Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 23:26
Ключевые слова
Ирак, Т. Аничкина, Афганистан

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Первая мировая 1914-1918 [0]
Корейская война 1950-1953 [7]
Бельгийское Конго 1964 г. [0]
Доминиканская Республика 1965 г. [0]
Лаос 1964—1973 [1]
Вьетнамская война 1965—1973 [23]
Камбоджа 1969—1973 [0]
Ливан 1982—1984 [0]
Гренада 1983 [0]
Ливия 1986 [0]
Панама 1989—1990 [4]
Ирак, Кувейт 1991 [17]
Сомали 1992—1994 [0]
Босния 1995 Умеренная сила [12]
Судан 1998 [2]
Афганистан 1998 [7]
Югославия (Косово) 1999 [15]
Афганистан 2001- [50]
Ирак 2003- [39]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Войны » Афганистан 2001-

Участие США в вооружённых конфликтах в Ираке и Афганистане в 2008 г

Участие США в вооружённых конфликтах в Ираке и Афганистане в 2008 г

Аничкина Т.Б., аспирант Центра военно-стратегических
исследований Института США и Канады РАН
e-mail: anichkina_tanya@mail.ru

Военные операции в Афганистане и Ираке, в которые США были вовлечены в декабре 2001 г. и марте 2003 г. соответственно, к концу второго президентского срока Джорджа Буш-мл. находились на стадии затянувшегося постконфликтного урегулирования. В Национальной оборонной стратегии США, принятой в июне 2008 г., как Афганистан, так и Ирак названы «центральным фронтом долгой войны»[1], которую Америка ведет с глобальным терроризмом. В то же время, отношение общественного мнения США к вышеназванным конфликтам, в значительной степени влияющего на формирование курса новой администрации Барака Обамы, существенно различается. Война в Афганистане пользуется репутацией «правильной войны» ("goodwar”)[2], в то время как конфликт в Ираке представляется отвлекающим ресурсы страны. Неудивительно, что в своей предвыборной программе Обама заявил: «В первый же день моего президентского срока я отдам военным новый приказ – покончить с войной [в Ираке]»[3]. Однако эффективное решение проблемы Ирака и Афганистана зависит не столько от политической воли, сколько от грамотного анализа военно-политической обстановки в этих государствах. Нахождение оптимального баланса между внутриполитическими требованиями и стратегическими интересами США – одна из наиболее сложных задач, стоящих перед администрацией Обамы.

Ирак

Развитие событий в Ираке, по заявлению министра обороны США Роберта Гейтса, сохраняет свое значение для определения военной политики США, несмотря на имеющее место привлечение всеобщего внимания к ситуации в Афганистане[4]. Потери личного состава американских вооруженных сил (ВС) в Ираке с 19 марта 2003 г. (с момента начала операции «Иракская свобода») по 21 января 2009 г. составили убитыми 4229 чел. (в 2008 г. – 318 чел., в 2007 г. – 965) и ранеными 30 960 чел.[5].

В конце 2008 г. группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала около 146 тыс. чел. в составе 15 бригад (13 бригад сухопутных войск, 2 – морской пехоты), размещенных на 311 военных объектах. Предназначены для материально-технического обеспечения театра военных действий (ТВД) и останутся в стране даже после полного вывода американского контингента 80% материальных средств и военной техники, принадлежащих войскам США в Ираке, стоимостью 15,5 млрд. долл.[6]. Военные базы перейдут в распоряжение иракских сил безопасности, в рядах которых на 1 октября 2008 г. состояло 620,5 тыс. чел. в том числе в армии 422 тыс. и в различных структурах МВД 194 тыс.[7]

По заключению Главного бюджетно-контрольного управления США, в достижении ключевых целей обнародованной Дж. Бушем 10 января 2007 г. стратегии США в Ираке под названием «Новый путь вперед» ("The New Way Forward inIraq”) был достигнут определенный прогресс[8]. В целом уровень насилия в Ираке снизился, были приняты важные законодательные акты по возвращению в правительство ряда сторонников партии «Баас» и объявлена генеральная амнистия заключенным как в иракских, так и в американских тюрьмах. Однако достигнутый прогресс непрочен, и остались невыполненными многие из поставленных задач, среди которых – передача под контроль иракской армии и полиции к ноябрю 2007 г. всех 18 провинций. По данным на май 2008 г., лишь в девяти из них безопасность действительно обеспечивалась силами иракского правительства, поэтому сроки окончательной передачи перенесены на 2009 г.

По мнению генерала Дэвида Петрэуса (David Howell Petraeus), командующего многонациональными силами в Ираке с февраля 2007 г. по сентябрь 2008 г., в течение 2008 г. произошли «существенные улучшения в сфере безопасности». Количество атак против иракских правительственных объектов и иностранных вооруженных сил сократилась на 70%: со 120 в день в июне 2007 г. до 50 в феврале 2008 г., а в августе 2008 г. достигло самых низких за последние четыре с половиной года показателей. Активность аль‑Каиды, а также суннитских и шиитских вооруженных группировок на территории страны в значительной степени подавлена, только за семь первых месяцев 2008 г. было обнаружено в два раза больше тайных складов с оружием, чем за весь 2006 г.[9] Коалиционные силы и силы безопасности Ирака провели ряд совместных операций по вытеснению террористов аль‑Каиды из провинции Анбар и долины реки Евфрат, из южных предместий Багдада, долины рек Дияла и Тигр, а также к северу от Мосула. По заявлению Д. Петрэуса, число иностранных боевиков, проникающих на территории Ирака из-за рубежа, за последний год значительно сократилось: со 100 до 20 чел. ежемесячно[10]. Тем не менее, США не добились поставленной цели – полного уничтожения группировки аль-Каиды в Ираке и очищения территории страны от баз террористов.

В августе 2007 г. духовный лидер мусульман-шиитов Ирака и глава радикальной шиитской организации «Армия Махди» Муктада аль-Садр объявил прекращение огня. Несмотря на это, в первой половине 2008 г. вооруженные группировки иракских повстанцев провели несколько крупных операций против иракских сил безопасности под городами Басра, Мосул, Садр и в провинции Майсан. 28 августа 2008 г. Аль-Садр объявил о бессрочной приостановке деятельности «Армии Махди» и призвал своих сторонников оказывать мирное сопротивление американской оккупации.

Тем не менее, именно соглашение с аль-Садром о прекращении огня, наряду с другими важными факторами, способствовало снижению уровня насилия в стране, особенно показательному по сравнению с периодом с осени 2006 г. до весны 2007 г. К прочим факторам относится резкое увеличение числа американских войск в Ираке (на 30 тыс. чел.) в январе–июне 2007 г., сопровождавшееся наращиванием сил безопасности Ирака (ряды местной армии и полиции увеличились в 2007 г. на 100 тыс. чел., в 2008 г. на 50 тыс. чел.). К тому же, в организации «Сыновья Ирака», предназначенной для обеспечения безопасности в отдельных районах страны силами местного населения, в настоящий момент, по подсчетам американцев, состоят более 100 тыс. добровольцев.

Контртеррористическая стратегия коалиционных сил включает в себя также работу с заключенными в лагерях для повстанцев. Последних разделяют на две категории: «непримиримых», к которым относят, например, членов ядра аль-Каиды и твердых последователей ее идеологии, и остальных – тех, кого можно вернуть обществу в качестве лояльных граждан. В результате мероприятий по трудоустройству и обучению лиц, принадлежащих к последней категории, число заключенных в иракских тюрьмах с октября 2007 г. сократилось на 5 тыс. чел., а случаи рецидивизма среди выпущенных на свободу не превышают 1%[11].

Благодаря достигнутым успехам, в сентябре 2007 г. командование коалиционными силами сочло возможным начать постепенное сокращение присутствия иностранных военнослужащих в Ираке. В своем докладе Конгрессу в апреле 2008 г. Д. Петрэус рекомендовал продолжить сокращение числа американских подразделений в Ираке с 20 до 15 бригад, по его окончании в июле 2008 г. провести объединение и перегруппировку оставшихся войск в течение 45 дней, после чего начать процесс оценки ситуации на ТВД, чтобы вынести решение о продолжении или временном приостановлении вывода войск[12]. Однако в июле 2008 г. председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Мюллен (Michael Mullen) по результатам своей поездки в Ирак высказал готовность рекомендовать министру обороны и президенту страны дальнейшее сокращение американских ВС осенью 2008 г. К тому же в июне 2008 г. Главное бюджетно-контрольное управление США дало свое заключение о ситуации в Ираке, объявив инициативу «Новый путь вперед» завершенной и предложив принять новую стратегию, вытекающую из изменившихся условий (снижения уровня насилия, переговоров между правительствами США и Ирака о статусе американских ВС) и учитывающую тот факт, что «Новый путь вперед» является не полноценным стратегическим планом, а, скорее, набором мероприятий, отраженных в различных документах, чье действие, к тому же, заканчивалось в июле 2008 г.[13]

В настоящее время все пять бригад ВС США, за счет которых состоялось наращивание сил в 2007 г., два батальона и экспедиционное подразделение морской пехоты США выведены из Ирака. В 2008 г. Австралия, Армения, Грузия, Казахстан, Латвия, Монголия, Польша и Южная Корея завершили военные миссии в Ираке. В ноябре 2008 г. парламент Азербайджана также проголосовал за отзыв своего миротворческого контингента. Глава парламентского комитета по международным вопросам Х. Хаммуди и вовсе заявил, что согласно подготовленному графику к июлю 2009 г. все иностранные военнослужащие, кроме американцев, покинут страну[14].

Великобритания, ведущий партнер США по международной коалиции в Ираке, приступила к переговорам с Багдадом о перспективах британского военного присутствия в этой стране. В Лондоне рассчитывают на то, что в 2009 г. ситуация в Ираке будет способствовать реализации планов значительного сокращения численности находящихся там английских войск. Оставшиеся британские военные не будут участвовать в боевых операциях, а займутся подготовкой кадров для местных ВВС и ВМС, а также штабных специалистов. Стратегия коалиционных сил заключается в перераспределении оставшихся частей таким образом, чтобы обеспечить их присутствие пусть в меньшем количестве, но во всех прежних местах дислокации. В отличие от простой передачи территорий под контроль иракцев, такая стратегия обеспечивает непрерывность и поступательность переходного процесса.

Долгое время министерство обороны и администрация США отвергали идею назначения срока полного вывода войск из Ирака без учета «текущей ситуации» (conditionsontheground). Однако необходимость узаконить пребывание американского контингента в Ираке после 31 декабря 2008 г., когда заканчивалось действие мандата ООН, вынудило правительства США и Ирака заключить двусторонний договор. В Соглашении о статусе войск (StatusofForcesAgreement– SOFA), подписанном 13 октября 2008 г. и одобренном иракским парламентом 27 ноября 2008 г., названы конкретные сроки: боевые части и подразделения (combatforces), которые составляют около одной трети всех американских войск в Ираке, должны покинуть иракские города к 30 июня 2009 г., прочие же должны покинуть территорию страны к 31 декабря 2011 г. К настоящему моменту войска США уже выведены из населенных пунктов провинции Анбар, большинства городов на юге Ирака и отдельных районов Багдада. По мнению пресс-секретаря Пентагона Дж. Морелла, это свидетельствует не об изменении стратегии США, но о существенном улучшении условий безопасности в Ираке[15], что нашло отражение уже в докладе Конгрессу генерала Д. Петрэуса и посла Р. Крокера в сентябре 2007 г. М. Мюллен, также подтвердил, что поддерживает вывод войск в указанные сроки, но только при условии сохранения в Ираке в ближайшие три года достигнутых в области безопасности успехов[16].

По соглашению, помимо жесткого графика вывода войск США из Ирака, Багдад получает право проводить досмотр американских военных грузов и в судебном порядке преследовать военнослужащих США за совершенные вне территории американских военных баз или не при исполнении служебных обязанностей преступления. Командование США в Ираке должно также получить разрешение Багдада на проведение любой военной операции на территории страны и не может использовать последнюю как плацдарм или перевалочный пункт для ведения боевых действий против другого государства. Соглашение оставляет открытой возможность присутствия американских войск на территории Ирака после установленных сроков по просьбе иракского правительства «с целью подготовки и оказания поддержки иракским силам безопасности»[17].

Новый президент США Барак Обама считает, что американские боевые части и подразделения необходимо вывести с территории Ирака к лету 2010 г., и выступает против постоянных баз ВС США в Ираке. Требования общественного мнения в США и нестабильность в Афганистане, действительно, подталкивают Вашингтон придерживаться курса на вывод американских войск из Ирака. Однако даже постепенный вывод войск США влечет за собой угрозу очередного неконтролируемого всплеска насилия в Ираке. Далеко не ясно, готовы ли иракские силы безопасности эффективно с этим справиться. Негативное развитие событий после ухода американских войск, несомненно, вызовет отрицательную реакции соседних с Ираком стран-партнеров США. Ввиду этого, сроки вывода, указанные в Соглашении, представляются более реалистичными, нежели план Обамы.

США и Ирак заключили также Соглашение о стратегических рамках (StrategicFrameworkAgreement – SFA), которое, вместе с Декларацией о принципах, подписанной Дж. Бушем-мл. и премьер-министром Ирака Нури аль-Малики в ноябре 2007 г., должно заложить основы долгосрочного двустороннего сотрудничества в экономической, дипломатической, культурной областях и в сфере безопасности. (Предполагается участие США в защите Ирака от внутренних и внешних угроз, в борьбе с террористическими группировками, а также содействие США примирению различных политических сил в Ираке.)[18]

Критики вышеуказанных соглашений обвиняют администрацию Буша в попытке навязать его преемнику определенный политический курс в отношении Ирака. Представляется, однако, что договоренности, «не подразумевающие создания постоянных американских военных баз и никоим образом не определяющие численность контингента США в Ираке»[19], не могут являться имеющим обязательную юридическую силу основанием для вовлечения в дела Ирака против воли нового президента США и его окружения.

Афганистан

В то время как военное присутствие США в Ираке постепенно начинает сокращаться, операция в Афганистане – «забытый фронт» глобальной борьбы с терроризмом, по-видимому, станет основным военно-политическим направлением деятельности новой администрации. Символическим окончанием той роли, которую Ирак играл в качестве центрального фронта исламистского джихада, стал перенос штаб-квартиры иракской ячейки аль-Каиды в относительно спокойный Афганистан летом 2008 г.[20]

За последние полтора года численность контингента США в Афганистане увеличилась на 20 тыс. чел. и составила в ноябре 2008 г. 32 тыс. военнослужащих (общая численность иностранного контингента в Афганистане – более 63 тыс. чел.). Первоочередная задача американских ВС в составе Международных сил содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ) (International Security Assistance Force – ISAF) под эгидой НАТО совместно с Афганскими национальными силами безопасности (АНСФ) (Afghan National Security Forces – ANSF) состоит в борьбе с террористическими и повстанческими организациями, действующими на территории Афганистана. Принятая контртеррористическая стратегия основана на следующих принципах: «формирование среды безопасности, зачистка от террористов районов страны, удержание контроля над ними, создание условий для построения жизнеспособного правительства и развития» ("shape, clear, hold and build” strategy). По мнению генерала Дэвида Маккирнана (David McKiernan), командующего ИСАФ, «прогресс неравномерен: в отдельных областях мы одерживаем победу, в других об этом говорить пока рано»[21].

Несмотря на то, что 2008 год начался без обычного для Афганистана весеннего массированного наступления Талибана (чему отчасти был причиной дорого стоивший экстремистскому движению провал наступления в предыдущем году), активность инсургентов по сравнению с 2007 г. заметно возросла. В 2008 г. основными районами активности афганских экстремистов оставались населенные преимущественно племенами пуштунов восток и юг страны. На юге, в провинции Кандагар, действуют главным образом талибы, тогда как на востоке – более аморфная «конфедерация идеологически близких групп, в которую входят боевики аль-Каиды и Хизб-е-Ислами гульбуддин, а также ряда пакистанских террористических движений: Джайш-е-Мухаммад, Лашкар-е-Таиба и Терик-э-Нефаз-э-Шариат Мохаммади»[22]. Экстремисты все чаще используют придорожные мины, взрывные устройства, заложенные в автомобили, и проводят нападения мелкими группами на колонны автотранспорта, правительственные учреждения и силы полиции. Среди наиболее крупных акций Талибана – взрывы в Кабуле в отеле «Серена» в январе и у посольства Индии в июле 2008 г., теракт во время парада в честь Дня победы 27 апреля, подрыв тюрьмы в Кандагаре с целью массового освобождения заключенных, среди которых оказалось около 400 талибов.

На 1 января 2009 г. число погибших в Афганистане американских военнослужащих составило 625 чел. (в 2008 г. – 151 чел., в 2007 г. – 111 чел.)[23]. Май 2008 г. стал первым с 2003 г. месяцем, в течение которого потери коалиционных сил в Афганистане превысили потери в Ираке (23 и 21 чел. соответственно), а июнь 2008 г. оказался наиболее тяжелым месяцем для ВС США по количеству погибших с момента начала операции «Несокрушимая свобода – Афганистан».

Д. Маккирнан указывает несколько причин всплеска насилия в Афганистане в 2008 г. Во-первых, инсургенты перешли к более асимметричным ответным действиям, они чаще прибегают к меньшим по масштабу и менее продолжительным атакам на чувствительные объекты. Такая тактика не требует сложной организации и координации, приводит к меньшему числу прямых столкновений между силами безопасности и инсургентами и, соответственно, меньше истощает ресурсы экстремистов.

Во-вторых, боевики пользуются значительной большей свободой действий для рекрутирования, подготовки и обеспечения операций с приграничных территорий Пакистана из-за недостаточности усилий последнего в борьбе с террористами и открытой границы между Афганистаном и Пакистаном. Кроме того, Исламабад периодически идет на заключение соглашений о прекращении боевых действий с Талибаном (как то имело место, например, в апреле 2008 г.), что позволяет бойцам последнего укрываться на территории Пакистана и способствует росту активности движения. В-третьих, зона ответственности ИСАФ и АНСФ расширяется на новые регионы, ранее контролируемые повстанцами.
Американское командование в Афганистане признает, что ключевым фактором для установления прочного мира и безопасности в стране станет политическое урегулирование. Тем не менее, в военном отношении еще предстоит решить ряд серьезных проблем. В первую очередь, это необходимость уничтожить укрытия боевиков на территории Пакистана и усилить пограничный контроль. В июле 2008 г. был создан первый пограничный координационный центр в районе Хайберского перевала в зоне ответственности регионального командования «Восток». Открытие еще трех пограничных координационных центров намечено на 2009 г.

Другим необходимым элементом военной составляющей афганского урегулирования является увеличение численности ИСАФ и АНСФ, с тем чтобы обеспечить безопасность в регионе в течение продолжительного периода. С начала 2008 г. первые семь батальонов («кандаков») афганской армии объявлены готовыми к самостоятельным действиям. В настоящий момент командиры частей и подразделений афганской армии возглавляют уже большинство проводимых ими операций.

На ноябрь 2008 г. в рядах афганской армии состояло 78 тыс. чел., на 38 тыс. больше, чем годом ранее (еще 82 тыс. чел. состоят в афганской национальной полиции)[24]. По расчетам Пентагона, к началу 2009 г. численность афганской армии должна была достигнуть 80 тыс., к 2012 г. – 112 тыс. и выйти на оптимальный уровень в 134 тыс. чел. к 2014 г. Создающийся авиационный корпус афганской армии, имеющий в своем распоряжении 17 штурмовых вертолетов Ми-17, 4 транспортных самолета Ан-24 и 2 – Ан-26, в июле 2008 г. провел первую в своей истории самостоятельную воздушную операцию. Для того чтобы обучать возрастающее число военнослужащих афганской национальной армии и полиции, а также оказывать им поддержку в проведении контртеррористических операций, необходимо увеличить численность коалиционных сил, особенно на восточном и южном направлениях.

По мнению министра обороны США Роберта Гейтса, ИСАФ нуждается, по крайней мере, в трех дополнительных бригадах (от 10 до 12 тыс. чел.), для того чтобы взять под свой контроль отдаленные сельские провинции, к которым относится до 80% территории Афганистана. Между тем, Д. Маккирнан запросил на 2009 г. увеличение численности американского контингента из состава сухопутной армии, морской пехоты и ВВС до 55-60 тыс. чел. По сведениям британской газеты Guardian, 10 тыс. военнослужащих будут дислоцированы в провинции Хелманд в помощь 8-тысячному контингенту Великобритании уже к лету текущего года[25].

В соответствии с предварительными планами ИСАФ:
· в январе 2009 г. 3,5 тыс. военнослужащих США должны быть дислоцированы к югу от Кабула и еще 1,5 тыс. – в южных провинциях Афганистана;
· в течение 2009 г. 10-тысячный контингент усилит группировку ИСАФ в провинции Хелманд, в основном в ее южной и юго-западной частях на границе с Пакистаном;
· осенью 2009 г. дополнительные 1,5 тыс. британских солдат будут обеспечивать безопасность в провинции Хелманд на время проведения президентских выборов в Афганистане;
· в конце 2009 – начале 2010 гг. 10 тыс. американских военнослужащих прибудут в восточные районы Афганистана для контроля границы с Пакистаном.

Крупномасштабное увеличение американского контингента в Афганистане – часть новой стратегии, которую министерство обороны США совместно с афганским правительством и руководством НАТО разрабатывает для ИСАФ, планируя использовать опыт войны и постконфликтного урегулирования в Ираке. Специфика ситуации в Афганистане, по мнению американских военных, заставляет учитывать положение дел в соседнем Пакистане и других среднеазиатских государствах, а также индийский фактор. Пентагон подчеркивает разницу между краткосрочным усилением группировки иностранных войск в Ираке ("surge”) и рассчитанной на продолжительный период (предположительно, 3–4 года) стратегией наращивания сил в Афганистане ("uplift”). По словам Р. Гейтса, ключевое значение корректировки американского военно-политического курса в Афганистане при новой администрации США по сравнению с предыдущим периодом состоит в том, что основные усилия при проведении военных операций будут сосредоточены на развитии АНСФ и более тесной координации действий с Кабулом[26].

США также планируют послать в Афганистан дополнительные средства добывания и обработки разведывательной информации, в том числе вертолеты и беспилотные летательные аппараты. По признанию Д. Маккирнана, вся контртеррористическая стратегия находится под угрозой провала, если сил для удержания под своим контролем зачищенных от экстремистов территорий будет недостаточно: «Инсургенты еще не одержали победу, но для ситуации в Афганистане это переломный момент»[27].

Кроме США, только Германия и Италия готовы увеличить численность своих войск в Афганистане на 1 тыс. и 500 чел. соответственно. Великобритания, располагающая вторым по величине после США иностранным контингентом в Афганистане, готова послать дополнительно не более 300 военнослужащих. По заявлению Дж. Стиррупа, начальника Генерального штаба ВС Великобритании, Лондон не станет переводить 4 тыс. военнослужащих, которые должны покинуть иракскую базу под Басрой к июню 2009 г., в южный Афганистан из-за перенапряжения, которое испытывают вооруженные силы Великобритании в связи с высокой интенсивностью их участия в военных операциях[28].

Учитывая напряженные отношения между Афганистаном и Пакистаном, совместная работа двух стран по противодействию экстремистским группировкам представляется затруднительной. Более того, Исламабад отвергает требования США позволить ИСАФ уничтожать базы инсургентов на его территории. Тем не менее, из-за наличия общей границы без Пакистана любое комплексное решение проблем безопасности Афганистана окажется малоэффективным.

Несмотря на значительно меньший уровень насилия на западной границе Афганистана, растущее влияние Ирана, который вкладывает миллионы долларов в проекты по развитию территорий вокруг Герата, населенных преимущественно шиитами, вызывает у США беспокойство. Вашингтон не может открыто критиковать инвестиционную активность Тегерана, однако старается уравновесить ее финансовой помощью из других источников. Так, на конференции «Диалог цивилизаций» в Манаме 12–14 декабря 2008 г. Р. Гейтс призвал делегатов из более чем 20 стран активнее участвовать в процессе восстановления Афганистана, в том числе выделить средства на афганскую армию, содержание которой потребует около 2 млрд. долл. ежегодно в течение следующих 4 лет, в то время как бюджет Афганистана не превышает 700 млн. долл. в настоящий момент[29].

ИСАФ регулярно обнаруживает тайники с оружием иранского производства на всей территории Афганистана. Кроме того, Иран объективно заинтересован в том, чтобы как можно больше сил США и НАТО было связано участием в операциях в Афганистане. По мнению экспертов, Иран накапливает на востоке страны потенциал резкого наращивания сил, который можно будет использовать для дестабилизации обстановки при нажиме со стороны Вашингтона из-за незаконной ядерной деятельности или по любому другому поводу[30].

Два последующих года, по мнению многочисленных экспертов, окажутся решающими для определения будущего Афганистана. Осенью 2009 г. в стране пройдут всеобщие президентские выборы и выборы на уровне провинций, успех которых Р. Гейтс назвал «возможно, самой важной целью в 2009 г.»[31] Кабул вместе с прилегающими к нему районами, так же как и прочие провинции, будет постепенно переходить под ответственность АНСФ. Однако, пока прогресс в становлении Афганских национальных сил безопасности, в первую очередь афганской полиции, носит неустойчивый характер, было бы преждевременно говорить о начале сокращения контингента США и стран НАТО в Афганистане. В администрации Барака Обамы, судя по всему, это понимают. Другое дело, что общественное мнение Соединенных Штатов в целом критически настроено по отношению к борьбе с терроризмом: согласно совместному опросу ABCNews и WashingtonPostв июле 2008 г., 51% американцев считали военные действия против Талибана и аль-Каиды «безуспешными»[32]. Это может воспрепятствовать консолидации страны вокруг предложений нового президента относительно долгосрочной стратегии США в Афганистане. В равной мере Вашингтон может столкнуться с растущим нежеланием партнеров по НАТО поддерживать инициативы США в Афганистане, особенно требующие посылки туда дополнительного числа военнослужащих.

Переключение человеческих и материальных ресурсов США с конфликта в Ираке на Афганистан подчинено не только необходимости хотя бы отчасти выполнить предвыборные обещания нового президента и прекратить непопулярную среди американского населения войну. Оно также является объективным признанием ошибочности той концепции ведения войны, которую США и их партнеры по НАТО избрали с момента вторжения в Афганистан. Неготовность тогдашнего политического и военного руководства США признать первостепенную значимость постконфликтного урегулирования для достижения победы в современной войне заставляет Вашингтон через 7 лет после начала операции «Несокрушимая свобода» приступить к пересмотру своей стратегии в Афганистане.

По утверждению Р. Гейтса, который сохранил пост министра обороны в новой администрации, «едва ли США когда-либо в ближайшем будущем повторят опыт войны в Ираке или Афганистане, то есть насильственную смену режима, за которой следует строительство государства под огнем противника»[33]. Насколько эффективным окажется новый многосторонний подход к урегулированию локальных конфликтов, помимо военного, включающий политический и экономический компоненты, покажет лишь время.

[1]U.S. National Defense Strategy 2008. P. 8.

[2]Al Qaeda, Afghanistan and Good War. http://www.stratfor.com/memberships/111584/weekly/al_qaeda_afghanistan_and_good_war

[3]Obama’s Remarks on Iraq and Afghanistan. The New York Times. July 15, 2008. http://www.nytimes.com/2008/07/15/us/politics/15text-obama.html?pagewanted=print

[4]Gates Travels to Iraq, Talks to Leaders, Troops. http://www.defenselink.mil/news/newsarticle.aspx?id=52316

[5]http://www.defenselink.mil/news/casualty.pdf

[6]Operation Iraqi Freedom. Actions Needed to Enhance DOD Planning for Reposturing of U.S. Forces from Iraq. GAO Report to Congressional Committees (GAO-08-930). September, 2008. P. 9.

[7]Iraq Weekly Status Report. November 19, 2008. Bureau of Near Eastern Affairs. U.S. Department of State. http://www.state.gov/documents/organization/112246.pdf

[8]Securing, Stabilizing, and Rebuilding Iraq. Progress Report: Some Gains Made, Updated Strategy Needed. GAO Report to Congressional Committees. (GAO-08-837). June 23, 2008, P. 3.

[9] Petraeus D. Iraq: Building on Progress. Army, October 2008, pp. 110-111.

[10]Progress More Durable in Iraq, Petraeus Says. http://www.defenselink.mil/news/newsarticle.aspx?id=51455

[11]Petraeus D. Iraq: Building on Progress. Army, October 2008, p. 119.

[12]Report to Congress on the Situation in Iraq. General David H. Petraeus. 8-9 April 2008. http://www.mnf-iraq.com/images/stories/Press_briefings/2008/april/080408_petraeus_testimony.pdf

[13]Securing, Stabilizing, and Rebuilding Iraq. Progress Report: Some Gains Made, Updated Strategy Needed. GAO Report to Congressional Committees. (GAO-08-837). June 23, 2008. P. 6.

[14]Iraq Wants All Non-US Foreign Troops Out by July. news.yahoo.com/s/afp/20081216/wl_mideast_afp/iraqbritainmilitary_081216150715

[15] DoD News Briefing with Geoff Morrell from the Pentagon, Arlington, Va. November 19, 2008. http://www.defenselink.mil/transcripts/transcript.aspx?transcriptid=4320

[16] U.S. military chief says Iraq conditions may change http://www.reuters.com/article/GCA-GCA-iraq/idUSTRE4AG7CB20081117

[17]Agreement Between the United States of America and the Republic of Iraq On the Withdrawal of the United States Forces from Iraq and the Organization of Their Activities during Their Temporary Presence in Iraq. http://www.whitehouse.gov/infocus/iraq/SE_SOFA.pdf

[18]Strategic Framework Agreement for a Relationship of Friendship and Cooperation between the United States of America and the Republic of Iraq. www.whitehouse.gov/infocus/iraq/SE_SFA.pdf

[19] Remarks by Ambassador David Satterfield, Senior Adviser to the Secretary of State, Coordinator for Iraq to the House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on International Organizations, Human Rights, and Oversight and Subcommittee on the Middle East and South Asia. March 4, 2008. http://iraq.usembassy.gov/pr_03042008l2.html

[20]См. Paley А. Al-Qaeda in Iraq Leader May Be in Afghanistan. Washington Post, July 31, 2008. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/07/30/AR2008073003239_pf.html;
а также Hess P. Ambassador: Al-Qaida Leaving Iraq for Afghanistan. http://a.abcnews.com/Politics/wireStory?id=5439076

[21]McKiernan D. Winning in the Islamic Republic of Afghanistan. Army, October 2008, p. 128.

[22]Department of Defense Report on Progress Toward Security and Stability in Afghanistan, June 2008. http://www.defenselink.mil/pubs/Report_on_Progress_toward_Security_and_Stability_in_Afghanistan_1230.pdf

[23]Heintz J. US Death Down in Iraq, Up in Afghanistan. http://abcnews.go.com/International/wireStory?id=6557259

[24]Afghan Troops, Police Continue to Improve as Numbers Grow, General Says http://www.defenselink.mil/news/newsarticle.aspx?id=52086

[25]Thousands More US Troops Planned in Afghanistan. http://www.guardian.co.uk/world/2008/dec/11/robert-gates-afghanistan-troops

[26]Ibid.

[27]Ibid.

[28]Military Chief Warns Against Moving Troops Direct from Iraq to Afghanistan. http://www.guardian.co.uk/uk/2008/nov/09/military-iraq

[29]Gates Promises Continuity, Urges Cooperation for Middle East Initiatives. http://www.defenselink.mil/news/newsarticle.aspx?id=52314

[30]Robbins J. Afghanistan: Back to Basics. The Journal of International Security Affairs. No. 15, Fall 2008, pp. 79-88.

[31] Gates Optimistic Troop Surge Will Ensure Smooth Afghan Election. http://www.defenselink.mil/news/newsarticle.aspx?id=52052

[32]The Battle to Win the War. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/graphic/2008/07/15/GR2008071500196.html?sid= ST2008071500215&pos=list.

[33]Gates R. A Balanced Strategy. Programming the Pentagon for a New Age. Foreign Affairs, January/February 2009, p. 29.

 

интернет-издание «Россия-Америка в XXI веке» №1 2009

Категория: Афганистан 2001- | Добавил: pentagonus (18.02.2012) | Автор: Аничкина Т.Б

Просмотров: 6052 | Рейтинг: 3.3/3 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов