search
menu
person

NEWS AND UDATES


Реализация программы Министерства ВМС США по экономии финансовых средств и материальных ресурсов ((2012)

Реализация программы Министерства ВМС США по экономии финансовых средств и материальных ресурсов

Капитан 1 ранга В. Чертанов

Министерство ВМС США, подключившись еще в начале 2011 года к программе экономии оборонным ведомством бюджетных средств в размере более 150 млрд долларов в течение пяти последующих лет, обязалось сэкономить свыше 35 млрд, в основном из административно-организационных расходов1, и к началу 2012-го уже выполнило ряд из намеченных реорганизационных мероприятий.

Наиболее показательным из этих мероприятий стало расформирование штаба 2-го оперативного флота с передачей его функций и персонала штабу командования сил флота США. Объединению этих двух штабов, которое завершилось к началу 2012 финансового года (30 сентября 2011-го), предшествовал процесс длительного планирования и подготовки с объективным анализом функций, целей и задач их штатного персонала по управлению силами флота в операциях стратегического, оперативного и тактического уровня из центра морских операций (МОС). В течение 2011 года была проведена серия подготовительных учебных мероприятий (два в июне и два в сентябре) с детальной проверкой возможностей объединенного штаба выполнять функции оперативного управления силами флота в любых условиях обстановки. Генеральная проверка на практике и демонстрация возможностей объединенного штаба (USFFC/C2F) по управлению силами флота в военных операциях состоялись в феврале 2012 года на крупнейших за последние 10 лет маневрах амфибийно-десантных сил ВМС США "Болд аллигатор-2012"2.

Намеченная частичная реорганизация тактических соединений однородных сил флота выразилась в начале 2012 финансового года в расформировании пока только одной - 2-й - эскадры подводных сил. В декабре 2011 года ее штаб был объединен со штабом 4-й эскадры (Гротон, штат Коннектикут), а подводные лодки были распределены между 4-й и 12-й (опытовой) эскадрами.

Еще одним новогодним событием стало расформирование в составе ВМС США в зоне объединенного центрального командования (ОЦК) объединенного оперативного соединения (ООС) по охране нефтегазовых комплексов Ирака (CTFIM - Combined Task Force Iraqi Maritime), действовавшего с 2003 года в поддержку правительства Ирака по охране территориальных вод и нефтепромысловых терминалов Аль Басра и Кафр Аль Амайа (после операции "Свобода Ираку"). Официальная церемония по этому поводу состоялась 31 декабря 2011 года в ВМБ Манама (Бахрейн).

В состав соединения входили подразделения ВМС и БОХР США, Австралии и Великобритании. Эти силы координировали совместную подготовку американских и иракских надводных кораблей, патрульных катеров и вертолетов к проведению патрульных операций.

Командование ОЦК посчитало миссию CTF IM исполненной, однако, как было заявлено, задача оказания содействия морским силам Ирака, в частности, по охране и подготовке персонала нефтепромыслов к передаче их под контроль Багдада, не снимается с 5-го флота. Терминалы обеспечивают до 90 %  ВВП Ирака, а основные закупки нефти приходятся на долю США.

Масштабным мероприятием начала 2012 года стала реорганизация командования морских перевозок (КМП) ВМС США, к которой КМП (штаб в г. Вашингтон, округ Колумбия) приступило в январе 2012 года с целью, как было заявлено, повышения рентабельности и эффективности целевого использования сил и средств. Согласно плану реорганизации командование пересматривает три ключевых аспекта своих функциональных обязанностей: роль управленческого персонала трех главных штабных исполнительных служб (SES - Senior Executive Service); распределение вспомогательного корабельного и судового состава по целевым программам (направлениям) его использования; порядок управления обеспечивающими тыловыми органами в передовых операционных зонах флота.

Главные исполнительные службы (SES) КМП перераспределяют свои функции для более эффективного обеспечения подготовки корабельного и судового состава к выполнению заданных целевых программ. Одна из них будет обеспечивать материально-техническую готовность судов, находящихся в собственности государства, другая - только зафрахтованных судов, а третья будет отвечать за комплектование личным составом всех служб, органов и компонентов корабельного и судового состава КМП.

Для повышения эффективности своих операций КМП пересматривает две из бывших четырех целевых программ использования судового состава. Вспомогательный флот разделяется на два самостоятельных компонента, а часть судов специального назначения переходит в категорию судов обслуживания и поддержки сил флота. В результате штатный судовой состав командования распределяется по следующим, теперь уже пяти, категориям:

1. Силы тылового обеспечения флота (Combat Logistic Force), которые включают 32 принадлежащих государству судна подвижного тылового обеспечения из состава бывшего вспомогательного флота.

2. Силы обслуживания и поддержки (Servise Support), сформированные в составе 14 судов, четыре из которых относились ранее к категории специального назначения и 10 судов бывшего вспомогательного флота.

3. Суда специального назначения (Special Mission) - 24 эксплуатируемых по контракту судна целевого использования.

4. Суда заблаговременного складирования ОВТ и запасов МТО - 31 единица.

5. Суда обеспечения стратегических морских перевозок - 23 единицы (19 транспортов-контейнеровозов и четыре танкера).

Упорядочено также управление передовыми тыловыми органами КМП. Все 12 передовых центров и отрядов технического обслуживания судов КМП, большая часть которых была подчинена ранее командованию обеспечения флота морских перевозок (MSC's Military Sealift Fleet Support Command) со штабом в ВМБ Норфолк (штат Виргиния), передаются в распоряжение непосредственно зональных командований тылового обеспечения морских перевозок (Sealift Logistic Command).

В рамках КМП налаживается также система профессиональной подготовки персонала органов управления и специалистов всех профилей с целью повышения уровня их технических знаний, опыта и компетентности в таких областях, как кадровая политика, тыловое обеспечение, инженерные и информационные технологии.

Несмотря на изменения военно-политической обстановки в мире и существенные финансовые ограничения, штатный судовой состав КМП ВМС США стабильно поддерживается на уровне 110-120 кораблей и судов. Выработавшие свой эксплуатационный ресурс суда своевременно модернизируются или заменяются новыми. Мобилизационная готовность командования обеспечивается также наличием не менее чем 50 транспортных судов резерва первой очереди, которые находятся на стоянках резервного флота национальной обороны (РФНО) в установленной готовности к выходу в море. Не снижается и определяющая роль КМП как важнейшего компонента объединенного командования стратегических перебросок ВС США в обеспечении стратегической мобильности американских вооруженных сил.

В качестве мероприятий иного рода, непосредственно направленных на экономию материальных ресурсов, ВМС США приступили в текущем году к реализации энергетической программы, включающей освоение альтернативных источников энергии и разработку технологий нового вида топлива для кораблей флота.

Проблема обеспечения энергетической безопасности особенно обострилась в последние годы в связи с масштабным участием вооруженных сил, и в первую очередь ВМС, в военных операциях в Ираке и Афганистане. Министерство ВМС, крупнейший в США потребитель топливных ресурсов, уделяет самое пристальное внимание этой проблеме. В течение 2011 года в военно-морском колледже (Ньюпорт, штат Род-Айленд) командование ВМС провело два форума, посвященных проблемам энергетической безопасности и выработке направлений преодоления растущей зависимости флота от наличия сокращающихся запасов природных топливно-энергетических ресурсов. Перед соответствующими структурами ВМС в очередной раз была поставлена задача изыскания альтернативных источников энергии и разработки новых энергосберегающих технологий.

В январе 2012 года президент Сбединен-ных Штатов Б. Обама в своем обращении к нации особо отметил инициативы и достижения министерства ВМС в области повышения энергетической безопасности страны. Среди этих инициатив одна из важнейших - получение от таких источников, как солнце, ветер, геотермальные воды, 1 ГВт преобразованной энергии, позволяющей ежегодно обеспечивать береговые объекты ВМС, равные по общей площади

четверти миллиона домов в таких городах, как, например, Орландо (в штате Флорида), что существенно повысит безопасность и надежность электроэнергетической системы страны.

Для продвижения проектов получения такой преобразованной энергии министр ВМС учредил особую структуру - "оперативное соединение 1 ГВт" (1 GW Task Force), которое возглавила его помощник по энергетике, инфраструктуре и окружающей среде Жаклин Фаннестайл.

ВМС выдвигают и ряд других энергетических проектов, в частности использования переработанного биотоплива для обеспечения потребностей флота и преобразованной энергии - для береговых объектов. Наибольших успехов в этом направлении намечено достигнуть не позднее 2020 года, когда по крайней мере половина всей потребляемой ВМС энергии (на кораблях и на берегу) будет вырабатываться из нетрадиционных источников.

В феврале 2012 года инновационные проекты в области энергетики широко обсуждались на саммите, организованном в центре Гэйлорд (Нэшнл Харбор, штат Мэриленд) агентством НИОКР в области энергетики (ARPA-E -Advanced Research Projects Agency-Energy). Это агентство занято исследованиями и разработкой передовых технологий, призванных обеспечить национальную энергетическую и экономическую безопасность. Саммит был нацелен на выработку согласованных решений специалистами в области энергетики: учеными, представителями государственных ведомств и промышленности.

Представители штаба ВМС (директор отдела энергетической координации) и МП (отдел экспедиционной энергетики) представили на саммите информацию об инициативах ВМС в области альтернативной энергетики, которые должны повысить боеспособность и энергетическую безопасность, а также снизить зависимость флота и МП от топливных нефтепродуктов.

Ключевыми спикерами на саммите были такие известные личности, как экс-президент Билл Клинтон, Билл Гейтс и доктор Арун Маджум-дар, директор ARPA-E, который заверил, что агентство вырабатывает инновационные энергетические решения, серьезно влияющие на боевые возможности ВМС. Это, в частности, накопление энергии в стационарных и мобильных батареях, а также модули, аккумулирующие гибридную энергию, которые предназначены для использования на борту кораблей. Серьезным этапом осуществления биотопливной программы ВМС США является сертификация различных типов и классов летательных аппаратов, а также кораблей и катеров на возможность использования ими биотоплива. К апрелю 2012 года испытания такого рода проведены на истребителях-бомбардировщиках F/A-l 8D/E "Супер Хорнет", самолете РЭБ ЕА-6В "Проулер", конвертоплане MV-22 "Оспрей", учебно-тренировочном самолете Т-45, вертолете MH-60S "Сихок", БЛА MQ-8B "Файр Скаут", на патрульных и десантных катерах. Все испытания прошли успешно. При этом на истребителях-бомбардировщиках использовалась смесь биотоплива из растения камелин (рыжик) и авиакеросина JP-5 (50/50).

На эсминце типа "Спрюэнс" проводилась проверка работы корабельной ГЭУ (ГТД LM2500 и 501 -К 17) на смеси (50/50) биотоплива на основе водоросли альгае и дизельного топлива марки F-78. На такой же смеси были успешно испытытаны движители ДКВП типа LCAC.

Кульминацией этой серии испытаний должно было стать тестирование с использованием биотоплива на кораблях АУГ во время летних учений ВМС "Римпак-2012" в районе Гавайских о-вов.

Всего на указанные в рамках бюджета 2011 финансового года цели было выделено более 10 млн долларов.

Главная проблема при переходе на альтернативные источники энергии - экономическая неоправданность использования биотоплива в ВМС США в нынешних объемах. Несколько более эффективным может стать топливо на основе альгае. А пока ВМС и МП потребляют более трети общего объема всего нефтяного топлива Минобороны США, а его стоимость за последние 10 лет выросла втрое. А потому министерство ВМС настроено в отношении биотоплива очень решительно и рассчитывает в недалеком будущем добиться существенной экономии энергетических, и в частности топливных, ресурсов.

1 См.: Зарубежное военное обозрение. - № 4. - 2011. - С. 73-75.

2 См.: Зарубежное военное обозрение. - № 6. - 2012. - С. 71-79.

 

Зарубежное военное обозрение, 2012, №9, с. 82-84

Смотрите также
Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (22.10.2012) | Автор: Капитан 1 ранга В. Чертанов
Просмотров: 2629 | Теги: экономия, биотопливо, В. Чертанов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar