HTML clipboard
Создание единой системы разведки Европейского союза
Подполковник А. Кондратьев,
квн, проф АВН
Необходимость создания наднациональных объединенных органов и сил разведки
Европейского союза была прописана еще в Маастрихтском договоре. Но наиболее
активно вопросы формирования единой разведывательной политики, а также
образования соответствующих разведывательных структур, которые бы имели
наднациональный характер и способствовали реализации принимаемых ЕС на себя
обязательств в военной области, начали обсуждаться только в конце прошлого века.
Во
франко-британской декларации 1998 года отмечалось, что «союз должен иметь
возможность проводить своевременный и релевантный анализ ситуации, данных
разведки и обладать способностью на их основе осуществлять стратегическое
планирование и применять вооруженные силы». Вместе с тем после войны в Югославии
в 1999 году стало очевидно, что сбор, обработка и анализ информации проводились
в основном органами и силами разведки США, а выборочное распределение
разведывательных сведений происходило через специально развернутую сеть
американских разведцентров в Европе LOCE.
Именно тогда перед руководством Европейского союза и встала задача переломить
тенденцию ко все большему отставанию от США в обеспечении взаимодействия военных
информационных систем. Нельзя сказать, что ЕС отказывается принимать
разведывательную информацию от этой страны. Но если в НАТО Соединенные Штаты
являются основным поставщиком информации, то Евросоюз хочет иметь свои
независимые и достоверные источники.
Организация взаимодействия. Одним из путей решения проблемы организации
взаимодействия в интересах обеспечения европейской безопасности в 1970-1980-е
годы было создание специализированных групп, наиболее известной из которых была
«Треви» (TREVI - «Terrorisme, Radicalisme, Extremisme et Violence Internationale»),
сформированная еще в 1975-м. В нее вошли министры юстиции и внутренней
безопасности ряда европейских стран. С подписанием Маастрихтского договора
группа получила статус постоянной и была переименована в ЕВРОПОЛ (EUROPOL).
Другая, менее известная группа «Бернского клуба» была образована в 1971 году.
Задачей ее членов являлась борьба с террористическими организациями - IRA в
Великобритании, ЕТА в Испании, «Бретонской революционной армией» во Франции,
«Революционным движением 17 ноября» в Греции и «Красными бригадами» в Италии.
Группа «Киловатт» (Kilowatt Group) была сформирована в 1977 году. В ее состав
входят 15 стран: некоторые члены ЕС, а также Канада, Норвегия, Швеция,
Швейцария, США (ЦРУ и ФБР) и Израиль (Моссад и Шин Бет). Каждая страна
разрабатывает информационные документы по террористической угрозе, которые могут
быть доступны другим участникам. Вместе с тем такая группа не более чем простая
телетайпная сеть.
В
1982 году по инициативе Франции было сформировано объединение министров
внутренних дел Западного Средиземноморья (Conference of Western Mediterranean
Interior Ministers) в составе Франции, Испании, Алжира, Туниса и Марокко. Его
задача состоит в борьбе с исламскими фундаменталистами и организованной
преступностью. Вместе с тем для разведывательного обеспечения спецслужбами стран
ЕС гуманитарных операций, а также акций по урегулированию кризисных ситуаций,
включая миротворческую деятельность, подобного взаимодействия было явно
недостаточно. В рамках Амстердамских договоренностей 1997 года такая возможность
хотя и предусматривалась, однако не была четко провозглашена.
Тем не менее эта направленность получила развитие на встрече руководителей
Великобритании и Франции в Сен-Мало, состоявшейся в декабре 1998 года, на
которой обе стороны согласились с тем, что ЕС должен «быть способным к
автономным действиям, располагая надежными вооруженными силами и средствами,
позволяющими принимать решения об их применении». В декларации, принятой в
Сен-Мало, говорилось о необходимости обеспечить ЕС «инструментарием, дающим
возможность анализировать обстановку, источниками развединформации, а также
необходимыми ресурсами для разработки стратегических планов».
Позднее, в 1999 году на встрече в Кёльне, проходившей в разгар военной кампании
НАТО в Косово, лидеры стран Евросоюза договорились о создании автономных
разведывательных ресурсов, необходимых для реагирования на международные
кризисы. В связи с этим ставилась задача принятия необходимых мер адаптации и
расширения возможностей в области разведки, транспортных средств стратегического
назначения, средств боевого управления и др.
Во
исполнение Кёльнского договора руководители стран Евросоюза приняли решение о
создании ряда структур:
постоянно действующего Комитета по политике и безопасности (Political and
Security Committee), Военного комитета ЕС (EU Military Committee), Центра
анализа обстановки (Situation Center), Центра космической разведки (Satellite
Center) и НИИ по вопросам безопасности (Institute for Security Studies).
В
настоящее время в рамках ЕС действуют пять основных организаций, ведущих
разведывательную деятельность:
- ЕВРОПОЛ обеспечивает взаимодействие и обмен информацией по вопросам борьбы с
терроризмом, наркоторговлей, нелегальной миграцией, отмыванием денег и другими
серьезными преступлениями. Взаимодействие осуществляется через откомандированных
офицеров национальных ведомств внутренней безопасности стран-участниц.
-
Разведывательное управление военного штаба занимается ранним предупреждением о
возникающих кризисных ситуациях, оценкой обстановки в зонах интересов ЕС и
обеспечением стратегического планирования применения многонациональных сил.
Основным способом решения задач разведывательного управления Военного штаба
является организация взаимодействия с органами военной разведки стран-участниц
для получения необходимой информации и подготовки на ее основе полноценных
разведывательных документов.
Управление, включающее 33 представителей из 19 стран, состоит из трех отделов:
разведывательной политики, организации взаимодействия и подготовки документов.
Посты руководителей отделов занимают представители военных ведомств стран -
членов ЕС, а их ротация происходит каждые три года.
Отдел разведывательной политики во взаимодействии с другими разведывательными
структурами союза разрабатывает концепции и доктрины, а также решает ряд
организационных вопросов. Во время возникновения кризисов и проведения военных
операций под руководством ЕС он занимается формированием необходимой архитектуры
единой системы разведки и разрабатывает планы ее ведения.
Для учений, проводимых в рамках ЕС, отдел готовит планы ведения разведки и
определяет потребности в соответствующей информации. Он также координирует
деятельность всего управления в рамках обеспечения разведывательной информацией
других структур Военного штаба и организует ежегодные встречи руководителей
ведомств военной разведки стран ЕС и командования Военного штаба.
Отдел организации взаимодействия направляет и координирует сотрудничество
ведомств военной разведки всех государств ЕС, организует регулярные двусторонние
встречи и отвечает за поддержание функционирования системы связи и передачи
данных с членами национальных разведывательных ведомств. Помимо этого, в его
задачи входит управление заявками на получение информации, организация
взаимодействия с космическим центром в г. Торрехон (Испания) и координация
мероприятий по формированию системы разведки, наблюдения и целеуказания ISTAR.
Отдел подготовки документов во взаимодействии с Центром анализа обстановки,
Военным и политическими комитетами разрабатывает регулярно обновляемые
разведывательные обзоры для руководства ЕС. Сам отдел состоит из пяти отделений,
организованных по территориальному признаку, и одного отделения
транснациональных угроз. Помимо разведывательного обзора он готовит
разведывательные донесения и сводки как для Военного штаба и Военного комитета,
так и для Совета ЕС.
- Центр анализа обстановки, находящийся в подчинении Совета ЕС (EU Council of
Ministers), выполняет задачи по координации всей разведывательной деятельности в
рамках союза. Собственных средств добывания информации у центра нет, и свои
разведывательные продукты он разрабатывает с учетом предоставляемых
разведслужбами стран-участниц сведений. До 2005 года основные усилия центра были
сосредоточены на вскрытии внешних угроз, но в последнее время в сферу его
интересов попадают и внутренние проблемы. Именно в этой связи центр стал одним
из ключевых элементов в борьбе с террористическими угрозами.
-
Центр космической разведки, расположенный в г. Торрехон (Испания), начал
функционировать в 1997 году. В его распоряжении нет собственных КА разведки. В
задачи центра входит координация информационных потоков, поступающих от
национальных разведывательных КА, в том числе от системы оптико-электронной
разведки «Гелиос» и, возможно, от немецкой космической системы радиолокационной
разведки «Сар-Лупе».
-
Группа «Бернского клуба» в отличие от других институтов и групп действует
независимо от ЕС, не формирует специальный штаб для организации обмена
информацией и не вправе требовать предоставления данных от национальных и
объединенных органов разведки союза. Вместе с тем в рамках клуба могут
создаваться специальные рабочие группы, например группа по борьбе с
террористической угрозой, и разрабатываться свои аналитические документы (в
основном во взаимодействии с США).
Помимо группы «Бернского клуба» могут формироваться и такие структуры, как,
например, группа G-5, членами которой являются Великобритания, Франция,
Германия, Испания и Италия, страны Бенилюкс, группа Балтийских стран и т. д.
Кроме того, в Париже как независимый «мозговой центр» функционирует Европейский
институт проблем безопасности.
Проблемы создания европейского разведывательного сообщества. Дальнейшая
интеграция и организация более тесного взаимодействия между разведывательными
ведомствами стран - членов ЕС затрудняется из-за нежелания делиться информацией.
И, по сути, взаимодействие ограничивается только сбором и анализом информации в
космическом центре Торрехон. Несомненно, видовая спутниковая разведка важна, но,
по мнению зарубежных экспертов, для организации эффективной разведывательной
структуры в рамках ЕС требуется взаимодействие и по ведению радиоразведки,
агентурной разведки, а также интеграция полученных данных в единый
разведывательный продукт.
Одной из важнейших причин, препятствующих формированию объединенных
разведывательных органов, да и реализации самостоятельной европейской политики,
является трансатлантический союз США и Великобритании. Тесные взаимоотношения
англосаксов нисколько не содействуют ни получению автономии в разведывательном
вопросе от США, ни созданию своих собственных средств разведки. Наоборот, Лондон
не проявляет желания инвестировать средства в создание разведывательных
космических аппаратов для ЕС и не хочет предоставлять свою разведывательную
информацию членам союза.
Чего только стоит сформированная англосаксами система глобальной
радиоэлектронной разведки «Эшелон», информация о которой получила общественную
огласку в 1998 году. Сама система зародилась еще в 1947 году после подписания
между США и Великобританией договора о совместном ведении радиоэлектронной
разведки по всему миру. Позднее полноправными ее участниками стали еще три
англоязычные страны - Канада, Австралия и Новая Зеландия.
В
настоящее время система «Эшелон» включает в себя сеть наземных, морских и
космических средств и постов радиоэлектронной разведки по всему миру, задачей
которых является глобальный контроль всех линий связи, телефонных переговоров,
включая сотовые и пейджинговые сообщения, всех информационных потоков в сети
Интернет и др.
Информация о глобальном контроле линий связи стран - членов ЕС стала настоящей
сенсацией, а парламент Европейского союза подготовил резолюцию
«Трансатлантические взаимоотношения/ система «Эшелон», направленную на
проведение срочных мер по защите всех информационных систем и ресурсов этих
государств.
Позднее в целях снижения напряженности ряд членов Евросоюза (на основе
двухсторонних договоренностей с США) получили доступ к некоторым данным,
добываемым системой «Эшелон». И именно боязнь таких стран потерять
«привилегированное положение» зачастую мешает дальнейшей интеграции и
формированию единого наднационального разведывательного сообщества в рамках ЕС.
Франция, уже давно решившая снизить такую зависимость, разработала и
эксплуатирует космическую систему оптико-электронной разведки «Гелиос» с
участием Испании и Италии (в интересах ЕС такая информация поступает в центр
космической разведки в Торрехон), а также свою систему радиоэлектронной разведки
«Френчелон».
Кстати, Франция совместно с другими странами, не поддержавшими операцию США
против Ирака в 2003 году, настояла и на формировании в составе Военного штаба
нового объединенного органа планирования и управления, что вызвало протест со
стороны НАТО, и особенно Соединенных Штатов. Они утверждали, что такой центр
станет ненужным дублирующим органом уже давно успешно функционирующего
Международного военного штаба альянса. Но официальные лица в ЕС настояли на том,
что два союза имеют различные задачи, а поэтому должны иметь и разные органы
управления и планирования.
Новый центр начал свою работу уже летом 2007 года. Тогда в его состав вошли 76
военных и 13 гражданских представителей, призванных заниматься независимым (в
рамках ЕС) планированием автономных военных и военно-гражданских операций. А уже
в ноябре того же года X. Солана, являвшийся руководителем штаба по обеспечению
безопасности и оборонной политике ЕС, порекомендовал увеличить численность
центра до 200 человек и улучшить его техническую оснащенность.
Вместе с тем существуют проблемы и внутри самого Европейского союза, не
позволяющие сформировать единую систему разведки. Разведывательные ведомства
развитых стран не видят никакой выгоды в организации еще более тесного
многонационального сотрудничества и формировании Европейского разведывательного
сообщества. По мнению зарубежных экспертов, присущий им консерватизм наряду с
бюрократической апатией ЕС мешает их дальнейшей кооперации.
В
то же самое время государства, которые не могут позволить себе иметь сильную
разведку, но имеют перед ЕС определенные обязанности, настаивают на формировании
единого разведывательного сообщества. С таким предложением еще в 2005 году
выступал, в частности, президент Румынии.
Разведка на основе анализа открытых источников информации. Хотя в ЕС разработан
ряд рекомендаций на долгосрочную перспективу, вопрос об организации единой
европейской системы разведки остается открытым. Вместе с тем одной из основных
причин отсутствия взаимодействия между разведывательными ведомствами различных
государств как в НАТО, так и в ЕС остается их постоянное стремление к
обеспечению безопасности собственных коммуникационных сетей и источников
получения информации. Ведь главным препятствием для осуществления и организации
тесного взаимодействия, по мнению ряда зарубежных специалистов, остается
требование именно к сохранению тайны источника получения информации.
В
этой связи одно из возможных решений может быть найдено через организацию
разведки на основе анализа открытых источников информации. Такая разведка
становится все более популярным направлением деятельности соответствующих
ведомств многих стран и является важным элементом информационного обеспечения
поддержки принятия решения в «информационную эру».
Исходя из этого, Европейское оборонное агентство еще в 2007 году организовало
специальные курсы подготовки для специалистов такой разведывательной дисциплины.
В настоящее время уже подготовлено два пилотных проекта этих курсов, причем не
только для представителей военных ведомств, но и для сотрудников министерств
иностранных дел, внутренних дел, юстиции, а также организаций, привлеченных к
борьбе с терроризмом. Первые курсы уже прошли 86 человек из 21 страны и 10
организаций ЕС.
Проявленный к данной форме подготовки интерес заставляет Европейское оборонное
агентство проводить их и в текущем, 2009 году. При этом к существующим базовым
будут добавлены дополнительные курсы по регионам: Ближний Восток, Африка,
Центральная Азия, а также по функциональным задачам: терроризм, распространение
оружия массового поражения и гуманитарные миссии. Собственно сами курсы являются
составной частью более масштабной работы Агентства по формированию эффективной
системы обеспечения подготовки и принятия решений, а также по обучению сбору и
анализу информации из открытых источников.
Дальнейшая перспектива интеграции разведывательных ведомств в единое европейское
разведывательное сообщество неясна как из-за продолжающегося финансового
кризиса, так и в связи с намерениями президента Франции Николя Саркози спустя
более чем через 40 лет восстановить военное участие страны в Североатлантическом
альянсе. О своих планах он сообщил на саммите НАТО в апреле 2009 года,
рассчитывая тем самым усилить позиции страны в альянсе, снять существующие
барьеры, не позволяющие, по его мнению, сформировать эффективную систему
безопасности в Европе и попытаться реконструировать сам альянс. Такие намерения
французского президента вызвали жаркие дискуссии об их целесообразности и
возможных последствиях.
Вместе с тем с американцами этот вопрос уже согласован, и Вашингтон в ответ на
такой шаг передает под командование французских генералов штаб регионального
командования в Лиссабоне и даже командование NATO's Allied Command
Transformation в г. Норфолк (штат Виргиния), которое занимается разработкой
доктринальных положений применения сил альянса и их адаптацией к новым угрозам
XXI века.
Зарубежное военное обозрение №8 2009 С.15-19