Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 09.12.2016, 12:41
Ключевые слова
открытые источники, OSINT, разведка

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Разведка и контрразведка

Разведка с использованием открытых источников информации в США (2010)

Разведка с использованием открытых источников информации в США

Подполковник А. Кондратьев,
кандидат военных наук,
профессор Академии военных наук

Разведка с использованием открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки. Это один из семи видов разведки1 (в зависимости от типа привлекаемых сил или средств), применяемых еще со времен Второй мировой войны. Тем не менее еще недавно такая разведка пребывала на второстепенных позициях.

В настоящее время нестабильная военно-политическая обстановка, новые экономические и военные центры силы, асимметричные угрозы, резкое увеличение информационного потока и возрастание роли самой информации стали неотъемлемыми элементами XXI века и причиной активизации усилий американского разведывательного сообщества по повышению значимости такого вида деятельности.

В сферу интересов разведки с использованием открытых источников информации входят приобретение и обработка официальных документов, проектов военных уставов и наставлений, отслеживание новых научных разработок, баз данных, коммерческих и государственных интернет-сайтов, сетевых дневников и многого другого, что стало доступно в «информационном веке». Такой вид разведки дополняет другие, но от того не становится менее важным.

Использование OSINT позволяет получить ответ на многие возникающие у военно-политического руководства страны вопросы, а также сосредоточить усилия других разведорганов на выполнении более сложных и узких задач, не распыляя силы агентурной и других разведок на добывание того, что можно получить из открытых источников.

Такой вид разведки характерен для периода проведения многонациональных и миротворческих миссий, так как снимает существующие барьеры при организации обмена разведданными между участниками кампании из разных государств. Его роль еще более возрастает в ходе специальных операций (special operations), особенно когда США хотят скрыть свое участие в них.

Значимость OSINT отмечал еще президент Линдон Джонсон, когда произносил речь на церемонии принятия присяги Ричардом М. Хелмсом в качестве директора ЦРУ (30 июня 1966 года): «Высшие достижения не являются результатом «по-секрету» пересказанной тайной информации, а происходят из терпеливого, ежечасного изучения печатных источников».

История создания. Разведку с использованием открытых источников информации развивают в разведывательном сообществе США с февраля 1941 года, то есть с момента формирования в составе комиссии по коммуникациям информационной службы зарубежного вещания (Foreign Broadcast Information Service - FBIS).

Для создания службы, главной задачей которой стал контроль радиовещания стран нацистского блока, президент Рузвельт выделил 150 тыс. долларов (в то время на эти деньги можно было построить четыре самолета Р-51 «Мустанг», ставших впоследствии одним из лучших истребителей ВВС США в период Второй мировой войны). Уже в ноябре 1941 года в г. Портланд (штат Орегон) была развернута и первая станция мониторинга.

С началом войны FBIS передали в состав министерства обороны, а после ее окончания - в ЦРУ.

До момента поглощения службы сформированным центром разведки OSINT в ее подчинении находилось 19 станций мониторинга, развернутых в разных странах мира. Их сотрудниками были не только граждане США, но и местные жители (носители языка). Часть материалов переводилась сразу на местах, другая отправлялась в центральный офис в г. Рестон (штат Виргиния). Основными потребителями подготавливаемых службой документов являлись более 700 абонентов в разведсообществе, правительственные и правоохранительные органы, а также различные ведомства федерального и местного уровней.

Тем не менее на протяжении длительного периода такой вид разведки был второстепенным, непопулярным и непрестижным. В свое время один из сотрудников разведсообщества отмечал, что «разведка на основе анализа открытой информации выглядит просто неуместной, а разведывательное сообщество предпочитает работать с агентурой и спутниками».

Призывы пересмотреть такую позицию раздавались в США давно. Но главное, по мнению многих американских аналитиков, было понять то, что тайно собранная информация не является более ценной только потому, что ее труднее добыть.

Например, аналитик ЦРУ Шерман Кент, которого в США считают отцом «аналитической разведки», еще в 1947 году утверждал, что в мирное время до 80 проц. информации, необходимой политикам для принятия решений, может быть получено из открытых источников. Позднее бывший руководитель разведуправления Пентагона США генерал-лейтенант Самуэль Уилсон дал еще более высокую оценку такой разведывательной деятельности, отмечая, что 90 проц. разведданных приходит из открытых источников и только 10 - за счет работы агентуры. В связи с этим настоящим героем-разведчиком, по его убеждению, становится не Джеймс Бонд, а Шерлок Холмс.

Первые движения в этом направлении начались сразу после окончания «холодной войны», когда изменились и угрозы, к которым должно было быть готово разведсообщество. «Если раньше главной задачей американской разведки было использование спутников для подсчета количества танков, самолетов и т. д., то сейчас возросшее число угроз вынуждает нас собирать любую доступную информацию по странам-изгоям, террористическим группировкам и любым другим вопросам, касающимся обеспечения глобальных интересов США», - отмечали в конце 80-х годов прошлого столетия американские аналитики.

Но, бесспорно, ключевую роль в этом виде разведки сыграла «информационная революция», открывшая колоссальные возможности Интернета и многократно повысившая доступность различных информационных ресурсов. Тем не менее особых успехов в тот период достигнуто не было, большая часть доступной и необходимой информации просто не собиралась, не обрабатывалась и не анализировалась. Об этом свидетельствуют и материалы деятельности трех комиссий, сформированных американским конгрессом.

Комиссия Аспин-Браун (Aspin-Brown), анализировавшая в 1996 году деятельность разведывательного сообщества после окончания «холодной войны», пришла к выводу, что оно очень медленно продвигается в направлении повышения важности и масштабов использования сведений, получаемых путем анализа открытых источников информации, особенно из сети Интернет. При этом отмечалось, что объемы подобной информации выросли в разы, но разведсообщество по-прежнему не уделяет ей достаточного внимания. Кроме того, было указано на необходимость развертывания специализированной компьютерной сети, которая позволила бы объединить работу всех аналитических структур.

В 2002 году так называемая комиссия 9/11 (9/11 Commission) тоже отметила низкий уровень использования подобной информации, предложив сформировать специальный центр в рамках ЦРУ. Позднее и комиссия Грэхэм-Тэйлент (Graham-Talent) заняла аналогичную позицию, указав на отсутствие какого-либо движения в этом направлении.

Современное состояние. 2004 год ознаменовался для американской разведки началом нового этапа масштабного реформирования. В этот год Джордж Буш подписал закон «О реформировании разведки и противодействии террористической угрозе», содержащий указания о включении OSINT-разведки в качестве полноценного и равноправного вида в деятельность разведывательного сообщества, а также о формировании национального центра разведки на основе анализа открытых источников информации.

Специалисты нового центра2 ежегодно готовят более 2 тыс. документов, включая переводы, аналитические обзоры, видеоподборки, карты и др. Тематика документов охватывает практически все важные области: международную политику; военную, экономическую, научную и технологическую сферы; борьбу с терроризмом; контроль за распространением военных технологий; внутреннюю безопасность и т. д.

Более того, в США сформирована разветвленная сеть центров и пунктов, ведущих OSINT-разведку и предоставляющих сведения более чем 7 тыс. потребителям разведданных. И это не что иное, как результат скоординированных действий законодательной и исполнительной власти, направленных на проведение целенаправленной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Подобные структуры есть на всех уровнях. Например, Федеральное исследовательское управление библиотеки конгресса занимается информационно-аналитической деятельностью по внутренним и внешним вопросам обеспечения национальной безопасности в интересах федерального правительства. Специалисты управления способны переводить и анализировать иностранные источники на 25 языках.

Аналогичными центрами располагают также научно-исследовательские и учебные заведения США, в том числе университеты штатов Техас, Алабама, Мэриленд и многих других. Например, в католическом колледже в Эри (штат Пенсильвания) в 1995 году сформирована подобная информационно-аналитическая структура разведки с использованием открытых источников информации. Это учебное заведение тесно сотрудничает не только с ФБР, ЦРУ, министерствами обороны и внутренней безопасности, но и с национальным разведывательным советом, возглавляемым президентом страны.

В стенах данного центра проходят подготовку будущие сотрудники разведывательных ведомств, разрабатываются аналитические документы по различным вопросам. С момента создания здесь были подготовлены аналитические разработки для 51 организации (ведомства), в числе которых Белый дом, Пентагон, ЦРУ, Европейский парламент, военно-промышленные компании «Нортроп-Грумман», «Орион сайнтифик», а также всемирно известные «Кока-Кола», «Проктэр энд Гэмбл» и VISA.

Проблема переводов многочисленных информационных материалов также решена. Для этих целей еще в 2003 году по поручению конгресса США сформирован национальный центр переводов (The National Virtual Translation Center). Он представляет собой общенациональную команду виртуально объединенных высококвалифицированных лингвистов и переводчиков, использующих в своей деятельности самые современные информационные технологии, в том числе и находящие все большее распространение «обучаемые» системы машинного перевода.

Разведывательное обеспечение военных операций. Отдельного внимания заслуживает разведка с использованием открытых источников информации в военном ведомстве США. Объясняется это не только особым интересом к подобной разведдисциплине со стороны Пентагона, но и тем, что OSINT стала неотъемлемой частью любой разведывательной операции, проводимой ВС Соединенных Штатов. Более того, американские аналитики отмечают, что прямо или косвенно собранная таким образом информация становится базой для всех подобных операций и разрабатываемых документов, а ее доступность позволяет разведслужбам решать широкий круг задач без привлечения специалистов агентурной разведки и применения технических средств сбора информации. Полученные при этом данные оказывают существенное влияние на организацию строительства ВС, обеспечение их готовности, а также на эффективное планирование боевых действий.

ВС США уже имели опыт ведения разведки с использованием открытых источников информации в операциях. Первые подразделения, занимающиеся таким видом деятельности, были развернуты в 3-й пехотной дивизии, действовавшей в Ираке, в 2005 году.

Один из наиболее известных центров разведки американских вооруженных сил, который добывает разведданные подобным путем, - азиатский исследовательский институт (Asian Studies Detachment - ASD3), решающий задачи в интересах объединенного командования ВС США в зоне Тихого океана. Это учреждение, находящееся в подчинении командования разведки и безопасности сухопутных войск, функционирует с 1947 года, то есть с момента законодательного оформления деятельности американского разведывательного сообщества. Первоначально институт располагался в центральной части Токио, в 1974-м был переведен на базу американских ВС Кэмп-Дзама, а свое нынешнее название он получил только в 1981 году.

О важности разрабатываемых ASD материалов свидетельствует тот факт, что в период с 2003 по 2006 год в его адрес поступило 28 высших оценок от руководства разведуправления МО за информационно-аналитические разработки по широкому спектру вопросов - от исследования защищенных органов и пунктов управления ВС КНДР до изучения космической программы Китая.

В институте трудятся гражданские служащие - представители резерва и национальной гвардии СВ США, а также граждане Японии. Последние работают по контракту с американским правительством и занимают должности аналитиков, переводчиков, архивариусов и административного персонала, выполняя при этом задачи по сбору, анализу и обработке информации, подготовке докладов и справок. Имеющимися силами ASD обеспечивает обработку и анализ информации на бенгали, бирманском, китайском, тагальском, индонезийском, японском, кхмерском, корейском, хинди, непальском, русском, тайском и вьетнамском языках, а также на ряде европейских. Причем необходимо отметить, что данное учреждение не является центром переводов. Наоборот, его сотрудники занимаются поиском информации, ее извлечением и подготовкой докладов на своем родном языке без перевода на английский. И только после этого представители другого отдела переводят подготовленные справки и доклады.

Немаловажную роль играет и управление по исследованию ВС иностранных государств (Foreign Military Studies Office -FMSO), размещенное в Форт-Ливенворс (штат Канзас). Оно было сформировано в 1986 году для подготовки и разработки операций против СССР. Оно тогда так и называлось управление по исследованию ВС СССР. Позднее его задачи существенно расширились и стали включать помимо изучения действий ВС СССР в Афганистане и ВС РФ в Чечне исследование состояния вооруженных сил стран Европы, Азии, Латинской Америки, Китая, изучение новых форм и способов ведения военных операций, включая проблемы асимметричных войн, действий различных террористических организаций и др.

Помимо перечисленных центров своими структурами, способными вести разведку с использованием открытых источников информации, располагают объединенный аналитический центр на территории Великобритании, национальное управление геопространственной разведки, объединенный разведывательный центр командования сил специальных операций, объединенное стратегическое командование, а также ряд других организаций и ведомств.

Базы данных. Все центры OSINT-разведки в составе ведомств разведывательного сообщества интегрированы в единую информационную систему, первоначально получившую наименование информационная система открытых источников информации - OSIS. Начиная с 2006 года информационные ресурсы данной системы стали называться Intelink-U, в то время как аппаратные средства сети - DNI-U.

Материалы разведки на основе анализа открытых источников добываются из общедоступных интернет-ресурсов, газетных, телевизионных и других источников. В США уже готовый информационный продукт распространяется по сетям ограниченного доступа, главная особенность которых состоит в том, что они представляют собой виртуальные частные сети с использованием современных технологий, позволяющих обеспечить формирование требуемой логической цепочки поверх сети с низким уровнем защиты, например Интернет. Несмотря на это, уровень доверия к построенной логической сети не зависит от уровня доверия к базовым сетям благодаря применению современных средств шифрования, аутоидентификации, инфраструктуры публичных ключей, средств защиты от повторов и изменений передаваемых по логической сети сообщений.

Наполняют созданные информационные сети многочисленные базы данных и информационные сайты центров разведки всех уровней и любой принадлежности, в частности:
- база данных CIRC, содержащая свыше 10 млн статей научно-технической тематики, включая информацию о патентах, стандартах, вооружении и военной технике;
- база данных DTED, вмещающая большое количество разнообразных карт, полученных от Национального управления геопространственной разведки;
- материалы центров и пунктов информационной службы зарубежного вещания FBIS;
- база данных периодических изданий IС ROSE;
- информационные порталы научно-исследовательских и учебных заведений;
- online-справочники информационной службы Jane's Information Group;
-ресурсы негосударственного информационно-аналитического агентства STRATFOR's, предоставляющего в том числе и регулярные обновления по районам развертывания авианосных и экспедиционных ударных групп ВМС США, а также многое другое.

Внимания заслуживают и способы наполнения подобных информационных ресурсов. Например, для сбора данных с сайтов всемирной сети Интернет, ее систематизации, перевода и архивирования во Всемирной информационной библиотеке (World Basic Information Library - WBIL), обеспечение функционирования которой возложено на управление изучения вооруженных сил иностранных государств (FMSO) командования учебного и научных исследований по строительству СВ (Training and Doctrine Command - TRAD-OC), привлекается личный состав резерва сухопутных войск и других видов вооруженных сил.

Резервистами подписываются индивидуальные контракты на определенное количество часов работы в месяц, каждый получает бесплатное аппаратное и программное обеспечение, с ними проводятся специализированные шестичасовые online-курсы. При этом выданные компьютеры могут быть установлены в любом удобном для работы и оговоренном в контракте месте, в том числе и дома. Очевидно и то, что через эти аппаратные средства, являющиеся по сути ПЭВМ для служебного пользования, обеспечивается и доступ в Интернет. Привлекаемые резервисты не получают никакого денежного поощрения, но они могут рассчитывать на благодарность от командования, медали за заслуги и достижения (Army Achievement Medal, Army Commendation Medal и Meritorious Service Medal) и даже на продвижение по службе.

Что касается организации доступа потребителей к подобной информации и базам данных, то уже давно сформированное и успешно функционирующее в США информационное общество позволяет это сделать довольно просто и надежно, исключив саму возможность случайного или нежелательного проникновения в информационные ресурсы ограниченного распространения. Для этого почти во всех сетях требуется заполнить специальный электронный бланк с указанием персональных данных и места работы (службы). Иногда необходимо поручительство (ходатайство) лиц, уже имеющих подобное право, в других же случаях достаточно только персональных данных и номера карточки социального страхования.

По мнению американских специалистов, развитие компьютерных технологий, доступность Интернета и, как следствие, увеличение информационного потока открытых сведений и информации позволили вывести разведку с использованием открытых источников информации из тени и сделать ее еще более необходимой и актуальной. Применяемая сегодня в США комбинация современных технологий открывает сотрудникам разведки возможность доступа к огромным массивам данных, необходимых для оценки ситуации, осуществления контроля за обстановкой и удовлетворения потребностей органов управления в данных, необходимых для принятия обоснованных и правильных решений.

1 J.P. 2-0 Joint Intelligence, 22 июня 2007 года.

2 Intelligence Community Guidance, 2009.

3 FMI......2-32.9 Open Source Intelligence, 2006, Decembre.

Зарубежное военное обозрение №9 2010 С.28-32

Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (31.10.2010) | Автор: Подполковник А. Кондратьев

Просмотров: 7967 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
В связи с прочитанным, хочу привести одно из определений, в котором сформулированы цели разведчика (в части касающейся): это не добывание данных о противнике и охраняемых им государственных тайнах, а применение непосредственного разведывательного воздействия. При этом считается, что результатом этого воздействия, расчётно, будет преобразование (в необходимом для разведчика направлении) политического, военного или экономического курса страны разработки (разведывательного интереса), в соответствии с задачами специального (разведывательного) планирования, по обнаружению и внесению изменений, в обнаруженные тенденции и действующие решения, составляющие внешние и внутренние угрозы своей стране. При этом прямо говорится, что "цель разведывательной деятельности - это всегда результат, который приводит к качественным изменениям отношений между двумя странами или между военно-политическими блоками, в которые эти страны входят."
Таким образом, можно сделать вывод: Разведка на основе открытых источников информации вышла на новый уровень и как следствие, специальные службы получили дополнительные возможности по принятию быстротекущих решений прямого действия. В этих условиях, проводимые операции, будут отличаться всё большей и большей многоплановостью разрабатываемых информационных комбинаций и непредсказуемым применением данных двойного или тройного значения, работающим в единой формулировке по нескольким направлениям одновременно.
эксперт по статистическому контролю Скрёхин С.В.

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов