search
menu
person

NEWS AND UDATES


Тактическое ядерное оружие США - дестабилизирующий фактор обстановки в Европе (2015)

Тактическое ядерное оружие США - дестабилизирующий фактор обстановки в Европе

Генерал-майор М. Сарычев,
профессор АВН, кандидат военных наук, доцент

В ядерной стратегии США (2010 год) отмечено, что "тактическое ядерное оружие (ТЯО) в незначительном количестве развернуто на территории ряда европейских государств и предназначено в первую очередь для ускоренного развертывания в случае необходимости выполнения обязательств перед союзниками".

В политической директиве США № 24 "Стратегия применения ядерного оружия", подписанной президентом в июне 2013 года, подтверждено, что "передовое базирование ТЯО в Европе будет сохранено до тех пор, пока руководство НАТО не решит, что создались благоприятные условия для изменения ядерной политики". Однако, по его оценке, такие условия будут созданы не скоро.

В стратегической концепции НАТО подчеркнуто: "Пока в мире существует ядерное оружие, Североатлантический союз будет оставаться ядерным альянсом. Гарантией безопасности союзников являются его стратегические ядерные силы (СЯС), и в особенности те, которые принадлежат США. Основой безопасности союзников наряду с СЯС являются тактические ядерные силы НАТО".

Таким образом, впервые заявлено о создании тактических сил НАТО, имеющих на вооружении 150-200 ядерных авиабомб (ЯАБ) типа В61, которые размещены в хранилищах на шести авиабазах на территории Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Турции. Для их доставки к объектам поражения запланировано около 350 самолетов-носителей F-15, F-16 и "Торнадо" из состава эскадрилий ВВС США, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции. Предусмотрено три степени готовности эскадрилий к выполнению боевых задач с ядерным оружием.

Следует отметить, что ЯАБ являются собственностью Соединенных Штатов и эксплуатируются американским военным персоналом. Нахождение ТЯО США на территории этих стран регламентировано двусторонними соглашениями, в соответствии с которыми они обеспечивают внешнюю охрану и оборону объектов, борьбу с терроризмом, поддержание объектов инфраструктуры и создают надлежащие условия для работы американских специалистов. При этом намерения ряда правительств стран НАТО вывести ТЯО с национальных территорий пресекается жестким давлением Вашингтона, который, используя доминирование в военно-политических структурах альянса, навязывает данным странам принятие непопулярных решений.

Таким образом, с одной стороны, американские ЯАБ, размещенные в Европе, разработаны и произведены в США, обслуживаются американцами и находятся под их контролем, с другой - часть из них выделена для применения самолетами тактической авиации Бельгии, Германии, Нидерландов, Италии и Турции, ратифицировавших Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и нарушающих его.

В стратегической концепции НАТО заявлено, что тактическое ядерное оружие предназначено для регионального (ядерного) сдерживания агрессии против блока и поражения объектов государственного и военного управления, военно-экономического потенциала и группировок войск (сил) вероятных противников на Западном ТВД путем нанесения ядерных ударов. В качестве важнейшей задачи отмечается, что американское ТЯО в Европе обеспечивает поддержание политической и военной связи между европейскими и североамериканскими участниками альянса. По взглядам зарубежных экспертов, политическая направленность таких заявлений позволяет США добиваться доминирующего положения в НАТО.

Основными задачами ТЯО в Европе определены: региональное (ядерное) сдерживание вероятных противников НАТО в мирное время и период непосредственной угрозы агрессии; перевод тактических ядерных сил НАТО с мирного времени на военное и их рассредоточение; подготовка самолетов тактической авиации, выдача ядерных авиабомб и подготовка их к боевому применению; "ядерная поддержка" группировок ОВС НАТО в ходе проведения ими операций; обеспечение живучести действий частей боевого применения и ядерного обеспечения; поддержание их готовности к выполнению боевых задача в условиях ведения военных действий с применением обычных средств поражения; демонстрация готовности руководства США и НАТО к нанесению ядерных ударов по объектам вероятных противников в рамках сдерживающих действий; нанесение ядерных ударов по поражению объектов государственного и военного управления, военно-экономического потенциала и группировок войск (сил) вероятных противников; обеспечение надежной охраны и обороны объектов с ядерным оружием, прикрытие их от ударов воздушного и наземного противника и действий террористических формирований; обеспечение безопасной эксплуатации ЯО.

США и НАТО уделяют особое внимание совершенствованию системы планирования и применения тактического ядерного оружия. Ведущая роль в ядерном планировании и принятии решения на применение ТЯО принадлежит президенту Соединенных Штатов.

Разработкой ядерной политики и планированием применения ТЯО занимается группа ядерного планирования (ГЯП) НАТО, куда входят представители всех стран альянса. В подчинении ГЯП находится группа высокого уровня как консультативный орган, в составе которого работают правительственные эксперты. Страны Североатлантического союза участвуют в ядерном планировании в ГЯП и штабе верховного главного командования ОВС НАТО, осуществляющего непосредственное планирование. При этом учитывается, что расширение блока на Восток повышает возможности его ОВС по поражению критически важных и стратегических объектов РФ и Республики Беларусь.

По заявлениям ВПР НАТО, оно намерено более активно приглашать неядерные государства альянса к решению задач планирования применения ТЯО, определения мест дислокации ТЯО США в Европе, к участию в работе ГЯП и различных консультационных механизмах по ядерной проблематике с разделением "ядерной ответственности".

В связи с этим девяти странам (Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Польша, Норвегия, Португалия, Румыния, Чехия) были поставлены такие "активные ядерные задачи", как: воздушное патрулирование, радиолокационная разведка, обеспечение связи, дозаправки самолетов ВВС США и ОВВС НАТО топливом в воздухе, подготовка объектов аэродромов для приема самолетов - носителей ТЯО, выполнение различных обеспечивающих мероприятий. Важно отметить, что только Франция является единственной натовской страной, не входящей в ГЯП, но одновременно выступающей за сохранение американского ТЯО в Европе. Особо следует подчеркнуть, что планирование применения стратегических и тактических ядерных сил НАТО осуществляет объединенное стратегическое командование (ОСК) ВС США (АвБ Оффут, штат Небраска). Доведение приказов на снятие блокировок ядерных боеприпасов возлагается на пункты управления ОСК ВС США с задействованием специальной системы боевого управления мероприятиями ядерного обеспечения.

Руководство США и НАТО, несмотря на снижение вероятности развязывания крупномасштабной войны в Европе, предусматривает освоение планов применения ТЯО на Западном ТВД в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки (ОБП).

Так, ежегодно проводится до шести командно-штабных учений (КШУ) высших органов управления альянса. Основная их цель - совершенствование работы органов военного управления НАТО по выработке и оформлению решения на применение тактического ядерного оружия и практическая отработка различных вариантов его применения (условно) на ТВД. К участию в КШУ обычно привлекаются: оперативные группы штабов стратегического командования операций, объединенных командований ОВС НАТО, руководящий состав частей и подразделений, эскадрильи тактических истребителей ВВС Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, США и Турции, транспортно-заправочные самолеты и части ядерного обеспечения.

В ходе командно-штабных учений проводится также проверка боевой готовности тактических ядерных сил, планов применения ТЯО по поражению стратегических и критически важных объектов вероятных противников. При этом отрабатываются следующие задачи: перевод тактических ядерных сил альянса в высшие степени боевой готовности; выполнение мероприятий наращивания охраны и обороны, прикрытие объектов ТЯО от ударов наземного и воздушного противника; всестороннее обеспечение применения ТЯО.

Результаты анализа открытых информационных материалов показывают, что решение на применение ТЯО (условно) принимается в случае неэффективности мер регионального сдерживания и с целью гарантированного отражения нападения и восстановления территориальной целостности государств альянса. При этом осуществляется перевод эскадрилий самолетов-носителей ТЯО в высшие степени боевой готовности с рассредоточением и реальными вылетами в назначенные районы с последующим условным применением ТЯО.

Выдача и подвеска на самолеты тактической авиации ЯАБ и нанесение первого ядерного удара осуществлялись (условно) с санкции президента США. Отмечалось, что самолеты - носители ядерного оружия ОВВС НАТО могут нести несколько авиабомб, однако для повышения боевой эффективности основным вариантом заявлена подвеска не более двух, поскольку последовательное выполнение задач носителями снижает вероятность нанесения последующих ударов в одном вылете. В ходе учений осуществляется развертывание пунктов управления, организация управления тактическими ядерными силами с использованием воздушного командного пункта.

Постоянное внимание уделяется планированию и отработке исследовательских вопросов, направленных на оценку эффективности применения автоматизированной системы управления выдачей и транспортировкой ядерных боеприпасов в назначенные районы, перевода хранилищ ТЯО в высшие степени боевой готовности, оценке состояния модернизированных ядерных боеприпасов и самолетов - носителей ТЯО и других задач ядерного обеспечения. При этом на КШУ в 2014 году впервые были задействованы экипажи тактических истребителей F-16 польских ВВС, не сертифицированных для применения ЯБП, которые привлекались для обеспечения прикрытия боевых порядков самолетов - носителей, что является грубым нарушением требований по обеспечению ядерной безопасности при эксплуатации ЯБП и нарушением ДНЯО.

В целом анализ итогов подготовки и проведения командно-штабных учений показывает стремление ВПР НАТО совершенствовать подготовку войск (сил) к участию в крупномасштабных военных конфликтах на Западном ТВД, в том числе с применением оружия массового поражения.

Результаты КШУ позволяют уточнить основные направления развития тактического ядерного оружия США в Европе, ранее заявленные в ядерной стратегии Вашингтона. Так, в документе отмечается: "Задачи размещения и применения ТЯО за пределами территории США рассматриваются исключительно в рамках переговорного процесса внутри НАТО. При этом полагается необходимым: сохранить на вооружении ВВС тактические истребители - носители ТЯО (в настоящее время F-16C/D и по мере принятия на вооружение - F-35); завершить программу продления срока службы авиабомб В61, обеспечив возможность их применения самолетами F35; обеспечить возможность хранения тактического ядерного оружия на территории стран-союзниц по НАТО".

В связи с этим планируется модернизировать авиабомбы типа В61-3, -4, -7 и -10 в управляемую унифицированную авиабомбу В61-12 с продленным до 30 лет сроком эксплуатации. Ею планируется оснастить тактические истребители F-16А/В ВВС Бельгии, Нидерландов, Турции, "Торнадо" ВВС Германии и Италии, американские тактические истребители F-15E, F-16C/D, стратегические бомбардировщики В-2А, а также перспективные тактические истребители F-35.

Следует отметить, что Национальное управление ядерной безопасности США (NNSA) объявило об успешном завершении первого этапа испытаний систем и оборудования ядерной бомбы В61-12. Тестирование состоялось 4 февраля 2014 года в Лос-Аламосской национальной лаборатории, при этом подрыв ядерного боеприпаса в программу испытаний не входил. В 2015-2016 годах запланировано семь летных испытаний подобного характера. Поступление на вооружение полностью готовых к применению ядерных бомб В61-12 намечается в 2020 году. На реализацию этой программы намечается израсходовать более 1 млрд долларов, еще 154 млн будет направлено на обеспечение безопасности ядерных баз в Европе.

В целом характер и содержание проведенных в последние годы мероприятий строительства и развития, оперативной и боевой подготовки тактических ядерных сил НАТО свидетельствуют о том, что ТЯО США в современных условиях остается для Североатлантического союза важнейшим инструментом достижения своих военно-стратегических целей.

В качестве выводов данной статьи следует отметить, что сохранение американского тактического ядерного оружия в ряде стран Европы является анахронизмом времен "холодной войны". При этом ВПР США отказывается от вывода ТЯО из Европы на континентальную часть государства и ликвидации ядерной инфраструктуры на территории стран - участников блока. Также большинство членов НАТО под давлением США подтвердили необходимость сохранения американского тактического ядерного оружия в Европе как гарантии собственной безопасности.

В условиях, когда США осуществляют модернизацию стратегических наступательных сил, ведут развертывание глобальной системы ПРО и ее региональных сегментов, имеют ядерных союзников (Великобритания, Франция) и реализуют комплекс оперативно-технических мероприятий по продвижению ядерного оружия на Восток, дестабилизирующая роль тактического ЯО США в Европе является очевидной. Это подтверждается следующим.

Так, ВПР Соединенных Штатов и НАТО, размещая ТЯО на территории ряда стран-участниц, грубо нарушают ст. 1 "Договора о нераспространении ядерного оружия" (ДНЯО). Как известно, эта статья вводит запрет для ядерных держав на передачу или предоставление управления ядерным оружием неядерным государствам, а ст. 2 ДНЯО -запрет для неядерных держав на приобретение и использование ядерного оружия. Серьезную озабоченность вызывает так называемая практика "совместного использования ЯО" в рамках НАТО.

По оценке МИД РФ: "тренировки (учения), связанные с вопросами подготовки и применения ядерного оружия личным составом вооруженных сил государств, не обладающих такими вооружениями, также представляют собой прямое нарушение ст. 1 и 2 Договора о нераспространении ядерного оружия".

Заместитель министра обороны РФ А.И. Антонов неоднократно подчеркивал: "Размещение США тактического ядерного оружия в неядерных странах выходит за рамки ДНЯО. Тактическое ядерное оружие, размещенное в Европе, теоретически можно за короткое время доставить к границам РФ, тогда как российское нестратегическое ядерное оружие невозможно переместить в короткое время до границы США и оно не представляет угрозы для безопасности Америки. Ядерное оружие должно быть возвращено в США, а соответствующая инфраструктура уничтожена".
Таким образом, США и их союзники по НАТО, применяя комплекс санкций против Ирана и КНДР, которые еще не создали ядерное оружие, требуя выполнения этого договора рядом других "фактических ядерных государств", сами демонстрируют полное неуважение к данному важному договорному акту, заложившему принципиальные международно-правовые основы нераспространения этого вида ОМП в глобальном масштабе.

Положения ядерной стратегии и политической директивы президента США № 24 адаптируют военно-доктринальные установки ядерной политики США к новым условиям военно-политической и стратегической обстановки. При этом ст. 19 стратегической концепции НАТО предусматривает "обеспечение наиболее широкого участия всех союзников в ядерном планировании, решении вопросов базирования ядерных сил в мирное время, а также в управлении, контроле и проведении консультаций". В связи с этим, происходит расширение НАТО на Восток, ведется подготовка и объектов инфраструктуры для носителей ТЯО на территории новых членов блока, что означает распространение ядерного оружия и создает угрозы для безопасности РФ. Так, на территории стран Балтии подготовлены объекты инфраструктуры для базирования самолетов - носителей ТЯО и проводятся мероприятия по их освоению.

При этом стратегические и критически важные объекты Союзного Государства находятся в зоне досягаемости самолетов-носителей ТЯО. По оценкам специалистов, при перебазировании самолетов-носителей ядерного оружия ОВВС НАТО на передовые аэродромы Польши, Словакии и стран Балтии (АвБ Зокняй, Литва; Лиелварде, Латвия; Эмари, Эстония), в этой зоне окажется вся территории Республики Беларусь и европейская часть России. При этом подлетное время к объектам у западных границ сокращается с 40-50 до 4-7 мин. Точность бомбометания (КВО ~ 40-60 м), с учетом мощности, позволяет поражать ЯАБ практически любые объекты, включая защищенные.

США не скрывают, что видят в России потенциального противника и возмущены ее так называемой военной активностью вблизи границ НАТО. Так, командующий ВВС США в Европе генерал Фрэнк Горенц на одной из пресс-конференций заявил: "Воздушно-космические силы России ликвидировали отставание в технических возможностях от ВВС США. Совершенно ясно, что мы должны будем вернуться к прежней практике и начать упражняться в тех же вещах, которые мы делали во времена "холодной войны". Таким образом, Горенц оправдывает размещение американского тактического ядерного оружия вблизи границ РФ.

США являются единственным государством в мире, которое заключило с большой группой стран - членов НАТО специальные "соглашения о разделении ядерной ответственности". Они позволяют военному руководству США не только содержать ТЯО на территории этих государств, являющихся неядерными, но и проводить там стратегические учения по доставке учебных ЯАБ и их условным применением по наземным целям. При этом 15 членов блока НАТО присоединились к таким соглашениям, а 27 из 28 стран, входящих в альянс, участвуют в консультациях, проводимых в рамках Группы ядерного планирования.

Подобные учения проводятся также на территории прибалтийских государств в рамках операции НАТО "Балтик эр полисинг" (Baltic Air Policing), в которой задействуются самолеты, способные доставлять к целям как обычные, так и ядерные боеприпасы. Такие действия в отношении России имеют явно провокационный характер и проводятся ОВВС блока уже 11 лет. С учетом ротации, по оценкам западных аналитиков, летно-тактическую подготовку в странах Балтии прошли более 500 экипажей.

По оценке представителей ВПР РФ, содержание, модернизация ТЯО США и проведение стратегических учений "ведут к нагнетанию напряженности на Европейском континенте, что может нарушить здесь стратегический баланс. При подтверждении данных о доставке модернизированных ядерных авиабомб В61-12 на авиабазу Бюхель (Германия), безусловно, потребуется принятие Россией соответствующих контрмер для восстановления стратегического баланса и паритета".

Зарубежное военное обозрение. 2015, №11, С. 60-66

Смотрите также
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (27.12.2015) | Автор: Генерал-майор М. Сарычев
Просмотров: 6746 | Теги: США-Европа, ЯО, М. Сарычев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar