search
menu
person

NEWS AND UDATES


Современное состояние гражданской обороны США (2018)

Современное состояние гражданской обороны США

Генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук, доцент

Гражданская оборона (ГО) США предназначена для защиты населения и жизненно важных секторов экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических атак и применении противником ядерного и других видов оружия массового поражения.

Известно, что ГО была юридически оформлена в 1950 году после принятия соответствующего федерального закона, определившего ее предназначение, задачи и организационную структуру, прежде всего, для подготовки к ракетно-ядерной войне. Главная ее задача в то время заключалась в защите городов и промышленных центров от возможного массированного налета авиации противника и ликвидации последствий применения ядерного оружия (ЯО). В настоящее время эта задача считается вспомогательной, поскольку неконтролируемое распространение ЯО в мире и возможное его применение вероятным противником поставило перед системой гражданской обороны США более важные задачи.

Эмблема федерального управления по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА)

Основными задачами ГО США являются: подготовка сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время; подготовка населения к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; оповещение населения об угрозах, эвакуация людей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; обеспечение населения средствами индивидуальной и коллективной защиты; выполнение мероприятий светомаскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций; борьба с пожарами; ведение радиационной, химической и биологической (РХБ) разведки; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся РХБ и иному заражению; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники, оборудования и территорий; поддержание общественного порядка; оперативное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб; организация медицинского обслуживания населения и захоронение трупов в мирное и военное время; обеспечение устойчивого функционирования организаций, создание необходимых условий для условий обеспечения жизнедеятельности населения; проведение учений и тренировок; поддержание постоянной готовности сил и средств гражданской обороны к решению задач по предназначению.

В настоящее время в США отмечается тенденция к более широкому использованию сил и средств гражданской обороны при решении задач мирного времени, таких как ликвидация последствий террористических атак, стихийных бедствий, крупных производственных аварий и технических катастроф на объектах, где в технологическом цикле используются расщепляющиеся материалы и вредные химические вещества.

Ключевая структура национальной системы ГО США - Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях (The Federal Emergency Management Agency, FEMA), которое организационно входит в состав министерства внутренней безопасности (МВБ).

Основными задачами ФЕМА являются: разработка руководящих документов и планов действий в чрезвычайных ситуациях; руководство проведением аварийно-спасательных и ликвидационных работ в очагах поражения; определение стандартов и организация материально-технического оснащения аварийно-спасательных служб; организация обучения населения и подготовка специалистов в области гражданской обороны; организация устойчивого функционирования общенациональной системы связи и оповещения; обеспечение высокой готовности органов управления штатов и муниципальных образований к действиям в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций; создание на территории страны и поддержание в состоянии готовности региональных баз хранения аварийно-спасательного оборудования, имущества и материально-технических средств (МТС); оказание материальной помощи жертвам природных и техногенных катастроф; руководство выполнением программ поддержания и строительства убежищ и противорадиационных укрытий для населения; создание и рассредоточение стратегических запасов (МТС на случай возникновения чрезвычайных ситуаций; обеспечение живучести объектов инфраструктуры страны в условиях ведения военных действий с применением обычных и ядерных средств поражения; организация устойчивого функционирования федеральных, региональных и местных органов власти; оказание помощи руководству штатов и местным органам власти в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; научно-исследовательская деятельность в различных сферах гражданской обороны; привлечение промышленных предприятий и различных организаций к участию в мероприятиях ГО; анализ и внедрение передового опыта организации гражданской обороны в странах НАТО.

Для решения вышеуказанных задач в составе центрального аппарата ФЕМА имеется ряд управлений: организационно-административное; обеспечения функционирования в чрезвычайных ситуациях; организации обучения и противопожарной подготовки населения и объектов инфраструктуры государства; поддержания национальной готовности, оказания помощи руководству штатов и местным органам власти; материально-технического обеспечения (МТО) и страхования. В оперативном подчинении Федерального управления находится служба радиационного наблюдения и дозиметрического контроля гражданской обороны, которая включает воздушную радиационную разведку и широкую сеть наземных стационарных постов, размещенных по всей территории США, оснащенных необходимыми дозиметрическими приборами. На случай возникновения чрезвычайной ситуации предусматривается развертывание дополнительных постов.

По состоянию на январь 2018 года штатная численность ФЕМА составляла около 7,5 тыс. человек. На финансирование деятельности организации в текущем году планируется выделить более 15 млрд долларов.

Непосредственное решение задач гражданской обороны на местах возложено на территориальные подразделения ФЕМА, которые сведены в десять округов гражданской обороны (ОГО).

Для координации действий сил и средств, участвующих в ликвидации последствий конкретной чрезвычайной ситуации, в зоне бедствия формируется объединенный полевой штаб (ОПШ), который возглавляет назначенный министром внутренней безопасности старший федеральный представитель. Структура ОПШ зависит от вида и масштаба чрезвычайной ситуации и, как правило, включает: группу управления в составе представителей штата, крупных городов и федеральных ведомств; штабную группу со специалистами по координации деятельности по ключевым направлениям (оказание медицинской помощи, связь и информационное обеспечение, охрана правопорядка, транспорт и др.); отделы (оперативный, планирования, МТО, административно-финансовый и др.).

Ответственность за организацию мероприятий ГО в штатах возлагается на местные власти. В каждом из них под руководством губернатора действует консультативный совет, функционируют органы управления, системы связи и оповещения, подразделения национальной гвардии, полиции, противопожарной службы, правоохранительные, аварийно-спасательные службы, учреждения здравоохранения, добровольные организации и специализированные спасательные отряды. В надлежащем состоянии поддерживаются необходимые сооружения, разработаны планы эвакуации и рассредоточения населения, создан запас средств защиты, организовано обучение личного состава сил гражданской обороны и населения, развернута информационно-разъяснительная работа по задачам и порядку их выполнения.

Непосредственным руководителем является начальник гражданской обороны штата со своим штабом. Кроме этого, созданы местные штабы в муниципальных образованиях. На промышленных предприятиях с численностью 50 и больше работающих, действуют комитеты ГО, которые возглавляют руководители предприятий.

На территории страны развернуто около 4000 подземных командных пунктов (КП) для размещения личного состава штабов округов и представителей других министерств и ведомств федерального правительства. Конструкция КП, по мнению американских специалистов, обеспечивает достаточную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. Все они снабжены 30-дневными запасами топлива, продуктов питания и других видов довольствия, имеют автономную систему водоснабжения и аварийные источники электропитания. Они оснащены узлами связи, с помощью которых все штаты страны включены в единую федеральную систему управления гражданской обороной.

Результаты анализа зарубежных информационных материалов показывают, что в системе ГО США особое внимание уделяется поддержанию в постоянной готовности органов управления и формирований гражданской обороны на уровне местных органов власти, которые выполняют наибольший объем аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации. Определены следующие задачи: постоянный мониторинг обстановки, прогнозирование масштабов возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий; разработка планирующих документов и подготовка населения к действиям в чрезвычайных условиях обстановки, проведение тренировок и практических занятий; учет местных ресурсов и организация их восполнения, необходимых для решения задач гражданской обороны; организация контроля за состоянием ее сил и средств, государственных и частных учреждений, промышленных предприятий к решению задач ГО; финансовое обеспечение.

При необходимости губернаторы пострадавших штатов могут обращаться за помощью в МВБ США. В этом случае руководитель ведомства докладывает выводы из оценки обстановки и предложения президенту страны, который принимает решение о привлечении сил и средств федерального подчинения. При необходимости глава государства объявляет "чрезвычайную ситуацию национального значения" и поручает МВБ ввести в действие соответствующие положения "Национального плана реагирования". Чрезвычайная ситуация может быть объявлена президентом на территории страны и без участия губернаторов в условиях возникновения крупномасштабной угрозы безопасности, требующей незамедлительного принятия соответствующих мер.

В гражданской обороне США нет собственных формирований, предусмотрено использование частей и подразделений вооруженных сил, в первую очередь -национальной гвардии. В мирное время формирования национальной гвардии находятся в подчинении губернаторов штатов и привлекаются для поддержания общественного порядка, обеспечения нормального функционирования правительственных учреждений, ликвидации последствий различных бедствий и решения других задач, а для оказания помощи пострадавшему населению -противопожарная служба, полиция, скорая помощь, специализированные спасательные отряды на предприятиях, многочисленные Добровольные и благотворительные организации. Принцип привлечения населения для службы в силах ГО добровольный.


Таблица Зоны ответственности штабов гражданской обороны

№ округа гражданской обороны Место дислокации штаба, штат Зона ответственности
1-й г. Бостон, Массачусетс Вермонт, Коннектикут, Массачусетс Мэн, Нью-Гемпшир, Род-Айленд
2-й г. Нью-Йорк, Нью-Йорк Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пуэрто-Рико, Виргинские о-ва
3-й г. Филадельфия, Пенсильвания г. Вашингтон (ф.о. Колумбия), Виргиния, Западная Виргиния, Делавэр, Мэриленд, Пенсильвания
4-й г. Атланта, Джорджия Алабама, Джорджия, Кентукки, Миссисипи, Северная Каролина, Теннеси, Флорида, Южная Каролина
5-й г. Чикаго, Иллинойс Висконсин, Иллинойс, Индиана, Миннесота, Мичиган, Огайо
6-й г. Дентон, Техас Арканзас, Луизиана, Нью-Мексико, Оклахома, Техас
7-й г. Канзас-Сити, Миссури Айова, Канзас, Миссури, Небраска
8-й г. Денвер, Колорадо Вайоминг, Колорадо, Монтана, Северная Дакота, Южная Дакота, Юга
9-й г. Окланд, Калифорния Аризона, Гавайи, Калифорния, Невада, островные территории в Тихом океане
10-й г. Ботелл, Вашингтон Айдахо, Аляска, Вашингтон, Орегон

В США особое внимание уделяется участию вооруженных сил в решении задач гражданской обороны. Это обусловлено относительной ограниченностью технических средств, недостатком подготовленных кадров в системе ГО, отсутствием собственных штатных формирований, что объективно требует участия воинских частей и подразделений для защиты населения, в первую очередь, при ликвидации последствий применения противником ядерного оружия.

Основные требования военного руководства США по привлечению ВС к ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф определены в "Стратегии защиты национальной территории и оказания помощи органам государственной власти" (Strategy for Homeland Defense and Support of civil Authorities) от 2013 года. Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций предусматривается задействование соответствующих сил и средств вооруженных сил для решения следующих задач: выполнение поисково-спасательных работ, восстановление работоспособности важнейших элементов транспортной и иной инфраструктуры (портов, аэродромов, мостов и туннелей, систем водоснабжения); организация и осуществление наземных, воздушных и морских (речных) перевозок, эвакуация населения в безопасные районы; развертывание лагерей и временных убежищ для эвакуированных граждан, полевых госпиталей и пунктов оказания медицинской помощи; использование войск, технических средств и каналов связи в интересах деятельности аварийно-спасательных формирований и координации работы органов власти различного уровня при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; ведение воздушной разведки местности, очагов разрушений и маршрутов эвакуации. Для организации взаимодействия министерства обороны с региональными органами ФЕМА при штабах ОГО введены должности офицеров по связи. Привлечение воинских частей и подразделений для проведения спасательных и других аварийных работ отражаются в планах применения органов управления и войск (сил) в разделе гражданской обороны.

Кроме того, действует программа использования резервистов вооруженных сил в системе гражданской обороны CD MOBDES (Civil Defence Military Reserve Mobilization Designee Program). В соответствии с ней личный состав резерва СВ, ВВС и морской пехоты (офицеры, ворэнт-офицеры, рядовой и сержантский состав из числа резервистов индивидуального призыва) могут проходить службу в качестве специалистов в области планирования и участия в выполнении различных мероприятий ГО.

Основная ответственность за обеспечение военной поддержки возложена на командующего сухопутными войсками на континентальной части США. В соответствии с требованиями руководящих документов Пентагона вооруженные силы в период чрезвычайного положения должны выделять в распоряжение органов управления гражданской обороны не привлекаемые к боевым действиям войска (силы). При этом штабы военных округов совместно со штабами ОГО обязаны иметь планы распределения и использования воинских частей и подразделений в районах-целях. Предусматривается размещение представителей вооруженных сил на КП штабов гражданской обороны округов, штатов и графств. Кроме того, соответствующие органы управления СВ США обязаны проводить техническое обслуживание систем связи и оповещения ГО. Так, создано десять воинских формирований для усиления служб связи и безопасности на командных пунктах всех штабов округов гражданской обороны. Руководство инженерно-строительного управления ВМС занимается выявлением помещений, пригодных в качестве противорадиационных укрытий. Управление тыла министерства обороны принимает участие в создании необходимых запасов материально-технических средств по службам тыла в защитных сооружениях.

Белый дом в качестве главной задачи гражданской обороны США считает защиту населения, которая решается в двух направлениях - путем эвакуации и укрытия в заблаговременно созданных защитных сооружениях (убежища, заглубленные пункты управления, лазареты и др.), обеспечивающих сохранение жизни или существенное снижение возможных потерь населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени. С этой целью максимально приспосабливаются имеющиеся подземные сооружения, законсервированные выработки, шахты и естественные полости. При необходимости различные подземные сооружения, кафе, кинотеатры, станции метро, а также туннели, подвалы домов, учреждений и т. п. в короткие сроки переоборудуются в убежища. При этом учитывается, что большинство строений каменные с подвальными помещениями, которые после небольших доработок могут быть использованы как противорадиационные укрытия.

К настоящему времени, по данным зарубежных источников, сеть общественных укрытий на территории США обеспечивает "полную защиту", оборудованы в противорадиационном отношении, снабжены приборами дозиметрического контроля, созданы запасы продовольствия, воды и предметов санитарно-медицинского обеспечения. Для защиты населения в чрезвычайных условиях создана система убежищ и укрытий, позволяющая разместить 238 млн человек, в том числе 120 млн - в противорадиационных укрытиях и 23 млн (после соответствующего дооборудования) - в так называемых противоатомных бункерах.

Кроме того, Белый дом особое внимание уделяет организации эвакуации граждан крупных городов, имеющих критически важные и стратегические объекты, которые могут быть подвергнуты ракетно-ядерному удару противника. Ведутся масштабные исследования по определению оптимальных условий эвакуации населения из густонаселенных районов страны в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС). По взглядам американских специалистов, возникновению такой ЧС в стране будет предшествовать период усиления международной напряженности, который предоставит необходимое время для принятия мер по защите граждан. В случае угрозы возникновения ядерной войны жизненно важной становится временная эвакуация населения из районов-целей в небольшие города или сельскую местность. В условиях чрезвычайной обстановки предусматривается эвакуация до 150 млн человек из 400 угрожаемых районов.

Исключительно большое внимание в системе ГО США уделяется поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения, органов управления различного уровня об угрозе нападения противника и возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Основным требованием, предъявляемым к этой системе, является надежность и своевременность передачи сигналов предупреждения об опасности. В настоящее время ее основу составляет национальная система оповещения NAWAS (National Warning System), обслуживающая континентальную часть территории страны, включая Аляску. Ее главный национальный центр размещается в районе Колорадо-Спрингс (штат Колорадо) при командном пункте объединенного командования ПВО Североамериканского континента НОРАД. Два других национальных центра оповещения расположены в г. Дентон (штат Техас) и г. Один (штат Мэриленд). В систему входит свыше 1 300 пунктов оповещения, размещенных на федеральных объектах по всей территории страны, в штатах и на местах. Сигналы на эти пункты поступают с трех национальных центров. Основным средством непосредственного объявления тревог являются сирены, информация чрезвычайного характера доводится по СМИ, интернет-сетям, радио и телевидению.
Подготовка руководящего состава для органов гражданской обороны проводится в национальном учебном центре федерального управления, который включает в себя институт ФЕМА и национальную академию противопожарной защиты.

Подготовка кадров среднего звена для ГО США осуществляется в очной и заочной форме обучения в штабном колледже в Бетл-Крик (штат Мичиган). Программы обучения постоянно уточняются с учетом вновь возникающих задач гражданской обороны страны, особенно по вопросам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и оказания помощи органам власти и штабам ГО графств и местных общин. Ежегодно в колледже проходят обучение от 1500 до 2200 человек. В интересах совершенствования подготовки населения значительное внимание уделяется использованию возможностей государственных и частных учебных заведений. В настоящее время университеты и колледжи проводят конференции с государственными служащими, готовят инструкторов и организуют обучение населения на специальных курсах, а также в учебных заведениях и различных курсах на местах.

Обучение граждан США защите от оружия массового поражения (ОМП) включает изучение порядка действий при возникновении чрезвычайных ситуаций и поражающих факторов ядерного и других видов ОМП; организации радиационного наблюдения и дозиметрического контроля; способов выживания населения, а также обучение старших по укрытиям. Программа подготовки по оказанию медицинской помощи осуществляется организациями министерства здравоохранения. Предусмотрено обучение людей оказанию первой медицинской помощи и лечению больных и раненых. Правилом считается, чтобы в каждой семье был человек, умеющий оказывать первую медицинскую помощь. Ежегодно по этой программе готовится около 2,5 млн человек.

Кроме того, федеральное управление с помощью массовых средств информации (кино, телевидение, радиовещание, пресса, выставки и т. д.) организует широкую пропаганду мероприятий по вопросам гражданской обороны. Информационные материалы составляются на конкретный район с учетом наиболее возможных стихийных бедствий, а в случае нахождения в районе опасных промышленных предприятий - возможных производственных аварий и катастроф. Широкое распространение получили демонстрация тематических короткометражных документальных или учебных кинофильмов, а также организация стационарных и передвижных выставок. Считается, что все население страны должно иметь четкое представление о современном оружии, способах защиты от него и мероприятиях, проводимых в случае возможного нападения, а также при возникновении различных стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Федеральное управление регулярно проводит учения по гражданской обороне на различных уровнях: национальном, штатов и местных органов. Типовые сценарии предусматривают возникновение чрезвычайных ситуаций, вызванных сочетанием катастроф природного и техногенного характера (ураганы, землетрясения, наводнения, аварии на химических и ядерных объектах, на транспорте и т. д.), а также терактами или применением противником ОМП. Основными отрабатываемыми задачами являются: организация взаимодействия органов управления вооруженных сил и гражданских структур как на федеральном, так и на местном уровне при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; кризисное планирование и экстренное реагирование на них; оповещение населения пострадавших районов; развертывание и переброска выделенных сил и средств в кризисные районы; организация управления с задействованием основных и резервных каналов связи; восстановление функционирования критических объектов и элементов военной инфраструктуры; проведение поисково-спасательных работ, эвакуация пострадавших, оказание медицинской помощи.

В то же время отмечается переход от крупномасштабных учений к учениям в муниципальных образованиях, что позволяет выявить проблемы и пути их решения на уровне местных органов власти в организации и проведении мероприятий гражданской обороны.

Таким образом, состояние и перспективы развития системы ГО США соответствуют современной военно-политической и стратегической обстановке и обеспечивают выполнение поставленных задач.

В ближайшее время планируется совершенствование инфраструктуры гражданской обороны. Организационная составляющая ее будет развиваться в направлении придания местным органам большей самостоятельности, возможности автономного управления, в особенности при применении противником ОМП и при возникновении чрезвычайных ситуаций. Системы управления, оповещения и связи, радиационной разведки и дозиметрического контроля ГО будут оснащаться современными средствами автоматизированной обработки и передачи данных, разработки и внедрения новых типов более мощных стационарных и подвижных сирен электрического и пневматического действия.

Подготовка формирований гражданской обороны будет направлена на повышение их возможностей по ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, включая и аварии на объектах с ядерными и химическими компонентами.

Зарубежное военное обозрение. 2018, №8 С. 30-36

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (25.08.2018) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов
Просмотров: 29147 | Теги: го, М. Вильданов, ГО и ЧС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar