Состояние и перспективы развития транспортно-заправочной авиации ВВС СШАЕ. Кондратюк В данной статье представлен обзор состояния, количественного состава и перспектив развития транспортно-заправочной авиации (ТЗА) США. Обоснована необходимость обновления морально устаревшего и практически выработавшего ресурс парка транспортно-заправочных самолетов (ТЗС). Рассмотрена одна из приоритетных программ ВВС США по разработке и принятию на вооружение ТЗС КС-46А "Пегас". Опыт вооруженных конфликтов и военных операций США показывает, что, несмотря на наличие авиационных баз США и коалиционных сил НАТО по всему миру, обеспечение авиационных ударов зачастую невозможно без поддержки ТЗА. Так, в военной операции сил альянса "Объединенный защитник" в 2011 году в Ливии на долю ТЗА за восемь месяцев пришлось 25 % от 26 500 самолетовылетов коалиции.
В ходе этой операции ВВС США применяли стратегические бомбардировщики В-2А "Спирит" с места их постоянного базирования на континентальной части США, а поддержку боевым самолетам стран коалиции обеспечивали транспортно-заправочные самолеты, рассредоточенные на авиационных базах в зоне Средиземного моря. В настоящее время ТЗА применяется для заправки топливом самолетов, наносящих удары по объектам боевиков "Исламского государства" в Ираке и Сирии. В целом экспедиционный характер применения национальных и коалиционных сил стран НАТО предъявляет все более высокие требования к обеспечению боевой устойчивости авиационного компонента оперативных формирований. Нанесение авиаударов по целям, расположенным на значительном удалении от основных мест базирования, а также длительное патрулирование в назначенных районах требует расширения возможностей по дозаправке топливом самолетов в воздухе. ВВС США располагают наибольшим парком ТЗА как среди национальных, так и среди коалиционных сил стран-участниц НАТО. По мнению командования этого вида ВС, для обеспечения действий своих вооруженных сил, а также ВС в составе многонациональных и коалиционных формирований, необходим парк ТЗА в количестве 500-600 ТЗС KC-135R (или других аналогичных самолетов). Наряду с этим жесткие финансовые рамки вынуждают руководство ВВС ведущих зарубежных стран руководствоваться экономическими соображениями при решении данной задачи. В настоящее время на вооружении ТЗА ВВС США состоят 59 самолетов КС-10 "Экстендер", семейство самолетов КС-135Е, R и Т "Стратотанкер" (402 единицы), 39 самолетов МС-130Н/Р и 19 самолетов MC-130J. На вооружении МП США имеются 47 KC-130J (заказано еще четыре машины данной модификации) и 26 самолетов КС-130Т, а ВМС - шесть KC-130F и R. Кроме того, на консервации находится 141 самолет КС-135 и шесть КС-10. Несмотря на такой парк ТЗС, министерство ВВС заказало еще 24 самолета MC-130J. По мнению руководства Пентагона, парк ТЗА сможет обеспечить только около 80 % потребностей всей боевой авиации страны. Основу ТЗА США составляют самолеты KC-135R и Т и КС-10, представляющие собой модернизированные под потребности ВВС большие дальнемагистральные пассажирские самолеты. Основным оборудованием данных летательных аппаратов (ЛА), используемым для дозаправки топливом самолетов в воздухе, являются телескопическая топливозаправочная балка и топливный рукав с конусным стабилизатором (система типа "конус-штанга"). Причем в отличие от ряда стран-участниц, в ВВС, ВМС и МП США для дозаправки топливом самолетов используется как телескопическая топливозаправочная балка, так и система типа "конус-штанга". Например, в ВВС и ВМС Великобритании и ряда ведущих европейских стран используется единый стандарт - система типа "конус-штанга". Средний возраст ТЗС КС-135 составляет 55 лет (первая машина KC-135R была принята на вооружение ВВС страны в 1956-м, последняя - в 1964 году) и КС-10 - 29 лет (принят на вооружение в 1981 году), в результате чего данные самолеты проводят значительное время на авиационных ремонтных заводах для проведения среднего и капитального ремонта узлов, блоков и агрегатов, а также в целях замены и модернизации устаревшего оборудования. Основной причиной является увеличение сроков эксплуатации данных самолетов, поскольку средний радиус транспортно-заправочной авиации ВВС США в целом выработан на 85 % По оценкам представителей ВВС США, на поддержание технической исправности устаревшего парка только самолетов KC-135R, проведение плановых регламентных работ и текущего ремонта необходимо до 6 млрд долларов в год в период до 2020 года. Кроме того, семейство ТЗС КС-135 проходит модернизацию до модификации Block 45, предусматривающую увеличение надежности и ремонтопригодности оборудования самолета. Работы в рамках Block 45 включают модернизацию авиационного электронного оборудования: новый пилотажный командный прибор (автомат курса), автопилот, радиовысотомер и электронные индикаторы системы управления двигателем. Текущая программа модернизации позволит сократить расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание самолетов при одновременном повышении их потенциала. Планируется, что эксплуатация самолетов КС-135 "Стратотанкер" продлится до 2030 годов, а КС-10 - до 2043-го. Руководство министерства обороны США, осознавая необходимость обновления устаревшего парка ТЗА ВВС и принятия на вооружение качественно нового транспортно-заправочного самолета, с начала 2000-х годов провело несколько тендеров на его разработку и последующее серийное производство. В конкурсе приняли участие ведущие мировые производители: фирма "Боинг" и консорциум "Нортроп-Грумман"/"ЕАДС", предлагавшие ТЗС КС-46А и А.330 MRTT (Multi Role Tanker Transport) соответственно. Самолет КС-46А разработан на базе коммерческого пассажирского лайнера Боинг 767-200ER, а А.330 MRTT - на базе А.330-200. Одним из отличий данных самолетов является размещение топлива: у КС-46А основная часть подпольного грузового пространства занята дополнительными топливными баками, в то время как на самолете А.330 MRTT топливо размещается в основных баках в крыле, хвосте и киле. Несмотря на лучшие массогабаритные и тактико-технические характеристики самолета А.ЗЗО MRTT, 24 февраля 2011 года руководство министерства обороны США объявило фирму "Боинг" победителем конкурса по программе КС-Х, предусматривающей разработку и производство 179 новых ТЗС и поставку их на вооружение ВВС страны. Первоначально, контракт по программе КС-Х оценивался в 35 млрд долларов (по состоянию на 2011 год), однако к настоящему времени его стоимость выросла до 51,9 млрд. Несмотря на столь значительную сумму контракта, руководство ВВС США в 2014 году запросило дополнительно 1,55 млрд долларов из бюджета МО США на развитие программы разработки и производства ТЗС КС-46А. Министерство ВВС США считает программу КС-Х высокоприоритетной наряду с такими проектами, как разработка и поставка на вооружение тактических истребителей F-35 "Лайт-нинг-2" и разработка перспективного стратегического бомбардировщика LRS-B (Long-Range Strike Bomber). По заявлению представителей фирмы "Боинг", при техническом обслуживании самолета КС-46А, сопоставимого по габаритам с КС-135, ВВС США смогут использовать большую часть существующей инфраструктуры, в частности авиационные ангары и другие объекты. КС-46А, получивший обозначение "Пегас", предназначен для воздушной поддержки и заправки топливом в полете самолетов ВВС, ВМС и МП США, а также авиации коалиционных сил НАТО. Данный ЛА обладает высокой эффективностью и расширенными возможностями по дозаправке топливом в полете, а также способен выполнять задачи по перевозке грузов, эвакуации личного состава и оказанию медицинской помощи на борту. Весь парк КС-46А планируется оснастить многоточечной системой дозаправки топливом в полете MPRS (Multi-Point Refueling System). Данная система позволит производить одновременную дозаправку топливом в полете двух самолетов с двух подкрыльевых заправочных агрегатов. Самолет оснащен подфюзеляжной модернизированной топливозаправочной балкой с электродистанционной системой управления и возможностью быстрой передачи топлива в полете, а также двумя подвесными подкрыльевыми агрегатами системами заправки (WARPs - Wing Air Refuelling Pods). Наличие подфюзеляжной топливозаправочной балки и подкрыльевых заправочных агрегатов позволит за один вылет производить дозаправку топливом в полете как самолетов США, так и самолетов сил коалиции по НАТО. КС-46А обладает другими преимуществами. Оператор заправочных систем самолета КС-46А при помощи панорамных трехмерных цифровых дисплеев (диагональ основного 61 см) и двух наружных телевизионных камер способен контролировать и управлять подфюзеляжной топливозаправочной балкой и двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами. Использование двух ТВ-камер наблюдения за топливозаправочным оборудованием позволяет формировать бинокулярное восприятие оператором процесса дозаправки самолетов топливом в полете. В грузовом отсеке самолета КС-46А могут размещаться до 18 грузовых платформ типа 463L, а конфигурация направляющих посадочных мест и наличие бортовой погрузочно-разгрузочной системы позволяют одновременно решать задачи по перевозке как грузов, так и личного состава, что значительно повышает возможности КС-46А по сравнению с KC-135R. По оснащению кабины экипажа КС-46А аналогичен Боинг 767-400. В ней установлены широкоформатные цифровые дисплеи с диагональю 38,1 см фирмы "Рокуэлл Коллинз", разработанные для самолета Боинг 787. Руководство Пентагона планирует поэтапное перевооружение ТЗА новыми ТЗС в течение более 30 лет. Программа КС-Х, рассчитанная на период с 2015 по 2028 годы, представляет собой первый этап, предусматривающий поставку на вооружение 179 новых ТЗС КС-46А (175 серийных и четырех самолетов для летных испытаний) для замены около трети всего устаревшего парка КС-135. По мнению руководства ВВС США, даже по окончании данной программы в 2028 году на вооружении ВВС останутся более 200 устаревших КС-135. Второй этап - программа KC-Y, рассчитанная на период с 2029 по 2040 годы - предполагает замену оставшихся на вооружении самолетов КС-135 всех модификаций. Третий этап - программа KC-Z, которую планируется запустить с 2041 года, предусматривает замену 59 КС-10. В ходе тендеров по программам KC-Y и KC-Z ожидается закупка до 400 новых ТЗС на общую сумму около 100 млрд долларов, что значительно превышает прогнозные оценки глобального спроса на краткосрочную перспективу и поставки по программе КС-Х вместе взятые. Несмотря на выбор фирмы "Боинг" с самолетом КС-46А по программе КС-Х, фирма "Эрбас" планирует активное участие в конкурсе по программе KC-Y. К концу 2014 года был выпущен первый из четырех запланированных испытательных самолетов КС-46А, а в январе 2015-го проведены его первые летные испытания. В этом же финансовом году выделено 777 млн долларов на эксплуатацию и поддержку четырех тестовых машин. Большая часть этих средств предназначена для завершения сборки тестовых КС-46А, выполнения программы их летных испытаний, дальнейшего развития и разработки летных тренажеров. Кроме того, в течение 2015 года планируется провести испытания самолета на огнестойкость, сбор данных на тренажере и в процессе технического обслуживания ТЗС, а также разработать соответствующую техническую документацию. В целом программа КС-Х выполняется в соответствии с согласованным с фирмой "Боинг" контрактом и исходным графиком поставок самолетов КС-46А на вооружение ВВС США. Ожидается, что в августе с. г. будет запущено мелкосерийное производство ТЗС. Начиная с мая 2016 года намечается проведение эксплуатационных испытаний КС-46А. Полномасштабное производство этих машин должно развернуться с июня 2017 года. В дальнейшем планируемые темпы производства составят около 15 топливозаправщиков в год. Так, в ближайшие пять лет предусматриваются следующие объемы производства: в 2015 году - семь самолетов, в 2016-м - 12, в 2017-м - 18, в 2018-м - 17, в 2019-м - 15 самолетов. К августу 2018 года планируется поставить на вооружение американских ВВС первые 18 ТЗС КС-46А "Пегас". На разработку КС-46А с учетом постройки четырех самолетов для летных испытаний выделено 7,239 млрд долларов. На закупку 175 серийных машин, запасных частей и другого сопутствующего оборудования для начального этапа направлено 40,363 млрд долларов, на военное строительство - 4,316 млрд. Общая стоимость программы 51,9 млрд долларов. Один самолет КС-46А "Пегас" (unit cost) оценивается в 170 млн долларов, что сопоставимо со стоимостью А.330 MRTT. Средняя стоимость одного КС-46А с учетом всех затрат на разработку, производство, испытания, закупку оборудования и т. п. составляет 287-289 млн долларов. Таким образом, Пентагон проводит стратегическую широкомасштабную программу перевооружения устаревшего парка ТЗА на новые транспортно-заправочные самолеты КС-46А "Пегас".
Зарубежное военное обозрение. 2015, №6, С.67-71 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 12691 | | |
Всего комментариев: 0 | |