Учения ВВС США "Операция Чимичанга"Подполковник А. Зверев Согласно планам оперативной и боевой подготовки американских ВВС 4 апреля 2012 года в воздушном пространстве над единым тихоокеанским аляскинским полигонным комплексом JPARC (Joint Pacific Alaska Range Complex) состоялась заключительная фаза комплексных командно-штабных и летно-тактических учений под наименованием "Операция Чимичанга" (Operation Chimichanga), организованных объединенным стратегическим командованием ВС США с привлечением командования ВВС в зоне Тихого океана и 11-й воздушной армии. В мероприятиях участвовали специалисты 611-го центра управления боевыми действиями авиации, экипажи стратегических бомбардировщиков В-1В "Лансер" (28 тбакр, АвБ Элсворт, штат Южная Дакота), тактических истребителей F-22A "Раптор" (477 тиагр резерва ВВС, 525 тиаэ 3 акр регулярных ВВС, АвБ Элмендорф, Аляска) и F-16 "Файтинг Фалкон" (18 тиаэ "Агрессоры", АвБ Эйлсон, 35 тиакр, АвБ Мисава, Япония), самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3 "Сентри" (АвБ Элмендорф, Аляска) и транспортно-заправочных самолетов КС-135R "Стратотанкер" (Эйлсон, Аляска). Основной целью учений была отработка способов действий смешанной авиационной группы, сформированной из самолетов F-22AиB-1B. В ходе мероприятий отрабатывались следующие задачи: нанесение массированного удара по активным силам и средствам системы ПВО противника, (вывод из строя) важнейшим объектам инфраструктуры, пусковым установкам стратегических/ оперативно-тактических ракет, аэродромам базирования авиации, самолетам и кораблям на стоянках и т. д. По расчетам американских военных специалистов, подобный удар должен быть настолько мощным и неожиданным, что противник не сможет оказать какое-либо существенное противодействие. В зарубежных СМИ отмечается, что сценарий ЛТУ "Операция Чимичанга" во многом имеет сходство с операцией "Каньон Эльдорадо" в Ливии (1986). Тогда около 100 американских самолетов совершили перелет и нанесли удар по военным объектам и резиденции М. Каддафи. В настоящее время на вооружении ВС США состоят более совершенные, чем 26 лет назад, вооружение и военная техника (ВВТ), в том числе боевые самолеты, изготовленные с применением технологии "стеле", более эффективное высокоточное оружие (ВТО).
В западных СМИ отмечается, что согласно сценарию нанесения удара, опробованному в ходе этих учений, они условно разделены на три фазы (эшелона): В первом эшелоне тактические истребители F-22A "Раптор" осуществляют внезапную атаку. В зависимости от обстановки они выйдут к целям на предельно малых (менее 200 м) или на больших (более 12 000 м) высотах. Цели будут заранее выявлены с помощью спутниковой разведки, а также обнаруживаться бортовыми средствами F-22A. Главными целями самолетов, снаряженных УАБ JDAM GBU-32 калибра 450 кг, будут наиболее защищенные объекты: командные пункты, электростанции, взлетно-посадочные полосы авиабаз, а вооруженных SDB калибра 130 кг - РЛС и пусковые установки зенитных ракетных комплексов. Благодаря малозаметности F-22A и большой дальности полета SDB (около 110 км), по мнению американских военных, можно без особого риска уничтожать ЗРК типа С-300. Второй эшелон, состоящий из тактических истребителей F-22A и F-16C (в будущем - F-35 "Лайтнинг-2"), должен уничтожить истребители противника, которые смогут взлететь с поврежденных аэродромов. Одновременно истребители F-16 будут уничтожать уцелевшие активные средства ПВО.
Для защиты от зенитных ракет и истребителей ПВО планируется использовать ловушки
MALD, имитирующие радиолокационную сигнатуру истребителя, а также ALE-50. Так
планируется завоевать господство в воздухе и "открыть" воздушное пространство
для следующего эшелона. По оценкам американских военных аналитиков, наиболее сложным в реализации является осуществление мероприятий, проводимых в ходе удара первого эшелона. Поэтому была начата программа модернизации тактических истребителей F-22A. По сообщениям западных СМИ, основной целью модернизации F-22A считается внедрение новейших разработок, используемых на F-35, которые созданы с открытой архитектурой и не сопрягаются с интегрированным БРЭО F-22A. В рамках пакета модернизации Increment 3.1 добавилась возможность использования режима картографирования РЛС с синтезированием апертуры, а также увеличения АСП наземных целей до восьми бомб малого диаметра (SDB). Первой модернизированные по программе Increment 3.1 самолеты получила 525-я тактическая истребительная эскадрилья 3-го авиакрыла объединенной авиабазы Элмендорф. В результате модернизации F-22A получил расширенные возможности нанесения ударов по наземным целям. В частности, в номенклатуру вооружений истребителя вошли восемь авиабомб SDB калибра 113 кг. Благодаря улучшению по программе Increment 3.1 самолет также получил возможность картографировать местность, выявлять наземные цели противника и выбирать две из них для наведения бомб. При помощи авиабомб F-22A теперь может поражать и движущиеся цели. Для сравнения, до модернизации экипаж мог наносить удары по неподвижным наземным целям, данные о которых заносились в бортовой компьютер еще до взлета, также установлено оборудование для ведения радиоэлектронной борьбы и система радиоэлектронной разведки. Ранее сообщалось, что с 2012 года машины начнут проходить через программу модернизации Increment 3.2, которая разделена на три этапа А, В и С. После выполнения этой фазы система управления и наведения F-22A сможет производить независимое наведение каждой из восьми бомб SDB. В 2014 году планируется обновить программное обеспечение (Increment 3.2 А), что усилит электронную защиту от помех и расширит возможности системы обмена шины данных "Линк-16". В 2017 году пакет модернизации Increment 3.2В обеспечит применение УР AIM-9X и AIM-120D. На все это планируется потратить 8 млрд долларов, и не исключено, что стоимость возрастет в связи с увеличением количества модернизируемых самолетов (в настоящее время не планируется совершенствовать 34 машины, используемые для обучения). Эти этапы модернизации, вплоть до Increment 3.2В, были предусмотрены давно и вполне реализуемы в рамках существующего БРЭО. Однако американские военные, заинтересованные во многих технологиях F-35, хотят инициировать еще один этап - Increment 3.2С. Его разработку планируется начать в 2014 году, а установку на самолеты - в 2020-м. Increment 3.2С предполагает создание альтернативной компьютерной сети, которая будет соединена с современным БРЭО F-22A. Таким образом, обновленное БРЭО продолжит выполнение своих задач по боевому применению самолета, а альтернативную сеть, базирующуюся на технологиях F-35, можно будет легко модернизировать. В результате будет снята проблема с интеграцией программного обеспечения и БРЭО с открытой архитектурой. По оценкам объединенного стратегического командования, в целом поставленные задачи в ходе мероприятий "Операция Чи-мичанга" были выполнены. В настоящее время большинство государств не смогут противостоять удару, в котором участвуют 50 тактических истребителей F-22A, 30 F-16 и около 60 стратегических бомбардировщиков В-1В. Специфика планирования подобных ударов минимизирует риск утечки информации: подлет к заданному району боевых действий может осуществляться с разных направлений, а экипажи получают боевую задачу на взлетно-посадочной полосе либо в воздухе. В дальнейшем не исключается задействование в ходе подобных мероприятий ударных дистанционно управляемых летательных аппаратов MQ-1A "Предатор", MQ-9A "Рипер" и Х-47В. В ходе подведения итогов мероприятий была особо подчеркнута возрастающая роль командования ВВС в зоне Тихого океана, а также принято решение о модернизации аляскинского полигонного комплекса JPARC.
Зарубежное военное обозрение. - 2012. - № 6. - С. 66-69 | ||
| ||
Просмотров: 5029 | | |
Всего комментариев: 0 | |