Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 19:23
Ключевые слова
Р. Симонян, разведка

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Разведка и контрразведка

Разведка в современной войне (1977)

Разведка в современной войне

(По взглядам военных специалистов США)

Генерал-майор Р. Симонян.
доктор военных наук, профессор

Разведка и подрывная деятельность давно возведены в ранг государственной политики всех без исключения империалистических стран. Но особое распространение эта тенденция получила в Соединенных Штатах Америки, разведывательные органы которых принимают самое активное участие в подготовке и осуществлении основных внешнеполитических акций американского империализма - дипломатических, экономических, военных, преследующих явно агрессивные цели.

Не кто иной, как Аллен Даллес, долгие годы руководивший американской разведкой, вынужден был признать, что "закон 1947 года о национальной безопасности... сделал разведку в нашем правительстве более влиятельной, чем это было в любом другом правительстве мира".
Американская разведка сегодня представляет собой не отдельный орган, а целое "разведывательное сообщество" с глобальной системой шпионажа*. Высшим органом военной разведки США являются разведывательное управление министерства обороны (РУМО) с подчиненными ему разведывательными службами видов вооруженных сил (армии, военно-воздушных и военно-морских сил) и управление национальной безопасности министерства обороны (УНБМО). Эти органы разведки Пентагона функционируют под руководством помощника министра обороны США по разведке, который одновременно является директором военной разведки. Он или заместитель министра обороны по военно-политическим вопросам и разведке (в Пентагоне введена и такая должность) представляет министерство обороны в комитете по зарубежной разведке США.

Для контроля за соблюдением органами военной разведки "законности" в их деятельности учреждена должность генерального инспектора по военной разведке, который подчинен непосредственно министру обороны. Свою работу он ведет в тесном сотрудничестве с наблюдательным комитетом при президенте США.

Данная структура оперативного руководства и управления военной разведкой, а также контроля за ее деятельностью была разработана и принята в ходе реорганизации разведки, проведенной в США в 1976 году.

Виды разведки. В США, как пишет известный американский специалист в области разведки Ирвинг Хеймонт, в зависимости от целевого предназначения разведка делится на национальную и военную. Первая охватывает разведывательные органы правительственных учреждений, которые ведают вопросами разработки и осуществления империалистической политики и безопасности государства. Данные такой разведки используются всеми государственными органами в интересах проведения в жизнь общей единой "национальной политики", планов и программ. Военную разведку ведут главным образом разведывательные органы вооруженных сил. Ее данные используются для разработки и осуществления военной политики, военных планов и программ.

Военная разведка в соответствии с принятой в США теорией военного искусства подразделяется на стратегическую и тактическую.

Стратегическая разведка ведется в интересах высших органов государственной власти и военного руководства, а данные, добываемые ею, служат основой для формулирования целей империалистической политики и осуществления военных мероприятий как в мирное, так и в военное время.

В отличие от стратегической разведки в компетенцию тактической разведки входит сравнительно более узкий круг вопросов, а ее данные используются при планировании боевых действий.

Роль разведки в современной войне. Американская военная печать, как правило, подчеркивает, что на протяжении всей истории войн разведке придавалось большое значение в каждом бою, операции и войне в целом. Основная причина неудач отдельных командующих (командиров) почти всегда была не в чем ином, как в их пренебрежительном отношении к разведке. И наоборот, полководцы (командиры), которым сопутствовал успех, считали, что этим они обязаны главным образом правильно организованной разведке.

В настоящее время в условиях применения ракетно-ядерного оружия роль разведки, которая была важной и в прошлом, еще более возросла. Огромная разрушительная сила ядерного оружия, большая досягаемость и точность доставки его к цели сделали разведку ключом к успеху в бою, операции и в войне. Исходя из этого, многие военные специалисты Пентагона и НАТО не без основания рассматривают ее как неотъемлемый компонент военного потенциала сторон. Они считают, что для правильной оценки возможностей противоборствующих сторон в применении средств ядерного нападения необходимо учитывать не только наличие у них ядерных боеприпасов и средств доставки, но также силы и средства разведки, которыми они располагают, их состав, быстроту действий и главным образом способность своевременно вскрывать важнейшие объекты противника и определять их координаты. Более того, они утверждают, что в современной войне, когда стороны имеют в своем распоряжении такое количество средств ядерного нападения, которое позволяет уничтожить любую по составу группировку противника, на первый план, особенно в рамках операции и боя, выдвигается проблема выявления объектов противника, то есть проблема разведки и целеуказания.

Все это привело к тому, утверждает западная печать, что в современных условиях разведка из мероприятия по боевому (оперативному) обеспечению превратилась в неотъемлемую часть боевой деятельности войск. Данное положение закреплено в соответствующих уставах и наставлениях, например в Полевом уставе армии США FM-I00-5 1976 года ("Ведение боевых действий"). Один из разделов его седьмой главы так и называется "Разведка - составная часть боевых действий".

Задачи и объекты разведки. Появление новых средств борьбы и вызванные этим коренные изменения в характере военных действий расширили сферу деятельности разведки в мирное и военное время, предъявили к ней более высокие требования и определили содержание решаемых ею задач.

Бывший министр обороны США Рамсфелд в своем докладе конгрессу о военном бюджете на 1976/77 финансовый год прямо заявил: "Сфера деятельности военной разведки является широкой. Военная разведка должна не только обслуживать потребителей разведывательной информацией на многочисленных уровнях, она обязана также удовлетворять самые разнообразные потребности каждого из них".

Таких потребителей разведывательной информации шеф Пентагона объединяет в четыре группы. К первой он относит "специалистов, разрабатывающих политику в интересах национальной безопасности", ко второй - инженерно-технический персонал, создающий оружие, к третьей - лиц, занятых в области военного планирования и к четвертой - командования стратегическими и тактическими силами (объединениями).

Объем и содержание разведывательной информации, добываемой в интересах каждой из названных групп, определяются конкретной сферой их деятельности. Считается, в частности, что в интересах объединенных командований вооруженных сил США, развернутых или дислоцирующихся в различных зонах мира, органы военной разведки должны добыть подробные сведения о "фактической и возможной деятельности противника", то есть о составе, дислокации, вооружении, боеспособности и боеготовности его вооруженных сил. Данные подобного рода для указанной группы потребителей разведывательной информации добываются в интересах подготовки и ведения боевых действий (для наиболее эффективного использования имеющихся сил) в различных видах войн при развязывании их империализмом. Применительно к СССР и другим странам Варшавского Договора органы военной разведки США особое внимание уделяют сбору и изучению сведении о ракетно-ядерных объектах, их координатах, способности к отражению внезапного ядерного удара и ведению боевых действии с применением обычных средств поражения.

Еще большую потребность в разведывательной информации, по мнению специалистов США, испытывают лица, занятые в области военного планирования (члены комитета начальников штабов, старшие должностные лица видов вооруженных сил, директора научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и помощники министра обороны). Это связано с тем, что в их обязанности входит долгосрочное планирование, необходимое для разработки предложений в области НИОКР, а также текущее и долгосрочное планирование совместного использования вооруженных сил союзников. Разведка должна обеспечить эти лица данными о возможностях и характере повседневной деятельности противника, а также о кратковременных и долгосрочных целях как противника, так и своих союзников.

Что же касается органов, занятых в области разработки вооружений, то разведка призвана добывать для них достоверные данные, касающиеся тактико-технических характеристик и возможностей иностранных систем оружия.

Однако наиболее сложными, по словам министра обороны США, являются "потребности в разведывательной информации лиц, ответственных за разработку политики обеспечения безопасности США". К этим лицам он относит членов Совета национальной безопасности и президента, которые "должны быть не только немедленно и подробно осведомлены о возникновении какой-либо конкретной кризисной ситуации, но также знать о появлении первых признаков любого возможного кризиса". Считается, что разведывательная информация, предназначенная для них. "должна быть исчерпывающей, а ее важность тщательно проанализирована до представления руководителям, принимающим решения". В этой связи перед органами военной разведки ставится задача - "обеспечить быстрый сбор, передачу, систематизацию и доведение до сведения руководства разведывательных данных, начиная с тех, которые свидетельствуют об изменении внешнеполитического курса, и кончая данными об открытых действиях другого государства на всех его уровнях".

Основным фактором повышения качества разведывательной информации иностранные военные специалисты считают четкость постановки задач потребителями информации тем, кто ее добывает. Для достижения этой цели и обеспечения тесного взаимодействия между "потребителями" и "поставщиками" разведывательной информации в 1976 году по решению военного руководства США создан разведывательный совет министерства обороны.

Улучшение качества разведывательной информации осуществляется также путем совершенствования методов анализа разведывательных данных, и в частности применения методов сравнительной оценки, а в условиях конкретной боевой обстановки (проведение учений) - моделирования боевых действий противника на основе добытых о нем сведений.

Основные принципы разведки. Важным условием успешного решения задач по разведке и осуществлению разведывательной деятельности в целом считается соблюдение основных принципов разведки.

Первым принципом, согласно уставам и наставлениям США, считается взаимозависимость разведывательной деятельности и боевых действий, которая выражается формулой: "Тактика и стратегия одновременно являются причиной и следствием разведывательной деятельности".

Обусловливается это тем, что интересы подготовки и успешного ведения боевых действий, то есть интересы тактики и стратегии, выступают в качестве "причины" организации и ведения разведки, определяют объем и содержание стоящих перед ней задач. В то же время войска ведут свои действия, применяя тактику и стратегию, исходя из условий конкретной оперативно-стратегической обстановки, где разведывательные данные о противнике играют первостепенную роль. В этом случае они (тактика и стратегия) выступают в качестве "следствия" разведывательной деятельности.

Обосновывая требования этого принципа разведки, военные теоретики США подчеркивают, что действия даже небольшого подразделения в бою оцениваются с учетом его активности в области разведки и что "от эффективности разведки в большей мере зависит эффективность тактики и стратегии". И. Хеймонг пишет также: "Согласиться с тем, что разведка является только обязанностью специалистов-разведчиков, - значит в конечном счете обречь себя на поражение. Штабные офицеры, разрабатывающие боевые приказы, и офицеры, ведающие вопросами разведки, должны работать в тесном взаимодействии. Все разногласия между офицерами штаба по оценке полученных разведывательных данных должны решаться командиром".

Второй принцип заключается в "целеустремленности разведывательных действий и полезности добываемых разведданных". Он предполагает сосредоточение основных усилий разведки на добывании таких сведений, которые необходимы командиру (командующему) для принятия "логически оправданного решения". Обосновывая сущность этого принципа, американский военный теоретик В. Плэтт указывает, что "разведывательная информация должна способствовать расширению наших познаний и нашего понимания вопросов, прямо или косвенно связанных с обеспечением национальной безопасности. Прежде всего она должна помочь решить ту проблему, которая стоит в данный момент". Считается. что непонимание или нарушение данного принципа приводит к напрасной трате сил и средств разведки и к добыванию ненужных разведывательных данных.

Третий принцип относится к своевременности добывания разведывательных данных и доведения их до всех заинтересованных инстанций. Считается, что самая нужная информация теряет всякую ценность, если она вовремя не попадет адресату и не сможет послужить основой для соответствующих действий. Упомянутый выше В. Плэтт пишет: "Полезность разведывательной информации определяется многими качествами. К их числу, безусловно, относятся такие два качества, как полнота и точность информации. Однако иногда полнота и точность могут быть частично принесены в жертву ради ее своевременности".

Четвертый принцип, согласно уставам и наставлениям армии США, заключается в том, что вся разведывательная деятельность осуществляется не эпизодически, а непрерывно, по заранее определенному (разведывательному) циклу, включающему следующие процессы: планирование разведки и постановка задач исполнителям, добывание и сбор разведывательных сведений, их обработка (учет, оценка и анализ) и составление на этой основе разведывательной оценки, рассылка разведывательных данных заинтересованным инстанциям (лицам) и их использование. Подчеркивается, что разведывательный цикл непрерывен. В то время как добывается новая информация, ранее собранные сведения обрабатываются, а готовые данные используются. Одновременно с этим уточняется план и ставятся задачи исполнителям.

К другим принципам разведки уставы и наставления армии США относят: соответствие задачи разведки нуждам командира, организующего боевые действия, планомерность ведения разведки, гибкость организации и скрытность разведывательных действий, объективный подход к оценке разведывательных сведений. При рассмотрении этих вопросов американская военная печать обычно отмечает, что полоса разведки во всех случаях должна иметь ширину и глубину примерно в полтора раза большую, чем полоса боевых действий объединения (соединения).

Раскрывая сущность объективности подхода к оценке разведывательных сведений, американские специалисты подчеркивают, что разведывательные органы должны использовать все свое умение, опыт, чтобы глубоко анализировать и делать правильные выводы из добытой информации.

Кроме того, отмечается, что разведка ведется наиболее эффективно лишь в том случае, когда она не обнаружена, то есть соблюдена скрытность действия. В этой связи одна из задач борьбы с разведкой противника, как считают американские специалисты, должна состоять в том, чтобы "не позволить ей получить данные о деятельности нашей разведки, а также те сведения, которыми мы располагаем". Вместе с тем указывается, что проведение мероприятий, направленных на обеспечение скрытности разведывательных действий, не должно ни в коем случае создавать каких-либо трудностей в рассылке разведывательной информации и в обмене ею между различными штабами. Важное место американские специалисты отводят принципу неделимости разведывательных и контрразведывательных мероприятий. Этот принцип в армии США нашел отражение в объединении разведки и контрразведки в одном разведывательном органе штаба соединения (объединения), а также в соответствующих положениях уставов и наставлений. В них, в частности, подчеркивается, что разведывательные и контрразведывательные мероприятия проводятся одновременно под руководством начальника разведки и подчиняются полностью интересам подготовки и ведения боя (операции).

Организация работы по добыванию и сбору разведывательных данных. Добывание и сбор разведывательных данных, по определению военных специалистов США, наиболее важная проблема в разведывательной деятельности войск и штабов всех звеньев. Организация работы по решению этой проблемы включает следующие мероприятия: определение задач разведки; установление очередности их выполнения; выбор органов, способных наиболее успешно решить те или иные задачи, отдача им необходимых боевых распоряжений и представление заявок на добывание разведывательных данных; проверка исполнения.

При рассмотрении вопросов, связанных с определением задач по разведке, военная печать обычно указывает, что получение исчерпывающих и абсолютно точных данных о противнике и районе боевых действий в современной войне станет крайне редким явлением. Во-первых, противоборствующая сторона будет всеми средствами противодействовать ведению разведки, во-вторых, командиры всех звеньев располагают, как правило, ограниченными разведывательными возможностями и, следовательно, должны направить имеющиеся у них силы и средства прежде всего на решение основных задач разведки, выполнение которых "составляет главное направление в деятельности разведывательных органов соединения или части (подразделения)".

К основным задачам разведки американские уставы относят: определение возможностей противника (где и какими силами может он предпринять те или иные действия), выявление его слабых сторон, боевого состава и группировки, получение данных о районе боевых действий (наличие естественных и искусственных препятствии) и о метеорологических условиях.
Другими словами, к основным задачам разведки американские специалисты относят добывание таких разведывательных данных о возможностях противника или характеристике района боевых действий, которые могут существенным образом повлиять на выбор способа боевых действий своих войск. Эти данные, по американской терминологии, относятся к "важнейшим элементам информации". Другие же возможности противника или особенности района боевых действий, которые могут повлиять на выполнение поставленной задачи, но не помешать, относятся к "остальным задачам разведки".

Указывается также, что конкретное содержание и перечень основных задач разведки меняется в зависимости от вида и этапа операции. Например, на стадии подготовки воздушно-десантной операции необходимо будет определить, какие существуют зоны выброски (высадки) в намеченном районе и каково размещение ПВО противника. В ходе проведения операции основной задачей может быть установление ядерных возможностей противника.

Поскольку ответственность за организацию разведки возложена на командиров, то американские специалисты считают, что конкретный перечень основных разведывательных данных, подлежащих добыванию, определяется командиром (командующим), который при этом действует на основе предложений начальника разведки соединения (объединения).

Подчеркивается также, что ответственность за разработку соображений по основным разведывательным задачам возлагается на начальника разведки соединения (объединения), который, прежде чем предложить командиру (командующему) внести те или иные данные в число основных задач по разведке, обязан проконсультироваться с другими офицерами штаба.

Основные задачи разведки и любые изменения в них доводятся до сведения подчиненных, вышестоящих и соседних соединений (объединений). Подчиненным частям (подразделениям) сообщаются только те из них, в выполнении которых они смогут принять участие.

Одновременно с определением разведывательных задач производится выбор сил, средств и органов, на которые должны быть возложены задачи по добыванию (сбору) разведывательных данных. При этом учитываются возможности разведывательных органов, целесообразность постановки им тех или иных конкретных задач, необходимость обеспечить многоканальность и сбалансированность действий.

Под разведывательными возможностями того или иного разведывательного органа понимается его способность добывать или собирать требуемые разведывательные данные.

Целесообразность заключается в правильном использовании разведывательных возможностей добывающих органов. Если разведывательная задача может быть лучше и быстрее выполнена воздушной разведкой, то ее не следует ставить органам наземной разведки, Многоканальность (дублирование) - это использование нескольких органов для добывания одних и тех же разведывательных данных. Необходимость этого обусловливается тем, что сопоставлением разведывательных данных, полученных различными добывающими органами из разных источников, обеспечивается их более правильная оценка.

Сбалансированность означает равномерное использование добывающих органов, при котором удается избежать того, что некоторые из них оказываются крайне перегруженными, в то время как другие не используются в полную меру.

Важным условием достижения конкретности в организации ведения разведки считается глубокое знание противника н района боевых действий. Особое внимание акцентируется на знании организационной структуры войск противника, это вооружения, тактики, системы и методов тылового обеспечения. Если основные принципы ведения воины остаются в силе для всех армий, то тактика их во многом различна. Поэтому при организации работы по добыванию и сбору разведывательных данных необходимо учитывать и выявлять особенности тактических действий противника.

В целях повышения эффективности и целеустремленности разведки вся полоса ее ведения делится на соответствующие зоны ответственности командиров подразделений, частей и соединений. При этом согласно Полевому уставу FM-100-5 командиры подразделений должны вести разведку на глубину 4-5 км (первая зона тактической разведки), в которой возможны прямая видимость целей (объектов) и ведение по ним стрельбы прямой наводкой. Командиры частей (бригад) организуют и ведут разведку на глубину до 50 км (вторая зона). Как отмечается в упомянутом уставе, эта зона является зоной стрельбы по целям с закрытых позиций, контрбатарейного огня и маневра. Командиры соединений (дивизий и корпусов) организуют и ведут разведку на глубину до 150 км от переднего края (третья зона).

Важнейшей особенностью организации работы по добыванию, сбору, обработке разведывательных сведений, а также доведению их до заинтересованных инстанций является ее строгая централизация в одном органе - центре сбора разведывательной и оперативной информации объединения (соединения).

В вооруженных силах США эти органы, кроме решения свойственных им вопросов, организуют также сбор информации и разведывательных данных о метеорологических условиях, необходимых командованию всех степеней (от разведывательного отдела и выше), координируют деятельность по добыванию данных о политической обстановке и состоянии экономики района боевых действий Они несут общую ответственность за организацию радиационного наблюдения и за своевременное представление донесений о радиоактивном заражении местности (непосредственным организатором радиационной разведки является начальник химической службы).

Разведывательные органы общевойсковых штабов всех степеней контролируют получение, рассылку и хранение топографических карт и совместно с отделом оперативной и боевой подготовки устанавливают нормы снабжения войск картами.

Ведение разведки. При рассмотрении данного вопроса западная военная печать отмечает, что современная война характеризуется разнообразием форм и способов боевых действий, вероятностью применения ядерного оружия в самых различных масштабах, совместными действиями вооруженных сил нескольких союзных государств. Важным фактором, оказывающим большое влияние на деятельность разведки, считается своеобразность обстановки "на грани войны" (период, непосредственно предшествующий развязыванию войны).

Особенность действий разведки и разведывательных органов объединений и соединений в обстановке "на грани войны" сводится к сосредоточению их усилий на сборе (добывании) разведывательных данных, обеспечивающих подготовку к началу военных действий с применением как ядерного оружия, так и обычных средств поражения. Для достижения этой цели рекомендуется еще в мирное время организовать бесперебойную информацию во всех звеньях вооруженных сил. При этом особое внимание уделяется своевременному доведению разведывательных данных до всех объединений, соединений (частей), предназначенных к использованию сразу же с началом войны.

С развязыванием военных действий усилия разведки всех видов направляются на обеспечение успешного выполнения войсками стоящих перед ними задач. При этом подчеркивается, что особенно важное значение приобретает разведка в условиях ядерной войны. Считается, что независимо от того, применяется ли ядерное оружие в ограниченном или неограниченном масштабе, основные усилия разведки направляются прежде всего на выявление объектов (целей) для ядерных ударов. В этом случае требуется создать надежную и согласованную разведывательную систему, способную своевременно обнаруживать быстро исчезающие цели для их надежного подавления и уничтожения в короткие сроки, и в то же время исключить опасность поражения своих войск.

Рассматривая условия ведения разведки в безъядерной войне, западные военные теоретики отмечают, что наиболее важной чертой, характеризующей эти условия, является возможность перехода к применению ядерного оружия в любой момент после начала безъядерных боевых действий. Именно это и определяет все стороны подготовки и ведения современного боя и операции, а следовательно, организацию и ведение разведки.

В связи с этим основные усилия разведки и всех разведывательных органов, по мнению американских военных специалистов, должны сосредоточиваться на том, чтобы добыть такие данные о группировке сил и средств противника, замыслах его действий, особенно по переходу к применению ядерного оружия, которые позволили бы, с одной стороны, эффективно поразить его важнейшие объекты, уничтожение которых приведет к его разгрому в короткие сроки, а с другой - исключить внезапное применение противником ядерного оружия.

При ведении совместных боевых действий вооруженными силами нескольких союзных государств обращается внимание на организацию лесного взаимодействия и связи соответствующих разведывательных органов. Основная цель такого взаимодействия заключается в том, чтобы избежать дублирования в действиях разведки и использовать имеющиеся силы и средства союзных армий с наибольшим эффектом.

В заключение следует подчеркнуть, что острие всей разведывательной деятельности империалистических государств направлено прежде всего против Советского Союза и других стран социалистического содружества. Это обстоятельство требует от всех советских воинов сохранения высокой бдительности и готовности сорвать любую провокацию империалистических агрессоров.

*Подробнее о "разведывательном сообществе" см. "Зарубежное военное обозрение", 1977. № 4. с. 10-17. - Ред.

Зарубежное военное обозрение, 1977, №8, с. 9-16

    

Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (23.08.2012) | Автор: Генерал-майор Р. Симонян

Просмотров: 4152 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
Да, Симонян был спецом. Великая личность.

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов