Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 09:07
Ключевые слова
OSINT, разведка, А. Говоров, открытые источники

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [433]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Роль открытой информации и тенденции её использования разведсообществом и министерством обороны США (2012)

Роль открытой информации и тенденции её использования разведсообществом и министерством обороны США

Полковник А. Говоров

Развитие программно-аппаратных платформ вычислительной техники и телекоммуникационных технологий обеспечили техническую основу создания информационно-телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Объем передаваемой информации, другие ее количественные и качественные характеристики оказали влияние на формы и способы принятия решений, послужили причиной коренных изменений в системах поддержки принятия решений и системах разведки, играющих ключевую роль поставщика информации военно-политическому руководству страны.

Перед разведывательными органами открылась уникальная перспектива. С одной стороны, развитие глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет, глобальный охват, доступность и оперативность доставки информации, как открыто публикуемой, так и реализуемой на коммерческой основе, распространение сетей цифрового телерадиовещания, доступность геопространственной информации, с другой - возможность построения защищенных ведомственных и межведомственных систем глобального масштаба, предназначенных для распределенных операций по добыванию, обработке, хранению, распространению разведывательных сведений как в рамках одного разведоргана, так и в масштабе межведомственного обмена.

С начала 90-х годов прошлого века в разведсообществе США зарождается новая разведывательная дисциплина - OSINT1, или "Разведка на основе (с использованием - в отдельных переводах) открытых источников информации" (РОИИ). Ранее в основополагающем для разведки исполнительном распоряжении президента США от 1981 года № 12333 "Разведывательная деятельность Соединенных Штатов"2, директиве министра обороны от 1982 года DoD 5240.1-R "Организация деятельности разведывательных органов министерства обороны США, затрагивающей интересы граждан Соединенных Штатов"3 упоминалась лишь ссылка на публично доступную информацию как один из типов информации, используемой разведывательными органами.

Первым упоминанием о необходимости системной разработки открытых источников информации можно считать слушания сената США в 1992 году, где было предложено создать управление открытых источников информации4. В 1994 году директивой главы ЦРУ № 2/12 "Программа разведсообщества США по добыванию информации из открытых источников5" в этом ведомстве было создано управление реализации данной программы6 (COSPO) и начато практическое выполнение данного проекта.
В 1995 году это управление выпускает базовый документ - "Стратегический план разведсообщества США по использованию открытых источников информации7", где были заложены концептуальные основы современной РОИИ, в том числе политика добывания сведений, переноса в закрытые сети, совместного использования информации компонентами разведсообщества и т. д. Им же предписывалось создание виртуальной несекретной сети разведсообщества для обработки открытых источников информации - OSIS8, получившей в 2006 году современное название Intelink-U. Документом учреждался специальный межведомственный комитет, куда входили представители ЦРУ, управления национальной безопасности и министерства обороны. Пентагон в интересах своего разведывательного управления в рамках общей концепции с 1996 по 2004 год разрабатывает и внедряет программу DOSIP9. Централизованное информационно-техническое сопровождение проекта COSPO поручается государственной компании "Оупн соурс солюшнз" (OSS).

В 1996 году специальная комиссия конгресса по оценке роли и возможностей разведсообщества (комиссия Аспина-Брауна10) за недостаточную работу с открытыми источниками информации подвергла критике Центральное разведывательное управление. В выводах президентской комиссии "9/11" в 2004 году прозвучало предложение создать самостоятельный разведывательный орган. В том же году в законе "О реформировании американской разведки и противодействии терроризму"11 в разделе "Дополнительные направления совершенствования разведывательной деятельности" появилось нормативное понятие open-source intelligence (ранее использовавшееся только в научных публикациях, выводах комиссий, слушаниях конгресса и сената).
В 2005 году президентская комиссия Робба-Силбермана12 рекомендовала создать в составе ЦРУ самостоятельное управление. На основании выводов этой комиссии "Разведывательные возможности Соединенных Штатов по защите от оружия массового поражения"13 РОИИ было предложено включить в список разведывательных дисциплин. В результате под административным управлением ЦРУ, с подчиненностью директору Национальной разведки (DNI), в ноябре 2005 года на базе информационной службы зарубежного вещания14 был создан центр по анализу информации из открытых источников - DNI OSC15.
Таким образом, 1994-2004 годы можно считать периодом концептуального становления РОИИ, накопления опыта межведомственной и внутриведомственной работы, создания первых прототипов программно-технических средств и информационных ресурсов. С 2004-2005 годов в США начинается комплексное системное развитие новой разведывательной дисциплины, включающей ряд направлений: разработка распорядительной, нормативной и методической документации, создание организационных структур, межведомственных органов в интересах обеспечения взаимодействия организаций, занятых в процессе РОИИ, организация научно-исследовательских работ, планирование бюджетной политики, планирование и проведение НИОКР, выделение транспорта сетей передачи данных, развертывание программно-технических средств, информационное обеспечение, обучение персонала и набор специалистов.

 
Структура действующей нормативной и концептуальной документации разведсообщества США и министерства обороны, касающейся OSINT

В основу действующей нормативной базы OSINT положена директива директора национальной разведки (2006) ICD 301 "Национальный план ведения разведки на основе открытых источников информации"16. Она определяет следующие стратегические задачи РОИИ:

- принцип "первого шага" - OSINT должна быть "первым шагом" для всех разведывательных дисциплин и предшествовать агентурной разведке и разведке техническими средствами;

- опора на специально подготовленные группы экспертов в области РОИИ, обучение методикам добывания открытой информации и внедрение технологий РОИИ во все процессы разведывательной деятельности;

- глобальный охват источников информации;

- единая архитектура средств, форм и способов РОИИ;

- использование принципа skunkworks, то есть внедрение для решения отдельных задач "прорывных", высокоинтеллектуальных методов добывания информации при минимуме бюрократической волокиты и ограничений.

Директивой устанавливается политика управления процессом РОИИ в разведсообществе, проводится разграничение ответственности должностных лиц, определяется необходимая организационная структура и порядок взаимодействия организаций и ведомств разведсообщества США.
На основании директивы ICD 301 компоненты разведсообщества разработали собственные руководящие документы в области РОИИ. Так, в министерстве обороны действует инструкция от 2010 года № 3115.12 "Ведение разведки на основе открытых источников информации"17. Аналогичные документы были подготовлены в видах вооруженных сил. Например, в ВВС США действует инструкция от 2012 года № 14-130 "Ведение разведки на основе открытых источников информации в военно-воздушных силах"18.

 
Организационная структура OSINT разведсообщества США

Наконец, разработаны и введены в действие наставления исполнительного уровня. Например, в завершение цикла обновления документации для армии США в 2012 году взамен широко известного среди специалистов РОИИ временного полевого устава (2006) FMI 2-22.919 было опубликовано новое наставление (2012) - АТР 2-22.920, где излагаются приемы и способы ведения РОИИ для армейских подразделений.

В соответствии с законом "О реформировании американской разведки и противодействии терроризму" (2004) общее руководство и координация деятельности РОИИ возложены на директора национальной разведки. Практические мероприятия осуществляет помощник заместителя директора национальной разведки по открытым источникам информации (ADDNI/ OS21). Он же возглавляет центр по анализу информации на основе открытых источников. Централизация управления на уровне межведомственного взаимодействия осуществляется через институт ответственных за информационные технологии (ADDNI/ CIO22), назначаемых в каждом ведомстве. Исполнительным органом, обеспечивающим внедрение концепции РОИИ в разведсообщество США, является центр по анализу информации из открытых источников.

Координация действий ведомств разведсообщества осуществляется национальным комитетом по открытым источникам информации NOSC23, куда включены представители руководства центра по анализу информации из открытых источников, аппарата заместителя министра обороны по разведке24, министерства внутренней безопасности25, ЦРУ, УНБ, Национального управления геопространственной разведки26, бюро разведки и исследований госдепартамента27, разведывательного управления МО, федерального бюро расследований, а также других организаций и ведомств.

Общее руководство РОИИ в военном ведомстве осуществляет заместитель министра обороны по разведке. За практическую организацию отвечает начальник разведывательного управления (DIA28) министерства обороны (РУМО). Исполнительным органом РОИИ в МО США является специально созданный Совет по ведению разведки на основе открытых источников информации (DOSC29). Главным советником заместителя министра обороны по разведке в данной области назначен начальник РУМО. Прочие компоненты разведсообщества принимают участие в программах МО и обеспечивают свое представительство в DOSC.

Руководители подразделений министерства обороны, соответственно, обеспечивают руководство РОИИ по сфере своей компетенции и координацию действий согласно решениям замминистра обороны по разведке и начальника РУМО. Председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США совместно с заместителем министра обороны по разведке и начальником РУМО отвечает за соответствие программ и задач РОИИ реальным потребностям войск.

Коммуникационную составляющую РОИИ в МО США обеспечивают сети передачи данных разных категорий секретности: JWICS30 (сов. секретно) позволяет осуществлять взаимодействие в пределах разведсообщества; SIPRNET31 (секретно) обеспечивает работу подразделений МО США и подключенных к сети членов разведсообщества; NIPRN-ЕТ позволяет обмениваться несекретной служебной информацией ограниченного распространения в пределах МО США и других подключенных к сети ведомств разведсообщества, а также обеспечивает доступ к сети Интернет.

Интранет-сеть Intelink-U предназначена для обеспечения межведомственного доступа к несекретным информационным ресурсам разведсообщества и использует систему передачи данных DNI-U. Сеть является базовой для распространения информации РОИИ по разведсообществу.

Интранет-сеть Intelink-S служит для обеспечения межведомственного доступа к секретным информационным ресурсам разведсообщества и использует систему передачи данных SIPRNET. Интранет-сеть Intelink-TS предоставляет возможность межведомственного доступа к сов. секретным информационным ресурсам разведсообщества и использует систему передачи данных JWICS.

Информационные службы компонентов разведсообщества представлены различными сервисами и информационными ресурсами в указанных ранее телекоммуникационных сетях передачи данных и средах. Так, армия США распространяет информацию РОИИ через сервисы и информационные ресурсы DA IIS32, а также через составную часть системы DoDIIS33, включающую в себя сайты и сервисы различной тематической направленности.

Разработаны специальные процедуры репликации (переноса) сайтов и баз данных РОИИ-тематики в сети с более высокими категориями секретности (например, из несекретных в секретные). Так, реплики (копии) системы Intellipedia, секретного аналога публичной интернет-энциклопедии Wikipedia с учетом грифа секретности доступны как в несекретной сети DNI-U, так и в сов. секретной сети JWICS. Разведывательная информация, составленная по материалам РОИИ, доступна через библиотечный каталог репозитария разведсообщества "Библиотека национальной разведки"34.

С 2008 года для тактического звена РОИИ в центре по анализу информации из открытых источников введена в эксплуатацию система OSCAR-MS35. Система, построенная на веб-интерфейсе, доступна через сеть SIPRNET и обеспечивает автоматизацию и унификацию запросов пользователей к специальным РОИИ-источникам информации, функции полнотекстового поиска и запросов на естественном языке, доступ к оценочным метаданным, взаимодействие пользователей различных ведомств в процессе работы над РОИИ-ресурсами и т. д.

В несекретной составляющей РОИИ-ресурсов разведсообщества ключевую роль играет портал opensource.gov, обслуживаемый центром по анализу информации из открытых источников и доступный в том числе через сеть Интернет (только для персонала заинтересованных государственных ведомств и допущенных подрядных организаций). Тактическому звену исполнителей рекомендовано с помощью внутренних репозитариев разведсообщества и внешних источников осуществлять поиск по ряду направлений: научные публикации; правительственные и неправительственные организации; коммерческие и некоммерческие информационные службы; библиотеки и сети межбиблиотечного обмена; информация, публикуемая частными лицами; "серая литература". Для этого разработаны простые и доступные методики, предназначенные для поиска, обработки и оценки информации исполнителями тактического звена.

В ведомствах, входящих в разведсообщество, активно ведутся исследования, направленные на:

- создание систем многоязыкового перевода;

- выявление в публикуемой в глобальной сети информации скрытых тенденций развития обстановки, связей между разведываемыми событиями, явлениями и объектами;

- использование популярных в Интернет методов организации коллективной работы, накопления знаний, организации социальных сетей, анализа разрозненных данных в больших массивах текстовой и других (видео, аудио) формах представления информации.

Рекрутинговые объявления о наборе по специальностям "аналитик РОИИ", "менеджер по работе с открытыми источниками", "офицер по анализу открытых источников" и т. п., публикуемые как государственными организациями, так и частными компаниями, работающими в области РОИИ по госзаказам, свидетельствуют о существовании устойчивой потребности в соответствующих специалистах.

Таким образом, разведывательная дисциплина Open Source Intelligence (разведка на основе открытых источников информации) продолжает удерживать одну из ключевых позиций среди прочих разведывательных дисциплин. Пройдя этап становления, РОИИ становится мощным механизмом системы поддержки принятия решений на государственном уровне. Централизованная комплексная политика в данной области позволяет разведсообществу США постоянно наращивать потенциал возможностей извлечения разведывательных сведений из открытых источников информации.

1 Open Source Intelligence.

2 Executive Order 12333. United States intelligence activities. Dec. 4, 1981.

3 DOD 5240.1-R. Procedures governing the activities of DoD intelligence components that affect United States Persons.

4 Open Source Office.

5 Director of Central Intelligence Directive 2/12. Community open source program. March 1, 1994.

6 Community Open Source Program Office.

7 Community Open Source Strategic Plan. COSPO. February 2005. 8Open Source Information System.

9 Defense Open Source Intelligence Program.

10 Commission on the Roles and Capabilities of the US Intelligence Community (Aspin-Brown Commission).

11 Intelligence Reform and Terrorism Protection Act of 2004.

12 Robb-Silberman Commission (WMD Commission, 9/11 Commission).

13 Intelligence Capabilities of the United States Regarding Weapons of Mass Destruction. Report to the President of the United States. March 31, 2005.

14 Foreign Broadcast Information Service.

15 DNI Open Source Center.

16 Inteligence Community Directive. Number 301. National Open Source Enterprise. July 11, 2006.

17 Department of Defense Instruction. Number 3115.12. Open Source Intelligence. August 24, 2010.

18 Air Force Instruction 14-130. Air Force Open Source Intelligence (OSINT). May 18, 2012.

19 Headquarters, Department of the Army. FMI 2-22.9. Open Source Intelligence. December 2006.

20 Headquarters, Department of the Army. ATP 2-22.9. Open Source Intelligence. July 2012.

21 Assistant Deputy Director of National Intelligence for Open Source (ADDNI/OS).

22 Associate DNI/Chief Information Officer.

23 National Open Source Committee.

24 Office of the Under Secretary of Defense for Intelligence.

25 Department of Homeland Security.

26 National Geospatial Intelligence Agency.

27 Department of State's Bureau of Intelligence and Research.

28 Defense Intelligence Agency.

29 DoD Open Source Council.

30 Joint Worldwide Intelligence Communications System.

31 Secret Internet Protocol Router Network.

32 Department of The Army Intelligence Information Service.

33 Department of Defense Intelligence Information System.

34 Library of National Intelligence.

35 Open-source Collection Acquisition Requirement-Management System.

Зарубежное военное обозрение №12, 2012, с. 26-31

 

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (20.01.2013) | Автор: Полковник А. Говоров

Просмотров: 3470 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов