Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 17.11.2019, 16:01
Ключевые слова
стелс, F-117

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Первая мировая 1914-1918 [0]
Корейская война 1950-1953 [7]
Бельгийское Конго 1964 г. [0]
Доминиканская Республика 1965 г. [0]
Лаос 1964—1973 [1]
Вьетнамская война 1965—1973 [23]
Камбоджа 1969—1973 [0]
Ливан 1982—1984 [0]
Гренада 1983 [0]
Ливия 1986 [0]
Панама 1989—1990 [4]
Ирак, Кувейт 1991 [18]
Сомали 1992—1994 [0]
Босния 1995 Умеренная сила [12]
Судан 1998 [2]
Афганистан 1998 [7]
Югославия (Косово) 1999 [15]
Афганистан 2001- [52]
Ирак 2003- [44]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 62
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Войны » Югославия (Косово) 1999

Судьба "Невидимки" ч3
HTML clipboard

Судьба "Невидимки"  ч3

В. Ильин

ч1, ч2, ч3

Боевое применение

Самолет F-117 создавался для решения «специальных» задач (в первую очередь - на начальных этапах вооруженного конфликта).

Американцы внимательно изучили опыт израильтян, сумевших мощными, хорошо рассчитанными ударами парализовать систему ПВО Египта в войне 1967 г., расчистив небо для своей авиации.

Был сделан вывод о необходимости иметь в составе вооруженных сил специального самолета - «прорывателя ПВО», способного в короткий срок парализовать врага, нанося удары по его «нервным узлам» (разумеется, прикрытым самыми мощными средствами обороны). Самолеты такого класса получили в США название «серебряная пуля» - как известно из преданий, только пулей, отлитой из серебра, можно убить вампира.

Основными целями «Найтхоков» в первые часы «большой» войны должны были стать штабы, центры связи, инфраструктура ПВО, склады спецбоеприпасов и средства их доставки. Впрочем, перед F-117 ставились и более экзотические задачи. В частности, в соответствии с секретным планом Downshift-02 самолеты этого типа должны были внезапно атаковать одну из дач генерального секретаря ЦК КПСС (очевидно, речь шла о даче в Форосе, находящейся в зоне досягаемости тактических ударных самолетов, базирующихся в Турции).

Впервые F-117А предполагалось использовать в «деле» для налета на резиденцию ливийского лидера Муамара Кадаффи в 1986 году. Планировалось, что несколько «стелсов» будут доставлены на авиабазу ВВС США Рота (Испания) с авиабазы Тонопаха на борту тяжелых военно-транспортных самолетов С-5. Проникнув в воздушное пространство Триполи, прикрытое весьма совершенными средствами ПВО (в том числе и зенитными ракетными комплексами типа С-200), несколько «стелсов» должны были нанести высокоточные удары корректируемыми авиабомбами по вилле Кадаффи.

Однако против этого плана, продвигаемого ВВС, заинтересованными в «проверке в деле» своего самого современного оружия, категорически
выступил председатель объединенного комитета начальников штабов У. Кроу, заявивший, что техника «стеле» представляет слишком большую ценность, чтобы подвергать ее риску». В результате удар по Триполи 14 апреля 1986 г. был нанесен самолетами F-111.

Потеряв две машины, американцы так и не достигли основной цели операции - физического устранения ливийского лидера.

Два самолета F-117А были впервые применены в боевых действиях 21 декабря 1989 г. в рамках операции «Джаст Коз» (Just Cause _ справедливое дело) во время американской интервенции в Панаме.

Каждый из «стелсов» сбросил по одной бомбе калибром 907 кг с лазерным наведением на казармы панам-ской национальной гвардии в Рио Хато (где, как предполагалось, находился президент Панамы Норьега). Пресс-служба МО США сообщила, что «операция прошла успешно», бомбы с ювелирной точностью поразили заранее выбранные цели - участки местности, находящиеся от казарм на удалении, гарантирующем постройки от разрушений, но в то же время достаточно близко, чтобы вызвать панику у Панамских солдат, находящихся в казармах.
Однако, как выяснилось позднее, намечалось все-таки попасть бомбами в строения, однако КАБ легли с большим отклонением от целей из-за неблагоприятных погодных условий и ошибок летчиков.

ПВО Панамы, разумеется, не представляло для американской авиации никакой угрозы, и единственной причиной участия F-117 в этой операции было стремление испытать его в деле, а также облегчить (создав благоприятный «пиар») прохождение через конгресс США финансирования другой программы малозаметного самолета — В-2А.

Первые широкомасштабные операции с использованием F-117 развернулись во время войны с Ираком в январе - марте 1991 г.

Численность самолетов F-117А, развернутых в зоне Персидского залива (42 единицы), составила лишь 2,5% от общего числа ЛА, направленных в 1990 г. для участия в этой войне. Тем не менее в первые 24 часа войны согласно заданию они должны были поразить 31% от всех целей.

В первый день конфликта было задействовано 36 самолетов F-1 1 7А, из которых 24 были использованы в темное время суток, а 12 - после 17 часов по местному времени. Большая часть ударов выполнялась одиночными самолетами, и только три наземные цели были атакованы группами из двух самолетов (в этом случае ведомый с помощью ИК-системы мог оценить результаты бомбометания ведущего и скорректировать свою атаку).

За все время войны самолеты F-1 1 7А выполнили 1271 вылет и сбросили более 2000 т бомб с лазерным наведением.

Результативность (относительное число боевых вылетов с поражением назначенных целей) составила по официальным оценкам 80-95% (в ходе войны во Вьетнаме результативность составляла в среднем 33%, к началу 1990-х годов нормой для самолетов обычных типов считалось 50%).

Генерал-лейтенант Ч.Горнер, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива, выступая позднее на заседании в конгрессе США, заявил, что малозаметные самолеты, такие как F-1 1 7А и В-2, будут незаменимы в будущих локальных чрезвычайных конфликтах, аналогичных войне в Персидском заливе. Центральным моментом выступления Горнера было сравнение двух рейдов против сильно защищенных иракских ядерных установок в Аль-Тувайте, к югу от Багдада. Первый рейд был выполнен днем, в нем участвовали 32 самолета F-16C с вооружением из обычных неуправляемых бомб и в сопровождении 16 эскортных истребителей F-15C, четырех самолетов РЭБ EF-111, восьми противорадиолокационных самолетов F-4G и 15 топливозаправщиков КС-135. Этой многочисленной авиационной группе (всего 75 самолетов) не удалось преодолеть плотную сеть иракской ПВО.

Второй рейд был выполнен ночью восемью самолетами F-117A, каждый из которых был вооружен двумя бомбами GBU-27 (калибр 907 кг) с лазерным наведением, в сопровождении лишь двух топливозаправщиков. Во втором рейде были уничтожены три из четырех намеченных целей. По мнению Горнера, такой же ущерб могли причинить за один вылет два бомбардировщика В-2 без применения топливозаправщиков.
Об эффективности самолетов F-117А свидетельствовало и их успешное применение для поражения стратегических мостов на территории Ирака, тогда как ранее было выполнено более 100 боевых вылетов самолетов F-15, F-16 и F/A-18, которым не удалось вывести из строя ни один из 42 стратегических мостов.

За четыре дня до начала наступления сухопутных сил союзников 17 самолетов F-117A в течение 27 минут нанесли удар по нефтепроводам, по которым Ирак предполагал осуществить заполнение нефтью заградительных рвов на территории Кувейта: из 34 целей было поражено 32.
При нанесении ударов самолетами F-117A, как правило, не использовались самолеты РЭБ, так как постановка помех могла привлечь внимание противника. В большинстве случаев при действиях самолетов F-117A ближайший самолет союзников находился от них на удалении не менее 160 км.

На счету F-1 17 и разрушение бомбоубежища в Багдаде (13 февраля), которое американскими разведслужбами, якобы, было принято за командный пункт. В результате этой атаки погибло более 100 мирных жителей, что вызвало большой резонанс в мире.

Впрочем, в дальнейшем появилась информация о том, что действия F-1 1 7А в Ираке были не столь эффективны, как это преподносила пресс-служба ВВС США. В частности, из нескольких КАБ, сброшенных на цель, попадала лишь одна (т.е. реальная результативность не превышала 30%). При стоимости одной авиабомбы типа «Пейвуэй»III, равной 175000 долл., это делало применение высокоточного оружия весьма обременительным (в Персидском заливе на «умные» боеприпасы пришлось менее 8% всех авиационных боеприпасов, использованных союзниками, однако их стоимость составила 85% стоимости всех сброшенных на противника авиационных ракет и бомб).

В прессе появилась информация (впрочем, не подтвержденная официально) о том, что один F-117А был сбит 20 января 1991 г. иракским ПЗРК «Игла». Самолет, якобы, упал в пустыне на территории Саудовской Аравии.

В ходе «карательной» операции по наземным целям на территории Ирака (командные пункты, ЗРК), состоявшейся 13 января 1993 г., самолеты F-117 оказались малоэффективными: шесть F-117А, принимавших участие в операции (в составе ударной воздушной группы из 38 самолетов), смогли поразить лишь две цели из шести назначенных. Из четырех случаев невыполнения задания в двух произошел срыв лазерного наведения бомб при их проходе в облаках, в третьем случае летчик не смог обнаружить цель, в четвертом - пилот неправильно определил поворотный пункт маршрута и поразил ложную цель. Это говорит о способности F-117 выполнять операции только в условиях хорошей видимости. Описываемый же рейд проходил ночью в плохих погодных условиях, и из всех американских ударных самолетов, принимавших в нем участие, достаточно эффективным оказался лишь F-15E (десять вылетевших F-15E поразили восемь целей из 10).

F-117A широко использовались с первого дня войны на Балканах в марте-июне 1999 г. Они привлекались для ночных ударов по инфраструктуре югославской ПВО, а также по другим особо важным, хорошо прикрытым средствами ПВО стационарным объектам. При этом основным оружием были КАБ типа «Пейвуэй»П и «Пейвуэй»Ш с лазерным наведением.

Война на Балканах окончательно покончила и с мифом о неуязвимости «стелса». Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий (27 марта в 20.55) самолета F-117А (летчик - капитан Кен «Виз» Двили), сбитого в 32 км от Белграда, в районе деревни Будановцы.

Существуют различные версии уничтожения этого самолета: при помощи ЗРК «Куб» или С-125, югославским истребителем МиГ-29 или огнем ствольной зенитной артиллерии. Возможно, в поражении и «добивании» «стелса» участвовали различные средства сербов, поэтому решить, кому принадлежит основная заслуга в уничтожении F-117А, трудно.

По словам американского пилота, атака по его самолету была выполнена совершенно неожиданно, без срабатывания системы оповещения. При этом К.Двили «не помнит, как рванул кольцо катапульты». Семь часов спустя поисковая группа американских коммандос нашла летчика в укрытии, где он прятался от югославской полиции, и доставила на авиабазу Авиано (северная Италия).

В ходе операции по поиску К.Двили (летчика элитного подразделения ВВС и ценного «секретоносителя») были задействованы вертолеты поисково-спасательной службы НН-60 «Пэйв Хоук». Одна из этих машин с 12 членами экипажа и десанта на борту в 3.00 в районе г.Углевик была сбита сербскими средствами ПВО, при этом удалось спастись лишь двум членам экипажа, взятым в плен.

1 апреля на аэродроме Плесо (г.Заг-реб) около 3.00 совершил вынужденную посадку еще один F-l 1 7А, получивший боевые повреждения. Другой самолет этого типа, по неофициальным сообщениям, был потерян 5 апреля во время атаки телебашни «Црве-ни Кот» (летчик катапультировался и приземлился в районе деревни Ремете).

20 мая прошло сообщение, что над Косово МиГ-29 сбил еще один (вероятно, последний в ходе кампании) самолет противника, который классифицировали как F-117A. Всего, по данным МО Югославии, США потеряли три самолета F-117A. Еще одна машина этого типа получила боевые повреждения. В то же время американцы признают боевую потерю всего одного самолета.

Последним вооруженным конфликтом, в котором приняли участие «Найтхоуки», стала война в Персидском заливе 2003 года. Тактические самолеты ВВС США и союзников, представленные многофункциональными истребителями F-15E и F-16C/D, легкими бомбардировщиками F-l 1 7А и «Торнадо» GR.4, а также штурмовиками А-10А и «Xappnep»GR.7, базировались на 30 аэродромах стран средневосточного региона. Для ударов по противнику они применяли корректируемые авиабомбы различных типов (в том числе и JDAM), а также разовые бомбовые кассеты, снаряженные противопехотными суббоеприпасами (это оружие, предназначенное для поражения больших площадей, вызывало особо большие жертвы среди мирного населения иракских городов).

В первые дни войны иракские системы РЭБ существенно снижали эффективность использования КАБ и крылатых ракет со спутниковыми системами коррекции. Однако, по утверждению представителей ВВС США, все имевшиеся у Ирака шесть станций радиоэлектронного противодействия навигационным ИСЗ удалось уничтожить за две ночи с привлечением самолетов Нортоп Грумман F-117А и Рокуэлл В-1 В. При этом одна из станций была подавлена при помощи оружия, использующего систему GPS.

Всего же за период активных боевых действий с 20 марта по 9 апреля 2003 года ВВС США применили, в общей сложности, приблизительно 15000 высокоточных боеприпасов (КАБ и УПАБ и УР) и лишь 7500 неуправляемых средств поражения.

Подводя итог рассказу о «Найтхоке», следует признать, что к моменту своего создания он являлся действительно грозным боевым средством, предназначенным для решения конкретных задач в конкретной обстановке. Американские авиастроители сумели создать его в кратчайшие сроки (именно тогда, когда он должен был понадобиться!), сохранив при этом высочайшую секретность при проведении работ. Действительно, в течение нескольких лет эта машина оставалась «невидимкой» для Советского Союза, Китая и других потенциальных противников США.

Однако как и любое узкоспециализированное изделие, F-117А быстро устарел после того, как изменились условия, для которых он создавался. Остались нереализованными и многочисленные проекты модернизации «Найтхока», создания на его базе новых модификаций для ВВС и ВМС США. Не были закуплены и дополнительные партии этих машин (хотя фирма Локхид упорно стремилась этого добиться), в то время как закупки более старых F-15, F-16 и F/A-18 продолжаются и поныне.

Как показало время, сама идея самолета, в конструкции которого «выпячивается» лишь одно качество (в данном случае — малая ЭПР) в ущерб другим, оказалась бесперспективной. Создав «стелс» третьего поколения -стратегический бомбардировщик Нор-троп Мартин В-2 «Спирит», растиражированный всего в 20 экземплярах (серийное производство прекращено в 2000 г.), американцы взяли курс на разработку более гармоничных машин, (F-22, F-35) в которых требования малозаметности уже не являются доминирующими.

К настоящему времени (по состоянию на середину 2006 года) в составе ВВС США имелось 55 самолетов F-117. Велись работы по их модернизации Block II, направленные на вооружение самолетов КАБ со спутниковой коррекцией типа JDAM и WCMD. Испытания модернизированных самолетов начались в первой половине 2004 года, а достижение полной оперативной готовности F-117A Block II намечалось на конец 2006 года. Однако в начале 2006 года МО США, в рамках сокращения оборонного бюджета, было принято принципиальное решение отказаться от дальнейшего использования машин этого типа. В ближайшей перспективе «Найтхоки» начнут покидать строй ВВС США. На смену «Найтхоку» в ВВС США идет многофункциональный истребитель пятого поколения F-35A (JSF).


F-117А возвращается с Ближнего Востока после операции "Эндьюренс фридом". На борту отметки о 16 боевых вылетах

Авиация и космонавтика  №12 С.43-47

Категория: Югославия (Косово) 1999 | Добавил: pentagonus (02.11.2009) | Автор: В. Ильин

Просмотров: 3658 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов