search
menu
person

NEWS AND UDATES


Системы активной защиты зарубежной бронетанковой техники (2009)

Системы активной защиты зарубежной бронетанковой техники

Полковник А. Берёзов

В ведущих зарубежных государствах ведутся работы по созданию систем активной защиты (САЗ) основных боевых танков и боевых бронированных машин. Согласно результатам анализа потерь бронетанковой техники в ходе военных конфликтов уточнены требования к разрабатываемым САЗ. Эти системы должны обеспечивать поражение на подлете к боевым машинам противотанковых управляемых ракет (ПТУР), самоприцеливающихся и самонаводящихся боевых элементов артиллерийских и авиационных боеприпасов, кумулятивных снарядов и выстрелов ручных противотанковых гранатометов (РПГ). Особое внимание уделяется надежной работе системы в движении, а также обеспечению безопасности своих войск и техники в боевых порядках, на марше.

Американская фирма «Рейтеон» ведет разработку САЗ «Квик Килл» (Quick Kill, рис. 1), предназначенной для установки на танках Ml «Абрамс», ББМ «Брэдли» и «Страйкер», а также на перспективных бронемашинах, создаваемых в рамках программы «Перспективные боевые системы».

Основные ТТХ
  САЗ «Квик Килл (проектные) опытной САЗ "Трофи"
Боевая масса системы, кг не более 500  кг 450
Масса одной пусковой установки, кг 140  
Зона защиты, град:    
- по горизонтали 360 360
- по вертикали   от-16 до+55
- в верхней полусфере 180  
Максимальная дальность обнаружения подлетающих боеприпасов, м до 1600 до 1400
Минимальная дальность поражения подлетающих боеприпасов, м 10 10-30
Время реакции системы с момента обнаружения подлетающего боеприпаса допуска, с 0,02 0,05

Основными элементами этой системы являются: радиолокационная станция (миллиметровый диапазон длин волн) обнаружения и сопровождения целей, датчики которой устанавливаются по периметру корпуса машины; пусковые установки (две в базовом варианте), размещаемые по-бортно; подсистема управления, которая рассчитывает координаты точки встречи боеприпаса с целью (с упреждением), определяет порядок и последовательность пусков средств противодействия, а также приоритетность обстрела в зависимости от степени опасности целей.

По заявлению разработчиков, САЗ обеспечит в автоматическом режиме одновременное сопровождение и обстрел нескольких целей, атакующих боевую машину с разных направлений. Предусмотрен режим селекции противотанковых боеприпасов, траектории полета которых безопасны для БМ.

Для противодействия атакующим ПТУР, боевым элементам и снарядам (гранатам) планируется применять реактивный управляемый боеприпас (масса 4,5 кг, длина 56 см, диаметр 11 см, дальность стрельбы 150-800 м) вертикального пуска. По оценкам американских специалистов, он должен обеспечить поражение цели на минимальной дальности (до 150 м) и на высоте 25-150 м от машины.

В состав управляемого боеприпаса, чей корпус предполагается выполнить из композиционного материала, войдут: инерциальный блок наведения, аппаратура которого будет выполнена с использованием технологии микроэлектромеханических систем; осколочная боевая часть направленного действия (угол разлета осколков не более 30°); ракетный твердотопливный двигатель и раскрывающиеся хвостовые стабилизаторы. В донной части боеприпаса планируется установить восемь пар миниатюрных импульсных двигателей коррекции.

Исходные данные стрельбы будут вырабатываться подсистемой управления САЗ и вводиться в бортовую аппаратуру боеприпаса с помощью индукционного установщика взрывателя. При этом точка прицеливания рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить поражение цели формируемым осколочным полем снизу.

Рис. 1. Макет пусковой установки системы активной защиты «Квик Килл» (А) и предполагаемый внешний вид реактивных боеприпасов (Б): неуправляемого (слева) и управляемого, куда входят: 1 - инерциальный блок управления; 2 - боевая часть; 5- дистанционный взрыватель; 4 и 6- импульсный микродвигатель; 5 - ракетный твердотопливный двигатель (РДТТ); 7 - РДТТ; 8 - стабилизаторы

Для поражения противотанковых средств ближнего боя на дальности 150 м и менее предусматривается применять неуправляемый (без инерциального блока) вариант боеприпаса. При этом после выхода из пусковой установки на минимально достаточную высоту маневр последнего в сторону цели будет осуществляться двигателями коррекции, а его подрыв - дистанционным взрывателем.

В Германии проводятся НИОКР по созданию САЗ для основного боевого танка (ОБТ) «Леопард-2А6», боевой разведывательной машины «Феннек», перспективных боевой машины пехоты «Пума» и бронетранспортера «Боксер». Согласно предъявляемым требованиям разрабатываемая система должна обеспечивать эффективную защиту от ПТУР, самоприцеливающихся и самонаводящихся боевых элементов артиллерийских и авиационных боеприпасов, а также от реактивных гранат РПГ путем постановки помех системам их наведения и уничтожения на подлете к боевым машинам на дальности 20-150 м, а в верхней полусфере - 25-250 м.

В 2007 году проводились испытания демонстрационного образца комплекса опто-электронного противодействия МУСС, являющегося ключевым элементом разрабатываемой фирмой «Краусс-Маффей» системы активной защиты. В ходе них предусматривалось, в частности, оценить эффективность постановки комплексом помех современным противотанковым средствам. Данный образец состоит из подсистемы предупреждения о лазерном (инфракрасном) облучении, которая одновременно осуществляет идентификацию типа системы наведения конкретного средства поражения противника, бортового компьютера, ПУ дымовых и пиротехнических гранат, а также подсистемы постановки электромагнитных помех

По заявлению разработчиков, дымовая и пиротехническая завеса способна скрыть от обнаружения защищаемую машину в диапазоне 0,3-15 мкм в течение 4-6 с после автоматического пуска восьми гранат. В дальнейшем в состав комплекса намечается включить подсистему обнаружения и сопровождения атакующих средств поражения и ПУ для стрельбы гранатами по целям. В частности, для поражения атакующих ПТУР предусматривается применять перспективный неуправляемый боеприпас «Ависс» (AWISS, рис. 3) с осколочно-фугасной боевой частью, разработку которого ведет фирма «Диль». Его масса 4,5 кг, длина 20 см, диаметр 8 см. Кроме того, предполагается усовершенствовать пусковые установки дымовых и пиротехнических боеприпасов, аппаратуру управления стрельбой и постановки активных помех устройствам наведения ПТУР.

В ФРГ, Швеции и Финляндии для семейства ББМ CV-90 и AMV «Патриа», а также различных бронеавтомобилей тоже ведутся НИОКР по созданию модульной активной защиты «Амап-адс» (АМАР-ADS - АМАР™, Active Defence System, рис. 4 и 5). В ее состав войдут кумулятивные боевые элементы и радиолокационные датчики в пуленепробиваемых контейнерах, из которых будет формироваться дополнительный защитный экран вдоль бортов и верхних проекций машины. По оценкам разработчиков, модульная конструкция САЗ позволит изменять уровень бронезащиты техники в зависимости от выполняемых боевых задач и условий обстановки.

Швейцарская фирма «Моваг» совместно с южноафриканскими «Сааб авитроникс» и «Денел» разрабатывают САЗ «Ледс 150» (LEDS - Land Electronic Defence System, рис. 6) для ББМ «Пирана» различных модификаций. Ее особенностью является применение радиолокационных (миллиметровый диапазон длин волн) и ИК-датчиков на обеих бортах машины, которые обеспечивают обнаружение (по азимуту 360°, по вертикали от - 15 до + 45°) и сопровождение целей. Для их поражения планируется применять неуправляемые реактивные боеприпасы из двух пусковых установок на крыше корпуса. Кроме того, концепция использования данной системы предполагает ее включение в состав комплексов оптоэлектронного противодействия и постановки активных электромагнитных помех «Ледс 50/100».

Аналогичные исследования в области создания САЗ проводятся в других зарубежных государствах. В частности, по заказу министерства обороны Израиля национальные фирмы «Рафаэль» и «Элта» при участии американских специалистов ведут работы по созданию САЗ «Трофи» (Trophy,).

Основными элементами опытного образца такой системы являются: работающая в миллиметровом диапазоне длин волн радиолокационная станция обнаружения и сопровождения целей с радиолокационными датчиками (фазированные антенные решетки), которые устанавливаются по периметру корпуса машины; две размещаемые побортно GE; подсистема управления, определяющая последовательность пусков боеприпасов противодействия с учетом приоритетности наиболее опасных целей. По заявлению разработчиков, перспективная САЗ обеспечит одновременные сопровождение и обстрел нескольких целей, атакующих машину с разных направлений. Для поражения ПТУР и снарядов (гранат) планируется применять реактивные осколочные боеприпасы с активным наведением. Согласно предъявляемым требованиям система должна обеспечить поражение целей на минимальной дальности (до 10 м) от машины, а сверху - на высоте 25-250 м.

В целом оборудование бронетанковой техники системами активной защиты является приоритетным направлением повышения ее живучести прежде всего в условиях применения противником современных и перспективных высокоточных противотанковых средств поражения, бронепробиваемость тандемных кумулятивных боевых частей которых в будущем, как ожидается, превысит 1 400 мм. Считается, что высокая эффективность таких систем будет достигнута благодаря комплексному применению бортовой радиолокационной и оптоэлектронной аппаратуры.

Зарубежное военное обозрение №8 2009 С.39-43

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (03.10.2009) | Автор: Полковник А. Берёзов
Просмотров: 10909 | Теги: автивная защита, А. Берёзов, Quick Kill | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar