Тактические истребители ВВС США для подавления средств ПВО с применением противорадиолокационных ракетПолковник С. Погодин Завоевание и удержание превосходства в воздухе - непременное условие успешного ведения боевых действий. По мнению американских военных специалистов, стремительное развитие современных систем противовоздушной обороны в ряде государств может существенно осложнить деятельность авиации ВВС США на театре военных действий в случае эскалации конфликта. Одной из главных задач в ходе завоевания превосходства в воздухе является подавление системы ПВО противника (SEAD - Suppression of Enemy Air Defenses), которое наряду с применением авиационных сил и средств радиоэлектронной борьбы достигается огневым поражением объектов ПВО, в том числе с использованием противорадиолокационного оружия. Для решения таких задач ВВС США располагают тактическими истребителями F-16C блок 50/521, несущими в составе бортового вооружения противорадиолокационные ракеты (ПРР). Эти машины, испытания которых начались в октябре 1991 года, являются модификацией самолета F- 16C/D. Первый F-16 блок 50, поставленный ВВС США в мае 1993 года, имел обозначение F-16CJ (в настоящее время - F-16CM/DM).
Данные модификации самолетов для обеспечения наведения ПРР AGM-88 HARM2 на цель используют подвесной контейнер системы целеуказания AN/ ASQ-213 HTS (HARM Targeting System), которым оборудовано около 100 самолетов F-16C блок 50. Руководство ВВС США планирует оснастить подвесными контейнерами системы целеуказания ПРР весь парк F-16 блок 50/52. После модернизации системы целеуказания, получившей обозначение HTS R7, пассивная РЛС AN/ASQ-213 теперь позволяет более точно определять местоположение работающих источников излучения, в том числе стационарных и мобильных средств ПВО, для их поражения управляемыми боеприпасам. Ограниченное число F-16 было оснащено терминалами многофункциональной системы передачи данных «Линк-16», позволяющими получать сведения о цели от других воздушных платформ. Экипаж F-16 может применять ПРР AGM-88 без подвесного контейнера. В этом случае определение приоритета целей и выдача целеуказания для применения ракет могут производить с борта стратегического разведывательного самолета RC-135 «Ривет Джойнт». Типовая боевая нагрузка истребителя F-16 составляет две, максимальная - четыре ПРР AGM-88. Было разработано несколько модификаций AGM-88, причем каждая из последующих отличалась более совершенным программным и аппаратным обеспечением, повышенной помехоустойчивостью и расширенным диапазоном рабочих частот пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН), что значительно повысило боевую эффективность ПРР против перспективных радиолокационных средств ПВО. AGM-88B оснащена перезаписываемым электронно-программируемым запоминающим устройством, позволяющим изменять данные программы полета ракеты из кабины пилота до ее пуска. AGM-88C имеет более мощную осколочно-фугасную боевую часть, содержащую 12 800 поражающих элементов из вольфрамового сплава, а также комбинированную систему наведения (пассивную радиолокационную и инерциальную, с коррекцией по данным космической радионавигационной системы «Навстар»). AGM-88F - ПРР с модернизированной по программе HCSM3 (HARM Control Section Modifacation) системой управления. Ее основу составляют приемник космической РНС «Навстар», инерциальный измерительный блок и бортовая цифровая вычислительная машина, которая обеспечивает наведение путем объединения данных навигационной системы и пассивной радиолокационной ГСН. Данная ПРР имеет увеличенную вероятность поражения целей по сравнению с предыдущей модификацией, а также, по оценкам американских специалистов, способна противодействовать тактике «выключения РЛС». Кроме того, в ракете реализована возможность программирования запретных зон в целях исключения поражения в них своих войск. Противорадиолокационная ракета AGM-88E была разработана по заказу ВМС США и ВВС Италии. Она оснащена комбинированной системой наведения, куда входит многорежимная ГСН с активным и пассивным радиолокационными каналами, а также встроенный приемник внешнего целеуказания. Система навигации включает в себя инерциальную навигационную систему, приемник КРНС «Навстар», использующий цифровые данные топографической высоты цели, что обеспечивает низкую вероятность атаки запрещенных зон (например, атаки своих и войск союзников) и точное поражение цели с известными координатами. Система оценки нанесенного ущерба в процессе полета ракеты передает информацию о своем состоянии вплоть до поражения цели. Ракета AGM-88E AARGM по сравнению с AGM-88C способна поражать цели, использующие различные методы противодействия, в том числе режим выключения РЛС (задействуется активный канал ГСН мм-диапазона). Благодаря наличию системы КРНС «Навстар» ракета имеет высокую точность позиционирования и определения запретных для поражения зон, а также возможности обмена данными до момента попадания ракеты в цель с использованием системы передачи данных «Линк-16». Планами военного ведомства предусмотрена закупка до 2023 года дополнительно 556 комплектов многорежимных систем наведения для оснащения ПРР AGM-88Е AARGM, при этом их количество увеличится с 1879 до 2435 единиц (за исключением 40 опытных образцов). Кроме того, компанией «Орбитал АТК» разрабатывается ракета увеличенной дальности AGM-88G AARGM-ER4. Эта версия имеет в 2 раза большую проектную дальность применения, чем AGM-88E. Таким образом, руководство ВВС США наряду с увеличением количества противорадиолокационных ракет намерено поддерживать парк самолетов тактической авиации, предназначенных для решения задач подавления ПВО противника (F-l6C/Dблок 50/52). В дальнейшем они будут заменяться на истребители пятого поколения F-35A после их доработки (блок 3F), включающей создание программного обеспечения для подавления ПВО. 1 Самолеты в версии блок 50 оснащены двигателем фирмы «Дженерал электрик» F110-GE-129, а блок 52 -"Пратт-Уитни» F110-PW-229. 2 HARM - High-Speed Anti-Radiation Missile. 3 HCSM - HARM Control Section Modification. 4 AARGM-ER - Advanced Anti-Radiation Guided Missile Extended Range. Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1488 | | |
Всего комментариев: 0 | |