Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 09.12.2016, 01:06
Ключевые слова
рекрут, А. Гостев, рекрутинг, набор

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Социальные аспекты комплектования вооружённых сил США (2015)

Социальные аспекты комплектования вооружённых сил США

А. Гостев,
доктор социологических наук,
профессор

На протяжении длительного исторического периода комплектование вооруженных сил (ВС) США происходило отчасти ситуативно по принципу зарубежной социальной концепции бихевиоризма (стимул порождает соответствующие реакцию и рефлексию). Тем более, что географическое положение страны и ее изолированность позволяли Вашингтону практически не заботиться о защите границ и содержании многочисленной армии.

В 1784 году континентальный конгресс даже определил, что существование ВС в мирное время несовместимо с принципами республиканского правления, так как оно "угрожает свободам вольных людей, и, как правило, превращается в механизм разрушительного действия, чреватый установлением деспотии". В конституциях большинства штатов было провозглашено, что содержание армии в мирное время должно быть в Соединенных Штатах запрещено, за исключением тех случаев, когда законодательные органы дадут на то специальное разрешение. С 1815 года и до настоящего времени эта страна не вела ни одной войны на собственной территории.

Деятельность военно-политического руководства (ВПР) США в сфере комплектования ВС активизировалась в связи с подготовкой мобилизационных ресурсов для ведения войны во Вьетнаме. Приходилось сталкиваться с большими трудностями: используя различные льготы для студентов и другие уловки, дети из богатых семей старались не попасть в число призывников, а те, "кто сражался и умирал во Вьетнаме, считались прежде всего социальными неудачниками". Призывники нередко сжигали повестки, уклоняясь от военной службы, или эмигрировали в другие страны.

Беспрецедентное развитие получили различные антивоенные движения военнослужащих: "Союз американских военнослужащих", "Солдаты за мир", "Объединение солдат против войны во Вьетнаме", "Движение за демократическую армию" и другие. В связи с этим ВПР страны было вынуждено принять решение платить за службу в армии, то есть перейти к добровольному найму на военную службу. Это привело к пересмотру и перестройка всей системы подготовки людских мобилизационных резервов и комплектования армии.

Анализ документов (научных, правовых, политических, экономических и иных публикаций) показывает, что непосредственно организуют данную работу президент, конгресс и министерство обороны, участвует же в ней весь комплекс государственных и общественных институтов: органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и военно-научные центры; университеты и колледжи; радио- и телевизионные компании; редакции газет и журналов; информационные агентства; центры киноискусства и досуга; различные общественные организации и т. п.

Всем им предписывается в своей повседневной деятельности организовывать и проводить работу по формированию у граждан оборонного сознания, готовности в любое время встать на защиту национальных интересов США.

Разумеется, ведущая роль в организации комплектования армии принадлежит министерству обороны. В структуре аппарата главы МО США имеется служба по связям с общественностью, которую возглавляет соответствующий помощник министра обороны, являющийся его главным консультантом. Одна из целей этой службы - организация и ведение пропаганды на население.

Помощник главы военного ведомства организует взаимодействие с соответствующими федеральными органами власти и СМИ, в частности с информационным агентством США. Кроме того, он курирует разработку форм и способов применения современных средств информационно-психологического воздействия на общественное сознание. Это же лицо занимается вопросами, касающимися военной цензуры всех открытых источников, а также участия в национальных и зарубежных выставках, конференциях и других мероприятиях. Помощнику главы Пентагона подчинено самостоятельное управление в аппарате МО, включающее: административный отдел, отдел военной информации (состоящий из секций новостей о деятельности вооруженных сил, новостей министерства обороны, радио и телевидения), отдел планирования, отдел по связям с общественностью и общественными организациями.

Каждодневная работа управления по связям с общественностью заключается в организации и проведении пресс-конференций, публикации пресс-релизов о наиболее важных событиях в деятельности вооруженных сил, подготовке интервью должностных лиц по отдельным вопросам и их заявлений для печати. Существующие инструкции и правовой статус позволяют офицерам по связям с общественностью оперативно и достаточно полно освещать происходящие в армии события, ход учебно-боевой деятельности и тем самым своевременно воздействовать на общественное мнение в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием вооруженных сил.

Наибольший интерес вызывает функционирование отдела по связям с общественностью и общественными организациями. Этот орган укомплектован офицерами, имеющими соответствующую квалификацию, прошедшими строгий профессионально-психологический отбор. Отдел планирует и реализует специальные программы по формированию оборонного сознания населения страны и личного состава ВС, поддерживает связь и участвует в руководстве организациями военнослужащих и ветеранов, оказывает содействие молодежными и иными гражданским общественным организациям, популяризирует профессию военнослужащего США и т. п.

Помощнику МО США по связям с общественностью подчинен Центр информационной службы министерства обороны США, который руководит соответствующими информационными центрами сухопутных войск, ВВС, и ВМС и службами видов вооруженных сил страны по связям с общественностью. Штатная численность около 30 человек.

В составе центра четыре отдела: по надзору за соблюдением закона о свободе информации и недопущения утечки секретных сведений; переписки с общественностью; подготовки пропагандистских материалов для средств массовой информации; разработки программных направлений, в рамках которого имеется секция сотрудников, проводящих брифинги, а также группа офицеров, работающих с общественностью и по другим актуальным направлениям.

Для воздействия на индивидуальное и общественное сознание населения комплексно применяются все виды СМИ: интернет, телевидение, радио, печать. Как правило, руководящие должности в видах СМИ, специализирующихся на военной тематике, занимают бывшие военнослужащие. Например, показательны в этом плане организация военной печати и в последнее время несколько сократившиеся, но остающиеся внушительными тиражи изданий.

В стране создана Ассоциация (Лига) военно-патриотической печати. Совместно с Пентагоном она способствует изданию таких популярных во всем мире журналов, как "Арми" тиражом около 100 тыс. экземпляров, "ЭР форс мэгэзин" - 70 тыс., "Си пауэр" - 40 тыс. и другие.

Гражданские издательства выпускают самостоятельно и по контракту с Пентагоном газеты и журналы военно-политической направленности для населения США. Подобные издания, в связи с участием американской армии в военных конфликтах, как правило, имеют коммерческий успех. Поэтому их количество увеличивается с каждым годом. Примером может служить издательство "Таймс джорнэл компани", выпускающее три еженедельные газеты суммарным тиражом свыше 500 тыс. экземпляров.

Отдел подготовки пропагандистских материалов для средств массовой информации Центра информационной службы вооруженных сил США на договорной основе поставляет пропагандистские материалы нужной идейной направленности приблизительно для 2 тыс. ежедневных гражданских газет. Это обусловлено тем, что печатная информация, по мнению американских социологов, в отличие от радио, телевидения, интернета, является фактором долговременного действия.

В непосредственном подчинении управления по связям с общественностью находится школа информации (открыта в 1964 году в Форт-Бенджамин Харисон, штат Индиана), которая готовит пропагандистские кадры для СМИ Пентагона. Ежегодно ее заканчивают 2 тыс. офицеров (журналисты для военной печати, радио и телевидения; офицеры по связям с общественностью). Эти специалисты, по словам военного руководства США, почти полностью "подавили" негативное воздействие на армейскую сферу гражданских средств массовой информации.

В Соединенных Штатах создана и хорошо работает система формирования у населения положительной мотивации на военную службу. Это достигается главным образом умелым использованием материальных стимулов, а также предоставлением социально-экономических льгот. Так, служба по связям с общественностью проводит активную работу по популяризации армейского труда, по пропаганде его преимуществ, где применяются различные виды рекламы. Расходы на нее постоянно растут: в 2008 году - 72 млн, в 2014-м -364 млн долларов.

Руководство страны в деятельности по комплектованию армии следует принципу: плати больше, чем в гражданском секторе, и получишь для армии лучшие кадры. В итоге в настоящее время военнослужащие по уровню оплаты своего труда обогнали работников наиболее престижных сфер гражданского сектора.

В США разработаны и приняты "Программы действий внутри страны". Главная их задача - готовить молодежь к службе в армии. В рамках этих программ командование вооруженных сил организует для школьников бесплатные путешествия, военно-спортивные игры, посещение военных гарнизонов, пропагандистские походы на военных кораблях и т. п. Во всех родах войск созданы так называемые пехотные батальоны. В них принимаются юноши от 15 лет.

Батальоны пользуются большой популярностью, так как наряду с военной и физической подготовкой там проводятся занятия и по общеобразовательным дисциплинам. Кроме них существует система офицерских тренировочных корпусов юниорского резерва. Юниоров обучают по совместной программе школы и армии, которые предусматривают специализацию по видам вооруженных сил и родам войск. В программу входят лагерные сборы. В университетах и колледжах, где приняты такие программы, учащиеся на занятиях носят военную форму, изучают историю и традиции вооруженных сил, приобретают военные знания.

Для более широкого привлечения молодежи на подобные курсы Минобороны установило ежегодные стипендии, которые присуждаются наиболее успевающим ученикам и студентам. Такая стипендия покрывает плату в университете или колледже, расходы на приобретение учебников и учебных пособий, а также за лабораторные работы. Кроме того, всем, занимающимся на курсах, выплачиваются ежемесячные пособия.

Престижность службы в армии США обусловлена не только высокой зарплатой, получением многочисленных льгот, но и обеспечением достойной жизни военнослужащих после выхода на пенсию. После 30 лет выслуги (в США это максимальный срок службы для всех категорий военнослужащих, кроме преподавательского состава) сержанты и рядовые могут получать пенсию в зависимости от ранга (категории).

Одним из ведущих направлений социально-психологической подготовки населения США к войнам будущего является его морально-этическое воспитание. Во всех государственных структурах страны действует единая система установленных в законодательном порядке правил и норм поведения. В федеральных законодательных актах определены обязанности должностных лиц в отношении соблюдения этических норм ими лично и их подчиненными.

Во всех американских государственных учреждениях на видном месте вывешивается моральный кодекс, в котором указывается, что каждый служащий должен выполнять ряд требований: ставить верность высшим моральным принципам и стране выше преданности каким-либо лицам или партиям; защищать конституцию и законы; добросовестно и инициативно исполнять свои обязанности; честно трудиться; стремиться находить более эффективные пути для выполнения своих задач; не выделять кого-либо незаслуженно путем оказания покровительства или предоставления привилегий; не пользоваться никакими льготами либо преимуществами, получение которых могло бы сказаться на исполнении служебных обязанностей; не давать никаких личных обязательств, связанных со служебной деятельностью; не принимать участие в коммерческих сделках, несовместимых с добросовестным исполнением служебного долга; не использовать конфиденциальную служебную информацию в интересах получения личной прибыли; разоблачать любые проявления коррупции и др.

В администрации президента США, в конгрессе (палата представителей) существуют специальные структуры (соответственно - федеральное управление по этике и комитет по нормам служебной этики), отвечающее за разработку принципов политики в этой области. Федеральные законы в области этики, так же как и требования морального кодекса, являются обязательными для военнослужащих и гражданских сотрудников министерства обороны, поскольку они относятся к категории государственных служащих.

Служба по связям с общественностью в морально-этическом воспитании военнослужащих и населения США тоже играет значительную роль. В 1980 году в ее структуре было создано управление по информации и связям с родными местами военнослужащих (по связям с местным населением). Оно ежемесячно размещает в интернете, рассылает материалы в газеты, на радио, телевидение и в общественные организации тех городов, откуда прибыли военнослужащие.

По замыслу службы по связям с общественностью, распространение таких материалов должно, с одной стороны, повышать заинтересованность солдат в службе, а с другой - помогать воспитывать у гражданской молодежи чувство "патриотизма и гордости за своих земляков", а также вербовать кандидатов в американскую армию. Это управление ежегодно рассылает гражданским СМИ более 1 100 пресс-бюллетеней, около 40 тыс. фотографий, 100 телефильмов и поддерживает связи с 600 телестудиями и 4 тыс. радиостанций страны.

Важнейшим направлением социально-психологической подготовки населения США выступает работа с ветеранами войн и вооруженных сил, которых в стране около 29 млн. К их числу относятся военнослужащие, прослужившие в регулярных войсках или резервных компонентах вооруженных сил в условиях мирного времени не менее 180 сут или участвовавшие в любых боевых действиях независимо от их масштабов и продолжительности, уволенные из вооруженных сил с почетом (на общих основаниях или по состоянию здоровья) и подпадающие под юрисдикцию законов и подзаконных актов о правах, льготах и обязанностях бывших военнослужащих (в запасе и в отставке).

Забота о ветеранах и членах их семей, как считают эксперты Пентагона, оказывает непосредственное влияние на количественно-качественные характеристики регулярных войск и резервов. Такая социальная политика способствует формированию доброжелательного отношения населения к бывшим военнослужащим и позволяет сохранить на случай мобилизации большой контингент высококвалифицированных специалистов, готовых служить в вооруженных силах. Кроме того, большое внимание к этой категории граждан со стороны государства повышает социальный статус профессии военнослужащего, является хорошим стимулом для населения по овладению военными специальностями.

В США создана и эффективно функционирует система органов, занимающихся разработкой и реализацией прав и льгот бывших военнослужащих. Она охватывает исполнительную, законодательную и судебную ветви власти.

В конгрессе США (сенате и палате представителей) - высшем законодательном органе страны, с этой целью созданы комитеты по делам ветеранов. Их основная задача - регулирование отношений между ветеранами и государством. Эффективность работы обусловлена привлечением квалифицированных экспертов, что позволяет своевременно выявлять и анализировать наиболее острые проблемы, прогнозировать их развитие и предлагать варианты решения.

Комитет по делам ветеранов палаты представителей включает пять подкомитетов: медицинского обеспечения и госпиталей; пенсий, льгот и страхования; по надзору и расследованиям; образования, профессиональной подготовки и трудоустройства; по жилищным и ритуальным вопросам.

Сенатский комитет по делам ветеранов насчитывает 11 членов (подкомитетов не имеет). Он несет ответственность за такие вопросы, как: выплата пенсий и предоставление льгот; страхование жизни и реализация льгот в области образования, профессиональной реабилитации; функционирование госпиталей и начисление пособий по безработице; проведение адаптационных мероприятий с бывшими военнослужащими по подготовке их к условиям гражданской жизни; содержание национальных кладбищ и др.

В структуре исполнительных органов, занимающихся проблемами ветеранов, ведущее место принадлежит министерству по делам ветеранов, насчитывающему 245 тыс. человек. Это второй по численности гражданских служащих исполнительный федеральный орган. В центральном аппарате работает около 4 тыс. человек, а в периферийных органах - более 241 тыс.

Услугами министерства пользуются около 75 млн человек (треть населения страны): 29 млн отнесенных к категории ветеранов и 46 млн - члены их семей. Ему принадлежит до 119,3 км2 земли и более 5 тыс. зданий во всех 50 штатах, федеральном округе Колумбия, на о. Пуэрто-Рико и Филиппинах. Это ведомство несет ответственность за разработку и реализацию социально-экономических программ в интересах ветеранов и членов их семей. Основными областями его деятельности являются медобеспечение, реализация льгот и привилегий, ритуально-похоронное обслуживание.

Министерство по делам ветеранов координирует свою деятельность с министерствами жилищного строительства и городского развития, сельского хозяйства, здравоохранения и социальных служб. МО несет ответственность за своих ветеранов. Оно стимулируют связи ветеранов с армией, ВВС и ВМС. Этим занимаются комитеты по проблемам отставных военнослужащих и советы отставников, которые ежегодно проводят семинары и вырабатывают рекомендации руководству. Заметную роль играют различные ассоциации ветеранов и отставных военнослужащих, являющиеся общественными организациями.

С 1988 года в стране существует специальный апелляционный суд по делам ветеранов. В его состав входит главный судья и от двух до шести судей. Все они назначаются президентом с одобрения сената сроком на 15 лет.

При комплектовании армии США качественными кадрами государственное руководство важное место отводит сохранению старых, а также формированию и развитию новых формальных и неформальных традиций. Там считают, что с помощью традиций легче направлять деятельность и регулировать поведение масс, чем создавать лишние правовые ограничения.

Американские специалисты все традиции условно разделяют на ряд групп: традиции лояльного отношения к стране, государственным и общественным институтам; традиции преданности государственным деятелям из числа руководства страной; традиции преданности и гордости своей профессии, осознание ее необходимости и почетности; религиозные традиции; традиции национальной солидарности и другие.

Традиции первой группы способствуют формированию у граждан страны гордости за принадлежность к своей нации, ее истории. К ним относятся празднования исторических дат и юбилеев. Причем круг исторических дат и фактов, служащих поводом для торжеств, очень широк. Каждая дата - событие, имеет хорошее методическое и материальное обеспечение. Издается множество книг, брошюр, выпускаются пластинки, фильмы, знаки, вымпелы и т. п. Однако основой психологического воздействия на патриотическое сознание людей являются масштабные организованные театрализованные представления, точно воспроизводящие события многолетней давности и повторяющие весь их ход.

К этой группе относятся множество народных традиций, связанных с армией. В день формирования воинской части в обязательном порядке приглашается местное население (день открытых дверей), где демонстрируются боевая техника, вооружение, общежития, учебные помещения. 6 эти дни проводятся парады войск, марши духовых оркестров, военно-спортивные праздники с участием местного населения.

Традиции второй группы на социально-психологическом уровне создают условия для единения власти и народа, что позволяет первой уверенно осуществлять деятельность как внутри страны, так и в международном масштабе. Результаты анализа документов по рассматриваемой теме показывают, что американцы лояльны и преданы своему государственному руководству. Это - национальная традиция англосаксов.

Из многообразия традиций данной группы можно выделить следующие: посещение по знаменательным датам представителями власти трудовых коллективов, учреждений, воинских частей; организацию торжественных приемов, банкетов, встреч; персональные награждения и т. п. Президент США в обязательном порядке посещает траурные церемонии, похороны граждан отдавших жизнь за защиту интересов страны и общества.

Участие высокопоставленных деятелей в подобных мероприятиях имеет большое социально-психологическое значение. С одной стороны, это демонстрирует единение всех слоев и групп населения, а с другой - равенство граждан в исполнении долга перед отечеством.

Популярной традицией в США является увековечивание имен выдающихся людей общества. Так, имена государственных деятелей присваивают, например, крупным предприятиям; имена ученых - вузам, научным центрам; героев нации - кораблям, воинским частям.

В сознании подчиненных таким образом прочно формируется представление о том, что вышестоящий начальник превосходит их по многим показателям, а потому ему надо верить, беспрекословно подчиняться, быть лояльным. Показательна в этом отношении, например, качественная образовательная характеристика высшего командного состава армии США. Большинство старших офицеров (79 %) имеют степень магистра, 14 % - бакалавра и 7 % - доктора наук. Еще более высокое образование у представителей генералитета американской армии, среди которых 4,1 % -бакалавры, 63,8 % - магистры и 32,1 % - кандидаты и доктора наук.

Традиции третьей группы "заземляют", психологически* прикрепляют человека к определенной воинской части, способствуют формированию профессионального мастерства, социальному единению на межличностном уровне. Людей объединяют одинаковые условия деятельности, общие взгляды, нормы поведения, привычки. Так, каждая воинская часть, соединение имеет свою историю, своих героев, свои знамена,
марш (песня), девиз, вымпел, знак, кличку и т. д. Каждый американский штат, город, населенный пункт шефствует (а его жители получают преимущество при приеме в армию) над "своими" армейскими соединениями, частями.

Каждая часть имеет отличительный знак, который отображает достопримечательности, особенности штата, города, служит талисманом и носится на рукаве повседневного обмундирования.
Особое значение имеют религиозные традиции. Многие из них получили даже нормативную основу и стали уставными требованиями. Их предназначение-усилить и активизировать традиции других групп, придать им "святость". Например, посещение капелланом всех значительных мероприятий вначале было традицией, а сейчас является уставной обязанностью священника. Широкое распространение получили и мистические традиции: ношение самодельных амулетов, "тайных" знаков, символов, вера в "счастливое и несчастливое" число, личный номер и т. д. В ряде частей и соединений заведены талисманы (животные, птицы, отдельные предметы).

Другим важным направлением подготовки мобилизационных резервов для комплектования армии США является популяризация и организация здорового образа жизни. С этой целью реализуется государственная программа профилактики алкоголизма и наркомании.

Исключительно важное место в системе социально-психологической подготовки населения США отводится совершенствованию его физической культуры. В этих целях с середины 1980-х годов в американском обществе осуществляется программа физического воспитания граждан страны.

Президент и конгресс США, учитывая опыт участия американских вооруженных сил в военных конфликтах в зоне Персидского залива, Югославии, Афганистане, Ираке и других регионах мира, поставили органам исполнительной власти задачи по подготовке к положительному восприятию общественностью основных военно-политических мероприятий, проводимых государством и его союзниками. В связи с этим ВПР страны предприняло ряд мер по формированию в сознании американцев положительного отношения к применению военной силы.

Это выражалось в многочисленных выступлениях и заявлениях высших должностных лиц государственного аппарата США в средствах массовой информации, перед населением и вооруженными силами. В информационно-пропагандистском обеспечении операций участвовали лично президент страны и сотрудники его администрации, госдепартамент, ЦРУ, информационное агентство, ряд других государственных учреждений и СМИ.

Важным фактором в деятельности по обеспечению комплектования армии качественными людскими ресурсами Белый дом считает создание нормативной правовой базы, гарантирующей государственную ответственность за гибель, ранение, причинение вреда здоровью всем участникам боевых действий и членам их семей. Так, все участники воинского контингента, принимавшего участие в войнах, получают двойное жалование. Страхование на случай гибели предусматривает выплату в размере трехгодичного жалования. Семьям погибших положена компенсация в сумме от 500 тыс. до 1 млн долларов. Их дети получают право на пенсию. Военнослужащие полностью или частично освобождаются от уплаты подоходного налога.

Подготовка населения США к ведению войн осуществляется и в направлении формирования в сознании общества представления о войне как о вполне безопасном, комфортном занятии. Пребывающие за пределами страны военнослужащие (даже во время ведения боевых действий) не испытывают трудностей в социально-бытовом плане: в местах дислокации войск постоянно действуют солдатские и офицерские клубы; туда ежедневно доставляются почта, продовольственные и промышленные товары и т. п.

В заключение следует отметить, что армия в Соединенных Штатах далека от тех стандартов и идеалов, которыми ее наделяет американское общество. Пентагон по понятным причинам старается не афишировать негативные стороны функционирования этого важнейшего государственного института. Тем не менее, кое-какая информация все-таки просачивается, чтобы представить проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время военные в США.

Согласно результатам исследования, проведенного фондом "Эдьюкейшн траст" в 2011 году, чрезвычайно низкий уровень интеллектуальных способностей 1/4 американской молодежи не позволяет ей поступить на службу в армию Соединенных Штатов. Так, 23 % выпускников школ не в состоянии набрать минимальный проходной балл на экзамене для вступления в ряды вооруженных сил.

Проблема набора кадров для армии США представляется еще более серьезной, если учитывать тот факт, что далеко не все молодые люди допускаются к экзамену. Согласно данным Пентагона, 75 % американцев в возрасте от 17 до 24 лет не могут принимать участие в тестировании из-за плохого состояния здоровья, наличия судимостей или отсутствия среднего образования.

Число американских военнослужащих, которые были уволены из сухопутных войск США за различные преступления и нарушения в течение последних лет, значительно возросло. Об этом сообщило в 2014 году агентство Ассошиэйтед Пресс (АП).

Согласно представленным АП сведениям, в 2007 году были отстранены от службы 5,6 тыс. солдат армии США в связи с нарушениями дисциплины, в частности употреблением наркотиков и алкоголя, преступлениями и другими проступками. В 2013 году это число составило уже 11 тыс. Общее ухудшение морального состояния военнослужащих затронуло и офицерский состав. Так, в 2010 году из армии было уволено 119 офицеров, а в 2013-м - уже 387.

Пьянство и злоупотребление болеутоляющими препаратами в американских войсках достигли кризисных масштабов. Такой вывод содержится в докладе, подготовленном в 2012 году группой веду-щих специалистов страны по заданию медицинского института Национальной академии наук США. Согласно докладу, около 20 % всех военнослужащих в стране признают, что "пьют много". Среди морских пехотинцев этот показатель приближается к 60 % Наиболее высок уровень злоупотребления алкоголем и лекарственными препаратами был в тех частях, которые несли тяжесть военных действий в Ираке и Афганистане. В войсках употребление не по назначению болеутоляющих препаратов в 2005-2008 годах увеличилось с 2 до 11 % Более свежих данных нет, но вряд ли положение с тех пор улучшилось, что подтверждается, например, ростом самоубийств среди военнослужащих.

Это довольно неприятная тема для Пентагона. Рост числа самоубийств в вооруженных силах, как указали в министерстве обороны, отмечается с 2006 года. В 2009-м, в частности, счеты с жизнью свели 310 военнослужащих, в 2011-м этот показатель снизился до 301 человека, а в 2012 году, согласно вышеприведенным цифрам, вновь резко увеличился. Всего 2012 году, по данным МО страны, отмечено 349 случаев суицида среди военнослужащих, что стало самым высоким показателем с 2001-го. Для сравнения в Афганистане в 2012 году США потеряли убитыми 295 человек.

По утверждению главы министерства, число бездомных ветеранов в последние годы в США сокращается. В 2010 году их было 76,3 тыс. человек. В 2012-м в результате предпринимаемых усилий число ветеранов, не имеющих собственного крова, удалось снизить до отметки в 62,6 тыс. человек, подчеркнули в Минобороны.

Число бездомных ветеранов войн в Ираке и Афганистане выросло в США за последние два года более чем вдвое. Об этом сообщила газета "Ю-Эс-Эй тудей" в 2013 году со ссылкой на данные американского министерства по делам ветеранов.

В соответствии с информацией этого СМИ, по состоянию на конец сентября 2012 года в стране насчитывалось более 26,5 тыс. не имеющих крыши над головой, рискующих потерять ее или получающих федеральное пособие для оплаты арендуемого жилья бывших военнослужащих, принимавших участие в операциях в Ираке и Афганистане. Между тем еще в 2010 году таких лиц в Соединенных Штатах было, согласно сведениям того же министерства, 10,5 тыс.

Еще можно отметить, что в американской армии до сих пор отмечаются случаи расовой неприязни, сексуальных домогательств, дезертирства и других негативных явлений. Не говоря уже о неподобающем поведении военнослужащих США на территории других государств, где они были замешаны в убийствах и изнасиловании местных граждан. Хотя это и были единичные случаи, тем не менее они сказались на имидже вооруженных сил в целом.

Может быть именно по этому Пентагон, оценивая сегодняшнее состояние своих ВС, считает нецелесообразным их участие в наземных операциях в "горячих точках" планеты, в первую очередь, в Ираке и Сирии.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №8, С.37-44

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (22.09.2015) | Автор: А. Гостев

Просмотров: 1522 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов