search
menu
person

NEWS AND UDATES


Военно-морская стратегия США "Морская мощь XXI века" (2015)

Военно-морская стратегия США "Морская мощь XXI века"

С. Серов

Министр ВМС США Р. Мабус утвердил 13 марта 2015 года обновленную военно-морскую стратегию "Морская мощь XXI века", в которой определяются существующие угрозы, роль, задачи и направления дальнейшего развития морских компонентов вооруженных сил страны - флота, морской пехоты (МП) и береговой охраны (БОХР).

Концептуальный документ американских ВС "Морская мощь XXI века" впервые был представлен начальником штаба ВМС адмиралом В. Кларком 12 июня 2002 года. В 2007-м стратегия была переработана и дополнена с учетом оценки складывавшейся в то время ситуации на международной арене.

Обновленная стратегия 2015 года рассчитана на десять лет. Она раскрывает взгляды американского военного руководства на наиболее существенные вызовы и угрозы национальной безопасности США в изменившихся условиях геополитической обстановки в мире, определяет основные требования к морским компонентам национальных вооруженных сил с точки зрения их готовности к решению задач по продвижению и защите американских интересов в океанских и морских зонах.

В соответствии с документом для военно-политической обстановки в мире характерны следующие тенденции: возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР); ужесточение конкуренции за беспрепятственный доступ к источникам сырьевых и энергетических ресурсов; сращивание террористических группировок с транснациональной преступностью и обострение территориальных споров.

"Морская мощь XXI века" (март 2015 года)

Согласно стратегии основными вызовами и угрозами, которые могут воспрепятствовать американскому господству на море, являются развитие современных военных технологий, возможные кибератаки на вооруженные силы и объекты критической инфраструктуры государства, а также деятельность Ирана и КНДР по созданию оружия массового поражения и средств его доставки.

Таким образом, документом на ближайшую перспективу определяется ряд ключевых угроз национальной безопасности:
- возрастание военной мощи и территориальные претензии Китая;
- постоянная нестабильность в отдельных регионах мира (Ближний Восток, Западная Африка, район Африканского Рога), создающая благоприятные условия для активной деятельности экстремистских и террористических организаций, наркоторговли, незаконного оборота оружия и морского пиратства;
- проводимая Российской Федерацией модернизация вооруженных сил, "аннексия" Крыма и продолжающаяся "военная агрессия" на Украине;
- прогнозируемый рост в средне- и долгосрочной перспективе потребностей в энергоресурсах, возрастание роли морских коммуникаций для их транспортировки;
- укрепление позиций транснациональных преступных группировок в Африке и Центральной Америке;
- глобальное изменение климата, ведущее к возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера и обострению конкурентной борьбы между государствами за доступ к ресурсам Арктики и Антарктики.
Кроме того, в обновленном концептуальном документе Пентагоном определены следующие угрозы военно-технического характера:
- противодействие доступу группировкам американских ВС в передовые операционные районы и свободе действий в них;
- интенсивное развитие передовых военных технологий, позволяющее потенциальным противникам США создавать эффективные средства вооруженной борьбы для противодействия американским ВМС в жизненно важных регионах мира;
- существенное повышение значимости космического и кибернетического пространства, совершенствование средств и способов кибер- и радиоэлектронной борьбы;
- распространение ОМП и ракетных технологий.
В новой редакции стратегии подходы командования ВМС США к вопросам обеспечения национальной безопасности не претерпели каких-либо изменений - они предполагают повышение боевых возможностей флота, МП и БОХР, а также расширение передового присутствия в критически важных для Соединенных Штатов регионах мира. При этом в интересах сокращения расходов, связанных с ротацией и оперативным развертыванием, особая роль отводится вовлечению новых государств в систему военного сотрудничества по линии ВМС, а также укреплению существующих военных связей с союзниками и странами-партнерами.
Согласно предъявляемым к морской составляющей ВС США требованиям они должны быть способны обеспечить:
- информационное превосходство над противником и доступ во все операционные среды ведения боевых действий;
- сдерживание потенциальных агрессоров как в региональном, так и в глобальном масштабе;
- завоевание господства на море и контроль морских коммуникаций;
- проецирование военной силы с моря на территорию противника;
- соблюдение международного морского права и безопасности судоходства, проведение гуманитарных операций, оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Возложенные на национальные ВМС, МП и БОХР функции предполагается реализовать в рамках следующих основных направлений их строительства и применения:
- повышение боеспособности как основной составляющей готовности к решению главных задач защиты национальной территории и разгрому агрессора;
- обеспечение военного присутствия и ведение эффективных боевых действий в передовых районах с целью защиты национальных интересов и граждан США, выполнение союзнических обязательств, сдерживание агрессора, участие в гуманитарных и контртеррористических операциях, а также обеспечение безопасности судоходства и оперативного реагирования на кризисные ситуации;
- развитие военного сотрудничества с союзниками и партнерами, в первую очередь в рамках НАТО, включая развертывание на территории Румынии и Польши наземных компонентов глобальной системы противоракетной обороны США;
- повышение возможностей беспрепятственного доступа во все глобальные сферы деятельности: сухопутную, воздушную, морскую, космическую и кибернетическую;
- наращивание военного присутствия в АТР путем количественного увеличения сил и средств ВМС, а также поставок им современных вооружения и военной техники;
- поддержание требуемого численного и боевого состава ВМС, МП и БОХР США.

С целью эффективной нейтрализации существующих вызовов, а также обеспечения благоприятных условий для реализации глобальных интересов Соединенных Штатов основные усилия флота в среднесрочной перспективе планируется сосредоточить на формировании высокомобильных соединений, значительная часть которых на постоянной основе будет приписана к передовым пунктам базирования.

В качестве практических шагов в направлении решения стоящих перед флотом, МП и БОХР задач предусматривается довести количество сил и средств ВМС в АТР до 60 %* к 2020 году. При этом особо подчеркивается важность выработки новых механизмов предотвращения вероятной эскалации напряженности между США и КНР вследствие инцидентов на море. В рамках расширения сил передового базирования планируется развернуть в районе Малаккского пролива до четырех корветов типа "Фридом" и "Индепенденс" с базированием в ПБ Сембаванг (Сингапур) и увеличить (до четырех) количество атомных многоцелевых подводных лодок в ВМБ Гуам (Марианские о-ва).

Особое внимание уделяется реализации программы строительства новых эсминцев УРО типа "Замволт" и их вводу в состав Тихоокеанского флота. Кроме того, для наращивания разведывательно-информационных средств в зоне Тихого океана на вооружение в ВМС уже в этом году будут поставлены стратегические разведывательные БЛА MQ-4C "Тритон".
Морской пехоте отводится роль наиболее боеспособного рода войск, обеспечивающего силовую поддержку американских национальных интересов за рубежом. Отмечается, что подразделения МП продолжат несение боевой службы в Азиатско-Тихоокеанском регионе на ротационной основе в составе экспедиционных формирований. В этой связи важным решением является размещение на территории Австралии оперативно-тактического формирования МП численностью до 2,5 тыс. военнослужащих.

Для повышения боевых возможностей морскую пехоту планируется оснастить новыми тактическими истребителями F-35 "Лайт-нинг-2", произвести замену выслуживших установленные сроки транспортных вертолетов транспортно-десантными самолетами MV-22 "Оспрей" и транспортными вертолетами СН-53К "Кинг Стэльен", а также продолжить НИОКР по созданию нового плавающего бронетранспортера типа ACV с последующим принятием его на вооружение ВМС страны.

Учитывая обстановку, складывающуюся в регионе Центральной и Южной Америки и формируемую во многом под влиянием транснациональных преступных групп, планируется существенно увеличить роль береговой охраны США. Поступление на вооружение БОХР новых кораблей типов "Ледженд" и "Гамильтон", а также самолетов C-27J "Спартан" позволит, по мнению авторов документа, более эффективно противодействовать угрозам в Карибском море, Мексиканском заливе и восточной части Тихого океана. Командования американских ВМС и БОХР продолжат практику боевых служб в зоне ответственности ОК ВС в Центральной и Южной Америке десантных и других кораблей, а также быстроходных военных транспорте" снабжения типа "Спирхед" и госпитальных судов командования морских перевозок с целью проведения гуманитарных акций и обеспечения своего постоянного присутствия в регионе.

Прогнозируемый рост активности в Арктике и Антарктике повысит, по мнению американских специалистов, стратегическое значение морских компонентов национальных ВС. С учетом данных обстоятельств проводится целенаправленная работа по оценке доступности и экономической целесообразности присутствия в данных регионах. Такую возможность в полной мере обеспечивают Соединенным Штатам участие в совместных международных форумах (Арктический совет, который они возглавят в 2015-2017 годах, и Договор по Антарктиде). Параллельно прорабатывается вопрос об оснащении сторожевых кораблей БОХР дополнительным оборудованием для непрерывного присутствия и мониторинга обстановки в регионе. Кроме того, ведутся работы по проектированию нового тяжелого ледокола.

На Ближнем Востоке США намерены сохранить силы, способные оперативно реагировать на кризис, сдерживать развитие конфликтов, оказывать помощь союзникам и партнерам. Количество кораблей в регионе к 2020 году возрастет с 30 до 40 единиц. В Персидском заливе продолжат нести боевую службу авианосная ударная и амфибийная десантная группы с экспедиционным батальоном МП на борту. Кроме того, в регионе будет дислоцироваться оперативно-тактическое формирование морской пехоты "Кризис", оснащенное транспортно-десантными (MV-22 "Оспрей") и транспортно-заправочными (КС-130 "Геркулес") самолетами.

Принимая во внимание обязательства Соединенных Штатов перед Североатлантическим союзом, их ВМС намерены и в дальнейшем оказывать поддержку постоянным группам ОВМС НАТО и продолжать программу размещения в Европе морского и наземного компонентов глобальной системы ПРО США. С этой целью к концу 2015 года в ПБ Рота (Испания) на постоянной основе будут размещены четыре (в настоящее время три) корабля ПРО. Присутствие американского флота в Средиземном море призвано укрепить и расширить сотрудничество в сфере обеспечения безопасности морских коммуникаций и решения задач реагирования на кризисы.

В Африканской зоне планируется продолжать работу, направленную на борьбу с терроризмом и незаконным использованием природных ресурсов, посредством реализации инициатив, основными из которых являются: "Сотрудничество африканских стран в области соблюдения международного морского права" и "Африканское партнерство". В рамках этих инициатив будут задействоваться силы, находящиеся на боевой службе в передовых районах, и формирования целевого предназначения (инженерно-строительные батальоны, мобильные отряды обезвреживания боеприпасов и подразделения специального назначения).

Так, оперативно-тактическое формирование МП "Кризис" развернуто на авиабазе Морон (Испания) с 2013 года. Основной задачей данного подразделения является обеспечение безопасности диппредставительств и граждан США в зоне ответственности ОК ВС страны в Африканской зоне. Кроме того, присутствие в регионе будет обеспечивать универсальные суда командования морских перевозок (быстроходные военные транспорты снабжения типа "Спирхед" или корабль управления и обеспечения типа "Понсе").

Всего для обеспечения присутствия в передовых районах и решения задач оперативной и боевой подготовки ВМС США к 2020 году планируют иметь в своем составе 304 корабля и судна обеспечения (из них порядка 120 в передовых районах), в том числе: 12 атомных многоцелевых авианосцев, 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (подлежащих замене к 2045 году на 12 перспективных ПЛАРБ) и 33 боеготовых десантных корабля. На вооружении БОХР будет находиться 91 сторожевой корабль и катер.

Таким образом, основными отличиями обновленной стратегии от предыдущей редакции 2007 года являются: делегирование военно-морским силам функции обеспечения доступа во все операционные среды ведения боевых действий; конкретизация стран и террористических организаций, представляющих угрозу национальной безопасности США, в число которых вошли Китай, Россия, КНДР и Иран; развитие прорывных инновационных технологий как один из приоритетных путей повышения боевых возможностей; преимущественная ориентация на Азиатско-Тихоокеанский регион.

* От исходного количества.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №8, С.74-80

Смотрите также
Категория: Стратегия и тактика | Добавил: pentagonus (27.09.2015) | Автор: С. Серов
Просмотров: 6767 | Комментарии: 1 | Теги: XXI век, Морская мощь XXI века, С. Серов, стратегия ВМС | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1
1 Slava82k • 14:10, 09.11.2015
а дословный перевод изначально был опубликован на этом сайте здесь: http://pentagonus.ru/publ....-0-2599
ещё полгода назад...
avatar