Рециклинг вооружения и военной техники за рубежомВ. Ковалёв Повторное использование промышленных изделий приобретает все более приоритетное значение в системе устойчивого и безопасного развития человечества. Зарубежные заказчики и поставщики все чаще используют термин "рециклинг" (recycling) как сеть жизненных циклов, в которой переход материального объекта в новое качество является одним из вариантов его многостороннего жизненного цикла. На смену стратегии "от разработки до утилизации" изделий", которая в иностранной терминологии определяется как cradle to grave (от колыбели до могилы), приходит стратегия системного рециклинга (cradle to cradle), или "С2С-цикл", основанная на технико-экономической и экологической оценке жизненного цикла изделий. Особую группу вторичных материальных ресурсов составляют образцы вооружения и военной техники (ВВТ) как наиболее дорогостоящие, с большой долговечностью и ремонтопригодностью. Долговечность ВВТ обеспечивается материалами с высокими физико-химическими свойствами для соответствия тактико-техническому заданию по живучести в условиях воздействия различных видов вооруженной борьбы, а ремонтопригодность - тщательной проработкой конструкции для выполнения работ по техобслуживанию и ремонту в короткие сроки и поддержания высокой боеготовности и боеспособности ВВТ. После Второй мировой войны США в значительных количествах сбрасывали в Тихий океан ВВТ и другие материальные ресурсы с пирсов в странах Европы и Азии. Основанием для этого зарубежные специалисты считали дороговизну морских перевозок и возможный удар по американской экономике, которая не перенесла бы огромный приток бульдозеров и тракторов, автомобилей и прицепов, запчастей и комплектующих. Однако главными причинами уничтожения таких ресурсов были нежелание безвозмездно восстанавливать экономику ослабевших стран, а также отсутствие программ и технологий их рациональной переработки для вторичного использования. Как показывает практика, вторичное использование ВВТ по другому назначению дает существенную экономию суммарных затрат на их жизненный цикл. Поэтому межконтинентальные баллистические ракеты с предельным сроком хранения привлекаются для запуска искусственных спутников Земли, военные гусеничные и колесные машины - в качестве мощных тягачей, двигатели различных образцов ВВТ после капитального ремонта - для перекачки жидкостей и газов. В ходе производства ВВТ размеры деталей, выбракованных в ходе контроля, также могут быть восстановлены до необходимых посредством напыления или нанесения износостойкого покрытия. Кроме этого, почти 60% деталей транспортных машин можно восстановить в ходе проведения капитального ремонта. Из шпилек блока цилиндров двигателей внутреннего сгорания, отправляемых в утиль, можно изготавливать сверхпрочные ключи и отвертки. Первым нормативным документом, определившим основы рециклинга ВВТ в США, а затем и в других зарубежных странах, следует считать военный стандарт 1980 года MIL-STD-1520B с изменениями 1986-го "Система корректирующих действий и ликвидации некондиционных материальных средств". В документе приводится перечень требований к системе эффективных экономических корректирующих действий и ликвидации предметов снабжения вооруженных сил (ВС) США, не соответствующих заданным требованиям или условиям договора. К предметам снабжения, для которых в стандарте используется термин "материалы", относятся материалы, составные части и детали образцов ВВТ, за исключением компьютерного программного обеспечения. Цель стандарта - выявление и устранение причин появления некондиционных предметов снабжения, предотвращение расточительства при их разбраковке, снижение стоимости изготовления, а также стимулирование качества и производительности работ при производстве, эксплуатации и утилизации предметов снабжения. При этом рециклинг ВВТ понимается как система корректирующих действий и утилизации некондиционных предметов снабжения, которые в современной терминологии определяются как вторичные материальные ресурсы (ВМР). Система операционного рециклинга ВВТ предполагает: мероприятия по коррекции свойств некондиционных предметов снабжения; правила определения кондиционности и пригодности дальнейшего использования предметов снабжения как вторичных материальных ресурсов; взаимоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком) ВВТ при проверке предметов снабжения на требования стандартов производства, технических условий и договора; учет и анализ мероприятий по корректирующим действиям и ликвидации некондиционных предметов снабжения; мероприятия по уничтожению отходов. Мероприятия по коррекции свойств некондиционных предметов снабжения включают: Правила определения кондиционности и пригодности дальнейшего использования предметов снабжения как вторичных материальных ресурсов составляют методы и средства их проверки на кондиционность, предельные и допустимые значения контролируемых параметров. При этом широко применяются статистические, физические и химические методы, контрольные графики и гистограммы, основанные на программном обеспечении методик выбора оптимальных технико-экономических вариантов коррекции ВМР. Одним из этапов определения пригодности предметов снабжения является отнесение несоответствий к незначительным или критическим. При незначительных учитываются безопасность, производительность и эффективность, надежность и ремонтопригодность, масса и внешний вид. Критическое состояние предметов снабжения предполагает выбор корректирующего действия по комплексу технико-экономических показателей. Взаимоотношения между заказчиком - администрацией США, и поставщиком (подрядчиком) устанавливаются правилами надзора министерства обороны за полнотой выполнения работ в системе ТУ на ВВТ и коррекции свойств некондиционных предметов снабжения. Для выполнения требований стандарта MIL-STD-1520B поставщик должен разработать и утвердить регламент кондиционности и рециклинга, а также иметь в штате совет по контролю предметов снабжения (Material Review Board) и совет по корректирующим действиям (Corrective Action Board). Необходимость в этих органах и их полномочия подтверждаются заказчиком ВВТ. Задача совета по контролю некондиционных предметов снабжения заключается в проверке технологии производства и их качества, а также в разработке ТУ на коррекцию их свойств в процессе производства, ремонта или переработки, которые представляются заказчику на утверждение. Кроме того, он проводит расследование причин появления некондиционных предметов снабжения, предлагает и контролирует ход мероприятий по корректировке свойств, информирует заказчика об инженерном анализе некондиций и рециклинга. Например, при американской военно-промышленной корпорации "Нортроп-Грумман", работающей в области электроники и информационных технологий, авиакосмической и судостроительной отраслях, по согласованию с Белым домом и Пентагоном функционирует совет по контролю предметов снабжения для всех существующих производственных программ, которые указываются в регламенте. На 2013 год такими программами являлись штурмовик A-10 "Тандерболт-2", стратегический разведывательный БПЛА MQ-4C "Тритон", палубные тактические транспортные самолеты C-2 "Грейхаунд" и запасные части к ним, корабль прибрежной морской зоны LCS и гибридный разведывательный беспилотник LEMV.
При этом в разработанном регламенте кондиционности и рециклинга процедуры контроля предметов снабжения и утилизации несоответствующих материалов документально оформлены, отвечают требованиям американского общества по контролю качества, утверждены системой менеджеров и согласованы с заказчиком. Требования стандарта применительно к профессиональному уровню членов данного совета корпорации согласованы с менеджерами системы качества продукции и инжиниринга, а также по машиностроению и проектированию. Совет по корректирующим действиям, который ранее существовал как совет (комитет) по внесению поправок, выполняет контрольные функции для исправления несоответствий и принятия корректирующих действий внутри цепочки поставок с целью устранения причин несоответствий и сведения к минимуму вероятности их повторения. Это касается не только существующих процессов системы менеджмента качества, включая жалобы клиентов, но и возможных отклонений от производственных и организационных норм регламента. При выявлении и устранении причины системного несоответствия совет принимает во внимание стоимость и критичность предмета снабжения, требования заказчика, тенденции ухудшения качества и другие факторы. На администрацию США возложены следующие надзорные функции: обзор, утверждение или отмена процедур регламента кондиционности и рециклинга подрядчиков; наблюдение за ТУ кондиционности, рециклинга и ремонта предметов снабжения; контроль деятельности и реорганизация советов по контролю предметов снабжения и корректирующим действиям; отмена ранее утвержденных ТУ на кондиционность и ремонт; вознаграждение подрядчика при утверждении разработанной им эффективной системы коррекции свойств некондиционных предметов снабжения. Мероприятия по уничтожению отходов, то есть отправка в лом или на уничтожение, составляют небольшую заключительную часть стандарта MILSTD-1520B. В его развитие разработан комплекс методик по проверке предметов снабжения различного исполнения и назначения. Единые методы, средства контроля и процедуры для определения кондиционности микроэлектронных устройств предусмотрены постоянно обновляющимся стандартом MIL-STD-883. Методики проверки микроэлектроники предполагают экологические тесты (методы 1001-1034), механические испытания (2001-2036), электрические цифровые испытания (3001-3024), электрические линейные испытания (4001-4007) и процедуры испытаний (методы 5001-5013). Руководство продажами и утилизацией некондиционных предметов снабжения осуществляет управление тыла минобороны США в рамках трех программ: "Демилитаризация вооружений", "Извлечение драгоценных металлов" и "Восстановление и утилизация материалов". Основные работы по определению кондиционности и разбраковке некондиционных образцов ВВТ Пентагон старается проводить собственными силами. Командование тыла ВВС имеет в подчинении 309-ю аэрокосмическую группу по техническому обслуживанию и регенерации "Амарг", осуществляющую рециклинг в специализированном хранилище самолетов и космических аппаратов (КА) на базе ВВС Дэвис-Монтан в штате Аризона. В начале 2017 года на этой авиабазе содержалось несколько десятков КА и около 5 000 военных самолетов, размещенных в следующих хранилищах: В 2005 году специалисты 309-й аэрокосмической группы переработали около 20 тыс. запчастей самолетов общей стоимостью 600 млн долларов. Экономическая эффективность "Амарг", где работает 550 человек, в основном гражданские лица, очевидна: 1 доллар, затраченный на ее содержание, приносит 11 долларов администрации США. С подрядчиками по реализации некондиционных предметов снабжения и уничтожению отходов Пентагон старается заключать среднесрочные контракты, чтобы стимулировать конкуренцию при разработке мероприятий по рациональной утилизации ВВТ. Например, корпорация "Ликвити сёрвисис", которая с 2001 года является основным подрядчиком по продаже излишков и лома ВВТ военного ведомства, в 2015-м проиграла тендер на право продавать излишки танков, трейлеров и других транспортных средств. С 2016 года она опять заключила 36-месячный контракт на реализацию лома ВВТ с выплатой минобороны 64,5% валовой перепродажи имущества и материалов. При этом корпорация получила от управления тылового обеспечения и готовности материальных средств МО пятимесячную отсрочку до вступления в силу нового контракта для отработки технологий рециклинга некондиционных предметов снабжения, том числе лома черных и цветных металлов и сплавов, резины, бумаги и других материалов. Во всех странах особенно трудоемкой является утилизация атомных подводных лодок (ПЛА), которая предполагает следующие этапы: выгрузка ядерного топлива из реактора, вырезка реакторного отсека, демонтаж оборудования, переработка отработанного радиоактивного топлива и радиоактивных отходов, размещение их на долговременное хранение в безопасном месте, разрезка корпуса на части. Переработка частей корпусов ПЛА ВМС США в металлолом в системе рециклинга началась с 1991 года, при этом часть демонтированного оборудования продается частным компаниям. С учетом рециклинга общие расходы на утилизацию одной ПЛА составляют 50 млн долларов. На 2009 год 90 ПЛА было выведено из состава ВМС и из 50 вырезаны реакторные отсеки. К 2019 году было утилизировано еще 95 ПЛА и из 75 вырезаны реакторные отсеки. На военных базах американских ВС, в том числе в Ираке, Афганистане и бывших советских республиках Центральной Азии, действуют пункты утилизации и ликвидации. Проблема рециклинга ВВТ сухопутных войск обострилась при сокращении численности воинского контингента США в Афганистане с 2014 года. Пентагон оставил на территории этой страны примерно 40% общего количества тяжелой техники и оборудования массой около 80 тыс. т и стоимостью 7 млрд долларов в виде металлолома. Основной его массив составляла бронетехника, которую уничтожали на американских базах в Афганистане нанятые рабочие из Непала. Утилизированную технику, называемую в республике "золотой пылью", продавали местным афганским строительным фирмам по очень низкой цене - несколько центов за фунт. Использовать полный рециклинг этой техники своими силами для Соединенных Штатов было слишком дорого, а передоверять такую функцию афганским властям опасно, так как значительная ее часть, прошедшая ремонт, могла попасть к талибам. Европейские страны, ориентируясь на нормативные документы Пентагона, все же отстают от США по внедрению рециклинга ВВТ. Утилизация ПЛА ВМС Великобритании должна была начаться после 2010 года, однако подходящего места для хранения радиоактивных материалов не нашлось. Как указывают иностранные источники, с 2026 года ожидается утилизация 20 ПЛА. В настоящее время страны ЕС сосредоточили свое внимание на разработке и реализации принципа использования наилучших доступных технологий без чрезмерных затрат, который был сформулирован в директиве рабочей группы по атмосферному воздуху в 1984 году и касался выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от промышленных предприятий. В развитие директивы в Европейском союзе были утверждены отраслевые справочники по большинству традиционных и инновационных материалов, которые используются и в жизненных циклах ВВТ. Развитые европейские страны, как правило, стараются не нагружать свои производственные мощности рециклингом ВВТ и массовых видов гражданской техники. Устаревшие и некондиционные образцы направляются в другие страны, например на Украину. В феврале 2007 года в Винницу из Швейцарии были отправлены 25 трамваев постройки 1960-х годов, подлежавшие утилизации. Германский концерн "Дойче бан AG", производящий разборку и захоронение вагонов, потерявших потребительские качества, готов направлять их в Россию по договору вместе с инновационными технологиями. Основной способ утилизации Европой морских судов - отправка их на разборку в Индию, Пакистан или Бангладеш, где требования регулирующих органов не такие строгие, как в развитых странах, а суда трактуются целиком как "отходы". В последнее время за рубежом все чаще обращают внимание на систему жизненного цикла промышленных изделий, включая ВВТ, как "С2С-цикл", которая понимается как производство и использование рециклируемой продукции с минимальным потоком на захоронение. Системный рециклинг определяется как сеть циклов, где отход является одним из состояний материального объекта на одной из стадий его жизненного цикла. Стратегия "переработки" предполагает использование "ядра" исходного продукта, когда оно может быть существенным образом переработано (рекондиционировано) и впоследствии в очередной раз применяться по прямому или другому назначению. Таким образом, в вооруженных силах США существует система эффективных технико-экономических корректирующих действий по рециклингу некондиционных предметов снабжения, основанная на военных стандартах. При этом координация действий Пентагона и промышленности по обнаружению и устранению причин появления некондиционных предметов снабжения, а также неоднократному использованию непригодных к эксплуатации составных частей ВВТ дает существенную экономию суммарных затрат на их жизненный цикл. В связи с этим в последнее время все большие усилия разработчиков и пользователей ВВТ направляются на производство и применение рециклируемых изделий с максимальным сроком их эксплуатации. Смотрите также | ||||
| ||||
Просмотров: 13191 | | |
Всего комментариев: 0 | |