Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 23:16
Ключевые слова
КС-46А, заправочная авиация, ТЗС, Е. Кондратюк

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » НИОКР

Состояние и перспективы развития транспортно-заправочной авиации ВВС США (2015)

Состояние и перспективы развития транспортно-заправочной авиации ВВС США

Е. Кондратюк

В данной статье представлен обзор состояния, количественного состава и перспектив развития транспортно-заправочной авиации (ТЗА) США. Обоснована необходимость обновления морально устаревшего и практически выработавшего ресурс парка транспортно-заправочных самолетов (ТЗС). Рассмотрена одна из приоритетных программ ВВС США по разработке и принятию на вооружение ТЗС КС-46А "Пегас".

Опыт вооруженных конфликтов и военных операций США показывает, что, несмотря на наличие авиационных баз США и коалиционных сил НАТО по всему миру, обеспечение авиационных ударов зачастую невозможно без поддержки ТЗА. Так, в военной операции сил альянса "Объединенный защитник" в 2011 году в Ливии на долю ТЗА за восемь месяцев пришлось 25 % от 26 500 самолетовылетов коалиции.

КС-46А "Пегас"
КС-135 "Стратотанкер"
A.330 MRTT

В ходе этой операции ВВС США применяли стратегические бомбардировщики В-2А "Спирит" с места их постоянного базирования на континентальной части США, а поддержку боевым самолетам стран коалиции обеспечивали транспортно-заправочные самолеты, рассредоточенные на авиационных базах в зоне Средиземного моря. В настоящее время ТЗА применяется для заправки топливом самолетов, наносящих удары по объектам боевиков "Исламского государства" в Ираке и Сирии.

В целом экспедиционный характер применения национальных и коалиционных сил стран НАТО предъявляет все более высокие требования к обеспечению боевой устойчивости авиационного компонента оперативных формирований. Нанесение авиаударов по целям, расположенным на значительном удалении от основных мест базирования, а также длительное патрулирование в назначенных районах требует расширения возможностей по дозаправке топливом самолетов в воздухе.

ВВС США располагают наибольшим парком ТЗА как среди национальных, так и среди коалиционных сил стран-участниц НАТО. По мнению командования этого вида ВС, для обеспечения действий своих вооруженных сил, а также ВС в составе многонациональных и коалиционных формирований, необходим парк ТЗА в количестве 500-600 ТЗС KC-135R (или других аналогичных самолетов). Наряду с этим жесткие финансовые рамки вынуждают руководство ВВС ведущих зарубежных стран руководствоваться экономическими соображениями при решении данной задачи.

В настоящее время на вооружении ТЗА ВВС США состоят 59 самолетов КС-10 "Экстендер", семейство самолетов КС-135Е, R и Т "Стратотанкер" (402 единицы), 39 самолетов МС-130Н/Р и 19 самолетов MC-130J. На вооружении МП США имеются 47 KC-130J (заказано еще четыре машины данной модификации) и 26 самолетов КС-130Т, а ВМС - шесть KC-130F и R. Кроме того, на консервации находится 141 самолет КС-135 и шесть КС-10. Несмотря на такой парк ТЗС, министерство ВВС заказало еще 24 самолета MC-130J.

По мнению руководства Пентагона, парк ТЗА сможет обеспечить только около 80 % потребностей всей боевой авиации страны.

Основу ТЗА США составляют самолеты KC-135R и Т и КС-10, представляющие собой модернизированные под потребности ВВС большие дальнемагистральные пассажирские самолеты. Основным оборудованием данных летательных аппаратов (ЛА), используемым для дозаправки топливом самолетов в воздухе, являются телескопическая топливозаправочная балка и топливный рукав с конусным стабилизатором (система типа "конус-штанга").

Причем в отличие от ряда стран-участниц, в ВВС, ВМС и МП США для дозаправки топливом самолетов используется как телескопическая топливозаправочная балка, так и система типа "конус-штанга". Например, в ВВС и ВМС Великобритании и ряда ведущих европейских стран используется единый стандарт - система типа "конус-штанга".

Средний возраст ТЗС КС-135 составляет 55 лет (первая машина KC-135R была принята на вооружение ВВС страны в 1956-м, последняя - в 1964 году) и КС-10 - 29 лет (принят на вооружение в 1981 году), в результате чего данные самолеты проводят значительное время на авиационных ремонтных заводах для проведения среднего и капитального ремонта узлов, блоков и агрегатов, а также в целях замены и модернизации устаревшего оборудования. Основной причиной является увеличение сроков эксплуатации данных самолетов, поскольку средний радиус транспортно-заправочной авиации ВВС США в целом выработан на 85 %

По оценкам представителей ВВС США, на поддержание технической исправности устаревшего парка только самолетов KC-135R, проведение плановых регламентных работ и текущего ремонта необходимо до 6 млрд долларов в год в период до 2020 года. Кроме того, семейство ТЗС КС-135 проходит модернизацию до модификации Block 45, предусматривающую увеличение надежности и ремонтопригодности оборудования самолета. Работы в рамках Block 45 включают модернизацию авиационного электронного оборудования: новый пилотажный командный прибор (автомат курса), автопилот, радиовысотомер и электронные индикаторы системы управления двигателем.

Текущая программа модернизации позволит сократить расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание самолетов при одновременном повышении их потенциала.

Планируется, что эксплуатация самолетов КС-135 "Стратотанкер" продлится до 2030 годов, а КС-10 - до 2043-го.

Руководство министерства обороны США, осознавая необходимость обновления устаревшего парка ТЗА ВВС и принятия на вооружение качественно нового транспортно-заправочного самолета, с начала 2000-х годов провело несколько тендеров на его разработку и последующее серийное производство. В конкурсе приняли участие ведущие мировые производители: фирма "Боинг" и консорциум "Нортроп-Грумман"/"ЕАДС", предлагавшие ТЗС КС-46А и А.330 MRTT (Multi Role Tanker Transport) соответственно.

Самолет КС-46А разработан на базе коммерческого пассажирского лайнера Боинг 767-200ER, а А.330 MRTT - на базе А.330-200. Одним из отличий данных самолетов является размещение топлива: у КС-46А основная часть подпольного грузового пространства занята дополнительными топливными баками, в то время как на самолете А.330 MRTT топливо размещается в основных баках в крыле, хвосте и киле.

Несмотря на лучшие массогабаритные и тактико-технические характеристики самолета А.ЗЗО MRTT, 24 февраля 2011 года руководство министерства обороны США объявило фирму "Боинг" победителем конкурса по программе КС-Х, предусматривающей разработку и производство 179 новых ТЗС и поставку их на вооружение ВВС страны.

Первоначально, контракт по программе КС-Х оценивался в 35 млрд долларов (по состоянию на 2011 год), однако к настоящему времени его стоимость выросла до 51,9 млрд. Несмотря на столь значительную сумму контракта, руководство ВВС США в 2014 году запросило дополнительно 1,55 млрд долларов из бюджета МО США на развитие программы разработки и производства ТЗС КС-46А.

Министерство ВВС США считает программу КС-Х высокоприоритетной наряду с такими проектами, как разработка и поставка на вооружение тактических истребителей F-35 "Лайт-нинг-2" и разработка перспективного стратегического бомбардировщика LRS-B (Long-Range Strike Bomber).

По заявлению представителей фирмы "Боинг", при техническом обслуживании самолета КС-46А, сопоставимого по габаритам с КС-135, ВВС США смогут использовать большую часть существующей инфраструктуры, в частности авиационные ангары и другие объекты.

КС-46А, получивший обозначение "Пегас", предназначен для воздушной поддержки и заправки топливом в полете самолетов ВВС, ВМС и МП США, а также авиации коалиционных сил НАТО. Данный ЛА обладает высокой эффективностью и расширенными возможностями по дозаправке топливом в полете, а также способен выполнять задачи по перевозке грузов, эвакуации личного состава и оказанию медицинской помощи на борту.

Весь парк КС-46А планируется оснастить многоточечной системой дозаправки топливом в полете MPRS (Multi-Point Refueling System). Данная система позволит производить одновременную дозаправку топливом в полете двух самолетов с двух подкрыльевых заправочных агрегатов.

Самолет оснащен подфюзеляжной модернизированной топливозаправочной балкой с электродистанционной системой управления и возможностью быстрой передачи топлива в полете, а также двумя подвесными подкрыльевыми агрегатами системами заправки (WARPs - Wing Air Refuelling Pods). Наличие подфюзеляжной топливозаправочной балки и подкрыльевых заправочных агрегатов позволит за один вылет производить дозаправку топливом в полете как самолетов США, так и самолетов сил коалиции по НАТО. КС-46А обладает другими преимуществами.

Оператор заправочных систем самолета КС-46А при помощи панорамных трехмерных цифровых дисплеев (диагональ основного 61 см) и двух наружных телевизионных камер способен контролировать и управлять подфюзеляжной топливозаправочной балкой и двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами. Использование двух ТВ-камер наблюдения за топливозаправочным оборудованием позволяет формировать бинокулярное восприятие оператором процесса дозаправки самолетов топливом в полете.

В грузовом отсеке самолета КС-46А могут размещаться до 18 грузовых платформ типа 463L, а конфигурация направляющих посадочных мест и наличие бортовой погрузочно-разгрузочной системы позволяют одновременно решать задачи по перевозке как грузов, так и личного состава, что значительно повышает возможности КС-46А по сравнению с KC-135R.

По оснащению кабины экипажа КС-46А аналогичен Боинг 767-400. В ней установлены широкоформатные цифровые дисплеи с диагональю 38,1 см фирмы "Рокуэлл Коллинз", разработанные для самолета Боинг 787.

Руководство Пентагона планирует поэтапное перевооружение ТЗА новыми ТЗС в течение более 30 лет. Программа КС-Х, рассчитанная на период с 2015 по 2028 годы, представляет собой первый этап, предусматривающий поставку на вооружение 179 новых ТЗС КС-46А (175 серийных и четырех самолетов для летных испытаний) для замены около трети всего устаревшего парка КС-135. По мнению руководства ВВС США, даже по окончании данной программы в 2028 году на вооружении ВВС останутся более 200 устаревших КС-135.

Второй этап - программа KC-Y, рассчитанная на период с 2029 по 2040 годы - предполагает замену оставшихся на вооружении самолетов КС-135 всех модификаций.

Третий этап - программа KC-Z, которую планируется запустить с 2041 года, предусматривает замену 59 КС-10.

В ходе тендеров по программам KC-Y и KC-Z ожидается закупка до 400 новых ТЗС на общую сумму около 100 млрд долларов, что значительно превышает прогнозные оценки глобального спроса на краткосрочную перспективу и поставки по программе КС-Х вместе взятые. Несмотря на выбор фирмы "Боинг" с самолетом КС-46А по программе КС-Х, фирма "Эрбас" планирует активное участие в конкурсе по программе KC-Y.

К концу 2014 года был выпущен первый из четырех запланированных испытательных самолетов КС-46А, а в январе 2015-го проведены его первые летные испытания. В этом же финансовом году выделено 777 млн долларов на эксплуатацию и поддержку четырех тестовых машин. Большая часть этих средств предназначена для завершения сборки тестовых КС-46А, выполнения программы их летных испытаний, дальнейшего развития и разработки летных тренажеров. Кроме того, в течение 2015 года планируется провести испытания самолета на огнестойкость, сбор данных на тренажере и в процессе технического обслуживания ТЗС, а также разработать соответствующую техническую документацию.

В целом программа КС-Х выполняется в соответствии с согласованным с фирмой "Боинг" контрактом и исходным графиком поставок самолетов КС-46А на вооружение ВВС США. Ожидается, что в августе с. г. будет запущено мелкосерийное производство ТЗС. Начиная с мая 2016 года намечается проведение эксплуатационных испытаний КС-46А. Полномасштабное производство этих машин должно развернуться с июня 2017 года.

В дальнейшем планируемые темпы производства составят около 15 топливозаправщиков в год. Так, в ближайшие пять лет предусматриваются следующие объемы производства: в 2015 году - семь самолетов, в 2016-м - 12, в 2017-м - 18, в 2018-м - 17, в 2019-м - 15 самолетов. К августу 2018 года планируется поставить на вооружение американских ВВС первые 18 ТЗС КС-46А "Пегас".

На разработку КС-46А с учетом постройки четырех самолетов для летных испытаний выделено 7,239 млрд долларов. На закупку 175 серийных машин, запасных частей и другого сопутствующего оборудования для начального этапа направлено 40,363 млрд долларов, на военное строительство - 4,316 млрд. Общая стоимость программы 51,9 млрд долларов.

Один самолет КС-46А "Пегас" (unit cost) оценивается в 170 млн долларов, что сопоставимо со стоимостью А.330 MRTT. Средняя стоимость одного КС-46А с учетом всех затрат на разработку, производство, испытания, закупку оборудования и т. п. составляет 287-289 млн долларов.

Таким образом, Пентагон проводит стратегическую широкомасштабную программу перевооружения устаревшего парка ТЗА на новые транспортно-заправочные самолеты КС-46А "Пегас".

Таблица 1 Основные ТТХ ТЗС А.330 MRTT и КС-46А "Пегас"

Характеристика A.330 MRTT КС-46А
Геометрические размеры, м:    
длина 58,8 50,5
размах крыла 60,3 47,6
высота 17,4 15,8
диаметр фюзеляжа 5,84 5,03
длина грузового отсека 45 33,93
Площадь крыла, м2 362 282
Масса взлетная максимальная, кг 233000 188240
Масса передаваемого топлива, кг 111000 96 200
Масса полезной нагрузки максимальная, кг 45000 29 500
Максимальное количество перевозимых грузовых платформ типа 4631, единиц 26 18
Дальность полета, км 14800 11800
Крейсерская скорость, число М 0,82 0,86
Практический потолок, м 12 600 12 200
Количество и тип двигателей 2 х CF6-80-E1A4B "Дженерал электрик" 2 x PW4062 "Пратт энд Уитни"
Максимальная тяга одного двигателя, кгс 32 600 28710
Количество точек дозаправки топливом 3 3
Экипаж, человек 2 и 1 оператор заправочных систем 2 и 1 оператор заправочных систем

Таблица 2 Сравнительные характеристики ТЗС КС-135 "Стратотанкер" и КС-46А "Пегас"

  КС-135 "Стратотанкер" КС-46А "Пегас"
Силовая установка, тип ТРДД ТРДД
Количество двигателей, штук 4 2
Максимальный запас топлива для дозаправки, т 90,7 96,2
Количество точек дозаправки топливом 3 3
Пропускная способность подфюэеляжной топливозаправочной штанги, л/мин 4450 4540
Возможность использования за один самолетовылет подфюэеляжной топливозаправочной балки и лодкрыльевых заправочных агрегатов Отсутствует Имеется
Возможность одновременной дозаправки топливом в полете двух самолетов Всего 20 самолетов КС-135 были оснащены такой системой Имеется
Количество перевозимых грузовых платформ типа 463L, ед 6 18
Число перевозимых военнослужащих, человек 53 114
Число перевозимых раненых военнослужащих с соответствующим медицинским оборудованием, человек 44 54
Наличие систем защиты и биологическая зашита; защита от ГСН ракет по тепловому излучению Отсутствуют Бронированная кабина экипажа; радиационная, химическая
Возможность дозаправки топливом в полете в темное время суток Ограничена Имеется

Зарубежное военное обозрение. 2015, №6, С.67-71

 

Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (25.07.2015)

Просмотров: 1233 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов