Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 05:07
Ключевые слова
спасение, А. Новожилов, водолаз

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » ВМС общие вопросы

Судоподъёмные и водолазно-спасательные операции Командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США (2013)

Судоподъёмные и водолазно-спасательные операции Командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США

Капитан 2 ранга А. Новожилов

В соответствии с военно-морской доктриной США одним из направлений боевого применения ВМС в условиях мирного времени является планирование и проведение мероприятий по оказанию помощи при стихийных и массовых бедствиях, выполнение гуманитарных операций и обеспечение безопасности гражданского населения. В доктрине также определены задачи американских ВМС по оказанию помощи на море, в проведении водолазных, судоподъемных и других подводных работ.

В мирное время судоподъемные работы и водолазно-спасательные операции рассматриваются в ВМС США как форма подготовки личного состава, проверка и оценка достаточности технических возможностей и оснащения морской спасательной техникой и имуществом. Детально эти мероприятия регламентировались в ВМС США "Наставлением по морским спасательным операциям ВМС США в условиях мирного времени" (1997).

Помимо выполнения основных специальных задач в составе оперативных флотов, водолазно-спасательные подразделения принимают активное участие в проведении мероприятий в рамках американской программы "глобального партнерства":
- по оказанию помощи и поддержке дружественных государств и союзников в различных регионах мира;
- военного сотрудничества в области проведения подводно-технических работ (обучение и обмен опытом);
- по обеспечению экологической и навигационной безопасности.

Эти задачи решались в ходе официальных визитов спасательных судов, океанских буксиров и других кораблей из состава командования морских перевозок (КМП) ВМС США (с водолазами-спасателями и подводными строителями на борту) в военные базы и порты государств того или иного региона. В последние годы такие заходы кораблей протекали, как правило, в формате акций "базы партнерства" (Partnership Station) в Африке (APS), Южной Америке (SPS) и Тихоокеанской зоне (PacPS), то есть в зонах стратегических интересов США. В ходе проведения подобных акций с личным составом ВМС или БОХР той или иной страны отрабатывались различные учебные и практические задачи, в числе которых важное место отводилось судоподъемным и спасательным операциям.

Судоподъем - это комплекс мероприятий по подъему затонувшего судна с грунта с частичным или полным извлечением его из воды. Целями этих мероприятий являются: восстановление судна; расчистка порта, рейда, фарватера; получение металлолома; извлечение оставшихся на борту ценностей и документов; выяснение причин гибели судна.

Судоподъемные работы - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед морскими спасателями всех стран. В каждом случае условия проведения судоподъемных работ различны. Экономической выгоды они не приносят. Политический интерес и общественная значимость работ - вот что определяет условия их проведения.
Судоподъемные операции предполагают, в частности, подъем затонувших морских судов и гражданских авиалайнеров, расчистку портов, ликвидацию последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, крушения мостовых опор и т. д. В судоподъемном деле большое значение имеют опыт, квалификация личного состава, самостоятельность, способность оперативно принимать решения, воображение, чутье и просто удача. Судоподъем требует отвлечения значительных сил и средств, а также высокого напряжения личного состава, как физического, так и умственного. С экономической точки зрения судоподъемные работы, как правило, убыточны.

Проведение судоподъемных и спасательных работ возлагается в настоящее время в основном на мобильные водолазно-спасательные отряды (MDSU-1 и -2) из состава 1-й и 2-й групп обезвреживания боеприпасов (MODG) командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США (NECC), сформированного в январе 2006 года.

За последние годы водолазы-спасатели и подводные строители из состава командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США (NECC) провели ряд таких операций в рамках гуманитарной помощи и укрепления содружества с дружественными странами.

Уже с апреля по август 2006 года 2-й водолазно-спасательный отряд (MDSU-2) численностью 16 человек (база приписки ВМБ Литл-Крик) был первым, направленным на боевую службу в составе 6-го оперативного флота США. Отряд действовал с борта океанского буксира "Апач" (T-ATF-172) в Средиземном море, где участвовал в ряде учений ОВМС НАТО, а также в Гвинейском заливе (западное побережье Африки), где проводил водолазные работы по расчистке местных гаваней и портов от затонувших судов и других подводных препятствий.

С 2007 года все мобильные соединения и подразделения командования NECC, включая водолазно-спасательные отряды (MDSU), приступили к регулярному плановому развертыванию на боевую службу в составе оперативных флотов -5-го в Персидском заливе (у берегов Ирака, Афганистана, Кувейта), 6-го в Средиземном и Черном морях, а также в Балтийском море.

В 2008 году 1-й подводно-строительный отряд (UCT-1) принимал участие в очередных учениях многонациональных ВМС "Си бриз-2008", которые прошли в период с 11 по 28 июля у берегов Украины в Черном море. На одном из этапов этих маневров водолазы-строители и подводные пловцы из состава ВМС США, Украины, Македонии, Дании, Латвии и Великобритании выполняли подводные ремонтные и восстановительные работы, а также задачи по разведке и подготовке фарватеров на подходе к плацдарму высадки показательного морского десанта.

В том же году (мае-июне) водолазы-спасатели ВМС США в процессе подготовки к очередным учениям "Балтопс-2008" в Балтийском море (9-20 июня) участвовали вместе с эстонскими коллегами в поиске финского самолета "Ка-лева", погибшего в 1940 году в районе ВМБ Таллин. В ходе поисковой операции, которую обеспечивало американское океанографическое судно "Пасфайндер" (T-AGS-60), применялись автономные подводные аппараты (AUV) типа REMUS-100, -3000 и -6000, но обнаружить самолет тогда так и не удалось.

В 2010 году ВМС США провели гуманитарную операцию в Республике Албания. С января по март водолазы-спасатели из состава NECC совместно с албанскими коллегами участвовали в работах по подъему, конвертованию и подготовке к утилизации трех из четырех ПЛ проекта 613 в порту Пашалиман. Одна из подводных лодок после конвертовки частично восстановлена и превращена в своего рода музей "холодной войны".

В августе 2011 года в Албании была проведена другая (трехнедельная) судоподъемная операция по расчистке гавани порта Саранде. Это было совместное мероприятие 68-го оперативного соединения 6-го флота США, командования материально-технического обеспечения морских перевозок ВМС США в Европе и ВМС Албании. В операции по подъему семи затонувших кораблей общим тоннажем около 700 т (три торпедных и два артиллерийских катера, сторожевой корабль и несколько малых патрульных катеров) участвовали спасательное судно (СПС) КМП "Грэпл" (T-ARS-53) и 16 водолазов 2-го мобильного отряда водолазов-спасателей (MDSU-2). Корабли и катера были выброшены на отмель в 1998 году и создавали опасность для навигации. Очистка акватории порта являлась демонстрацией возможности оказания помощи в восстановлении экономики Албании.

В Ираке в порту Умм-Каср после военной операции 2003 года на дне находилось 282 опасных для судоходства объекта. К мероприятиям по расчистке порта в период с 2003 по 2011 год в рамках американской программы "восстановления экономики Ирака" привлекались различные коммерческие организации, а также водолазно-спасательные и инженерно-строительные подразделения командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США. К 2011 году основные подводно-технические работы по подъему затонувших объектов в акватории порта, расчистке фарватеров и восстановлению причального фронта порта были завершены. Совместно с водолазами ВМС Ирака активное участие в них принимали, в частности, специалисты 7-го инженерно-строительного полка и 2-го мобильного отряда водолазов-спасателей (MDSU-2), которые в период боевой службы входили в состав 56.1 оперативной группы 5-го флота.

В период с 25 марта по 6 апреля 2011 года водолазы-спасатели ВМС США приняли участие в операции "Томодачи" по проведению спасательных мероприятий после землетрясения, которое произошло 11 марта и привело к аварии на АЭС "Фукусима" в Японии. К выполнению судоподъемных и подводно-технических работ привлекались подразделения 1-го мобильного отряда водолазов-спасателей (MDSU-1), 2-го подводно-строительного отряда (UCT-2) и 5-го мобильного отряда обезвреживания боеприпасов (EODMU-5). Водолазы действовали с борта спасательного судна "Сейфгард" (T-ARS-50) КМП США.

В ходе операции был проведен контрольный осмотр акватории общей площадью 10 404 000 м2, совершено 87 спусков дистанционно управляемых подводных аппаратов и 106 водолазных погружений. В результате работ, выполненных водолазами ВМС США, поднято 15 т затонувших объектов, включая малые лодки, машины, рабочую технику и т. п. Дополнительно 71 подводный объект был идентифицирован и обозначен для дальнейшего подъема японскими коммерческими судоподъемными организациями.

Летом 2011 года в ходе прошедших в Черноморском операционном районе с 6 по 18 июня многонациональных морских учений "Си бриз-2011" особое внимание уделялось отработке совместных действий подразделений водолазов и боевых пловцов из состава ВМС

Дании, Украины и США в районе главной (Западной) ВМБ Украины (Севастополь). Со стороны ВМС США, как и на маневрах этого типа в предыдущие годы, водолазно-строительные работы проводились силами 1-го подводно-строительного отряда (UCT-1) из состава NECC. Легководолазы ежедневно контролировали обстановку в акватории порта и в районе базы Севастополь, отрабатывали технику подводных работ, спасательные операции, действия по поиску и ликвидации взрывоопасных устройств.

В июле 2012 года в рамках подготовки к проведению очередных совместных учений стран бассейна Черного моря "Си бриз-2012" водолазы ВМС США и Украины участвовали в совместной операция по подъему двух затонувших плавучих причалов типа ПМ-61 в районе порта Одесса. Судоподъемная операция началась за несколько недель до официального открытия "Си бриз-2012". В ней приняли участие специалисты центра поисковых и аварийно-спасательных работ ВМС Украины, а также 2-й мобильный отряд водолазов-спасателей (MDSU-2) с борта СПС "Грэсп" (T-ARS-51) КМП ВМС США. Основную работу выполнили водолазы ВМС США (сварка металла под водой, резка технологических отверстий, заведение стальных тросов и якорных цепей для подъема и т. п.).

В результате проведенной операции было освобождено около 100 м причального фронта Западной военно-морской базы ВМС Украины в Одессе, что снизило навигационную опасность и увеличило возможности порта по швартовке судов. По оценке командования ВМС Украины, эти работы в значительной степени способствовали решению вопроса обеспечения навигационной безопасности, а также стали хорошей школой по обмену опытом и определенным вкладом в поддержку экономики страны. По-видимому, в интересах укрепления партнерских связей американцы по завершении учений "Си бриз" оставили водолазам ВМС Украины водолазное оборудование и некоторые средства для проведения подводно-технических работ.

К судоподъемным мероприятиям, а также к работам по поиску и подъему затонувших объектов в США и ранее относились как к значимым событиям, имевшим большое военно-политическое и общественное значение. Широко известен, например, "проект Азориан" (1974) по подъему части советской подводной лодки К-129, затонувшей в 1968 году на глубине около 5 600 м. Тогда для проведения этих работ было построено специализированное судно, а также применялись уникальные по тем временам технологии и технические решения.

Таким образом, судоподъемные и водолазно-спасательные работы стали для военно-политического руководства страны и командования ВМС США эффективным инструментом укрепления сотрудничества и партнерства со многими странами (в основном "третьего мира").

Проведение судоподъемных операций при ликвидации экологических и навигационных опасностей, а также восстановлении функционирования портов и портовых сооружений помимо большого общественного резонанса способствуют достижению политических целей США по установлению глобального доминирования во всех стратегически важных для Вашингтона регионах мира.

Зарубежное военное обозрение 2013 №3  С.71-74

 

Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (20.04.2013) | Автор: Капитан 2 ранга А. Новожилов

Просмотров: 1801 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов