search
menu
person

NEWS AND UDATES


Состояние и основные направления совершенствования ядерного обеспечения в ВС США (2015)

Состояние и основные направления совершенствования ядерного обеспечения в ВС США

Генерал-майор М. Вильданов,
профессор Академии военных наук, кандидат военных наук, доцент

Ядерное обеспечение в вооруженных силах США согласно уставным документам представляет собой комплекс оперативных и организационно-технических мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение группировок войск (сил) ядерными боеприпасами (ЯБП) при подготовке и нанесении ядерных ударов в соответствии с планами применения1.
Роль, место и мероприятия ядерного обеспечения определены в "Обзоре состояния и перспектив развития ядерных сил" 2010 года и уточнены в политической директиве президента США № 24, датированной июнем 2013 года "Доклад о стратегии применения ядерного оружия США".

В директиве подтверждено возрастание роли и места ядерного оружия (ЯО) в обеспечении национальной безопасности государства и его союзников. В условиях реализации мероприятий Договора о СНВ отмечена необходимость сохранения необходимого количества ядерных боеприпасов в качестве "возвратного потенциала", которые при осложнении военно-политической и стратегической обстановки в мире (на ТВД) могут быть оперативно установлены на носители. Объясняется это наличием у России "мощных стратегических ядерных сил" и "значительного количества тактического ядерного оружия" (ТЯО).

В части касающейся Китая выражена озабоченность закрытостью ядерных программ КНР, выполнение которых ведется "в широких объемах и быстрыми темпами". Кроме того, американское руководство планирует содержать определенное количество неразвернутых ЯБП в качестве резерва на случай одновременного технического сбоя в системах ЯБП и носителей. С этой целью разработаны варианты перераспределения ЯБП как внутри компонента ядерной триады, так и между ее составляющими.

Цель, основные задачи и мероприятия ядерного обеспечения отражены в оперативном плане объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США № 8010 и приложениях к нему. Непосредственно разработкой документа занимается ОСК (АвБ Оффут, штат Небраска). В видах вооруженных сил и объединенных командованиях (ОК) ВС США разрабатываются собственные планы применения ядерных сил и их материально-технического обеспечения (МТО). Кроме того, командующие ОК ВС США докладывают в ОСК потребности в соответствующих средствах. При планировании учитываются также положения Договора о СНВ по сокращению (к 5 февраля 2018 года) количественного состава ядерных боезарядов.

Частью оперативного плана является раздел "Ядерное обеспечение", который содержит мероприятия ядерного обеспечения, выполняемые в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Основные мероприятия, проводимые в мирное время, включают: определение объема и заказ производства ЯБП на предприятиях ядерного оружейного комплекса (ЯОК); планирование ядерного обеспечения войск (сил); разработка планов строительства и развития ядерного обеспечения с учетом реализации мероприятий Договора о СНВ; организация боевого дежурства в войсках (силах) ядерного обеспечения; предотвращение несанкционированных действий с ЯБП при проведении всех видов занятий и работ; эшелонирование ЯБП согласно оперативным планам; организация учета и отчетности об их наличии и состоянии; доставка и выдача ЯБП в войска (силы); обучение личного состава эксплуатации таких боеприпасов и необходимого оборудования; подготовка руководящего состава по управлению ядерным обеспечением; подготовка войск (сил) к решению задач приема и содержания ЯБП; организация охраны и обороны, а также ведение антитеррористической деятельности по защите объектов с ЯБП; организация взаимодействия войск (сил) ядерного обеспечения с воинскими частями боевого применения ЯО и МТО; подготовка формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций с ядерным оружием, эвакуация ЯБП и их доставка на предприятия ЯОК и др.

В период непосредственной угрозы проводятся следующие мероприятия: оповещение и занятие пунктов управления оперативным составом; уточнение планов ядерного обеспечения; приведение войск (сил) ядерного обеспечения в высшие степени боевой готовности; подача, доставка и выдача ЯБП в войска (силы) боевого применения ЯО; усиление охраны и обороны объектов с ЯБП, прикрытие от ударов воздушного и наземного противника и действий террористических формирований.

При переводе в высшие степени боеготовности осуществляется: занятие пунктов управления группами боевого управления; оценка обстановки, принятие соответствующих решений и постановка войскам (силам) задач боевого применения и ядерного обеспечения; прекращение технического обслуживания и модернизации носителей ЯО и боевого оснащения; приведение их в установленную степень боеготовности по ускоренным графикам; возобновление боевого дежурства в стратегической бомбардировочной авиации; подготовка, рассредоточение и укрытие сил и средств ядерного обеспечения; усиление всех видов разведки, наращивание сил охраны и обороны объектов инфраструктуры ядерных сил; подача, доставка и выдача ЯБП в части боевого применения; доставка и выдача головных частей в интересах восстановления боевой готовности ПЛАРБ и сил МБР, которые находились в пониженной готовности к пуску; установка крылатых ракет и ядерных авиабомб на стратегические бомбардировщики; доставка авиационных ядерных авиабомб В61 и их подвеска на тактические истребители ОВВС НАТО и ВВС США в Европе; выполнение мероприятий всестороннего обеспечения и взаимодействия.

В ходе военных действий предусматривается комплекс таких мероприятий, как: повышение живучести войск (сил) ядерного обеспечения; прикрытие войск (сил) ядерного обеспечения и боевого применения от ударов противника, ликвидация последствий и восстановление их боеспособности; эвакуация поврежденных ЯБП на предприятия ЯОК; восполнение расхода и потерь ЯБП и средств их эксплуатации; подача ЯБП с целью подготовки и проведения последующих пусков ракет.

Ниже приведен порядок выполнения важнейших мероприятий ядерного обеспечения.

Организация снабжения и доставки ЯБП в войска (силы). Система снабжения ядерными боеприпасами, существующая в США, структурно включает: органы управления в составе МО и министерств видов американских ВС, занимающихся вопросами обеспечения войск (сил) ядерным оружием; склады ВВС и ВМС, расположенные на континентальной части США, и склады ВВС вблизи авиабаз истребителей - носителей ТЯО на территории ряда стран НАТО с частями и подразделениями обслуживания ЯБП. Доставка ядерных боеприпасов со складов ВВС на заморские ТВД планируется небольшими партиями воздушным или морским транспортом. Воздушные переброски осуществляются специально оборудованными для этих целей самолетами военно-транспортной авиации командования воздушных перебросок ВВС США.

Ядерные авиационные бомбы доставляются, как правило, самолетами без контейнеров в одном из следующих вариантов: на складских подвижных тележках-подставках, на которых они хранятся на складах; на тележках-прицепах, используемых на авиабазах американской тактической авиации для хранения бомб на складе и для внутриаэродромной перевозки.

В ВМС США ядерное оружие осталось только на ПЛАРБ. Обеспечение их ЯБП за пределами континентальной части США не предусматривается.

Снабжение ядерными авиабомбами В61 эскадрилий тактических истребителей - носителей ядерного оружия ОВВС НАТО и ВВС США организует командующий американскими ВВС в Европе с помощью специальных американских подразделений. Руководство ими он осуществляет через свой штаб и управление вооружения и боеприпасов, которое помимо обычных средств занимается вопросами планирования и управления ядерным обеспечением.

Обеспечение безопасности транспортирования ЯБП. Военное руководство США в условиях сохраняющихся угроз террористических атак особое внимание уделяет обеспечению безопасности транспортирования ядерных боеприпасов. Руководящими документами Пентагона установлен следующий комплекс мероприятий в этой области: детальное планирование транспортирования ЯБП с определением персональной ответственности должностных лиц; сокращение и комплексирование задач перевозок ЯБП; оценка необходимости и целесообразности каждой конкретной перевозки и выбор оптимальных маршрутов; обеспечение требований и контроль исправности крановых и транспортных средств, организация безопасности грузоподъемных операций; подготовка личного состава и техники, участвующих в перевозках ЯБП; подготовка маршрутов транспортирования, организация разведки, охраны и обороны, комендантской службы, обеспечение сопровождения колонн с ЯБП специальными подразделениями по борьбе с террористическими группами с привлечением вертолетов сопровождения и др.

Организация эксплуатации ЯБП в войсках (силах). В силах МБР предусмотрено плановое техническое обслуживание МБР и головных частей один раз в четыре года. При этом ракета извлекается из шахтной пусковой установки и без головной части и приборного отсека отправляется в Огденский центр материально-технического обеспечения. Для проведения текущего техобслуживания, устранения неисправностей ВВТ в составе крыльев сил МБР имеется группа МТО. При необходимости привлекаются представители ЯОК.

В авиационных крыльях ВВС США организация технического обслуживания вооружения и ядерных боеприпасов возложена на заместителя командира крыла по инженерно-авиационной службе, которому подчинены три эскадрильи подготовки самолетов к полетам; по ремонту съемного оборудования и двигателей; по выполнению регламентных работ на наземном оборудовании и вооружении. В составе последней имеется группа вооружения и боеприпасов, которая выполняет все работы с обычными и ядерными боеприпасами.

В ВМС США все виды технического обслуживания ПЛАРБ, БРПЛ, головных частей обеспечивают через ВМБ ПЛАРБ, судоверфи, арсеналы БРПЛ и хранилища с ядерными боеприпасами. При необходимости привлекаются представители промышленности и предприятий ЯОК.

Организация охраны и обороны объектов с ЯБП. Военное руководство США значительное внимание уделяет обеспечению охраны и обороны объектов с ЯБП. С этой целью проводится анализ, оценка уязвимости и категорирование арсеналов и хранилищ с ЯБП. Они и прилегающая к ним территория оборудуются как объекты круговой обороны с установкой современных инженерных заграждений, технических средств охраны и предупредительной сигнализации, прикрываемых огнем спецподразделений.

Внедрена система блокировок, предотвращающая снятие электропитания, отключения этих систем и несанкционированное вмешательство в их работу. Установлен жесткий порядок и автоматизированный контроль за допуском и учетом личного состава, санкционированным вскрытием (закрытием) сооружений и объектов с ЯБП. Организуется дистанционное визуальное наблюдение за подступами к объекту и работой персонала в основных помещениях, где разрешается пребывание не менее двух лиц из состава обслуживающего персонала.

Систематически проводятся тренировки по действиям персонала, подразделений охраны и специальных антитеррористических формирований по отражению нападения террористических групп, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, проводится комплекс технических мероприятий по обеспечению физической защиты самих ЯБП и их компонентов с целью предотвращения их разрушения, хищения, несанкционированного уничтожения, утраты или повреждения.

Модернизация боевого оснащения компонентов СНС. В настоящее время на МБР "Минитмэн-3" установлены БГ типа Мк 12А и Мк 21.

В морских СЯС ведется установка на БРПЛ "Трайдент-2" доработанных боеголовок Мк 4 с продленным эксплуатационным ресурсом. Аналогичную программу планируется выполнить и для более мощных боеголовок Мк 5.

В авиационных СЯС решение ядерных задач возлагается на самолеты стратегической бомбардировочной авиации В-52Н и В-2А. Стратегический бомбардировщик В-52Н, имеющий на вооружении крылатые ракеты воздушного базирования и/или ядерные авиабомбы В61-7, В61-11 либо В83, способен действовать в ядерном и неядерном оснащении. Бомбардировщики В-2А не рассматриваются к оснащению их ядерными КРВБ, хотя существует техническая возможность подвески на самолет до 16 крылатых ракет. В-2А в состоянии нести до 16 ядерных авиабомб. Стратегические бомбардировщики В-1В переоборудованы для решения неядерных задач, однако техническая возможность для перевода их в ядерный статус сохраняется. Все типы стратегических бомбардировщиков планируется сохранить до 2030-2040 годов.

Ведутся НИОКР по созданию перспективного стратегического бомбардировщика и новой КРВБ в ядерном оснащении, на смену КРВБ AGM-86B и крылатым ракетам AGM-129A (последние сняты с вооружения). Новую крылатую ракету планируется принять на вооружение с началом ее производства в 2025 году.

В отношении тактического ядерного оружия в политической директиве президента США подтверждено намерение сохранения ТЯО в Европе и модернизации ядерных авиабомб В61. Ведется разработка авиабомбы В61-12 для оснащения стратегических бомбардировщиков и перспективных тактических истребителей ВВС страны.

Важно отметить, что в ВС США реализовано оперативное и административное управление стратегическими наступательными силами (СНС). Так, командующий ОСК в вопросах оперативного управления СНС не зависит от командований ВВС, ВМС и командующих ОК ВС США на ТВД. Он имеет право непосредственно докладывать главе Белого дома и министру обороны о состоянии дежурных ядерных сил, выделенных в его распоряжение и находящихся в оперативном подчинении.

В то же время решение задач ядерного и других видов обеспечения применения компонентов СНС остается компетенцией командующих видами вооруженных сил и ОК. Они отвечают за централизованное хранение ЯБП, их техническое обслуживание, доставку и приведение в готовность на носителях ЯО, организуют контроль исходного положения, а также техническую проверку ВВТ ядерных сил.

По взглядам зарубежных военных специалистов, такое разграничение ответственности между органами военного управления по вопросам ядерного обеспечения требует дальнейшего совершенствования. Считается, что имеет место некоторое дублирование задач и функций оперативного и административного управления в части касающейся ядерного обеспечения боевого дежурства и применения ядерных сил.

Реальность планов и состояние ядерного обеспечения в СНС определяются и оцениваются военным руководством США при подготовке и проведении стратегических учений, в ходе которых отрабатываются мероприятия ядерного обеспечения с минимальными ограничениями. По их результатам проводится уточнение соответствующих руководящих документов, оперативных планов и планов. При этом оформляется сертификация частей и подразделений на соответствие требованиям ведения военных действий с применением ЯО и осуществляется допуск личного состава к работе с ЯБП.

По оценкам Пентагона состояние ядерного обеспечения в СНС обеспечивает выполнение задач ядерного сдерживания вероятных противников на глобальном и региональном уровне и поражение их стратегических и критически важных объектов в ходе ядерных операций.

Вместе с тем в ходе проверок органов управления и войск (сил) обнаружились существенные недостатки и не вполне качественное решение вопросов при выполнении ключевых мероприятий ядерного обеспечения. Так, в СНС США снижено качество контроля за проведением особо опасных работ с ЯБП. Это подтверждается тем, что за последние годы было выявлено три ядерных инцидента, получивших мировую известность.

Первый - это ошибочная отправка нескольких передних секций боеголовок МБР "Минитмэн-3" на Тайвань в 2006 году, что вызвало негативную реакцию ВПР Китая.

Второй инцидент заключается в том, что с авиабазы Майнот (штат Северная Дакота) на АвБ Барксдейл (Луизиана) был перебазирован бомбардировщик В-52Н с шестью крылатыми ракетами в ядерном оснащении. Как выяснилось, из-за бесконтрольных действий и низкой подготовки специалистов авиационного крыла не были сняты ядерные боеприпасы с ракет, направляемых на утилизацию. При этом экипаж бомбардировщика даже не знал о наличии на борту ЯО.

Третий ядерный инцидент был зафиксирован в ноябре 2010 года в одной из эскадрилий 90-го космического крыла (АвБ Ф.Уоррена, штат Вайоминг), когда в результате технической неисправности был допущен 45-минутный перерыв в контроле за состоянием 50 МБР "Ми-нитмэн-3" и их головных частей, находящихся на боевом дежурстве. При этом личный состав дежурных сил показал низкие профессиональные навыки по действиям в нештатных ситуациях. Кроме того, в СНС США выявлены факты употребления и распространения наркотиков личным составом при несении боевого дежурства. Выяснилось также, что наркотики употребляли должностные лица, непосредственно допущенные к работе с ЯБП.

По итогам расследований инцидентов был сделан вывод о недостаточно четком распределении ответственности руководящего состава ВВС и слабой подготовке личного состава и персонала, эксплуатирующего ЯО. Это потребовало разработки комплекса оперативных и организационно-технических мероприятий по устранению недостатков и совершенствованию всей системы ядерного обеспечения в СНС США.

Так, создано командование глобальных ударов, которое осуществляет централизованное управление ядерным обеспечением наземной и авиационной компонент СНС США. Министром ВВС США издана директива, которая ввела в действие инструкцию AFI 10-2518 по реагированию на чрезвычайные происшествия и катастрофы с ядерным оружием. Директива определяет ответственность и обязанности должностных лиц: командующего командованием глобальных ударов; заместителя начальника штаба (НШ) ВВС по оперативному планированию и определению потребностей; заместителя НШ ВВС по тылу, объектам инфраструктуры и обеспечению операций; помощника НШ ВВС по вопросу ядерной интеграции и ядерному сдерживанию; командующего командованием ВВС в Европейской зоне НАТО и командующих основными командованиями ВВС. Кроме того, сформированы оперативная группа реагирования на чрезвычайную ситуацию (ОГРЧС, Response Task Force) и группы первичного реагирования на ядерные инциденты.

Следует подчеркнуть, что в Пентагоне и министерстве энергетики США не скрывают также проблем, связанных с состоянием ЯОК, которое в ядерной стратегии страны оценивается как не соответствующее предъявляемым требованиям. Отмечаются значительные затраты, связанные с необходимостью поддержания изношенных объектов ядерной инфраструктуры, построенных еще в 1940-1950 годах, и их малоэффективное использование.

На решении задач ядерного обеспечения негативно сказываются и ограниченные возможности предприятий по осуществлению полного цикла создания ЯБП, когда плутониевые сердечники изготавливаются в штучном варианте. В связи с этим технический потенциал ЯОК позволяет проводить работы только с одним типом ЯБП, что может привести к затягиванию проведения работ по другим типам.

Вызывает тревогу дефицит кадров, что ухудшает устойчивость функционирования объектов ЯОК и качество работ по продлению сроков эксплуатации ядерных боеприпасов. Причинами этого являются: снижение престижа профессии, связанной с работой в ядерной области; недостаточные размеры оплаты труда инженерно-технического и научного состава; увеличение числа специалистов пенсионного возраста; утрата практических навыков из-за отсутствия ядерных испытаний в связи с соблюдением моратория на их проведение согласно ДВЗЯИ и др.

Вот почему в политической директиве президента США особое внимание уделено необходимости совершенствования инфраструктуры ЯОК: "США инвестируют и продолжат инвестировать в современную физическую инфраструктуру ядерной отрасли. Пока существует ядерное оружие, США будут обеспечивать поддержание безопасного в эксплуатации, защищенного от несанкционированного доступа и использования, эффективного ядерного арсенала, который гарантирует безопасность государства, их союзников и партнеров". Поэтому военное руководство страны принимает меры по совершенствованию управления состоянием ядерного арсенала, предусматривающие поддержание в надлежащем состоянии и строительство новых объектов ЯОК, улучшение подбора и качества подготовки кадров; решение их социально-бытовых проблем; привлечение молодых специалистов и т. д.

Ежегодно сообщается о намерениях соблюдать мораторий на испытания ядерного оружия, добиваться ратификации сенатом США и вступления в силу ДВЗЯИ. Заявлено также, что запасы ЯБП будут поддерживаться на уровне, минимально необходимом для обеспечения безопасности государства и его союзников.

Основными направлениями совершенствования ядерного обеспечения являются: проведение НИОКР по конкретным ядерным зарядным устройствам; техническое обеспечение ЯБП; надзор за оперативно-развернутым боезапасом и его резервом; демонтаж и своевременная утилизация снятых с вооружения ЯБП, количество которых возрастает в связи с выполнением Вашингтоном своих договорных обязательств согласно Договору о СНВ; создание "возвратного ядерного потенциала" в необходимых объемах; улучшение подбора и повышение уровня профессиональной подготовки личного состава войск (сил) ядерного обеспечения; ужесточение контроля за состоянием боевого дежурства.

Министерство энергетики США принимает меры по наращиванию вычислительных ресурсов Ливерморской и Лос-Аламосской лабораторий в интересах реализации стратегической инициативы по созданию трехмерных компьютерных моделей ядерных боеприпасов для проведения "виртуальных" испытаний ядерных зарядов, подтверждения их надежности и продления сроков эксплуатации. В настоящее время количество суперкомпьютеров превышает 20 единиц, их поставки будут продолжены.

Кроме того, для поддержания объектов ЯОК в надлежащем состоянии в ядерной стратегии США предусматривается: сохранение специалистов и поддержание объектов инфраструктуры Невадского ядерного полигона в готовности к проведению натурных испытаний ЯБП; обеспечение полного финансирования работ по совершенствованию учебно-материальной базы ЯОК, активизация НИОКР, направленных на разработку профильных программ и технологий в интересах повышения надежности и безопасности ЯБП, их сертификации без проведения натурных испытаний; обеспечение реализации мер по совершенствованию научной и инженерно-технической базы отрасли согласно положениям программы "Сопровождение ядерного арсенала"; модернизация инфраструктуры Лос-Аламосской лаборатории; строительство объектов химической и металлургической промышленности к 2021 году; совершенствование инфраструктуры объекта Y-12 (Оук-Ридж, штат Теннесси) с вводом к 2021 году новой линии по переработке урана.

Таким образом, состояние и практические меры, принимаемые американским руководством для решения вышеуказанных проблем и совершенствования ядерного обеспечения в ВС США, свидетельствуют о возрастании роли и места ядерного оружия в выполнении задач стратегического (ядерного) сдерживания вероятных противников в интересах обеспечения национальной безопасности страны и ее союзников. В условиях современной военно-политической и стратегической обстановки американская администрация заявляет о возможности размещения ракет средней дальности в ядерном оснащении на территории стран НАТО, что нарушает ряд положений бессрочного Договора о РСМД.

1 См.: Вильданов М. П. Ядерное обеспечение в ВС США // Зарубежное военное обозрение. - 2008. -№ 3.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №8, С.12-18

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (29.08.2015) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов
Просмотров: 6338 | Теги: ЯО, М. Вильданов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar