Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 08:02
Ключевые слова
Африка

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Военно-политический курс США в Африке
HTML clipboard

Военно-политический курс США в Африке

Полковник М. Водоводов

Приход к власти в США республиканской администрации (1981) ознаменовался активизацией связей Вашингтона со странами «третьего мира», нашедшей свое выражение как в принятии конкретных шагов по укреплению позиций американского империализма в регионах «жизненно важных интересов», так и в разработке новых концептуальных установок, сформулировавших направленность военно-политического курса руководства страны в отношении развивающихся государств. К середине 80-х годов эти установки были закреплены в доктрине «неоглобализма», а также в ряде официальных документов, указывающих роль и место федеральных ведомств в планировании и реализации мероприятий, вытекающих из данной доктрины.

Исходя из доктрины «неоглобализма» и разработки целевых установок, определяющих участие вооруженных сил США в военных столкновениях в «третьем мире» (конфликты низкой интенсивности), главным содержанием американской политики остались расширение политического влияния, обеспечение надежного доступа монополий Соединенных Штатов к сырьевым ресурсам и рынкам сбыта развивающихся стран, дестабилизация неугодных режимов, расширение прямого или косвенного американского военного присутствия в этих регионах. Конкретное же содержание и направленность политики Вашингтона в том или ином регионе, в частности в Африке, определяются его стратегическим положением, политической значимостью, наличием в нем экономических интересов транснациональных корпораций США.

Политическое значение Африки определяется масштабом и характером происходящих на континенте политических процессов, а также ростом влияния африканских стран на международной арене. В настоящее время независимые африканские государства составляют треть членов ООН и свыше половины участников Движения неприсоединения.

Экономическое значение Африки обусловлено главным образом наличием значительных природных ресурсов, в особенности больших запасов различного стратегического сырья. Здесь сосредоточены практически все виды минерального сырья, необходимого для американской военной промышленности. Но запасам золота и алмазов Африканский континент занимает первое место в несоциалистическом мире. На его долю здесь приходится более 2/3 запасов хрома, марганца и фосфоритов, от 1/4 до 1/3 руд меди и урана, треть бокситов, 1/10 залежей нефти. Африканские государства являются важной сферой приложения американского капитала. Объем частных прямых капиталовложений США в этом регионе составляет свыше 8 млрд. долларов (при среднегодовом темпе роста 9 проц.), из которых около 1 млрд. сосредоточено в ЮАР.

В военном отношении Африканский континент рассматривается Пентагоном с точки зрения его возможного использования в качестве стратегического плацдарма для обеспечения боевых действий на Южно-Европейском и Ближневосточном ТВД, а также в зоне Индийского океана. В докладе бывшего министра обороны США Ф. Карлуччи конгрессу о военном бюджете на 1988—1989 финансовый год указывается, что «ответственность за район Африки... возложена на три командования. Объединенное центральное командование вооруженных сил США отвечает за стратегически важный район Африканского Рога (Джибути, Кения, Сомали, Судан и Эфиопия), объединенное командование вооруженных сил США в Европейской зоне несет ответственность за основную часть континента, а объединенное командование вооруженных сил США в зоне Тихого океана — за четыре островных государства в юго-западной части Индийского океана (Мадагаскар, Маврикий, Сейшельские и Коморские о-ва)».

Военно-политическое руководство США преследует в Африке следующие стратегические цели:
— удержать африканские страны в сфере мировой капиталистической системы и обеспечить беспрепятственный доступ своим монополиям к сырьевым источникам региона;
— ограничить влияние Советского Союза и других социалистических стран на континенте;
— обеспечить использование африканских военных баз, объектов и коммуникаций для переброски контингент вооруженных сил США и их развертывания на других ТВД.

Для достижения поставленных целей администрация США, в частности, стремится максимально усилить зависимость африканских государств путем предоставления им различных видов американской помощи. Так, например, за период 1981— 1988 годов Соединенные Штаты предоставили африканским странам, расположенным к югу от пустыни Сахара, 470 млн. долларов и свыше 6,7 млрд. в качестве военной и экономической помощи соответственно. Предпринимаются также попытки изолировать государства социалистической ориентации в Организации африканского единства, переориентировать на Запад прогрессивные режимы, расколоть национально-освободительные движения.

В ходе реализации своих планов в Африке военно-политическое руководство США активно использует межгосударственные конфликты и внутриполитическую нестабильность в отдельных странах, тесно взаимодействуя с основными союзниками но НАТО.

Двусторонние отношения с африканскими государствами Вашингтон строит на дифференцированной основе, углубляя связи с ограниченным кругом так называемых «надежных» союзников, с которыми укрепляет прежде всего военно-экономическое сотрудничество, обеспечивающее наращивание военных потенциалов союзных стран, усиление проамериканской ориентации их военных и политических лидеров, контроль США за строительством вооруженных сил.

Преследуя свои цели в Африке, американские военно-политические круги пытаются как можно активнее использовать возможности географического положения государств — африканских союзников, находящихся в северной, западной, восточной и южной частях континента. В соответствии с заявлениями военных деятелей Пентагона в случае развязывания вооруженных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке стратегическое значение для Соединенных Штатов приобретает Северная Африка, так как ее территория может служить для перебросок войск.
Главным союзником США в Северной Африке считается Марокко. Эта страна получает значительную американскую военную и экономическую помощь, которая в период 1946—1986 годов составила 2 млрд. долларов, в том числе 1,17 млрд. в виде ссуд и 24 млн. безвозмездно. Как отмечалось в американской газете «Крисчен сайенс монитор», Марокко располагается на стратегических линиях коммуникаций и будет обеспечивать ключевые воздушные перевозки частей и подразделений американских войск в район Персидского залива. Согласно существующим соглашениям в ходе совместных американо-марокканских учений отрабатываются переброски контингентов вооруженных сил США через территорию Марокко. В интересах развития договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в феврале 1987 года подписано соглашение об использовании одной из марокканских авиабаз в качестве запасши для посадок космических кораблей типа «Шаттл».

Важным фактором, влияющим на состояние связей между США и Марокко, считается конфликт в Западной Сахаре. Занимая официально нейтральную позицию в вопросе о статусе этой территории, Соединенные Штаты поддерживают политический курс марокканского руководства в отношении данной проблемы.

Американское военно-политическое руководство заинтересовано в укреплении своих позиций в Тунисе, что позволило бы кораблям ВМС США беспрепятственно заходить в порты страны,-а военным самолетам пролетать над ее территорией.: Под' предлогом оказания поддержки в защите от возможной агрессии со стороны Ливии Соединенные Штаты с 1980 по 1987. год предоставили Тунису экономическую и военную помощь в размере 500 млн. долларов.

Прогрессивная политика Алжира мешает Белому дому более эффективно действовать в регионе. В целях нейтрализации активной антиимпериалистической позиции алжирского правительства в ближневосточном урегулировании и вопросе, касающемся Западной Сахары, США стремятся расширить двусторонние политические консультации и добиться пересмотра Алжиром своей политики.

Основным источником угрозы американским интересам в Северной Африке Соединенные Штаты считают Ливию. Бывший помощник госсекретаря по африканским делам Честер Крокер прямо указывает, что Ливия продолжает проводить политику, неприемлемую для США. Официальный американский курс по отношению к этой африканской стране направлен на изоляцию правительства М. Каддафи и оказание на него экономического и политического давления. При этом резервируется «право» на проведение военной акции против Ливии под различными надуманными предлогами (борьба с международным терроризмом, наличие ливийских планов широкомасштабного производства химического оружия и т. д.).

В Чаде, как считают в Вашингтоне, обстановка полностью контролируется президентом X. Хабре, поэтому правящему режиму оказывается существенная экономическая и военная помощь, размеры которой в 1987 году составили 11,8 млн. и 34 млн. долларов соответственно. С 1982 года в страну неоднократно направлялись специалисты Пентагона для осуществления боевой подготовки личного состава ее вооруженных сил.
По взглядам пентагоновских экспертов, в случае возникновения вооруженных конфликтов территория Западной Африки будет играть важную роль в обеспечении морских и воздушных перебросок войск и грузов в Центральную и Южную Атлантику, а также в зону Индийского океана. Вот почему Соединенные Штаты стремятся получить доступ к портам, аэродромам и иным объектам инфраструктуры государств этого региона, углубляют военные связи с правительствами Либерии, Сенегала, Нигерии и других стран, ищут возможности для осложнения сотрудничества СССР с прогрессивными режимами.

Важнейшими союзниками США в Западной Африке являются Либерия, с которой Вашингтон имеет соглашение об оказании военной помощи, и Сенегал. Пентагон заинтересован в получении доступа к сенегальским военным объектам. Рассматривая экономическую и военную помощь в качестве составных элементов американской стратегии, Соединенные Штаты выделили в текущем финансовом году Либерии 44 млн. долларов и Сенегалу 11 млн.

В число государств Западной Африки, пользующихся большим вниманием Белого дома, входит и Нигерия — один из крупнейших экспортеров нефти. Американская администрация намерена превратить эту страну в своего военного и политического союзника.
В целях укрепления влияния в странах Гвинейского залива Пентагон создает свою систему береговой охраны с участием ВМС ряда африканских государств.

По оценкам американских экспертов, Восточная Африка имеет исключительное значение с точки зрения не только осуществления стратегических перебросок войск, но и складирования оружия и техники. Составной частью военных приготовлений США в этом регионе является проведение учений серии «Брайт стар» (раз в два года) объединенного центрального командования вооруженных сил США. Основная цель учений — отработка планов подготовки и боевого применения соединений и частей «сил быстрого развертывания».

В Восточной Африке большое внимание уделяется развитию и укреплению отношений с Сомали и Кенией, так как Вашингтон заинтересован в дальнейшем использовании аэродромов Бербера, Могадишо и Найроби, а также пунктов базирования Кисмайо и Момбаса, эксплуатировать которые вооруженные силы США имеют право в соответствии с двусторонними военными договорами, подписанными в 1980 году. По официальным заявлениям руководства Пентагона, Сомали, занимает центральное место в обеспечении интересов национальной безопасности Соединенных Штатов на Африканском Роге, поскольку является некоммунистическим государством в районе Баб-эль-Мандебского пролива, имеющего стратегическое значение. Аналогичная роль отводится Кении в Юго-Восточной Африке. Будучи заинтересованным в сохранении правящими режимами этих стран проамериканской ориентации, Белый дом выделил в 1988 году в качестве военной и экономической помощи Сомали 67,9 млн. долларов, Кении 65,1 млн.

Пентагон стремится также получить доступ к военно-морским и военно-воздушным базам Судана. США заинтересованы в усилении прозападной ориентации его правительства. Проявляя желание возобновить военное сотрудничество, прерванное Хартумом в феврале 1987 года, Соединенные Штаты в 1988 году оказали Судану помощь, размеры которой составили около 1 млн, долларов.

Американская администрация не оставляет попыток добиться возможности эффективно воздействовать на политику Эфиопии. Оказывая ей в основном безвозмездную экономическую помощь, США пытаются убедить эфиопское руководство в необходимости развивать связи с ними параллельно с наличием советско-эфиопских отношений. При этом сторонники гибкой политики Белого дома исходят из того, что механизм экономической экспансии является более эффективным по сравнению с поощрением и поддержкой сепаратистских организаций Эритреи.
Особую роль в своей африканской политике Вашингтон отводит Южной Африке, которая рассматривается военно-политическим руководством США в качестве важнейшего источника стратегического сырья и арены противоборства с Советским Союзом и другими социалистическими государствами.

Основным звеном политики Вашингтона в регионе являются отношения с ЮАР.' Но данным государственного департамента, Соединенные Штаты импортируют оттуда более 50 проц. требуемых стратегических материалов. Специалисты Пентагона рассматривают территорию этой страны как выгодную с точки зрения обеспечения боевых действий вооруженных сил в Центральной и Южной Атлантике, а также в Индийском океане.

Несмотря на принятие в 1986 году администрацией Рейгана «всеобъемлющего закона против апартеида», стратегия Белого дома в отношении Южно-Африканской Республики по-прежнему строится на политике «конструктивного взаимодействия». Исходя из положения о том, что ЮАР является доминирующей военной и экономической силой в Южной Африке, Соединенные Штаты проводят курс, сочетающий использование жесткой политики Претории в регионе со своим экономическим и политическим давлением на соседние с ней африканские страны. Несмотря на подписание 13 декабря 1988 года в Браззавиле протокола, открывающего путь к урегулированию положения в Намибии, США в своей долгосрочной политике намерены поощрять рост военной мощи ЮАР, оказывать решительную поддержку ангольской контрреволюционной группировке УНИТА, для которой в 1987 году, по сообщениям газеты «Нью-Йорк таймс», было поставлено оружия и военной техники на 15 млн. долларов, выделенных из бюджета ЦРУ. Согласно данным, опубликованным в лондонском журнале «Африкэн бизнес», администрация Буша намерена продолжать оказывать помощь ангольской контрреволюции. Представители государственного департамента прямо заявили, что их отношения с УНИТА не являются объектом переговоров и США не собираются отказываться от расширения связей с ней.

Цель политики Соединенных Штатов в Заире состоит в содействии укреплению проимпериалистических настроений и увеличении военного потенциала страны. Так, наряду с оказанием военной и экономической помощи, которая в 1988 году составила 57,4 млн. долларов (в 1987-м — 49,0 млн.), Пентагон в мае 1988 года участвовал в совместных учениях «Мботе-88», проведенных в районах военных баз Китона и Камина. Вашингтон имеет разрешение в кризисных ситуациях использовать военно-воздушную базу Камина.

Мозамбик, как считает Белый дом, занимает стратегически важное положение в Юго-Восточной Африке, что делает необходимым более широкое его вовлечение в сферу влияния Запада. Учитывая экономические трудности этой страны, Вашингтон выдвигает ряд политических условий взамен предоставления ей значительной помощи. Преследуя цель обострить внутриполитическую обстановку в Мозамбике, США скрытно оказывают военную помощь бандам мозамбикского национального сопротивления— основной контрреволюционной группировке.
По оценке зарубежных специалистов, внешнеполитические акции Белого дома, осуществляемые в последние годы в Африке, свидетельствуют о постоянном интересе США к этому континенту, а также об их намерении не только сохранить, но и расширить свои позиции в данном регионе. Однако стремление развивающихся африканских государств к полной политической независимости ограничивает деятельность Соединенных Штатов в этом направлении. Поэтому, как отмечается в зарубежной печати, они считают наиболее приемлемым не размещение войск и создание новых военных баз, а усиление своего воздействия на союзников путем навязывания экономической и военной помощи на условиях, ущемляющих суверенитет этих стран, активного использования основных баз, аэродромов и портов, а также проведения совместных военных учений, что должно заставить их следовать проамериканским курсом.

Зарубежное военное обозрение №10 1989 с.7-11

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (21.01.2010) | Автор: Полковник М. Водоводов

Просмотров: 4638 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов