных территорий в Южно-Китайском море. При этом Соединенные Штаты пытаются интернационализировать территориальные противоречия Китая с Японией, Вьетнамом и Филиппинами с целью закрепления своей роли "беспристрастного" арбитра, чтобы иметь дополнительные рычаги давления на Пекин.

Результатом такой политики стало повышение уровня двустороннего сотрудничества вплоть до заключения с рядом государств соглашений о всеобъемлющем партнерстве (с Индонезией в 2010 году, Вьетнамом в 2013-м, Малайзией в 2014-м заключено всестороннее партнерство, подразумевающее тесные связи только в некоторых сферах), двусторонних договоров о военном и военно-техническом взаимодействии, проведении совместных военных учений. При этом Вашингтон обосновывает такое сотрудничество угрозой реализации ракетной и ядерной программ КНДР, а также необходимостью борьбы с экстремистскими религиозными, националистическими и сепаратистскими движениями и группировками на Филиппинах, в Индонезии, Таиланде и Мьянме, которые для достижения своих целей используют террористические методы борьбы.

Белый дом предпринимает усилия по оживлению Договора безопасности АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США), который был оформлен в 1951 году. Тогда же была укреплена и модернизирована военная база на входящем в состав США о. Гуам в западной части Тихого океана. После того как в 1984 году Новая Зеландия объявила свою территорию и примыкающие к ней воды безъядерной зоной, Соединенные Штаты прервали с ней сотрудничество на 30 лет, в связи с чем эта организация фактически не работала. В настоящее время у Вашингтона вновь может возникнуть необходимость использовать новозеландские порты, как это делалось в годы Второй мировой войны. В ноябре 2010-го между странами была подписана Веллингтонская декларация о стратегическом партнерстве, а в 2012-м - Вашингтонская декларация о расширении военного сотрудничества.

Вашингтон активизирует также сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН - Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины). Основу сотрудничества США и АСЕАН в политической сфере и социокультурного развития составляет партнерство в области эффективного управления, равноправного и устойчивого развития и безопасности. Его участники совместно решают такие задачи, как борьба с трансграничной преступностью, защита прав человека, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, а также в сфере науки и техники и других областях. Начата реализация предложенной в 2012 году американской стороной Инициативы расширенного экономического взаимодействия США - АСЕАН, предусматривающей развитие многопланового сотрудничества.

США проводят целенаправленную политику расширения своего военного присутствия в АТР. Помимо основных военно-морских баз, расположенных на Гавайях, американские вооруженные силы размещены в ряде государств региона. Первые заокеанские военные базы они создали на территории своих колоний на Филиппинах (1899). После поражения Японии во Второй мировой войне и став союзником Республики Корея после войны на Корейском п-ове, США получили возможность располагать базы на территории этих государств.

В настоящее время администрация Д. Трампа сосредоточивает усилия на создании в АТР группировки численностью свыше 400 тыс. военнослужащих, более 50 крупных военных баз (всего здесь насчитывается свыше 200 американских военных объектов). В роли одного из главных инструментов проведения внешней политики Вашингтона выступают авианосные ударные группы. Одна из них постоянно базируется в Японии. Кроме того, с 2016 года Пентагон практикует периодическое развертывание в западной части Тихого океана еще до двух авианосных ударных групп. Эффективным средством демонстрации силы командование ВС США также считает стратегическую бомбардировочную авиацию. На авиабазе Андерсен (о. Гуам, Марианские о-ва) постоянно находятся не менее шести самолетов В-52Н, В-1В или В-2А, а в отдельных случаях группировка достигает 15 стратегических бомбардировщиков, которые регулярно патрулируют воздушное пространство над акваторией Тихого океана.

Пентагон также активно наращивает в АТР группировку противоракетных сил и средств, провоцируя тем самым гонку вооружений в регионе. В настоящее время она насчитывает в своем составе 20 кораблей, способных решать задачи противоракетной обороны, две противоракетные батареи ТХААД (Terminal High Altitude Area Defense), три зенитных ракетных дивизиона "Пэтриот" ПАК-3, пять мобильных РЛС.

Вашингтон расширяет взаимодействие с Японией и Республикой Корея в целях интеграции национальных разведывательных и боевых средств данных государств в тихоокеанский сегмент глобальной системы ПРО США. Увеличиваются масштабы мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил, к которым активно привлекаются азиатские государства. За последние полтора года американцами проведено около 30 крупных совместных учений.

В рамках перебалансировки сил в АТР Соединенные Штаты намерены усилить свое военное присутствие в регионе и довести к 2020 году доли ВМС и ВВС, развернутых в этом регионе, до 60 % их общей численности. На территории Японии и Республики Корея Пентагоном создана сеть военных баз, состоящая из 240 объектов различного назначения, более 180 из которых являются его собственностью.

Активно развивается японо-американское сотрудничество в области ПРО. Правительство Японии в декабре 2017 года приняло решение о размещении в стране двух комплексов "Иджис Эшор", которые, как предполагается, должны защитить всю национальную территорию от ударов баллистических ракет. Они будут закуплены в США и обойдутся Токио примерно в 730 млн долларов каждый. Их планируется развернуть к 2023 году на полигонах японских вооруженных сил в префектурах Акита и Ямагути (северная и юго-западная часть о. Хонсю соответственно).

Япония сейчас уже обладает двухэшелонной системой ПРО. Эсминцы УРО, оснащенные многофункциональной системой управления оружием (МСУО) "Иджис", имеют на вооружении противоракеты (ПР) "Стандарт-3" мод. 1А для уничтожения баллистических ракет на среднем или конечном участке траектории. Второй эшелон ПРО включает зенитные ракетные комплексы "Пэтриот" ПАК-3, которые предназначены для перехвата ракет на заключительном участке ее траектории. Дальность их действия не превышает нескольких десятков километров.

Новыми противоракетами планируется оснастить эсминцы УРО типа "Атаго" (поставка первых четырех ожидается в 2021 году), а также ПРО "Иджис эшор". Кроме того, Япония совместно с США завершает разработку новых противоракет "Стандарт-3" мод. 2А, способных поражать цели на дальностях до 1 000 км вместо 300-500 км у "Стандарт-3" мод. 1А и 1В.

При этом наземные комплексы "Иджис Эшор" оснащаются универсальными вертикальными пусковыми установками Мк 41, которые способны применять и ударное вооружение, что является нарушением Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

В конечном счете к 2022 году в Японии предусматривается иметь в системе ПРО восемь эсминцев УРО с МСУО "Иджис". В ближайшее время планируется продолжить оснащение ЗРК "Пэтриот" ПАК-3 отдельных зенитных ракетных дивизионов в городах Мисава и Титосе, а к 2020 году провести модернизацию комплексов с включением в их состав противоракет ПАК-3 MSE.

Укрепляются связи США и с Республикой Корея. В соответствии с двусторонним соглашением о сотрудничестве в космическом пространстве, подписанным в сентябре 2014 года, предполагается обмен данными об объектах, находящихся на орбите Земли. На протяжении последних нескольких лет Вашингтон настаивает, чтобы РК присоединилась к глобальной американской системе противоракетной обороны. В сентябре 2017 года на южнокорейской территории завершено развертывание противоракетной батареи комплекса ТХААД. Военное руководство республики намерено до 2020 года модернизировать пусковые установки "Пэтриот" ПАК-2 до версии ПАК-3.

В настоящее время в составе ВМС РК находятся три оснащенных ракетным вооружением эсминца с системами "Иджис". Планируется построить еще три таких же водоизмещением 7 600 т каждый, расходы на постройку которых в период между 2023 и 2027 годами составят 4 трлн вон (3,8 млрд долларов).

В выстраивании региональной системы ПРО в АТР кроме Японии и Республики Корея, США опираются на своего давнего союзника - Австралию, которая в настоящее время вовлечена в реализацию ряда американских военных программ, в том числе по созданию военной спутниковой группировки широкополосной связи нового поколения (Wideband Global Satcom). На встрече в Сиднее глав оборонных и внешнеполитических ведомств Австралии и США в 2014 году было заключено соглашение о расширении военного сотрудничества, где наряду с двукратным увеличением сил морской пехоты США (с 1200 до 2500 морских пехотинцев в австралийском Дарвине на ротационной основе), подтверждалось участие кораблей ВМС страны в реализации строительства американской ПРО в АТР.

Эти планы постепенно воплощаются в жизнь. Весной 2016 года корпорация "Локхид-Мартин" начала интегрирование МСУО "Иджис" на эсминце класса "Хобард" с проведением соответствующих испытаний. Согласно программе закупок ВМС Австралии, к 2020 году на вооружении будут находиться три корабля указанного класса. В настоящее время страна имеет только средства ПВО морского базирования американского образца. Следует отметить, что в последнем программном документе "Белая книга министерства обороны Австралии" была подтверждена приверженность американскому подходу строительства ПРО в АТР. В этой связи создана двусторонняя рабочая группа по оценке возможностей участия Канберры в интегрированной противовоздушной и противоракетной обороне (Integrated Air and Missile Defense).

В целом США в Австралии располагают 13 объектами, из которых только два используются американскими ВС в режиме ограниченного доступа для австралийской стороны. Вместе с тем Австралия, отдаленная от Китая 3 тыс. км, представляет для США безусловный интерес, так как на ее территории находится крупный военный центр Пайн-Гэп, с помощью которого Вашингтон может отслеживать пуски ракет со стороны КНДР, КНР, России, Индии, Пакистана и Южной Кореи. То есть для США важность присутствия на территории Австралии связана прежде всего не столько с дислокацией там американских военнослужащих или использованием военных баз, сколько с функционированием центров перехвата и анализа разведданных.

В последнее время уровень присутствия Соединенных Штатов в данном сегменте значительно вырос, что было достигнуто не за счет открытия новых объектов, а посредством модернизации имеющихся и расширения их возможностей. При этом американские ВВС получают доступ к аэродромам в северной части страны, обсуждается возможность создания для совместного с Австралией использования военно-воздушной базы на Кокосовых островах (территория в Индийском океане, принадлежащая Австралии).

Одной из основных задач Вашингтона в АТР является создание новых военных союзов со странами региона для противодействия намерениям КНР утвердиться в качестве лидера и центра силы в этом регионе. Особую роль США отводят Индии, которая наряду с Китаем признается Белым домом одной из ведущих держав Азии. С точки зрения Вашингтона, в первую очередь Индия и государства - члены АСЕАН, а также традиционные союзники в регионе (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины и Сингапур) могут сыграть роль "противовеса" китайской экспансии в Азии и наращиванию военной мощи Пекина.

В настоящее время на Филиппинах на временной основе находится более 800 американских военнослужащих, а в перспективе - возможно создание постоянной американской военной базы. В апреле 2014 года между двумя государствами было подписано соглашение "О расширенном военном сотрудничестве", позволяющее США строить сооружения, размещать оружие и боеприпасы, военный и гражданский обслуживающий персонал на филиппинских базах. Вероятно, одной из АвБ станет Субик-Бэй - главная база Тихоокеанского флота США до 1991 года.

Американским кораблям разрешается заходить в порты, а воинским контингентам - проводить совместные военные учения на Филиппинах, в том числе в Тихом океане. В настоящее время рассматриваются предложения американской стороны о временном размещении на филиппинской территории на основе ротации американских разведывательных самолетов, о переброске на архипелаг боевых самолетов, а также об увеличении численности американского контингента (на острове Минданао с 2002 года находилось антитеррористическое подразделение для борьбы с повстанцами). Срок соглашения - 10 лет с возможностью продления. Кроме того, Агентство противоракетной обороны США еще в 2013 году рассматривало возможность установки в Юго-Восточной Азии третьего радара системы ПРО для образования "противоракетной дуги", которая позволит с более высокой степенью точности отслеживать запуски баллистических ракет из КНДР и некоторых районов Китая. При этом не исключалось, что местом его базирования могут стать Филиппины.

Соединенные Штаты, опасаясь возрастающей роли Китая в АТР, расширяют свою деятельность по созданию и активному использованию своих военно-морских баз в Сингапуре. С Вьетнамом прорабатывается возможность задействования кораблями американского 7-го оперативного флота пункта базирования Камрань. Вашингтон предложил также Ханою укрепить его морскую авиацию патрульными самолетами Р-3 "Орион". Таким образом, Пентагон намерен оказывать помощь этой стране в усилении оборонных возможностей в таких областях, как безопасность на море, поисково-спасательные работы, борьба с последствиями стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также в подготовке вьетнамских миротворцев.

Кроме того, Вашингтон развивает сотрудничество в сфере безопасности и обороны с Таиландом, Малайзией, Индонезией, Камбоджей и Мьянмой.

Так, Таиланд имеет статус "основной союзник США вне НАТО", что предопределяет всестороннее сотрудничество стран, в том числе по военной линии.

Отношения между США и Малайзией долгое время оставались достаточно напряженными. Однако ситуация изменилась в 2010 году, когда эта страна впервые приняла участие в крупнейших международных военно-морских учениях "Римпак", а в 2011-м - в учениях "Кобра голд", наращивая в дальнейшем свое присутствие на данных мероприятиях. При этом резко возросла частота посещений малайзийских портов кораблями ВМС США.

Белый дом возобновил в 2005 году военные связи с Индонезией в основном по вопросам морской безопасности в проливах. Однако за борьбой с пиратством стоит широкая программа по вовлечению Джакарты в орбиту американских интересов и военно-техническое сотрудничество, что позволило американцам реформировать ее вооруженные силы. В 2010 году стороны заключили рамочное соглашение о дальнейшем развитии двустороннего оборонного взаимодействия, и США постепенно стали снимать введенные ранее ограничения с этой страной. В январе 2015-го Вашингтон и Джакарта подписали план действий по расширению военного сотрудничества и повышению ее оборонной готовности.

Камбоджа стала одним из новых участников совместных мероприятий ОБП, предусмотренных стратегией США в этом регионе. Так, с 2010 года она предоставляет свою территорию для международных учений, проводимых в рамках американской программы "Глобальная инициатива в области миротворческих операций" (проводятся с 2006 года). Сотрудничество в области обороны между странами стало осуществляться по следующим основным направлениям: помощь США в борьбе с терроризмом, подготовка миротворцев и возможность получения профессионального военного образования. Начиная с 2006 года США израсходовали на предоставление военной техники и подготовку камбоджийских военных более 4,5 млн долларов.

В центре внимания Белого дома оказалась и Мьянма из-за подписания в мае 2011 года договора о стратегическом экономическом партнерстве с Китаем. Для Пекина эта страна представляет интерес не только как государство, богатое природными ресурсами (газ, нефть, медь, олово, лес), но и занимающее важное стратегическое положение в Бенгальском заливе. Через ее территорию пролегает кратчайший путь, соединяющий Китай с Индийским океаном. В 2013 году США и некоторые другие страны - кредиторы Мьян-мы согласились списать 50 % ее внешнего долга, были ослаблены санкции в отношении ряда банков государства. За истекший период стране была оказана помощь в размере более 200 млн долларов на программы сотрудничества в области совершенствования демократии, прав человека, верховенства закона и транспарентности. Возобновилось сотрудничество в области борьбы с наркотиками.

Военные отношения ограничены участием вооруженных сил Мьянмы в качестве наблюдателя на различных учениях, таких как, например, "Кобра Голд" в Таиланде. В настоящее время в стране происходят перемены, связанные с внешнеполитической переориентацией на США, к чему страну активно поощряет Вашингтон, обещая помощь в перестройке экономики.

Соединенные Штаты заинтересованы в сохранении "двух Китаев" и независимого состояния Тайваня. Вместе с тем Вашингтон на данном этапе сдерживает Тайбэй от формального провозглашения независимости, опасаясь, что такой шаг спровоцирует резкую конфронтацию с Пекином и потребует от США значительных усилий для обеспечения безопасности острова в соответствии с "Законом об отношениях с Тайванем" (1979), дающим право американскому президенту принимать необходимые меры для его защиты. В случае присоединения Тайваня к КНР позиции Китая в АТР существенно упрочились бы и повысились его возможности конкурировать с США за лидерство в регионе.

В настоящее время наиболее опасным очагом напряженности в регионе, способным привести к крупномасштабному вооруженному конфликту, является Корейский п-ов. Это обусловлено отсутствием эффективных механизмов поддержания стабильности и снижения уровня военного противостояния между Южной и Северной Кореей.

В то же время между двумя странами возобновились двусторонние переговоры, направленные на снижение напряженности и ядерное разоружение на полуострове. Лидеры КНДР и РК подписали в апреле с. г. совместную декларацию и договорились продвигаться в сторону полной денуклеаризации Корейского п-ова. В документе указано, что оба государства прекращают любые враждебные действия в отношении друг друга и будут добиваться между ними "постоянного и прочного" мира. Декларация включает в себя обещания продолжить сокращение вооружений, прекратить враждебные действия, превратить укрепленную границу в зону мира и начать многосторонние переговоры с другими странами ради заключения соглашения об окончании корейской войны и подписания мирного договора.

Таким образом, стратегической задачей Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе стало сдерживание растущего военного и экономического влияния Пекина. Одним из способов решения данной задачи является закрепление и наращивание военного присутствия США вокруг Китайской Народной Республики.

Зарубежное военное обозрение. 2018, №7 С. 3-10

Смотрите также
Категория: US и мир | Добавил: pentagonus (24.08.2018) | Автор: Полковник А. Маринин
Просмотров: 8056 | Теги: АСЕАН, АТР, А. Маринин, США-Япония | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar