Системы активной защиты зарубежной бронетанковой техники Полковник А. Берёзов В ведущих зарубежных государствах ведутся работы по созданию систем активной защиты (САЗ) основных боевых танков и боевых бронированных машин. Согласно результатам анализа потерь бронетанковой техники в ходе военных конфликтов уточнены требования к разрабатываемым САЗ. Эти системы должны обеспечивать поражение на подлете к боевым машинам противотанковых управляемых ракет (ПТУР), самоприцеливающихся и самонаводящихся боевых элементов артиллерийских и авиационных боеприпасов, кумулятивных снарядов и выстрелов ручных противотанковых гранатометов (РПГ). Особое внимание уделяется надежной работе системы в движении, а также обеспечению безопасности своих войск и техники в боевых порядках, на марше. Американская фирма «Рейтеон» ведет разработку САЗ «Квик Килл» (Quick Kill, рис. 1), предназначенной для установки на танках Ml «Абрамс», ББМ «Брэдли» и «Страйкер», а также на перспективных бронемашинах, создаваемых в рамках программы «Перспективные боевые системы».
Основными элементами этой системы являются: радиолокационная станция (миллиметровый диапазон длин волн) обнаружения и сопровождения целей, датчики которой устанавливаются по периметру корпуса машины; пусковые установки (две в базовом варианте), размещаемые по-бортно; подсистема управления, которая рассчитывает координаты точки встречи боеприпаса с целью (с упреждением), определяет порядок и последовательность пусков средств противодействия, а также приоритетность обстрела в зависимости от степени опасности целей. По заявлению разработчиков, САЗ обеспечит в автоматическом режиме одновременное сопровождение и обстрел нескольких целей, атакующих боевую машину с разных направлений. Предусмотрен режим селекции противотанковых боеприпасов, траектории полета которых безопасны для БМ. Для противодействия атакующим ПТУР, боевым элементам и снарядам (гранатам) планируется применять реактивный управляемый боеприпас (масса 4,5 кг, длина 56 см, диаметр 11 см, дальность стрельбы 150-800 м) вертикального пуска. По оценкам американских специалистов, он должен обеспечить поражение цели на минимальной дальности (до 150 м) и на высоте 25-150 м от машины. В состав управляемого боеприпаса, чей корпус предполагается выполнить из композиционного материала, войдут: инерциальный блок наведения, аппаратура которого будет выполнена с использованием технологии микроэлектромеханических систем; осколочная боевая часть направленного действия (угол разлета осколков не более 30°); ракетный твердотопливный двигатель и раскрывающиеся хвостовые стабилизаторы. В донной части боеприпаса планируется установить восемь пар миниатюрных импульсных двигателей коррекции. Исходные данные стрельбы будут вырабатываться подсистемой управления САЗ и вводиться в бортовую аппаратуру боеприпаса с помощью индукционного установщика взрывателя. При этом точка прицеливания рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить поражение цели формируемым осколочным полем снизу.
Для поражения противотанковых средств ближнего боя на дальности 150 м и менее предусматривается применять неуправляемый (без инерциального блока) вариант боеприпаса. При этом после выхода из пусковой установки на минимально достаточную высоту маневр последнего в сторону цели будет осуществляться двигателями коррекции, а его подрыв - дистанционным взрывателем. В Германии проводятся НИОКР по созданию САЗ для основного боевого танка (ОБТ) «Леопард-2А6», боевой разведывательной машины «Феннек», перспективных боевой машины пехоты «Пума» и бронетранспортера «Боксер». Согласно предъявляемым требованиям разрабатываемая система должна обеспечивать эффективную защиту от ПТУР, самоприцеливающихся и самонаводящихся боевых элементов артиллерийских и авиационных боеприпасов, а также от реактивных гранат РПГ путем постановки помех системам их наведения и уничтожения на подлете к боевым машинам на дальности 20-150 м, а в верхней полусфере - 25-250 м. В 2007 году проводились испытания демонстрационного образца комплекса опто-электронного противодействия МУСС, являющегося ключевым элементом разрабатываемой фирмой «Краусс-Маффей» системы активной защиты. В ходе них предусматривалось, в частности, оценить эффективность постановки комплексом помех современным противотанковым средствам. Данный образец состоит из подсистемы предупреждения о лазерном (инфракрасном) облучении, которая одновременно осуществляет идентификацию типа системы наведения конкретного средства поражения противника, бортового компьютера, ПУ дымовых и пиротехнических гранат, а также подсистемы постановки электромагнитных помех По заявлению разработчиков, дымовая и пиротехническая завеса способна скрыть от обнаружения защищаемую машину в диапазоне 0,3-15 мкм в течение 4-6 с после автоматического пуска восьми гранат. В дальнейшем в состав комплекса намечается включить подсистему обнаружения и сопровождения атакующих средств поражения и ПУ для стрельбы гранатами по целям. В частности, для поражения атакующих ПТУР предусматривается применять перспективный неуправляемый боеприпас «Ависс» (AWISS, рис. 3) с осколочно-фугасной боевой частью, разработку которого ведет фирма «Диль». Его масса 4,5 кг, длина 20 см, диаметр 8 см. Кроме того, предполагается усовершенствовать пусковые установки дымовых и пиротехнических боеприпасов, аппаратуру управления стрельбой и постановки активных помех устройствам наведения ПТУР. В ФРГ, Швеции и Финляндии для семейства ББМ CV-90 и AMV «Патриа», а также различных бронеавтомобилей тоже ведутся НИОКР по созданию модульной активной защиты «Амап-адс» (АМАР-ADS - АМАР™, Active Defence System, рис. 4 и 5). В ее состав войдут кумулятивные боевые элементы и радиолокационные датчики в пуленепробиваемых контейнерах, из которых будет формироваться дополнительный защитный экран вдоль бортов и верхних проекций машины. По оценкам разработчиков, модульная конструкция САЗ позволит изменять уровень бронезащиты техники в зависимости от выполняемых боевых задач и условий обстановки. Швейцарская фирма «Моваг» совместно с южноафриканскими «Сааб авитроникс» и «Денел» разрабатывают САЗ «Ледс 150» (LEDS - Land Electronic Defence System, рис. 6) для ББМ «Пирана» различных модификаций. Ее особенностью является применение радиолокационных (миллиметровый диапазон длин волн) и ИК-датчиков на обеих бортах машины, которые обеспечивают обнаружение (по азимуту 360°, по вертикали от - 15 до + 45°) и сопровождение целей. Для их поражения планируется применять неуправляемые реактивные боеприпасы из двух пусковых установок на крыше корпуса. Кроме того, концепция использования данной системы предполагает ее включение в состав комплексов оптоэлектронного противодействия и постановки активных электромагнитных помех «Ледс 50/100». Аналогичные исследования в области создания САЗ проводятся в других зарубежных государствах. В частности, по заказу министерства обороны Израиля национальные фирмы «Рафаэль» и «Элта» при участии американских специалистов ведут работы по созданию САЗ «Трофи» (Trophy,). Основными элементами опытного образца такой системы являются: работающая в миллиметровом диапазоне длин волн радиолокационная станция обнаружения и сопровождения целей с радиолокационными датчиками (фазированные антенные решетки), которые устанавливаются по периметру корпуса машины; две размещаемые побортно GE; подсистема управления, определяющая последовательность пусков боеприпасов противодействия с учетом приоритетности наиболее опасных целей. По заявлению разработчиков, перспективная САЗ обеспечит одновременные сопровождение и обстрел нескольких целей, атакующих машину с разных направлений. Для поражения ПТУР и снарядов (гранат) планируется применять реактивные осколочные боеприпасы с активным наведением. Согласно предъявляемым требованиям система должна обеспечить поражение целей на минимальной дальности (до 10 м) от машины, а сверху - на высоте 25-250 м. В целом оборудование бронетанковой техники системами активной защиты является приоритетным направлением повышения ее живучести прежде всего в условиях применения противником современных и перспективных высокоточных противотанковых средств поражения, бронепробиваемость тандемных кумулятивных боевых частей которых в будущем, как ожидается, превысит 1 400 мм. Считается, что высокая эффективность таких систем будет достигнута благодаря комплексному применению бортовой радиолокационной и оптоэлектронной аппаратуры. Зарубежное военное обозрение №8 2009 С.39-43 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 10874 | | |
Всего комментариев: 0 | |