Разработка корабельного ракетного оружия в ведущих зарубежных
странах
Капитан-лейтенант И. Шевченко
Корабельное ракетное оружие (КРО) является наиболее важной составляющей огневых
средств, находящихся на вооружении кораблей различных классов и типов. Ракетное
оружие позволяет решать широкий спектр наступательных и оборонительных задач
практически в любой тактической обстановке при ведении боевых действий на
океанских и морских ТВД. В связи с этим в ведущих зарубежных странах
модернизации существующих и созданию принципиально новых образцов корабельного
ракетного оружия уделяется особое внимание.
КРО подразделяется на несколько классов ракет, основными из которых являются
ракеты класса "корабль - берег" и противокорабельные ракеты.
Ракеты класса "корабль-берег" (крылатые ракеты морского базирования - КРМБ)
предназначены для поражения целей стратегического и оперативно-тактического
значения. В число наиболее важных из них входят базы стратегических
бомбардировщиков, готовые к взлету самолеты, шахты и мобильные пусковые
установки БР, а также ключевые объекты управления, такие как: основные командные
центры, узлы стратегической связи, радиолокационные станции раннего
предупреждения об атаке баллистических ракет и наземные станции спутниковой
системы раннего предупреждения.
Ракеты этого класса планируется использовать непосредственно в стратегическом, а
также в упреждающем ударе по основным целям перед массированным применением БР
Кроме того, они будут также решать задачи оказания огневой поддержки сухопутным
войскам и силам морской пехоты, действующим на прибрежных ТВД.
В настоящее время КРМБ состоят на вооружении кораблей ВМС только двух стран НАТО
- США и Великобритании - и представлены семейством дозвуковых ракет типа "Томахок"
различных модификаций производства корпорации "Рейтеон". Ожидается, что данные
ракеты (особенно модификации "Тактический Томахок") будут находиться на
вооружении боевых кораблей до 2025-2030 годов.
В целях подготовки к предстоящей замене существующих КРМБ и в соответствии с
современными требованиями, предъявляемыми к данному оружию, в США проводятся
работы по созданию перспективных систем ракетного оружия морского базирования с
высокими скоростями полета. К настоящему времени представлены два
демонстрационных образца ракет: HyFly для ВМС и SED-WR для ВВС.
НИОКР по созданию ракеты HyFly были направлены прежде всего на разработку новой
двигательной установки и высокотемпературных материалов для пассивной тепловой
защиты корпуса, двигателя и отдельных элементов ракеты.
Демонстрационный образец гиперзвуковой управляемой ракеты HyFly выполнен из
титановых сплавов по нормальной аэродинамической схеме. В качестве двигательной
установки (ДУ) ракеты используется двухрежимный прямоточный воздушно-реактивный
двигатель (ПВРД), работающий на жидком углеводородном топливе - авиационной
керосине JР-10. Тепловая защита корпуса, двигателя и отдельных элементов ракеты
будет обеспечиваться применением высокотемпературных керамических материалов.
Задача управления ракетой в полете в основном будет решаться с использованием
имеющихся систем связи.
На данный момент выполнен ряд испытаний и пусков демонстрационного образца
ракеты с истребителя-бомбардировщика F-I5E.
Кроме того, для решения задачи оказания огневой поддержки сухопутным войскам и
силам морской пехоты, действующим на приморских направлениях, в Соединенных
Штатах проводились НИОКР, направленные на создание демонстрационного образца
сверхзвуковой ракеты по программе RATTLRS (Revolutionary Approach То
Time-Critical Long Range Strike).
К ракете предъявлялись требования по поражению различных наземных объектов (в
том числе и мобильных целей) на дальности до 1 ООО км, при этом скорость полета
на маршевом участке траектории должна соответствовать числу М = 4,5.
Планер демонстрационного образца ракеты RATTLRS разработан по нормальной
аэродинамической схеме с цилиндрическим корпусом и стреловидным крылом.
Полномасштабная экспериментальная модель ракеты оснащена воздухозаборником с
изменяющейся геометрией, что способствует поглощению ударных волн набегающего
потока и замедлению движения до приемлемых дозвуковых скоростей для увеличения
дальности стрельбы за счет уменьшения расхода топлива при полете на дозвуковых
скоростях. Кроме того, возможность перехода в дозвуковой режим может позволить
ракете барражировать в определенном районе в ожидании момента атаки цели.
В настоящее время НИОКР по программе RATTLRS остановлены. Однако наработки и
технические решения, полученные при создании демонстрационных образцов УР по
программам HyFly и RATTLRS, могут быть использованы при определении технического
облика перспективных ракетных систем морского базирования.
Во Франции в настоящее время разрабатывается КРМБ SCALP-Naval с
дальностью стрельбы 1 ООО км, которая поступит на вооружение надводных кораблей
и подводных лодок.
В состав бортовой аппаратуры управления ракетой SCALP-Naval предусматривается
включить инерциальную навигационную систему и приемник КРНС. На конечном участке
траектории полета ракеты будет использоваться автоматическая система
распознавания объекта и инфракрасная головка самонаведения. Возможно, что ракета
будет иметь канал передачи данных. Разработанная для КРМБ комбинированная
система наведения позволит с высокой точностью поражать цели на максимальной
дальности стрельбы.
В зависимости от характера цели ракета SCALP-Naval может снаряжаться моноблочной
БЧ или суббоеприпасами. В частности, она способна нести специальную БЧ на базе
бомбы BGL-400 массой 400 кг с лазерной системой наведения для разрушения хорошо
защищенных объектов.
Большая часть облицовки КРМБ изготавливается из радиопоглощающих композиционных
материалов. Благодаря полету на малой высоте на конечном участке траектории
(6-10 м) в режиме следования рельефу местности уменьшается вероятность
обнаружения ракеты системами ПВО противника.
В 2011 году с подводной платформы осуществлен успешный испытательный пуск
SCALP-Naval, имитирующей условия запуска с борта подводной лодки. Поступление
данных ракет на вооружение эсминцев УРО типа " Клод де Форбин" и фрегатов типа
"Аквитания" ожидается к концу 2014 года, а после 2017-го ими будут вооружены
строящиеся ПЛА типа "Сюффрен" ВМС Франции.
В Китае усилия разработчиков направлены на создание дозвуковых и
сверхзвуковых КРМБ. В настоящее время на базе крылатой ракеты берегового и
авиационного базирования HN-2 ведется разработка дозвуковой КРМБ HN-3 с
дальностью стрельбы около 2 500 км.
В качестве силовой установки будет использоваться турбореактивный двигатель (ТРД).
С целью достижения заданной дальности стрельбы планируется применить конформное
размещение дополнительных топливных баков. Для вывода в район цели ракета будет
оснащена инерциальной навигационной системой с коррекцией по контуру рельефа
местности или по данным КРНС, а на конечном участке траектории предусматривается
использование оптоэлектронной системы наведения.
Несмотря набольшую дальность стрельбы, ракета по ряду показателей будет
отставать от зарубежных образцов оружия данного класса. Вероятно, что HN-3 будет
характеризоваться относительно высокой РЛ- и ИК-заметностью, при этом с учетом
дозвуковой скорости полета вероятность преодоления современных систем ПВО и ПРО
противника будет невелика. Относительно зарубежных образцов оружия, ракета будет
проигрывать и в показателях точности стрельбы.
При достаточном развитии научно-технологической базы в области ракетного оружия
этого класса, возможно, что в Китае будут разработаны более совершенные образцы,
отвечающие современным требованиям. В настоящее время наряду с разработкой
дозвуковой крылатой ракеты планируется к 2015-2020 годам создание сверхзвуковой
ракеты HN-4 (в некоторых источниках HN-2000) с дальностью стрельбы до 4 000 км.
Ракеты класса "корабль -корабль" (противокорабельные ракеты - ПКР) в
прогнозируемый период будут обеспечивать решение задачи завоевания господства на
море, подразумевающей не только уничтожение надводных кораблей противника в
открытом море, но и блокаду сил противника в базах и проливных зонах. Кроме
того, ПКР 6удут способны решать задачи нанесения ударов по наземным объектам,
расположенным на побережье.
В последнее время на Западе работы в области противокорабельных ракет морского
базирования в основном были направлены на модернизацию существующих образцов (ПКР
семейства "Гарпун", "Экзосет", "Отомат" и др.).
В США специалистами фирмы "Локхид-Мартин" ведутся работы по созданию новейшей
ПКР LRASM (Long Range Anti-Ship Missile). На начальном этапе прорабатывалась
возможность создания двух вариантов ПКР: LRASM-A (малозаметная дозвуковая ракета
класса "воздух - поверхность") и LRASM-B (сверхзвуковая противокорабельная
ракета морского базирования). Летные испытания LRASM-A запланированы на 2013
год. Разработка в США ПКР LRASM-B в настоящее время приостановлена (на ее
создание потребовалось бы около 157 млн долларов).
Таким образом, основу противокорабельного оружия морского базирования в США в
обозримом будущем составят дозвуковые ПКР семейства "Гарпун".
Во Франции в период до 2025 года противокорабельное оружие будет
представлено главным образом ПКР "Экзосет" модификации ММ-40 Block 3 с
дальностью стрельбы 180 км.
В настоящее время осуществляется поставка модернизированных противокорабельных
ракет ВМС страны. Кроме того, предусмотрена модернизация 45 ПКР "Экзосет"
предыдущей модификации до стандарта ММ-40 Block 3.
ПКР ММ-40 Block 3 "Экзосет" спроектирована по нормальной аэродинамической схеме
с крестообразным крылом и четырьмя симметрично расположенными воздухозаборниками.
В состав силовой установки входит экономичный ТРД и тандемно расположенный
твердотопливный стартовый ускоритель.
Благодаря применению новой минимальной системы управления на оптоволоконных
гироскопах с коррекцией траектории по данным КРНС "Навстар" улучшена точность
наведения ПКР на цель. Кроме того, повышена вероятность преодоления систем ПВО и
ПРО противника за счет снижения заметности ракеты. Наведение на конечном участке
траектории обеспечивается с помощью активной РЛГСН, способной к устойчивой
работе в условиях РЭП противника. Боевая часть новой модификации "Экзосет"
полностью идентична БЧ ракеты ММ-40 Block 2 "Экзосет".
Помимо модернизации состоящих на вооружении ракет класса "корабль - корабль" во
Франции, при условии возобновления работ по программе создания сверхзвуковой ПКР,
к 2020 году, может быть разработана принципиально новая противокорабельная
ракета, которая в дальнейшей перспективе заменит ПКР семейства "Экзосет".
В ближайшее десятилетие в ВМС Германии основной противокорабельной ракетой
морского базирования, вероятно, будет RBS-15 Мк 3 (совместной разработки
шведской компании "СААБ Бофорс дайнэмикс" и германской "Диль БГТ дефенс").
ПКР RBS-15 Мк 3 скомпонована по аэродинамической схеме "утка" с цилиндрическим
корпусом, крестообразными рулями и складывающимся крылом. Масса БЧ 200 кг,
скорость полета на маршевом участке траектории дозвуковая. В состав силовой
установки входит ТРД с регулируемым вектором тяги и два твердотопливных
стартовых ускорителя. При наличии топливного бака увеличенной емкости и
использовании топлива с большей плотностью максимальная дальность полета RBS-15
Мк 3 составляет 200 км. По заявлению разработчиков, в перспективе возможно
увеличение дальности полета ПКР до 400 км. Это может быть обеспечено за счет
применения микроэлектромеханических систем, что позволит снизить массу ракеты и
увеличить объем топливных баков.
В 2012 году компания СААБ получила новый контракт на поставку партии ПКР RBS-15
Мк 3 для ВМС Германии на сумму около 25 млн долларов. Кроме того, в заключенном
контракте имеется опцион на дополнительную партию ракет стоимостью 12,4 млн.
Поставки запланированы на 2014-2016 годы.
В Италии разработана новая модификация ПКР "Отомат" Мк 2 Block 4 (Теseo
Мк 2/А), которая представляет собой усовершенствованную версию ПКР "Отомат" Мк 2
Block 3, доработанную согласно требованиям ВМС Италии для нанесения ударов по
объектам и целям как в открытом море, так и в прибрежной зоне. В результате
модернизации ракета оснащена усовершенствованной активной РЛ-ГСН, новой ИНС с
использованием данных КРНС "Навстар", аппаратурой радиолинии обмена данными с
пультом управления. В ходе работ заменены аналоговые бортовые электронные
системы на цифровые, а также установлен топливный бак повышенного объема.
Двигательная установка у новой модификации ПКР "Отомат" идентична ДУ ПКР "Отомат"
Мк 2 Block 3. Максимальная дальность полета ракеты 150 км, масса БЧ около 210
кг.
В Китае основу противокорабельного оружия ВМС составят ПКР YJ, HY
и FL, а также ракеты российского производства, находящиеся на вооружении
надводных кораблей и подводных лодок. Вероятно, что в период до 2020 года с
вооружения ВМС страны будут сняты все устаревшие ПКР, часть из которых подлежит
модернизации. Кроме того, подводные корабли намечается оснащать новыми ракетами.
Общее количество типов ПКР в ВМС КНР сократится, при этом по своим
характеристикам они будут превосходить старые образцы.
Ракетное оружие класса "корабль-берег" в ВМС ведущих зарубежных стран в
период до 2025-2030 годов будет представлено ракетами "Томахок" (США) и
SCALP-Naval (Франция). При условии возобновления программ по созданию ракетного
оружия класса "корабль-берег" с высокими скоростями полета в США могут быть
разработаны ракеты, которые в дальнейшем заменят КРМБ семейства "Томахок". При
достаточная развитии научно-технологической базы в области ракетного оружия,
возможно, что в Китае будут разработаны и приняты на вооружение ВМС крылатые
ракеты, удовлетворяющие современным требованиям.
Ракетное оружие класса "корабль-корабль" в ближайшей перспективе в ВМС
ведущих зарубежных стран будет представлено модернизированными
противокорабельными ракетами основных производителей.
Зарубежное военное обозрение №11 2012, с.79-84