Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 05:23
Ключевые слова
информационные войны, П. Колесов, Концепция «Стратегических коммуника, информационная операция

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Первая мировая 1914-1918 [0]
Корейская война 1950-1953 [7]
Бельгийское Конго 1964 г. [0]
Доминиканская Республика 1965 г. [0]
Лаос 1964—1973 [1]
Вьетнамская война 1965—1973 [23]
Камбоджа 1969—1973 [0]
Ливан 1982—1984 [0]
Гренада 1983 [0]
Ливия 1986 [0]
Панама 1989—1990 [4]
Ирак, Кувейт 1991 [17]
Сомали 1992—1994 [0]
Босния 1995 Умеренная сила [12]
Судан 1998 [2]
Афганистан 1998 [7]
Югославия (Косово) 1999 [15]
Афганистан 2001- [50]
Ирак 2003- [39]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Войны » Афганистан 2001-

Ведение Соединёнными Штатами информационных войн. Концепция «Стратегических коммуникаций» (2010)

Ведение Соединёнными Штатами информационных войн. Концепция «Стратегических коммуникаций»

Полковник П. Колесов, кандидат философских наук

В настоящее время США и многие другие страны коренным образом пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения войны. Как отмечается в работах военных экспертов этих государств, информационное пространство все больше рассматривается в качестве сферы ведения боевых действий. При этом постоянно возрастает влияние общественного мнения и субъективного фактора руководства на подготовку, планирование, ход и исход военных операций. По оценке американских специалистов, ущерб, нанесенный противнику на идеологическом фронте, может существенно превысить прямую выгоду, полученную в ходе военных действий. Рационально используя информационные ресурсы, можно управлять общественным мнением вплоть до изменения системы ценностей. Манипуляции информацией позволяют даже добиться эффекта, когда реципиент «перепутает» военную победу с поражением. Информационное превосходство таким образом является необходимым условием для достижения победы в современной войне.

Обеспечение концепции «Стратегических коммуникаций»

Однако информационные войны (ИВ) ведутся и в военное и в мирное время, а для их маскировки придумываются различные «отвлекающие термины». Так, в США появилось понятие «информационные операции», а теперь «стратегические коммуникации» (СК)1. Стратегические коммуникации не просто новое направление в ИВ, - это новая концепция самих ИВ, принятая в развитие теории информационных операций, которая активно разрабатывалась госдепартаментом, министерством обороны, другими правительственными и неправительственными учреждениями и организациями Соединенных Штатов. Под ней понимается комплекс мероприятий по целенаправленному воздействию на военно-политическое руководство,

различные общественно-политические силы, международные организации, то есть на так называемую целевую аудиторию (ЦА)2 других стран (как враждебных, так союзных и нейтральных), предпринимаемых различными правительственными и неправительственными учреждениями и организациями США, а также их союзниками.

Цель СК - убеждение или принуждение целевой аудитории к принятию решений или совершению действий, направленных на формирование, сохранение или развитие благоприятных условий для продвижения американских национальных интересов. При этом используются такие средства, как согласованные информационные акции, идеологическая обработка, различные информационно-пропагандистские планы и программы.

В Соединенных Штатах к основным структурам, реализующим концепцию СК, относятся госдепартамент, министерство обороны, боевые командования ВС США, агентство США по международному развитию, инженерные войска СВ, неправительственные организации.

Следует отметить, что в американском госдепартаменте понятие «стратегические коммуникации» подменяют термином «публичная дипломатия». Однако «публичная дипломатия» на самом деле является составным компонентом СК и заключается в преднамеренном создании в представлениях целевой аудитории идеального имиджа США, американских идеалов и образа жизни посредством проведения информационных кампаний, акций экономической, технической и гуманитарной помощи.

Министерство обороны США в интересах развития концепции в марте 2008 года провело первую конференцию на базе колледжа комитета начальников штабов в г. Норфолк, на которой были определены основные принципы «стратегических коммуникаций»: квалифицированное руководство, правдоподобие, доступность, диалог, масштабность, согласованность, целенаправленность, оперативность и непрерывность. Для уточнения концепции СК планируется каждые два года корректировать их.

Принцип квалифицированного руководства. Руководители должны четко представлять задачи СК для достижения поставленных целей во всех областях своей деятельности, включая материально-техническое обеспечение и разведку.

Принцип правдоподобия. Действия, их восприятие и объяснение должны быть правильно интерпретированы и четко скоординированы, а также вызывать доверие у целевой аудитории.

Принцип доступности. Необходимо глубокое понимание культуры, идентичности, образа жизни, истории и общественного строя ЦА. Аудитория воспринимает действия в соответствии с собственной шкалой ценностей. Без понимания менталитета целевой аудитории невозможно достичь заданного результата. Осознание влияния субъективных факторов (культурного, лингвистического, исторического, религиозного, природного и других) важно для эффективного воздействия на ЦА. При этом построение отношений и взаимодействие с различными организациями, местным населением, научными кругами, коммерческими и некоммерческими организациями способствует лучшему пониманию ЦА.

Принцип диалога. Многосторонний обмен мнениями способствует взаимопониманию и установлению доверительных отношений.

Принцип масштабности. СК не имеют временных или пространственных границ.

Принцип согласованности действий. СК подразумевают согласованные, интегрированные на всех уровнях в единую


систему действия, то есть представляют собой процесс, происходящий по единому замыслу и плану на всех уровнях иерархии как по «вертикали» - от тактического до стратегического, так и по «горизонтали» - в пределах одного уровня. Руководители координируют и согласовывают свои действия, возможности и средства в зонах ответственности, влияния и интересов с целью получения требуемого результата. Каждая структура или организация является частью системы коммуникаций.

Принцип целенаправленности. СК должны быть направлены на получение конкретно заданного (желаемого) результата. Это не только «еще одно средство в арсенале руководителя», а руководство к действию для всех структур, согласованное по задачами для достижения поставленных целей. Процесс коммуникации, содержание, цели и практические шаги зависят от политики, стратегических взглядов, подходов к планированию операций и принятых управленческих решений.

Принцип оперативности. Необходим правильный выбор аудитории, информации, времени и места совершения акций. СК должны быть сфокусированы на долгосрочных результатах. Оперативное реагирование на изменяющиеся условия и кризисные ситуации может дать стратегический эффект. Стратегические коммуникации должны достигать целевой аудитории посредством специальных сообщений, значимых именно для данной аудитории. СК привели к необходимости широкого обсуждения проблемы синхронизации идей, действий и информации для достижения глобальных стратегических целей. При этом влияние на процесс принятия решений противником является ключевым моментом и зачастую ограничен временными рамками для информационного воздействия в целях достижения желаемого эффекта.

Принцип непрерывности. СК - непрерывный процесс, для успешного осуществления которого необходимо наличие постоянной обратной связи между планированием и действиями с одной стороны и анализом с оценкой результатов этих действий - с другой. В идеальном случае он должен проходить быстрее, чем у противника.

Процесс реализации СК состоит из следующих этапов:
- уточнение политических целей;
- распознавание целевой аудитории;
- определение желаемого поведенческого эффекта объекта воздействия;
- проведение анализа аудитории (каковы ее представления, позиции, поведение и как их необходимо изменить);
- определение идеологических установок;
- формулирование основных целей для подготовленных сообщений и планируемых акций;
- согласование информационного воздействия, организованных акций и политических действий;
- синхронизация действий носителей информации по времени рамки;
- планирование первоочередных мероприятий и контрмер;
- оценка результатов и корректировка планов.

В качестве носителей информации согласно концепции СК могут выступать информационные и физические домены.

К информационным доменам относятся радио, наземное, кабельное и спутниковое телевидение, печать, Интернет, потоковое видео, мобильные телефоны, общественные организации и слухи.

Физическими доменами являются войсковые учения, демонстрация силы, визиты, конференции, различные рабочие семинары, научные и военные обмены, ассоциации выпускников, организация и проведение восстановительных работ, торговля и гуманитарная помощь, благодаря которым военно-политическое руководство США пытается вызвать симпатии к своей стране и ее ВС или страх перед их мощью.

Арсенал средств СК разнообразен. К ним прежде всего относятся средства массовой информации (СМИ), а также связь и телекоммуникации, инфраструктура беспроводной связи, социологические исследования, культурологические и лингвистические средства, избирательные технологии и методики подсчета голосов избирателей, массовые тренинги и образовательные программы.

Согласно решению американского конгресса научно-исследовательские работы по использованию теории СК организуются и проводятся в министерстве обороны США, в боевых командованиях, управлении заместителя МО по разведке, объединенном штабе и госдепартаменте. Непосредственно в МО за организацию исследований отвечает заместитель министра по приобретению, технологиям и тылу (Undersecretary for Acquisition, Technology and Logistics - AT&L).
В военном ведомстве активно проводятся научно-исследовательские работы по развитию средств моделирования и оценки социальных компьютерных сетей, мониторинга СМИ, моделирования динамики развития различных систем и создания единой среды «стратегических коммуникаций» как внутри министер-
ства обороны, так и между различными ведомствами.

В 2009 финансовом году выделены средства на мероприятия, связанные с исследованием и созданием новых технологий по формированию «зоны доверия» для «стратегических коммуникаций». Разработки ведутся также в сфере контроля и анализа компьютерных сетей, машинного перевода, инновационного анализа и избирательных технологий.

Отдел технологий быстрого реагирования (Rapid Reaction Technology Office - RRTO) при управлении НИОКР и техники и отдел обеспечения нетрадиционных боевых действий (Irregular Warfare Support - IWS) при аппарате помощника министра обороны по спецоперациям и конфликтам низкой интенсивности и взаимосвязанным возможностям (Special Operations Low-Intensity Conflict and Interdependent Capabilities - SO/LIC-IC) занимаются исследованиями в области использования возможностей теории СК в общегосударственном масштабе. Эти структуры наладили тесное взаимодействие с соответствующими аппаратами госсекретаря по вопросам публичной дипломатии и связям с общественностью, с национальным контртеррористическим центром, агентством США по международному развитию, министерствами внутренней безопасности и юстиции, а также с неправительственными организациями.

Научно-технические средства, используемые в интересах формирования «зоны доверия» для «стратегических коммуникаций», по классификации МО США подразделяются на пять групп:

Первая - средства анализа информации, обеспечивающей и предоставляющей доступ к объектам инфраструктуры. Они анализируют весь спектр информационных ресурсов, начиная от обычных новостей и заканчивая профессиональным рынком информации.

С помощью данных средств проводится семантический анализ сообщений, направленный на выявление в различных сетевых СМИ страны или региона тематической информации, характеризующей их позицию по вопросам, затрагивающим безопасность либо создающим угрозу национальным интересам США.
В целях выявления идеологий, форм и способов действий экстремистов, а также установления их лидеров планируется осуществлять постоянный (круглосуточный) контроль интернет-дневников (блогов), интернет-сайтов, сайтов для обмена файлами типа YouTube или Twitter, определять идентификационные данные пользователей, размещать свои сообщения на этих сайтах и вести контрпропаганду в информационных сетях.

Кроме того, предполагается развивать вещание в KB- и УКВ- диапазонах через спутники-ретрансляторы, расположенные на геостационарных орбитах, которые обеспечивают возможность приема сигнала обычными радиоприемниками на территории враждебных США стран.

Вторая - общественные средства массовых коммуникаций - это информационные базы данных, непосредственно СМИ, виртуальные сообщества.
Соединенные Штаты Америки планируют создавать интегрированные социальные сети на платформе Web 2.0 мультимедиа в странах со слабо развитой телекоммуникационной инфраструктурой, которые используют сотовую связь для выхода в Интернет. Это наиболее актуально для государств, находящихся в зонах ответственности центрального, европейского и африканского командований ВС США.

В системе анализа и контроля социальных сетей особое внимание планируется обратить прежде всего на выявление социальных связей руководства и других ключевых фигур различных стран и изучение их психологического портрета. Технические возможности позволяют обеспечить сетевую идентификацию любого пользователя по его сетевым связям (контактам).

Третья - «средства диалога», которые предназначены для анализа радикальных и контррадикальных сообщений и идей.

При этом производится анализ в масштабе, близком к реальному, времени и ранжирование по степени важности сообщений СМИ. Программное обеспечение позволяет ежедневно проверять множество газет в каждой европейской стране, отбирать сообщения по ключевым словам, ранжировать позитивные и негативные высказывания, затрагивающие интересы США.

Четвертая - средства моделирования и прогноза, которые применяют игровое и альтернативное, многовариантное моделирование в целях прогнозирования развития обстановки на основе полученных данных, а также прогнозирования возможных реакций целевой аудитории на целенаправленное информационное воздействие.

Пятая - средства тренировки взаимодействия используемые для отработки вопросов взаимодействия как внутри правительственных структур, так и между правительственными учреждениями и неправительственными организациями.

В настоящее время ни МО США, ни госдепартамент не имеют единой базы, где собирается аналитическая информация, полученная в результате деятельности агентств в рамках концепции «стратегических коммуникаций». На формирование единого банка данных потребуется около 2 млн долларов. Данный банк станет основой для создания единой автоматизированной системы ситуационного анализа и предупреждения стоимостью около 9 млн долларов. По мнению экспертов министерства обороны страны, введение в эксплуатацию данной системы позволит существенно сократить время на принятие решений и добиться значительного информационного превосходства.

Для эффективного функционирования перечисленных средств необходимы помощь, оснащение, обучение и стимулирование СМИ, предназначенных для обеспечения «свободного» освещения событий заданной тематики.

С привлечением вышеназванных средств производится поиск способов размещения локальных ресурсов с доступом через интернет (книг, кино, журналов и т. п., содержащих элементы воздействия на целевую аудиторию), доступных для загрузки любым пользователем.

Предполагается при помощи специально подобранных публикаций, рассказов, мифов, символьных ассоциаций, компьютерных игр сформировать в сети, и в первую очередь у мусульманского населения, новое, выгодное американскому руководству восприятие народной дипломатии США.

При этом важно учитывать уровень развития страны, культуры, избирательной системы, в связи с чем намечается создать средства и базы данных, адаптированные к лингвистическим, социальным и культурным особенностям целевой аудитории. Кроме того, планируется проведение исследований в области культурологических различий, особенностей мыслительного процесса и процесса принятия решений ЦА.

Будут также проведены мероприятия по организации физиологической защиты персонала СК на случай всплеска социальной напряженности, стихийных бедствий или применении оружия массового поражения.

Таким образом, концепция СК является одной из основополагающих в системе информационного противоборства США.

Мероприятия по информационному воздействию на военно-политическое руководство и общественное мнение различных стран, на мировое сообщество в целом проводятся не только как составная часть комплекса мероприятий по подготовке к операциям (боевым действиям), а уже стали их основным содержанием.

Развитие концепции СК является продолжением стратегии непрямых действий, заключающейся в воздействии на отдельные, не главные элементы системы, изменение состояния которых в результате этого приводит к переходу системы в требуемое состояние.

Средства массовой информации и коммуникаций, открытые информационные ресурсы, глобальная информационная сеть Интернет активно используются министерством обороны и госдепартаментом США не только для мониторинга угроз национальной безопасности страны, изучения общественного мнения, позиции государств в отношении Соединенных Штатов, но и в целях манипулирования общественным мнением, дезинформации и введения в заблуждении военно-политического руководства других стран, принуждения его к принятию выгодных Вашингтону и его союзникам решений.

1 СК в таком понимании был введен в оборот МО США в сентябре 2006 года с ведома тогдашнего министра обороны Д. Рамсфелда в документе «Дорожная карта (план) СК». В настоящее время одобрен КНШ для включения в обновленное издание JP.

2 Под ЦА понимается не только и не столько общность людей, объединенная национальными, социальными или имущественными признаками, проживающих в какой-либо стране, а в первую очередь общность, разделяющая единую систему ценностей.

Зарубежное военное обозрение №6 2010 С. 9-14

Категория: Афганистан 2001- | Добавил: pentagonus (21.07.2010) | Автор: Полковник П. Колесов

Просмотров: 7077 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов