search
menu
person

NEWS AND UDATES


Военная автомобильная техника подразделений тылового обеспечения вооружённых сил США (2016)

Военная автомобильная техника подразделений тылового обеспечения вооружённых сил США

Майор Д. Колев,
майор И. Дмитриев

Тыловое обеспечение (ТО) вооруженных сил (ВС) рассматривается военно-политическим руководством зарубежных стран как важнейшая часть всестороннего обеспечения войск в мирное и военное время. Оно организуется и осуществляется во всех видах повседневной и боевой деятельности группировок ВС в целях поддержания их в боеспособном состоянии и создания благоприятных условий для выполнения стоящих перед ними задач.

Согласно заявлениям руководства министерства обороны (МО) США, качественно новый уровень подготовки вооруженных сил к возможным военным конфликтам, а также превосходство своих ВС обеспечиваются в том числе за счет внедрения инновационных технологий, увеличения темпов реализации программ по модернизации вооружения, военной и специальной техники (ВВТ) и укрепления индустриальной базы. Реализация данных планов осуществляется за счет развития военной автомобильной техники (ВАТ), составляющей основу технических средств тыла.
Количественный и качественный состав техники служб материально-технического обеспечения определяется задачами, стоящими перед ВС в соответствии с концепциями их применения1, формируется с целью обеспечения реализации программ и планов развития системы вооружения в рамках военно-технической политики, соответствует уровню экономического развития, производственно-технологическому и научно-техническому потенциалам государства, а также оказывает непосредственное влияние на объемы экспорта продукции военного назначения и на выполнение ряда программ социально-экономического развития государства.

Классификация военной автомобильной техники в зависимости от конструктивных особенностей и выполняемых задач
Концепция семейства унифицированных машин с базовым шасси и заменяемым функциональным модулем

В последние годы в связи с совершенствованием систем управления ВС и устойчивой тенденцией по обновлению парка техники в соответствии с возрастающими требованиями, предъявляемыми ко всем видам ВВТ, значительные усилия направлены на синхронизацию функционирования системы транспортного обеспечения, ее подготовку как к вооруженным конфликтам, так и миротворческим операциям.

Анализ опыта вооруженных конфликтов показывает, что широкое задействование транспортной автомобильной техники является одним из основных средств повышения мобильности системы тылового обеспечения ВС США, при помощи которого решается широкий спектр задач в различных условиях.

С целью проведения всестороннего анализа опыта применения и выявления передовых способов использования военной автомобильной техники ее классифицируют по типу выполняемых задач:
- боевая (для установки различного вооружения);
- боевого обеспечения (для размещения средств связи, разведки и управления войсками);
- специально-технического обеспечения (являются основой для организации пунктов и мастерских технического обслуживания, диагностики и ремонта, создания ремонтно-эвакуационных машин и эвакуационных тягачей);
- тылового обеспечения - для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов, горюче-смазочных материалов, военно-технического имущества, транспортировки и буксировки различного вооружения, обеспечения механизации транспортных работ в органах тыла, санитарной эвакуации;
- многофункциональные (могут используются в качестве транспортного средства боевого назначения, а также
специально-технического или тылового обеспечения).

В свою очередь, в зависимости от конструктивных особенностей ВАТ подразделяется на следующие основные типы: колесные машины многоцелевого назначения, прицепы и полуприцепы, средства автотехнического обеспечения.

Военная автомобильная техника, применяемая в системе ТО, предназначена для решения различных транспортных задач в тактическом и оперативном звене. Данные машины, как правило, имеют полный привод, грузоподъемность от 0,5-10 до 80 т (для транспортеров танков). Их проходимость ограничена движением по дорогам с твердым покрытием и на слабопересеченной местности.

При этом требования по защищенности и проходимости, предъявляемые к автомобилям-транспортерам и тыловым автомобилям, несколько ниже, чем к средствам боевого назначения и боевого обеспечения. В этой связи большинство машин ТО являются доработанными для решения военных задач аналогами коммерческих грузовых автомобилей.

Требования к защищенности данного типа военной техники в основном ограничиваются степенью противопульной и противоосколочной защиты второго уровня по стандарту НАТО STANAG 4569 вследствие эксплуатации преимущественно в тылу и обеспечения более эффективного использования грузоподъемности шасси. Одновременно с этим существуют ограничения, связанные со стандартом ширины колеи ведущих мостов, которая должна совпадать с шириной железнодорожного полотна и составлять 1 520 или 1 435 мм, что позволяет при кратковременной доработке использовать данную технику в качестве локомобилей.

Общими для всех типов ВАТ являются требования по авиатранспортабельности, надежности, ремонтопригодности, топливной экономичности, безопасности, максимальной грузоподъемности и тягово-динамическим параметрам, а также к возможности дальнейшей модернизации.
В связи с этим существенно повысились объемы финансирования НИОКР по созданию перспективных образцов техники, а также в области разработки новых способов управления тыловым обеспечением.

Существующая система транспортного обеспечения вооруженных сил США наиболее ярко проявила свою эффективность в ходе подготовки и ведения боевых действий в Ираке.

Так, в зону Персидского залива было доставлено около 4 млн т грузов (в том числе более 90 % морем) и свыше 500 тыс. человек личного состава. В дальнейшем транспортировка материально-технических средств в звене "бригада-батальон" осуществлялась военной автомобильной техникой. Задачи по доставке материальных средств непосредственно в части и подразделения из пунктов выгрузки были возложены на транспортную бригаду и батальоны обеспечения горючим, а также на автомобильные подразделения.

Характерной особенностью функционирования системы ТО как в стратегическом, так и в оперативно-тактическом звене при помощи военной автомобильной техники является возможность ее задействования лишь в условиях отсутствия комплексного воздействия огневых средств по подразделениям, частям, органам управления тылом и коммуникациям. В то же время командование коалиционной группировки оперативно реагировало на возникающие трудности и нарушения транспортной инфраструктуры. Так, разрушенные в ходе нанесения воздушных ударов мосты восстанавливались при помощи сборных мостовых конструкций и мостоукладчиков силами инженерных войск.

В ходе боевых действий в Ираке также проявились и сильные стороны системы управления тылом СВ США, а именно гибкость и оперативность, которые достигались за счет высокой степени автоматизации. В войсках была создана и в реальных условиях успешно применялась автоматизированная система управления тыловым обеспечением, входящая глобальную систему ТО, которая объединяет видовые компоненты. Ее использование позволило разработать планы по переброске войск и грузов из США и Европы в район Персидского залива в среднем за 3 ч вместо 4 сут, требуемых ранее для аналогичных действий.

Таблица. Транспортные возможности тыловых подразделений по переброске грузов военной автомобильной техникой за один рейс (плечо подвоза 40-120 км)

Тип воинского подразделения Транспортные возможности, тыс. т
Транспортная бригада 12
Батальон обеспечения ГСМ 4
Подразделения тыла дивизии 2

При проведении операции ВС США и стран НАТО на территории бывшей Югославии был выявлен ряд недостатков в тыловом и транспортном обеспечении. К основным из них относятся: большая продолжительность погрузочных и разгрузочных работ, отсутствие информации о местоположении автомобилей и грузов в режиме реального времени и ряд других. Для устранения этих недостатков активно задействовались технологии информационной интеграции всех элементов системы ТО.

Широкое распространение получили разработанные на основе 17-т грузовых автомобилей с прицепом стандартные погрузочно-разгрузочные платформы, способные автоматически загружаться/ разгружаться в течение 5 мин. Они оснащены навигационным оборудованием для определения и передачи данных о своем местоположении.

Одним из методов, опробованных в ходе данного вооруженного конфликта и активно практикуемого в настоящее время, стало применение стандартных транспортных контейнеров, что позволило не только повысить гибкость распределения и хранения материальных ресурсов, но и шире использовать автомобильную технику и суда коммерческого назначения.

Положительный опыт применения стандартных транспортных контейнеров впоследствии способствовал появлению нового требования, предъявляемого к военной автомобильной технике, применяемой в системе тылового обеспечения, - наличие модульных конструктивных решений, позволяющих получать различные модификации машин.

Данное направление в настоящее время получило дальнейшее развитие и подразумевает возможность не только быстрой замены функционального модуля, но и изменения количества осей и других элементов базового шасси. Это позволяет варьировать грузоподъемность и размеры платформы под перевозку грузов с различными массогабаритными показателями. Благодаря замене контейнерного модуля можно быстро получить машину другого типа, выполняющую иные задачи, что имеет большое значение при переброске подразделений в удаленные районы.

Сейчас в США ведутся исследования с целью создания перспективных семейств модульной автомобильной техники. Предполагается, что проведение данных работ помимо положительных эффектов, указанных выше, благоприятно скажется на развитии военно-промышленного комплекса страны, увеличении производственных мощностей, а также даст возможность снизить количество автомобилей тылового назначения, состоящих на вооружении ВС США2. Дополнительно это позволит получить доход компаниям-производителям, так как создание автомобильной техники обычно сопряжено с разработками двойного назначения.

Увеличение числа военных заказов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, частных компаний в рамках реализации принятых программ и планов развития систем ВВТ, управления и обеспечения вооруженных сил положительно повлияет на социально-экономическое положение регионов, где сосредоточены такие предприятия, что дополнительно подтвердит наличие тесной связи военно-технической и региональной политики зарубежных государств.

Учитывая богатый опыт применения автомобильной техники, полученный в ходе вооруженных конфликтов последних десятилетий, в ВС осуществляется апробация и внедрение новых способов доставки грузов боевым подразделениям, находящимся в непосредственном боевом соприкосновении с противником. Так, сейчас помимо штатных автомобильных подразделений тылового обеспечения активно привлекаются коммерческие компании, использующие для доставки грузов гражданскую автомобильную технику.

В настоящее время затраты на НИОКР по созданию новых образцов техники дня системы ТО составляют значительную часть бюджета Пентагона (на втором месте после расходов на медицинское обеспечение) по сравнению с другими направлениями. Размер этих затрат является еще одним свидетельством высокой оценки важности военной автомобильной техники в системе тылового обеспечения как при ведении боевых действий, так и в повседневной деятельности ВС США.

Таким образом, командование вооруженных сил США считает, что военная автомобильная техника должна иметь максимальное количество унифицированных и стандартизированных узлов и агрегатов, обладать высокими показателями надежности, подвижности, эргономичности, оптимальным соотношением "стоимость/эффективность" и т. д.

1 Так, например, в документе КНШ по строительству ВС США "Joint Vision 2020" определено, что превосходство над любым противником как в глобальной войне, так и региональном конфликте может быть достигнуто на основе реализации четырех оперативно-стратегических концепций: "Господствующий маневр" "Высокоточное поражение", "Всеобъемлющая защита" и "Целенаправленное тыловое обеспечение".

2 На данный момент парк ВАТ вооруженных сил США насчитывает около 540 тыс. единиц техники, в том числе автомобилей тылового обеспечения - 45 тыс. (8,3 %), транспортеров танков - 2,1 тыс. (0,4 %).

Зарубежное военное обозрение. 2016, №5, С. 51-55

 

Смотрите также
Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (17.06.2016) | Автор: Майор Д. Колев, майор И. Дмитриев
Просмотров: 6923 | Теги: Joint Vision 2020, автотрансопорт, тыл, Д. Колев, И. Дмитриев | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar