Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 21:35
Ключевые слова
СпН, ССО, C-130, О. Пиунов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Вооружение

Самолёты типа C-130 "Геркулес" сил специальных операций ВВС США (2011)

Самолёты типа C-130 "Геркулес" сил специальных операций ВВС США

Полковник О. Пиунов

В первой части статьи* были рассмотрены модификации самолета С-130, предназначенные для проведения специальных операций, в там числе транспортно-десантные, транспортно-заправочные, многоцелевые, ударные и РЭБ.

Разведывательные комплексы

По заказу разведывательного управления министерства обороны США специалисты компании "Локхид-Мартин" разработали съемный комплекс воздушной разведки "Шэдоу Харвест". Он предназначен в первую очередь для обнаружения закамуфлированных целей и скрытых в растительности объектов. В состав аппаратуры входят разработанная компанией "БАэ системз" гиперспектральная оптоэлектронная камера SPIRJTT (SPectral Infrared Remote Imaging Transition Testbed) и многодиапазонная РЛС с синтезированием апертуры антенны (MB-SAR), размещенные в двух подкрыльевых контейнерах. АРМ операторов расположены в грузовом отсеке. По утверждению разработчиков, комплекс "Шэдоу Харвест" позволяет также обрабатывать данные об объектах противника, полученные от других разведисточников, в том числе перспективных, и передавать данные целеуказания на вооруженные авиационные платформы.

На конец 2009 года было профинансировано производство двух опытных комплектов аппаратуры "Шэдоу Харвест", которые могут быть установлены на любой обычный ВТС типа С-130. Разработка специальной модификации для размещения разведывательного комплекса не требуется. В 2010 году один самолет с комплексом "Шэдоу Харвест" эксплуатировался 152-й экспедиционной раэ из состава 455-го экспедиционного авиакрыла на АвБ Баграм (Афганистан). Разработчиком подготовлен также экспортный вариант комплекса "Шэдоу Харвест", предназначенный для выполнения воздушной разведки вдоль государственной границы.

Под обозначением "Сеньор Скаут" (Senior Scout) понимается комплекс радио- и радиотехнической разведки (Р и РТР), а также его носитель - ЕС-130 (CL) и в отдельных случаях - действия сил, на вооружении которых находятся эти носители. Бортовая аппаратура сбора и обработки радиосигналов ACES II (Airborne Collection Electronic Signals II) смонтирована на передвижных столах, которые могут быть установлены в грузовом отсеке ВТС С-130Н. Кроме того, на планере монтируются приемные антенны на основных стойках шасси, десантной рампе, а также на законцовках киля и крыла. Глубина разведки зависит от свойств объекта, характера подстилающей поверхности и высоты и составляет 400-640 км. Испытания комплекса "Сеньор Скаут" проводились в 2009 году с установкой на ВТС С-130Н3. На начало 2011 года в строю находились три оборудованных носителя комплекса ЕС-130 (CL) "Сеньор Скаут".

В ближайшем будущем комплекс "Сеньор Скаут" планируется дополнить средствами ведения видовой разведки, а также аппаратурой совместной обработки данных в условиях ведения сетецентрической войны NCCT (Network-Centric Collaborative Targeting), которая позволит выполнять анализ информации о передатчиках электромагнитного излучения, получаемой из различных источников (авиационных, наземных и морских), в целях определения местоположения объектов, их идентификации и выдачи данных целеуказания.

В настоящее время операции "Сеньор Скаут" осуществляются на базе 169 раэ ВВС НГ штата Юта с привлечением сил и средств 118,152, 165 и 166 тактических транспортных крыльев ВВС НГ штатов Теннеси, Невада, Джорджия и Делавер соответственно.

Самолеты ведения психологической войны

Последние вооруженные конфликты с участием ВС США наглядно демонстрируют роль специальных операций, направленных на деморализацию войск противника и гражданского населения. Цели таких действий достигаются путем целенаправленного влияния на сознание людей через средства массовой информации. Проведение подобных операций называют психологической войной.

Сегодня образ мыслей среднестатистического человека в значительной степени зависит от характера и вектора подаваемой информации через телевидение, радио и печатные издании, поэтому СМИ являются ключевым средством ведения психологической войны. А основным оружием "операций по промыванию мозгов" являются радио- и телепередатчики, установленные на мобильных средствах, наиболее подходящим из которых оказался специализированный самолет. Подобный воздушный комплекс способен оперативно прибыть в заданный район и автономно действовать там длительное время, являясь одновременно передающим центром и летающей антенной, что обеспечивает хорошее покрытие сигналом даже в условиях сильно пересеченной местности.

Как правило, самолеты, используемые для ведения психологической войны, прибывают в зону назревающего конфликта до начала вооруженных действий, чтобы в спокойной обстановке определить рабочие частоты военных линий связи и вещательных теле- и радиостанций противника. После изучения местных проблем формируется общая стратегия проведения психологических операций и в наземных студиях готовятся конкретные, направленные на определенные социальные группы передачи. Затем они с воздуха транслируются на всех языках, на которых говорят в данном регионе.

Так, боевые действия американцев в Афганистане завершились быстрой победой ввиду весомого вклада в общий успех самолетов психологической войны ЕС-130Е "Коммандо Соло", действия которых позволили подорвать боевой дух талибов и за неделю наземной операции занять столицу и 25 провинций из 30. И это при не слишком активных атаках вдесятеро меньших по численности войск Северного альянса.

В настоящее время на вооружении 193 акр СО ВВС НГ КСО состоят самолеты EC-130J, которые в начале прошлого десятилетия пополнили парк ЕС-1 ЗОЕ "Коммандо Соло-2". Последние, в свою очередь, были поставлены на вооружение 193-й тактической группы РЭБ в 1978 году под именем "Коронет Соло" для действий по планам тактического авиационного командования. В 1983 году ЕС-130Е были переподчинены военно-транспортному авиационному командованию с модернизацией и переименованием в "Волант Соло", а обозначение "Коммандо Соло" машины получили с переходом в ведение КСО. По мнению членов экипажей, последнее лучше отражает специфику их работы - "коммандо" указывает на принадлежность к силам специальных операций, а "Соло" - что самолет всегда действует в одиночку.

Описывая в воздухе замкнутую эллиптическую траекторию, "Коммандо Соло" ведут вещание с максимальной высоты, чем достигается наилучшее покрытие сигналом, так как наиболее мощное излучение направлено вниз и в стороны от самолета. В случае возможного огневого противодействия средств ПВО зоны вещания располагаются вдоль границ (Югославия, Ирак). При отсутствии угрозы (Панама, Гаити, Афганистан) самолеты действуют непосредственно над территорией страны.

Заняв эшелон в зоне, ЕС-130Е включает приемники и выпускает хвостовую антенну. После точной настройки на диапазоны военных сетей, местного радиовещания и телевидения авиационный комплекс начинает трансляцию собственных передач. Вещание может выполняться в прямом эфире, в записи либо в режиме ретрансляции, в том числе с другого континента. Над густонаселенными районами практикуется сброс листовок. Оборудование для дозаправки в полете позволяет находиться над зоной вещания 10-12 ч непрерывно.

При проведении операции "Буря в пустыне" ЕС-130Е обрабатывали иракскую аудиторию одновременно с двух сторон - из Турции и Саудовской Аравии. Их программа "Голос Персидского залива" способствовала массовой сдаче в плен военнослужащих регулярных частей. В 1994 году "Коммандо Соло" использовались во время операции по поддержке демократии в Гаити, где вели вещание для гражданского населения. Психологические операции с участием ЕС-130Е проводились также в Гренаде, Панаме и Косово.

EC-130J "Коммандо Соло-3" является первой модификацией, разработанной на базе планера C-130J для решения задач в ходе специальных операций. Он предназначен для информационно-психологического воздействия на живую силу противника путем радиовещания в диапазонах УКВ, KB и СВ, в том числе в сетях министерства обороны противника, а также для трансляции телепрограмм в общемировом цветном формате WWCTV в ОВЧ- и УВЧ-диапазонах. Другие задачи включают противодействие сетям управления и ограниченное ведение разведки. Кроме решения военных задач этот самолет может быть использован для стабилизации обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций, например природных катастроф.

Первый EC-130J был построен в 2000 году на предприятии компании "Локхид-Мартин" в г. Палмдэйл (штат Калифорния) на базе ВТС C-130J, поступившего в распоряжение ВВС США в октябре 1999-го. "Коммандо Соло-З" можно идентифицировать по двум подкрыльевым блокам размером 7,01 х 1,82 м, в которых размещены антенны широковещательных телепередатчиков ОВЧ- и УВЧ-диапазонов. На киле находятся четыре характерных обтекателя телеантенн более низких частот. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе и более совершенной системой электропитания. Получая питание от установленных на двигателях генераторов, оборудование ЕС-130J позволяет вести трансляцию одновременно на восьми частотах.

Первые три машины унаследовали оборудование от своих списанных предшественников ЕС-130Е. Первый укомплектованный EC-130J был поставлен на вооружение 193 акр СО в сентябре 2004 года. Следующие четыре самолета перед укомплектованием электронным оборудованием были доработаны на заводе компании "Локхид-Мартин" в г. Гринвилль (штат Северная Каролина) до так называемой конфигурации "Супер J". На них были установлены штанга дозаправки топливом в воздухе, усовершенствованные автоматизированные рабочие места операторов бортового оборудования, самолетное переговорное устройство и более мощные генераторы переменного тока с изменяемой в диапазоне от 60 до 90 кВА мощностью. БРЭО исполнено по модульной схеме, позволяющей осуществлять обмен элементами оборудования между самолетами.

Последний ЕС-130Е "Коммандо Соло-2" из состава 193 акр СО был списан в 2006 году, и сегодня в строю находятся семь EC-130J "Коммандо Соло-3". При выполнении заданий в небе над Ираком начиная с середины 2007 года эта авиачасть за восемь месяцев налетала в общей сложности около 1 350 ч.

В состав экипажа EC-130J входят десять членов: два летчика, оператор бортовых систем, оператор целевого оборудования, старший по погрузочно-разгрузочным работам и пять операторов электронных систем связи. Бортовой комплекс обороны включает РЛС предупреждения об облучении ALR-56M, систему предупреждения об облучении пассивными средствами наведения УР AAR-54, автомат отстрела дипольных отражателей ALE-47 и блок отстрела ИК-ловушек AAQ-24.

В начале 2010 года один EC-130J был передислоцирован на Гаити после произошедшего там землетрясения для трансляции правительственных сообщений и информации, призванной успокоить население. Для этих целей на подвергшейся разрушениям территории распространялись радиоприемники с питанием от солнечных батарей и встроенных динамо-машин. Кроме доведения до населения важной информации от гавайского правительства аппаратура "Коммандо Соло-3" использовалась для извещения людей на частотах местных широковещательных радиостанций о том, где они могут найти помощь, а также воду, питание и медикаменты. С борта самолета трансляция велась ежедневно по 14 ч.

Как показал опыт применения самолетов психологических операций ЕС-130 "Коммандо Соло", они по своей боевой эффективности не уступают стратегическим бомбардировщикам. Боевое применение В-1, В-52 и даже В-2 просто приводит к гибели солдат и офицеров, к чему на войне быстро привыкают. Передачи же ЕС-130Е (J) сокрушают веру в цели борьбы и грядущую победу, без которой любая воюющая сторона теряет волю к сопротивлению.

В последнее время, ввиду растущей доли участия сил специальных операций США в проведении военных кампаний на Ближнем Востоке, наблюдается наращивание обеспечивающих их авиационных сил, происходит укрупнение штатной структуры КСО и рост парка его авиатехники.

В бюджете МО США на 2011 финансовый год было заложено 6,7 млрд долларов на модернизацию КСО в течение пяти лет. При этом значительная часть данной суммы предназначена для обновления парка машин типа С-130 путем поставок самолетов новых модификаций.

* Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2011. - № 11. - С, 59-71.

Зарубежное военное обозрение 2011 №12 С.52-54

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (03.02.2012) | Автор: Полковник О. Пиунов

Просмотров: 2307 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов