search
menu
person

NEWS AND UDATES


Боевые вертолёты Морской пехоты США (2013)

Боевые вертолёты Морской пехоты США

Полковник Е. Белов

Основу парка боевых вертолетов морской пехоты США составляют специализированные ударные AH-1W "Супер Кобра" и многоцелевые UH-1N "Ирокез", разработанные фирмой "Белл". Для сохранения машин этого типа в боевом составе морской пехоты до 2020-х годов при одновременном повышении боевой эффективности и снижении стоимости эксплуатации осуществляются работы по их радикальной модернизации.

Основной целью является повышение тактико-технических характеристик машин и показателей боевой живучести благодаря использованию более рационального бронирования, снижению демаскирующих признаков в оптическом и акустических диапазонах, оснащению современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, главном образом новыми прицельными системами и аппаратурой РЭБ, а также расширению номенклатуры применяемого вооружения. Особое внимание уделяется обеспечению высокого уровня унификации конструкции.

Конструкция основных элементов (кроме носового отсека, пола и дверей) фюзеляжа модернизированных вертолетов, получивших обозначение AH-1Z и UH-1Y, будет значительно усилена, а двухлопастные несущие и рулевые винты заменены на новые - четырехлопастные, с бесподшипниковой составной опорой с улучшенными аэродинамическими характеристиками. В фюзеляже и лопастях широко используются композиционные материалы (КМ), являющиеся более стойкими к воздействию вибрационных нагрузок и менее подверженными усталостным разрушениям по сравнению с алюминиевыми сплавами.

Таблица 1 Основные характеристики двигателя T700-GE-401C

Мощность на режимах, кВт: 
номинальном1 240
максимальном взлетном1340
чрезвычайном1450
Удельный расход топлива на номинальном режиме, кг/кВт*ч0,28
Сухая масса, кг208

В состав силовой установки (СУ) новых машин входят по два турбовальных двигателя T700-GE-401C фирмы "Дженерал электрик" (основные характеристики приведены в табл. 1). Для обеспечения их автономного запуска, проведения наземных проверок и подготовок используется вспомогательная СУ, размещаемая между двигателями.

Снижение уровня инфракрасного излучения выхлопных газов и горячих частей двигателей на всех режимах полета, включая висение, достигается благодаря наличию усовершенствованного устройства охлаждения и экранирования турбины. По оценкам американских специалистов, использование этой системы снижает показатели заметности вертолетов в ИК-диапазоне со стороны задней полусферы более чем в 4-7 раз по сравнению с базовыми образцами.

Существующая трансмиссия заменена новой, рассчитанной на передаваемую мощность 1 955 кВт. Она, включая главный и промежуточные редукторы, по расчетам разработчиков, способна сохранять работоспособность без смазки в течение не менее 30 мин.

В целях снижения акустических шумов лопасти несущего винта с увеличенной до 63,5 см хордой оснащены стреловидной законцовкой, а рулевой винт перенесен на левую сторону и выполнен с асимметричным расположением лопастей. Лопасти винтов, выполненные из композиционных материалов, имеют назначенный ресурс 10 тыс. ч и сохраняют работоспособность при простреле снарядом калибра до 23 мм.

Для снижения геометрических размеров вертолетов в варианте корабельного базирования и облегчения воздушной переброски их военно-транспортными самолетами несущий винт оснащен системой складывания лопастей. Она может функционировать в полуавтоматическом или ручном режиме, обеспечивая складывание лопастей при скорости ветра до 45 уз.

С целью повышения дальности полета емкость топливной системы увеличена на 454 л для ударного АН-1Z и на 820 л (до 1 735 л) для варианта UH-1Y. Это достигается благодаря применению увеличенных крыльевых и фюзеляжных самогерметизирующихся взрывобезопасных топливных баков. Для повышения боевой живучести осуществляется наддув баков нейтральным газом. Кроме того, использование более рациональной схемы бронирования, а также перспективной брони из КМ существенно повысило показатели боевой живучести модернизированных машин по сравнению с базовыми.

Согласно проведенным расчетам, применение более мощных и экономичных двигателей, увеличенный запас топлива, а также более совершенная несущая система способствуют повышению боевого радиуса действия вертолета AH-1Z до 240, а UH-lN-до 220 км.

Таблица 2 ТТХ вертолётов АН-1 и UH-1

ХарактеристикиАН-1UH-1
ZWYN
Масса, кг:    
пустого5 5004 8205 3003 040
максимальная боевой (полезной) нагрузки2 8601600(2 760)(1 200)
максимальная взлетная8 400670084004 760
Скорость, км/ч:    
максимальная320300300240
крейсерская270245270200
Диапазон эксплуатационных перегрузок, единиц-0.5..+2.8 -0.5..+2.4-0.5..+2.64-0.5..+2.3
Боевой радиус действия, км24011025080
Дальность полета, км690590650400

Сравнительные тактико-технические характеристики вертолетов АН-1 и UH-1 различных модификаций приведены в табл. 2.

Для повышения характеристик маневренности и управляемости устанавливается новый стабилизатор увеличенной площади, оснащенный вертикальными шайбами. Применение более тяжелых по сравнению с ранее использовавшимися двигателей и хвостовой балки в целях сохранения заданной центровки потребовало установки на вертолете UH-1Y дополнительной секции фюзеляжа длиной около 0,53 м (перед сдвижной дверью). В ней размещены стеллажи для блоков аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования.

Основу БРЭО модернизированных машин составляют инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах с коррекцией по данным КРЫС "Навстар", радиовысотомер, радиосистема ближней навигации "Такан", ИК-станция переднего обзора на гиростабилизированной подвижной турельной установке (для UH-1Y с зоной обзора 360°) и комплект KB- и УКВ-радиостанций. Бортовой комплекс РЭБ включает станции предупреждения о радиолокационном (AN/APR-39A(V)2) и лазерном (AN/AVR-2 А) облучении, предупреждения о пуске ракет AN/AAR-47 и постановки пассивных помех AN/ALE-47 в составе четырех автоматов сброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей.

Ударный вертолет оснащается современной оптоэлектронной прицельной системой AN/AAQ-30, в состав которой входят ИК-станция переднего обзора, цветная телевизионной камера, работающая при низком уровне освещенности, и лазерный дальномер-целеуказатель. Основные элементы БРЭО соединены между собой мультиплексной шиной распределения данных стандарта 1553В. Для снижения информационной нагрузки на экипаж, кабины оборудуются цветными многофункциональными индикаторами и аппаратурой отображения информации на лобовом стекле.

Вооружение машины включает 20-мм автоматическую трехствольную подвижную пушку Ml97 (боекомплект 750 патронов, скорострельность до 690 выстр./мин), расположенную на турельной установке в носовой части фюзеляжа, и размещаемые на шести внешних узлах подвески на консолях крыла противотанковые управляемые ракеты "Тоу" или "Хеллфайр" с полуактивной лазерной и активной радиолокационной головкой самонаведения, противорадиолокационные ракеты AGM-122 "Сайдарм", авиационные кассеты CBU-55/B, 70-мм неуправляемые авиационные ракеты в семи или 19-тизарядных блоках, а также управляемые ракеты AIM-9 "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух". Максимальное количество подвешиваемого вооружения: до 18 УР "Сайдвиндер" или "Сайдарм", до 16 ПТУР "Тоу" либо "Хеллфайр", до четырех авиационных кассет или до 76 НАР. Максимальная масса боевой нагрузки увеличена до 1 800 кг, что на 500 кг больше, чем у вертолета модификации W.

После завершения модернизации машин показатель унификации основных элементов (хвостовая балка, силовая установка, гидравлическая и система энергоснабжения, БРЭО) составляет 85 % Первый переоборудованный вертолет AH-1Z "Супер Кобра" в 2005 году поступил для проведения войсковых испытаний, и после их успешного завершения в 2010-м началось полномасштабное производство этих машин. Текущими планами предусматривается приобрести 226 AH-1Z, из которых 58 единиц будут новыми, а оставшиеся - переоборудованными АН-1W.
Вертолеты UH-1Y также производятся серийно и с 2009 года применяются в Афганистане.

Зарубежное военное обозрение 2013 №1 с. 70-72

  

Смотрите также
Категория: Авиация | Добавил: pentagonus (10.03.2013) | Автор: Полковник Е. Белов
Просмотров: 9900 | Теги: UH-1, AH-1Z, UH-lN, Е. Белов, МП | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar